Главная Политика и общество Постпандемический сценарий: 100 млн человек обречены на смену профессии

Постпандемический сценарий: 100 млн человек обречены на смену профессии

через Времея и Мир
0 комментарий 123

Пандемия ускорила три тенденции, которые могут кардинально изменить сферу труда. Особенно сферы деятельности с высокой плотностью сосредоточения людей — медобслуживание, персональный уход, обслуживание клиентов, отдых и туризм, считают эксперты McKinsey

Удаленная модель работы и виртуальный формат совещаний будут использоваться реже, чем в разгар пандемии
Вероятно, самое очевидное последствие пандемии COVID-19 в сфере трудовых отношений — это кардинальное увеличение числа дистанционных сотрудников. Чтобы определить, в каких масштабах практика удаленной работы может сохраниться после пандемии, мы проанализировали ее потенциал для выполнения более 2 тыс. задач в рамках примерно 800 профессий в восьми странах.

Мы рассматривали только те виды деятельности, которые можно выполнять дистанционно без потери производительности, и пришли к выводу, что примерно 20–25% сотрудников в развитых странах могли бы работать из дома от трех до пяти дней в неделю. Это означает, что объемы удаленной работы могут увеличиться в четыре-пять раз по сравнению с уровнем до пандемии.

В этом случае вполне вероятно, что географическая структура занятости сильно изменится, поскольку многие люди и компании переедут из крупных городов в пригороды и небольшие города. Мы также выяснили, что определенными видами деятельности, которые технически можно выполнять удаленно, лучше заниматься в очном формате. Переговоры, принятие важных бизнес-решений, мозговые штурмы, предоставление обратной связи конфиденциального характера, адаптация новых сотрудников — примеры деятельности, эффективность которой может снизиться при переводе на удаленную модель.

После успешного тестирования удаленной модели в период пандемии некоторые компании уже планируют перейти на гибкие условия работы. Это позволит им снизить общую площадь необходимых помещений и уменьшить число сотрудников, присутствующих в офисах ежедневно. Результаты опроса 278 руководителей, проведенного McKinsey в августе 2020 года, показывают, что в среднем респонденты планируют сократить офисные площади на 30%. В итоге может снизиться спрос на услуги ресторанов и компаний розничной торговли в деловых центрах городов, а также спрос на услуги общественного транспорта.

Кроме того, переход на удаленную работу может существенно сократить объемы деловых поездок, поскольку в период карантина широкое распространение получили виртуальные совещания и другие новые элементы рабочего процесса.

Количество поездок с целью отдыха и туризма, скорее всего, восстановится после кризиса до прежнего уровня. В то же время объемы деловых поездок, обеспечивающих авиакомпаниям самую высокую прибыль, могут уменьшиться примерно на 20% относительно показателей, наблюдавшихся до пандемии. Если это произойдет, изменения окажут значительное влияние на занятость в коммерческой авиакосмической отрасли, секторе аэропортов, гостиничном бизнесе и секторе общественного питания.

В свою очередь, электронная торговля и другие виды виртуальных сервисов переживают стремительный рост. В период пандемии многие потребители открыли для себя удобство электронной торговли и других видов онлайн-услуг. В 2020 году темпы роста доли электронной торговли были в два-пять раз выше, чем до пандемии. Более того, примерно 75% людей, которые впервые воспользовались цифровыми каналами во время пандемии, утверждают, что будут пользоваться ими и после возвращения к нормальной жизни.

Другие виды виртуальных услуг, например, телемедицина, онлайн-банкинг и потоковые развлекательные сервисы, также стали более популярны. Число потребителей, воспользовавшихся услугой медицинских онлайн-консультаций через индийскую платформу Practo, с апреля по ноябрь 2020 года увеличилось более чем в десять раз. По мере восстановления нормальной экономической активности спрос на эти виртуальные услуги может снизиться, но с большой вероятностью он останется на значительно более высоком уровне, чем до пандемии.

Такой активный переход в цифровые каналы способствовал росту занятости в сферах доставки, транспортировки и складского хозяйства. Например, в Китае количество рабочих мест в секторах электронной торговли, доставки и рекламы в социальных сетях в первой половине 2020 года выросло более чем на 5,1 млн.

Автоматизация и внедрение технологий искусственного интеллекта (ИИ) ускорятся
В периоды рецессии для контроля затрат и снижения рисков неопределенности компании обычно использовали два способа: внедрение средств автоматизации и перестройку рабочих процессов. Это позволяло сократить долю должностей, на которых сотрудники выполняют в основном рутинные задачи. В июле 2020 года мы провели опрос, в котором приняли участие 800 топ-менеджеров из разных стран мира. Две трети респондентов заявили, что значительно или хотя бы в некоторой степени увеличивают инвестиции в автоматизацию и внедрение технологий ИИ. В этой связи можно отметить, что в Китае производственные показатели сектора промышленной робототехники к июню 2020 года поднялись выше допандемического уровня.

