Главная Ислам и Современность Исламская экономика: лекарство для больного финансового мира

Исламская экономика: лекарство для больного финансового мира

через Исмаил
0 комментарий 27

Недавно Соединенные Штаты Америки стали свидетелями краха одного из своих крупнейших банков: Silicon Valley Bank (известного как SVB). Хотя не стоит слишком беспокоиться о случайном банкротстве банков, геополитическая напряженность, растущая инфляция во многих частях мира и постоянно нависающий меч глобального конфликта делают все более вероятным то, что мы можем стать свидетелями экономических страданий, подобных Великой рецессии конца 2007 года.

Напрашивается вопрос: в какой степени наша нынешняя экономическая система виновата в наших бедах? И предлагает ли ислам лучшее решение, которое привело бы к большему процветанию?

Хотя важно признать, что наш нынешний капитализм свободного рынка на протяжении многих лет был центром экономического процветания, мы должны сначала понять, какие аспекты этой системы по своей сути проблематичны.

 

Капитализм, долг и проценты

Распад Советского Союза в 1991 году ознаменовал триумф капитализма над социализмом. С тех пор капитализм стал единственной преобладающей экономической идеологией в мире.

Капитализм стремится стимулировать экономику, предоставляя предприятиям кредиты под проценты. Идея заключается в том, что если, например, предприниматель желает запустить новую бизнес-идею, для реализации которой требуется 500 000 фунтов стерлингов, он может занять деньги в банке по обязательному соглашению о том, что они должны быть возвращены банку с определенной суммой процентов. Это обеспечивает предпринимателя немедленными денежными средствами и позволяет банку обеспечить возможную прибыль. Это звучит довольно просто и на практике прибыльно.

Однако необходимо понимать, что, как и любая экономическая система, для того чтобы эта система работала на национальном уровне, она должна придерживаться концепции вторичной переработки.

Это означает, что предприятия должны получать прибыль, превышающую их долг, полученный за счет заимствований у банков. Затем эти предприятия должны продолжать тратить свою прибыль на своих работников, и эти работники также должны продолжать тратить свою заработную плату на другие предприятия и магазины. Это, в свою очередь, позволит предприятиям погасить свои долги и, для дальнейшего расширения и успеха, получить более крупные кредиты в банках (и повторить цикл). Следовательно, экономический результат предприятий должен оставаться больше, чем долг, который они несут. Турбулентная и неопределенная природа нашего мира полностью упускается из виду, и нет реального плана того, что делать, когда бизнес не приносит прибыли.

Хотя нельзя отрицать, что расходы, безусловно, являются ключом к здоровой экономике, проблема заключается в движущем факторе этих расходов – процентах.

Интерес проистекает из скупости человека. Банки и кредиторы стремятся зарабатывать деньги, не беря на себя риск тратить в первую очередь, снижая риск потери собственных доходов и богатства за счет нуждающихся. Это также поощряет нуждающихся (то есть заемщика) к расточительным тратам, поскольку дает большую сумму денег сразу и без особого внимания к тому факту, что ее нужно вернуть. Следовательно, наша нынешняя система является одной из крайностей как скупости, так и расточительности.

Священный Коран полностью отвергает это и искореняет ростовщичество и проценты, уча против скупости, расточительности и самого интереса. В нем признается, что скупость импонирует человеческой природе, но что богатый верующий должен стремиться приносить пользу обществу в целом своим богатством, а не прятать его подальше.

«И те, кто останавливает себя, – это успешные люди“И кто избавится от алчности своей собственной души – именно они добьются успеха». (Сура аль-Хашр, гл.59: аят.10)

Есть бесчисленное множество примеров, когда верующим предписывалось тратить на нуждающихся, с четкими категориями того, кто заслуживает их богатства.

