Главная История и География Монастырь Святой Екатерины, Синай, Египет

Монастырь Святой Екатерины, Синай, Египет

через Исмаил
0 комментарий 161

 

Монастырь Святой Екатерины, расположенный у подножия горы Синай в городе Святая Екатерина, Египет, является одним из самых важных христианских монастырей в мире.

Это не только один из старейших действующих христианских монастырей, но и библиотека, в которой хранится вторая по величине коллекция ранних кодексов и рукописей в мире, уступающая по численности только библиотеке Ватикана.

Монастырь, который является православным, внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Он по своему священен для всех трех авраамических религий — иудаизма, христианства и ислама.

Он был основан в 565 году византийским императором Юстинианом I, а старейшие свидетельства о монашеской жизни в районе Синая датируются 381-384 годами.

Наряду с монастырем Святого Антония, расположенным на другом берегу Красного моря в пустыне к югу от Каира, монастырь Святой Екатерины является одним из старейших во всем мире.

Сегодня официальное название монастыря –« Священный автономный монастырь Святой Екатерины на Святой и Богоходимой горе Синай».

Монастырь находится в юрисдикции автономной православной церкви Синая, являющейся частью более широкой греко- православной церкви Иерусалимского патриархата.. Здесь находится старейшая в мире постоянно действующая библиотека.

Монастырь Святой Екатерины окружен массивной гранитной стеной толщиной 2,5 метра  и высотой 11 метров. Он успешно сдерживал врагов, поскольку на протяжении почти пятнадцати столетий ни разу не подвергался вторжению или разрушению, что является чудом на часто раздираемом войнами Ближнем Востоке.

Некая по имени Эгерия, которая путешествовала по Святой земле и горе Синай примерно в 381-384 годах, зафиксировала существование монашеской жизни в районе горы Синай.

Монастырь Святой Екатерины был построен по приказу императора Юстиниана I, который правил с 527 по 565 год.

Он возник вокруг часовни Неопалимой Купины, которая сама была построена по приказу Елены, матери императора Константина Великого, в IV веке около 329 г н.э. на том самом месте, где, как предполагается, Моисею явился сам Бог в образе Неопалимой купины.

На территории монастыря растет живой куст, предположительно с корнями из того же куста, который видел Моисей.

Название монастыря происходит от имени Екатерины Александрийской, христианской мученицы, которая, согласно легенде, первоначально была приговорена к смертной казни через колесование, дробящее кости скелета.

Однако, когда ужасные пытки не смогли убить ее, она была обезглавлена. Предание гласит, что во время казни по ее шее вместо крови стекала жидкость, похожая на молоко. Позднее, ангелы отнесли ее останки на гору Синай. Где-то около 800 года монахи из Синайского монастыря обрели ее мощи..

К 7 веку монастырь находился в тяжелом кризисе, главным образом из-за арабского завоевания этого района. Согласно источнику, к 808 году число монахов в монастыре сократилось до тридцати, и христианская жизнь в районе Синая прекратилась.

Но монастырь не исчез. Согласно преданию, отцы монастыря обратились в 625 гза защитой к самому Мухаммеду, который видел в христианах братьев по вере. Тогда небольшое войско тогда еще также малочисленной общины мусульман совершило поход к восточным, сирийским рубежам Византии, причем не с только с военными целями, сколько для того, чтобы сообщить о возникновении общины, исповедующей чистое Единобожие в новой форме.

 

Фирман пророка Мухаммада

Мохаммед принял просьбу монастыря о предоставлении иммунитета и подписал документ, известный как «Аштинам (фирман) Мухаммеда», предписывающий его последователям защищать монахов монастыря Святой Екатерины. В оригинале он написан на куске кожи газели, на арабском языке куфическим квадратообразным письмом с отпечатком ладони Мухаммада, который, как известно, был неграмотным. К тем же временам относится и хадис (высказывание Мухаммада) о запрете во время военных действий убивать стариков, немощных и монахов, как носителей мудрости. Кроме того, согласно мусульманскому жизнеописанию Мухаммада (сира) первым, кто разглядел знаки пророчества на теле тогда подростка Мухаммада был сиро-христианский монах Сергий Бахира. В его монастыре остановился караван его дяди Абу Талиба, который следовал в Сирию с товарами. В ту поездку дядя взял с собой и племянника.

Библиотека монастыря Святой Екатерины

Монастырь Святой Екатерины на Синае стал центром не только духовного подвижничества (среди его насельников наиболее известными были Нил Постник и Иоанн Лествичник)
В библиотеке монастыря хранится настоящее сокровище ранних кодексов и рукописей – коллекция, которая является второй по величине после библиотеки Ватикана.

В нем содержатся тексты на греческом, арабском, армянском, иврите, грузинском, сирийском и удинском языках неизмеримой ценности. Есть свидетельства того, что рукописи были созданы на Синае в 7 веке.

Самые ранние синайские рукописи были практическими текстами, предназначенными либо для использования в религиозных службах, либо для вдохновения монахов, живших в этом районе.

