Главная Экономика и бизнес Будущее российского газа в ЕС

Будущее российского газа в ЕС

через Исмаил
0 комментарий 43

 

В предлагаемом тексте анализируются изменения в газовых отношениях между ЕС и Россией после вторжения на Украину в феврале 2022 года. Анализ начинается с описания того, как трубопроводный импорт сократился на 80% из-за требования платить за газ в рублях, приостановки действия многих действующих контрактов и саботажа трубопроводов Nord Stream. Сокращение оказало значительное воздействие на влияние «Газпрома» в ЕС, поскольку российская государственная компания, обладающая монополией на экспорт по трубопроводам, потеряла свой основной и наиболее прибыльный рынок сбыта и стала объектом многочисленных международных арбитражных разбирательств.

Напротив, несмотря на санкции, российская частная компания «Новатэк» успешно развивает сектор сжиженного природного газа (СПГ), завоевывая долю рынка в ЕС и поддерживая поставки после вторжения. Однако существуют сомнения относительно способности «Новатэка2 поддерживать свои проекты в условиях возросшего международного давления и потери важных западных коммерческих и технологических партнеров, что означает, что он вряд ли сможет заменить «Газпром2 по объемам и доходам и, таким образом, не представляет геополитического риска для компании. ЕС.

Основные мысли нашей статьи заключаются в том, что, в то время как ЕС пережил глубокий энергетический кризис, Россия не достигла главной цели своей газовой блокады: прекратить поддержку ЕС Украины. ЕС обнаружил, что он может обеспечить свои энергоснабжения, не завися от Москвы, и теперь ему необходимо определить стратегию, которая определит роль российского природного газа в европейском энергобалансе в будущем.

Политическая архитектура ЕС означает, что невозможность достижения единодушия среди государств-членов будет препятствовать разработке совместной политики и его способности достичь цели, поставленной в REPowerEU, – прекращения импорта российских углеводородов к 2027 году. Столкнувшись с тупиковой ситуацией в Совете ЕС, государства-члены должны разработать и внедрить свою собственную политику энергетической диверсификации и отсоединения от России, и это будет стимулировать фрагментацию и, на практике, предотвратит полный разрыв газовых отношений. Вполне вероятно, что российский газ продолжит поставляться либо по трубопроводу, либо в виде СПГ во многие государства – члены ЕС, которые решат не вводить строгие меры, даже после 2027 года. Однако объемы будут намного ниже, чем российский экспорт в ЕС до вторжения, поскольку Россия будет конкурировать с другими поставщиками (в первую очередь с североамериканским и катарским СПГ) в условиях декарбонизации и вероятного падения спроса в Европе.

Карта. Газопроводы и терминалы сжиженного природного газа (СПГ) в Европе. Источник: автор с данными Европейского космического агентства

Выводы

ЕС добился сокращения поставок российского природного газа по трубопроводам на 80%, не прибегая к нормированию энергопотребления и не отказываясь от своей политической, экономической и военной поддержки Украины. В то время как в 2021 году на долю России приходилось 42% европейского импорта природного газа, к 2023 году этот процент снизился до 14% (5,3% СПГ и 8,7% трубопроводного газа). Благодаря развитию новых мощностей по импорту СПГ и строительству межсетевых соединений ЕС вступил в новую фазу своего отказа от российского газа, развеяв опасения по поводу нехватки топлива. Сейчас цель состоит в разработке стратегии для определения будущего российского природного газа до 2027 года, даты, установленной в REPowerEU для прекращения закупок углеводородов из России.

В случае трубопроводного импорта можно исключить возобновление эксплуатации «Северного потока», в то время как по политическим причинам возобновление поставок через Польшу (трубопровод Ямал) представляется маловероятным. Срок действия украинского транзитного контракта истекает 31 декабря 2024 года, и Киев объявил о своем намерении не вести переговоры о продлении соглашения с «Газпромом». Хотя в последние месяцы, в рамках своих переговоров с Венгрией и Словакией, Украина открыла дверь для периодических поставок российского газа, продолжающихся после 2024 года, представляется очевидным, что эти потоки будут меньше, чем в настоящее время, и будут носить временный характер.