Скажи, сколько добра ты потратил на родителей, родственников, сироту, бедняка и путника, и что бы ты ни делал доброго, Аллах – знающий об этом

«Скажи: “Что бы из хорошего и обильного богатства ты ни потратил, это должно быть для родителей, близких родственников, сирот, нуждающихся и путник. И что бы вы ни делали доброго, воистину, Аллах хорошо знает это». (Сура “аль-Бакара”, .2: аят.216)

Точно так же абсолютно ясен запрет на неосторожные траты:
Выбирай правильный, бедный, сын пути, и не растрачивай впустую۔ Транжиры были братьями сатаны, а сатана был неверен своему Господу
“И воздавай родственнику по заслугам, и бедному, и путнику, и не растрачивай [свое богатство] расточительно. Воистину, расточители – братья сатаны, а сатана неблагодарен своему Господу”. (Сура Бани Исраил, .17: аят.27-28)
На самом деле, добродетель верующих заключается в том, чтобы тратить в меру:
«А если они и тратили, то не тратили и не покупали, и среди них были
“И те, кто, когда тратит, не расточительны и не скупердяи, а умеренны между тем и другим». (Сура аль-Фуркан, гл.25: ст.68)

Далее Священный Коран обращается к истинной сути вопроса. В отношении поиска и выдачи займов Священный Коран категоричен: и кредитор, и заемщик должны стремиться выполнять свои обязанности наилучшим образом, за следующим исключением:

«И если какой-либо [должник] находится в стесненных обстоятельствах, то [предоставьте ему] отсрочку до более спокойного времени. И то, что вы отдаете это как милостыню, будет лучше для вас, если бы вы только знали» (Сура аль-Бакара, гл.2: ст.281)

Заемщик должен помнить о своей обязанности погасить кредит как можно быстрее; однако кредитор также должен проявлять гибкость в возврате одолженной суммы или, в исключительных обстоятельствах, должен вообще отказаться от погашения кредита. Это учит обе стороны общества признавать свои обязательства, но с важным замечанием о том, что заемщик – это тот, кто нуждается, и ему следует проявить снисхождение от имени его/ее бедственного государства.
И затем, существует прямой запрет на начисление процентов, который является катализатором обеих крайностей в расходовании средств.

يٰۤاَيُّهَا الَّذِيۡنَ اٰمَنُوۡا لَا تَاۡكُلُوا الرِّبٰۤوا اَضۡعَافًا مُّضٰعَفَةً ۪ وَاتَّقُوا اللّٰهَ لَعَلَّكُمۡ تُفۡلِحُوۡنَ
«О вы, которые уверовали! не поглощайте проценты, связанные с различными добавлениями; и бойтесь Аллаха, чтобы вы преуспели». (Сура Аль-и-‘Имран, гл.3: ст.131).

Таким образом, в то время как капитализм свободного рынка поощряет принцип «победитель получает все», учение ислама проявляет должное уважение к бедным и уязвимым и защищает их от эксплуатации.

Неравномерное распределение богатства

Действительно, удивительно, насколько современный капитализм свободного рынка настолько диаметрально противоположен учению Священного Корана и одновременно настолько пагубен для подавляющего большинства населения земли. Страдания бедных при капитализме свободного рынка – это не вопрос общественного мнения. Международный валютный фонд (МВФ) признает, что “10% самых богатых сегодня получают 52% всех доходов. Беднейшая половина получает всего 8,5 процента”. (www.imf.org/en/Publications/fandd/issues/2022/03/Global-inequalities-Stanley )

Что еще более тревожно, так это то, что богатые уже изобрели способы защитить свое богатство, во многом в ущерб мировой экономике. Банкиры – яркий пример. Если мы вернемся к нашему вышеупомянутому примеру с предпринимателем, занимающим 500 000 фунтов стерлингов в банке, банкир попытается вернуть одолженную сумму, как только она будет переведена заемщику. Они, например, будут поощрять обычных клиентов инвестировать в бизнес и покупать акции, скажем, по 100 фунтов стерлингов каждая. Как только будет продано 5000 акций по 100 фунтов стерлингов каждая, банкир назначит по ним процентную ставку, от которой выиграют акционеры, однако она будет меньше процентной ставки, взимаемой с первоначального заемщика (предпринимателя). Таким образом, банк по-прежнему будет получать прибыль и почти сразу же вернет 500 000 фунтов стерлингов, которые он одолжил, не дожидаясь, пока предприниматель вернет их обратно.