Письменные принадлежности для рукописей были доставлены на Синай с большим трудом. Ухудшение качества текстов в результате использования было ограничено сухим и стабильным климатом, а крайняя изолированность монастыря защитила его от разрушения.

Полки библиотеки украшают рукописи на одиннадцати языках, причем тексты преимущественно греческие. Важные коллекции на арабском, сирийском, христианско-палестинском, арамейском, грузинском и славянском языках также хранятся в библиотеке монастыря Святой Екатерины.

Синайские рукописи необходимы для изучения Священных Писаний. Есть также рукописи классических греческих текстов, особенно важных медицинских книг.

Некоторые из синайских рукописей сами по себе являются великолепными произведениями искусства, с позолоченными буквами и яркой иллюминацией, созданными в Константинополе в 10, 11 и 12 веках, когда город был на пике своего развития как центр культуры и христианской веры.

Наиболее важными среди рукописей являются Синайский кодекс возрастом 1600 лет, который содержит христианскую Библию на греческом языке, включая старейшую полную копию Нового Завета.

Другой бесценной рукописью является Сирийский кодекс, древняя копия Евангелий на сирийском языке, также относящаяся к 4 веку.

Бесценный Сирийский кодекс Евангелие от Матфея на древнесирийском языке

Синайские палимпсесты

Самые древние рукописи были написаны на пергаменте, изготовленном из шкур животных, которые растягивались и разглаживались, что является узкоспециализированным и дорогостоящим ремеслом.

Если писцу нужно было написать текст, но под рукой не было пергамента, он мог взять рукопись, которая считалась менее важной, и стереть текст, написав новый текст поверх старого.

Этот тип работ, написанных дважды, известен как палимпсест. Синай был довольно изолирован с VII по XI века, поэтому повторное использование пергамента часто было единственным способом создания новой рукописи.

Однако слабые следы оригинальных текстов часто сохранились под более поздними текстами. Во многих случаях оригинальный текст сегодня представляет больший интерес для ученых. К настоящему времени в библиотеке монастыря Святой Екатерины было найдено 160 палимпсестов.

В последние несколько лет технология, называемая мультиспектральной визуализацией, делает основной текст на пергаменте четким и разборчивым.

Это сложный процесс, который включает в себя съемку изображений в красном, зеленом и синем свете и объединение их с помощью компьютерного программного обеспечения для создания высококачественных цветных снимков. Такая технология – лишь одно из средств, с помощью которого мы можем продолжать восхищаться многочисленными сокровищами монастыря на горе Синай.

Сегодня монастырь является одним из центров экскурсионного туризма и паломничества в Египет. Его главные святыни – храм Преображения, часовня Неопалимой Купины и колодец Моисея, около которого по ветхозаветному педанию и произошла встреча Моисея с дочерьми царя Мадиамского Итро.

Храм преображения (внутренний вид)

Часовня  Неопалимой купины и наследник “того самого” куста

Колодец Моисея

Здесь же хранятся и обретенные мощи св. Екатерины.

Для современного православного паломника этот монастырь важен тем, что здесь как бы в духовной атмосфере исторического и незамутненного православия встретились как бы три единобожные религии – иудаизм, христианство и ислам. Кроме того, монастырь важен именно для русских паломников поскольку , наверное, только в нем можно совершить требы и таинства без сомнений в допустимости этого для членов Русской православной церкви Московского патриархата. Дело в том, что значительная часть скаральных мест мирового православия на Ближнем Востоке находится в юрисдикции Константинопольского и Александрийского Патриархатов. С ними РПЦ по ряду субъективных причин политико-правового характера прекратила в последние годы каноническое общение. А монастырь св. Екатерины находится в ведении Иерусалимского патриархата, с которым общение у РПЦ сохранилось в полной мере.

Да и не создает таких уж сильных сложностей для обычных паломников это прекращение канонического общения. Этот акт вовсе не означает, что богослужения и таинства в этих церквах безблагодатны. Кстати, Святая гора Афон тоже находится в юрисдикции Константинополя, тем не менее паломничества русские туда продолжаются. Многие также указывают на ситуацию в Абхазии, где чадам ЧПЦ запрещено с молитвенными целями посещать Новый Афон. Но там абсолютно другая ситуацию, святыню просто захватили клирики, запрещенные священноначалием в служении и которых не взяла пока под свой омофор ни одна из канонических поместных церквей. Поэтому тамошние богослужения, требы и преподание таинств безблагодатны не только для чад русской, но и других церквей.
Так что есть смысл вспомнить, несмотря на сложныю обстановку и «безбожный» курс доллара и евро. Землю Ближнего востока с многочисленными и поистинну бесценными следами священной истории.
Иван Нелюбов, продолжающий паломник

Фото автора

СВЯЗАННЫЕ ПОСТЫ

Оставить комментарий

Этот веб-сайт использует файлы cookie для улучшения вашего опыта. Мы будем считать, что вы согласны с этим, но вы можете отказаться, если хотите. Принимать