Такая ситуация означала бы, что только «Турецкий поток» будет использоваться для поставок природного газа немногочисленным оставшимся клиентам «Газпрома» в ЕС. Ожидается, что «Турецкий поток2 сможет поглотить незначительную часть объемов, перенаправляемых из Украины, начиная с 2025 года, главным образом для поставок в Словакию и Венгрию, что спровоцирует приостановку оставшихся долгосрочных контрактов, не обслуживаемых “Газпромом”, таких как контракты с Австрией и Италией. В то время как европейские страны реализуют планы диверсификации и остаются приверженными цели до 2027 года, Венгрия продемонстрировала свое намерение продолжать импорт российского газа, подписав новые долгосрочные контракты после вторжения. Хотя позиция правительства Виктора Орбана по отношению к Москве остается исключением в ЕС, она создает прецедент, который может подорвать волю тех государств-членов, у которых есть возможность продолжать получать российский газ по «Турецкому потоку».

В случае с ямальским СПГ страны ЕС продолжают соблюдать свои долгосрочные контракты, в то время как санкции технологически сдерживают новые проекты «Новатэка» (Арктический и Мурманский) и препятствуют приобретению логистических и технологических мощностей. Если закупка ледоколов и услуги по перевалке в европейских портах будут ограничены, значительная часть продукции Ямала, предназначенной для Азии, столкнется зимой с логистическими трудностями, в то время как ограничение доступа к западным технологиям задержит или даже парализует новые проекты в Арктике. Учитывая растущую ликвидность и гибкость мирового рынка СПГ, у импортеров газа из ЕС не должно возникнуть проблем с поиском альтернативных поставщиков в Россию, и теперь они смогут воспользоваться преимуществами новой совместной платформы закупок газа для согласования этих дополнительных объемов на совокупной основе. Будет сложнее согласовать коммерческие интересы ЕС в проектах «Новатэка» (такие как участие TotalEnergies, поставщиков инжиниринга и услуг или поставщиков коммунальных услуг с долгосрочными контрактами) с прекращением импорта российского газа и введением санкций в отношении СПГ и связанной с ним цепочки создания стоимости.

Любое решение о введении санкций требует единодушия государств-членов в Совете ЕС. Способность Брюсселя достичь такого консенсуса в отношении санкций в отношении России явно ослабла в последние месяцы, в частности, из-за вето Венгрии, а также из-за застоя в конфликте. Эта блокада положила начало новому этапу европейской энергетической политики в отношении России, в рамках которого обязательные к исполнению решения будут зависеть от желания каждого отдельного государства-члена. При таком сценарии «мягких правил» вполне вероятно, что «Газпром» и «Новатэк» будут стремиться использовать потенциальные европейские разногласия, предлагая выгодные условия тем покупателям, которые откажутся согласиться с призывами Еврокомиссии, на практике ограничивая возможность полного прекращения газовых отношений к 2027 году.

Несмотря на эту фрагментацию на политическом уровне ЕС, российский газ будет играть все более незначительную роль в Европе, конкурируя с другими поставщиками (в первую очередь с СПГ из США и Катара) в условиях декарбонизации и прогнозируемого падения спроса. Таким образом, в заключение можно сказать, что газовая блокада России провалилась, принеся в жертву самый прибыльный энергетический рынок страны, но не ослабив европейскую поддержку Украины.

Об авторе: Игнасио Урбасос Арбелоа – научный сотрудник Программы энергетики и климата Королевского института Элькано ( Испания). Он получил степень в области международных отношений в Университете Наварры и степень магистра в области международной энергетики в Парижском институте политических исследований. Он работал в Центре энергетики и климата Французского института международных отношений (IFRI), где разрабатывал свои исследования по инвестиционным стратегиям в европейском электроэнергетическом секторе и энергетической политике в Латинской Америке.

Eurasia Review

СВЯЗАННЫЕ ПОСТЫ

Оставить комментарий

Этот веб-сайт использует файлы cookie для улучшения вашего опыта. Мы будем считать, что вы согласны с этим, но вы можете отказаться, если хотите. Принимать