Многие компании внедрили средства автоматизации и ИИ на складах, в продуктовых магазинах, в call-центрах и на заводах, чтобы снизить плотность сосредоточения сотрудников на рабочих местах и справиться с резким повышением спроса. Все эти сценарии использования технологий автоматизации кореллируют с высокими показателями плотности сосредоточения людей. Согласно нашему исследованию, внедрение средств автоматизации и ИИ быстрее всего будет происходить, по всей вероятности, в тех сферах деятельности, где отмечается высокая интенсивность взаимодействия между людьми.

Структура занятости изменится
Тенденции, развитие которых ускорилось под влиянием COVID-19, могут более существенно изменить структуру занятости в разных странах, чем мы предполагали до пандемии. В частности, мы пришли к выводу, что в восьми странах структура занятости может оказаться совершенно иной. Сильнее всего коронавирус ударит по работникам в секторах общественного питания, продаж и обслуживания клиентов, а также по вспомогательному офисному персоналу с относительно низким уровнем квалификации.

Количество рабочих мест в сфере складской деятельности и транспорта может вырасти в результате развития электронной торговли и сервисов доставки. Однако этот прирост вряд ли сможет компенсировать сокращение множества низкооплачиваемых рабочих мест. Например, в США количество рабочих мест в секторах обслуживания и общественного питания может сократиться на 4,3 млн, в то время как в сфере транспорта оно может вырасти только на 800 тыс.

Спрос на работников в секторах здравоохранения и естественных наук, технологий, инженерного дела и математики (STEM) может расти быстрее, чем до пандемии, поскольку будет уделяться больше внимания здоровью людей в связи со старением и ростом доходов населения и будет возрастать потребность в специалистах, способных создавать, внедрять и поддерживать новые технологии.

До пандемии чистое сокращение количества рабочих мест происходило преимущественно в сферах профессиональной деятельности со средней заработной платой в производственном секторе и некоторых направлениях офисной работы и было связано с автоматизацией, в то время как количество рабочих мест с низкой и высокой заработной платой продолжало расти.

Тогда почти все низкооплачиваемые работники, лишившиеся своих мест, могли перейти на другие профессии с низким уровнем оплаты; например, работник, занимающийся вводом данных, мог перейти в розничную торговлю или сферу надомного медицинского обслуживания. В связи с тем влиянием, которое пандемия оказывает на низкооплачиваемые рабочие места, сейчас мы полагаем, что рост спроса на рабочую силу почти полностью произойдет за счет высокооплачиваемых профессий. В дальнейшем более половины уволенных низкооплачиваемых работников могут столкнуться с необходимостью освоить более высокооплачиваемые профессии, требующие других навыков, чтобы сохранить возможность трудоустройства.

Каждый 16-й будет вынужден сменить профессию
Поскольку количество рабочих мест, предположительно, вырастет в основном для высокооплачиваемых профессий и сократится  для низкооплачиваемых, переквалификация кадров, которая потребуется в предстоящие годы, будет отличаться широкими масштабами и высокой сложностью.

Согласно нашему постпандемическому сценарию, в восьми исследуемых странах к 2030 году более 100 млн работников, или каждый 16-й, будут вынуждены сменить профессию. Это на 12% больше по всем странам и на 25% больше в развитых странах по сравнению с нашим допандемическим сценарием.

До пандемии мы прогнозировали, что лишь 6% работников столкнутся с необходимостью искать места в более высокооплачиваемых областях профессиональной деятельности. В ходе нашего исследования мы пришли к выводу, что не только большему проценту работников, скорее всего, придется перейти из двух нижних разрядов заработной платы, но и что примерно половине работников в целом понадобятся новые, более продвинутые навыки, чтобы освоить профессию с заработной платой на один или даже два разряда выше.

Смена профессии определяется как процесс, обусловленный ликвидацией рабочих мест без их последующего восстановления при общем повышении спроса на рабочую силу.
Допандемический сценарий учитывает влияние восьми тенденций: автоматизация, рост доходов, старение населения, расширение использования технологий, изменение климата, увеличение инвестиций в инфраструктуру, повышение образовательного уровня и маркетизация неоплачиваемого труда. Постпандемический сценарий учитывает все тенденции допандемического сценария плюс ускоренное развитие автоматизации и электронной торговли, увеличение доли удаленной работы и сокращение объемов деловых поездок.
В Индии число работников, которым придется сменить профессию, в обоих сценариях остается одинаковым. Это связано с уменьшением количества мест в сфере обслуживания (вследствие ускоренной автоматизации), на которые могли бы перейти низкоквалифицированные строительные рабочие. Не учитываются сельскохозяйственные работники; если бы были учтены рабочие места в сельском хозяйстве, то число людей, меняющих профессию, до пандемии было бы ниже, чем после нее, поскольку во вторичный и третичный сектора переходило бы меньше людей.
Структура навыков, необходимых тем людям, которые вынуждены сменить род занятий, изменилась. Например, в Германии доля времени, связанного с использованием работниками базовых когнитивных навыков, может уменьшиться на 3,4 п.п., тогда как доля времени, связанного с применением социальных и эмоциональных навыков, возрастет на 3,2 п.п. В Индии доля совокупного рабочего времени, затрачиваемого с использованием навыков физического и ручного труда, сократится на 2,2 п.п., тогда как доля времени, связанного с применением технологических навыков, увеличится на 3,3 п.п.