Как бы безобидно это ни звучало, это устанавливает опасную парадигму, при которой банки предоставляют кредиты всем и каждому, становясь незаинтересованными в том, будут ли им возвращены их кредиты в будущем или нет.

Это оказывает негативное воздействие на всю систему, поскольку долг догоняет экономическое производство, непосредственно нанося ущерб “переработке отходов”, необходимой для работы экономического колеса, и подталкивая его к рецессии.

Янис Варуфакис, один из самых известных экономистов последних лет, заявляет по этому поводу: «Черная магия банковского дела дестабилизирует рыночные общества. Это значительно усиливает создание богатства в хорошие времена и разрушение богатства в плохие времена, постоянно искажая распределение власти и денег». (Разговор с моей дочерью об экономике: Краткая история капитализма, Янис Варуфакис, стр. 64)

Если богатые хотят стать богаче, не рискуя своим состоянием, независимо от того, может ли в результате пострадать экономика в целом, накопление ими богатства неизбежно.

Закят: двигатель экономического роста

Из-за того, что мы так привыкли к нашим нынешним финансовым системам, мы неохотно принимаем решение. Однако Священный Коран изложил золотой принцип, который мир должен принять, если он хочет избежать ужасных последствий, связанных со свободным рыночным капитализмом.

Коран предлагает лучшее противоядие от процентов – закят. В то время как капитализм поощряет богатых увеличивать свое богатство за счет праздного капитала, ислам стремится тщательно контролировать праздный капитал, чтобы он принудительно возвращался обратно в национальную экономику.

Верующим, чей достаток превышает определенный порог, предписывается выплачивать причитающиеся 2,5% с любого имущества, которым не пользовались более года. Это побуждает богатых тратить свое богатство, а не копить его. Да, богатым разрешено накапливать богатство, но с оговоркой, что они должны выплачивать закят, который затем будет потрачен на бедных членов общины в соответствии с наставлениями Святого Пророка.

“Это [закят] должно быть взято у богатых среди них и отдано бедным среди них”. (Сахих Бухари, хадис № 537)
Следовательно, разрыв между богатыми и бедными сокращается, проблема задолженности решается, и цель, к достижению которой стремится процент (заставить богатых людей вкладывать свои деньги в экономику), достигается более справедливыми средствами. Вот почему Священный Коран категоричен в своем утверждении:
وَمَاۤ اٰتَيۡتُمۡ مِّنۡ رِّبًا لِّيَرۡبُوَا۠ فِيۡۤ اَمۡوَالِ النَّاسِ فَلَا يَرۡبُوۡا عِنۡدَ اللّٰهِ ۚ وَمَاۤ اٰتَيۡتُمۡ مِّنۡ زَكٰوةٍ تُرِيۡدُوۡنَ وَجۡهَ اللّٰهِ فَاُولٰٓئِكَ هُمُ الۡمُضۡعِفُوۡنَ
«Что бы вы ни платили в качестве процентов, чтобы увеличить богатство людей, это не увеличивается в глазах Аллаха; но что бы вы ни отдавали в виде закята, ища милости Аллаха, – это те, кто многократно увеличит [свое богатство]». (Сура ар-Рум, гл.30: ст.40).

Дело в том, что когда долг достигает своих пределов и становится непогашаемым, он должен быть списан, чтобы экономическая деятельность продолжалась. Закят не создает такой проблемы, на самом деле, он позволяет создать дружественное общество, свободное от несправедливой эксплуатации.

Следовательно, ответ на нашу экономическую борьбу заложен в исламской экономике, идеологии, которая столь же моральна, сколь и практична.

Al-hakam

 

СВЯЗАННЫЕ ПОСТЫ

Оставить комментарий

Этот веб-сайт использует файлы cookie для улучшения вашего опыта. Мы будем считать, что вы согласны с этим, но вы можете отказаться, если хотите. Принимать