В дальнейшем самые ощутимые изменения в структуре занятости могут произойти среди наиболее уязвимых категорий работников. Отчасти из-за их непропорционально высокой занятости в тех сферах трудовой деятельности, которые страдают от пандемии больше других. В США вероятность возникновения необходимости в смене профессии у людей без диплома колледжа в 1,3 раза выше, чем у тех, кто окончил колледж. Во Франции, Германии и Испании прирост числа работников, вынужденных сменить род занятий под влиянием связанных с пандемией тенденций, в 3,9 раза больше среди женщин, чем среди мужчин. Кроме того, необходимость в смене профессии будет чаще возникать у молодых работников, чем у работников постарше.

Компании и государство могут поддержать работников в смене профессии
Масштабы изменений на рынке труда диктуют компаниям и государственным органам необходимость принятия более срочных мер по поддержке программ дополнительного обучения работников.

В частности, компании могут проанализировать, какую работу можно выполнять дистанционно, ориентируясь не на должности, а на конкретные задачи. Кроме того, им следует более активно участвовать в переподготовке работников, как это делают Walmart, Amazon и IBM.

Некоторые организации упрощают для соискателей процесс смены рода занятий, акцентируя внимание не на дипломах, а на необходимых им практических профессиональных навыках. Используя удаленную модель работы, компании могут улучшить показатели этнического и культурного многообразия своих коллективов за счет привлечения сотрудников, которые по семейным и иным причинам не могут переехать в наиболее перспективные города, где до пандемии были сосредоточены лучшие кадры, капитал и возможности.

Компании и государственные органы могут совместно помогать людям в смене профессии. Например, в Евросоюзе в период пандемии была запущена программа Pact for Skills, в рамках которой предприятия и органы власти выделили €7 млрд на повышение квалификации почти 700 тыс. работников автомобилестроительной отрасли.

Наградой за эти усилия станет формирование более устойчивых, квалифицированных и высокооплачиваемых трудовых ресурсов, а также создание более стабильного и равноправного общества.

Какие сферы деятельности будут ощутимо меняться в долгосрочной перспективе
Сфера обслуживания клиентов. К ней относятся сотрудники, которые напрямую контактируют с клиентами в розничных магазинах, банках, почтовых отделениях и т. д. Работа в этой области характеризуется частым взаимодействием с незнакомыми людьми и требует присутствия на рабочем месте. Сегодня часть такой работы стала выполняться в каналах электронной торговли и с помощью цифровых сервисов; в дальнейшем эти поведенческие изменения, судя по всему, сохранятся.
Сфера отдыха и туризма. В ней трудятся работники, взаимодействующие с клиентами в гостиницах, ресторанах, аэропортах и развлекательных заведениях. Представители этой сферы ежедневно контактируют с множеством новых людей. Из-за COVID-19 в 2020 году большинство развлекательных заведений было закрыто, а аэропортам и авиакомпаниям пришлось работать в сильно ограниченном режиме. В долгосрочной перспективе вследствие перехода на удаленную работу, сокращения объемов деловых поездок и автоматизации некоторых профессий, например в секторе общественного питания, спрос на рабочую силу в этой сфере может снизиться.
Сфера офисной работы за компьютером. Охватывает офисы всех размеров и административные рабочие пространства в больницах, в судах и на фабриках. Для работы в этой области требуется лишь умеренная плотность сосредоточения людей и умеренная интенсивность личного взаимодействия. В развитых странах это самый крупный сектор, на долю которого приходится примерно треть всех работающих. Почти весь потенциал перехода на удаленную работу сосредоточен именно в этой сфере.
Сфера производства и ТОиР. Вне помещений охватывает строительные площадки, фермы, придомовые территории жилых и коммерческих зданий и другие открытые пространства. Пандемия COVID-19 почти не повлияла на работу в этой области, поскольку эта деятельность, осуществляемая полностью на открытом воздухе, предполагает незначительную плотность сосредоточения людей и слабую интенсивность личного взаимодействия. В Китае и Индии это самый крупный сектор, на долю которого приходится от 35 до 55% всех трудовых ресурсов.
Исследование компании Мак-Кинси. Автор: Сьюзан Лунд, Ану Мадгавкар, Джеймс Маньика, Свен Смит, Квейлин Эллингруд, Мэри Мини, Оливия Робинсон

Источник РБК   Pro

СВЯЗАННЫЕ ПОСТЫ

Оставить комментарий

Этот веб-сайт использует файлы cookie для улучшения вашего опыта. Мы будем считать, что вы согласны с этим, но вы можете отказаться, если хотите. Принимать