Главная История и География Паломнический путь в Каширу

Паломнический путь в Каширу

через Исмаил
0 комментарий 59

Все-таки хорошо быть историком. Эта профессия означает , что у тебя в голове сидит некая маленькая, но надежная и работоспособная машинка времени, позволяющее тебе вновь вернуться во времени назад, на несколько месяцев, а если события той давности связаны с более ранними временами , то и дальше. Вот так происходит и с нашим паломничеством в Каширу, которое мы продолжаем описания, после некоторого перерыва в работе портала «Время и мир» вызванного некоторыми техническими проблемами.
Итак, пасмурным, но не дождливым октябрьским днем, когда вокруг еще зелено и лишь кое-где природу затронула желтизна, мы, переехав мост через Оку, въезжаем в Каширу, после посещения белопесоцкого монастыря.
Первое впечатление от города- он маленький, тихий и сонный. Такая чувствуется «уездность» во всем. Дома в основном одноэтажные, много частного сектора. А немногочисленные «хрущевские» пятиэтажки выглядят здесь настоящими небоскребами. Немного расцвечивают пейзаж цветные рекламные вывески коммерческих предприятий и сетевых продуктовых магазинов. И эта провинциальность современной Каширы имеет под собой основания – фактически закрылось градообразующее предприятие Каширская ГРЭС и вся активная жизнь переместилась в расположенный неподалеку современный и развивающийся город Ступино. Но есть даже и таких «сонноуездных» городках и своя привлекательность. Особенно для паломников, которые понимают, что именно в таких городах многие столетия, для людей жизнь церковная, была своеобразным окном в мир. И отпечаток этого во многом сохранился до наших дней.
В Кашире несколько храмов- Введения во храм Пресвятой Богородицы, Успенская церковь, храм Николы Ратного, Все эти храмы построены в начале XIX cтолетия и строго выдержаны в тогдашнем господствующем стиле

классицизма. Масштабность храмов для такого небольшого города явное свидетельство того, что в маленькой Кашире все они были востребованы.

 

     Главные храмы Каширы Введенский, Николы ратного и Успенский собор

На Западной окраине этого городка именуемого ныне Старая Кашира находится Никитский женский монастырь. Монастырь посвящен св. Никите Готскому , христианскому мученику IV века , проповедовавшему христианство, среди своих соплеменников германского племени готов , тогда проживавших на восточноевропейских территориях. Его не надо путать с т.н. Никитой Бесогоном, чье жите до сих пор считается церковью апокрифическим ( то есть не до конца каноническим).

Почему такой столь далекий от жизни среднерусского уезда святой вдруг оказался здесь. Дело в том, что в XVIII веке здесь был приходской деревянный храм св. Никиты. Рядом находится старое городское кладбище при котором существовала богадельня. И вот, начиная с первой половины XIX века это место становится местом духовного подвига, пусть и уездного масштаба, но у Бога для таких дел масштабов нет.

На территории никитского монастыря
С 1815 года старостой никитской церкви был местный купец Федор Руднев. На его средства и была открыта богадельня. В 1862 году здесь была основана женская община, преобразованная в 1884 году в женский общежительный монастырь. Кстати, главная Никитская церковь монастыря строилась более 30 лет с 1823 по 1855 гг. Такое дяительное время объяснялось тем, что Руднев долго не мог, выражаясь современным языком найти спонсоров и инвесторов для своего проекта. И в результате он решил действовать собственными силами, так как владел кирпичным заводом. В такой ситуации, что называется, флаг в руки…

Духовная жизнь богадельни связана в значительной мере с личностью инокини Фомаиды инокиней известной в ту пору Горицкой обители. Тогдашним митрополитом Московским Филаретом (Дроздовым) она была направлена в Тулу, где познакомилась с помещицей Раевской, задумавшей создать в своем имении Поповка женский монастырь. Эту идею поддержал архиепископ Тульский Дамаскин, но неожиданно помещица скончалась, ее наследники решили использовать имение для земных дел. Тогда Фомаида обуреваемая жаждой активной деятельности обратилась к тульскому архиерею, чтобы он дал ей новое послушание. И она была направлена в Каширу для открытия женской общины. В декабре 1845 г. Фомаида пришла пешком из Тулы в Каширу, где и познакомилась с купцом Федором Рудневым занимавшимся созданием монастыря. И все последние четверть века своей жизни монахиня посвятила монастырю. Она ввела в нем строгий общежитийный устав, и руководила монастырем преодолевая многие трудности. Прожила монахиня 90 лет (1778-1868) и похоронена в ограде монастыря, здесь и доныне сохранилась ее могила).

Ансамбль монастыря развивался в архитектурном смысле вплоть до начала прошлого столетия, когда в 1889-1894 гг на средства Озерского мецената-фабриканта Михаила Моргунова стараниями тогдашней игуменьи Тихоны (Ладыженской) был построен в новорусском стиле (это единственный храм такого стиля в городе и округе) и сегодня он является архитектурной доминантой монастырского ансамбля монастыря.

В принципе, если паломник отправляется в паломничество с целью благочестиво поклониться православным древностям ( что имеет свою важность для укрепления веры), то «уездная» Кашира может показаться не самым интересным для этого местом. Но если постоянно иметь в виду, что церковь и ее история – это прежде всего жизнь и судьбы конкретных людей, которые и делают церковь «живой», то здесь любопытного паломника при посещении Каширы ожидает маленькое, но настоящее открытие.

Казалось бы какая тесная связь может существовать между Успенским собором г. Каширы и находящимся в нескольких десятках метрах от него Краеведческим музеем, занимающим здание бывшего райкома КПСС

Каширский краеведческий музей

. Настоятелем Успенского собора, ныне главного храма города с 19933 по 1998 гг. был протоиерей о. Николай. А в краеведческом музее развернута выставка посвященная известному в советские времена астрофизику, исследователю стак называемых «серебристых облаков» Николаю Ивановичу Гришину. Ежегодно в его память в Кашире летом проводится фестиваль «серебристых облаков». Поскольку лето- наилучшее время для наблюдения за этим феноменом.. Так вот настоятель Успенского собора о. Николай и астрофизик Николай Гришин- это один и тот же человек.

Протоиерей  Николай Гришин
Николай Иванович Гришин родился 2 апреля 1925 года в Москве. Еще в детстве он соорудил свой первый самодельный телескоп и совершенно по взрослому всерьез занялся астрономией. Уже в 14 лет он был принят в члены тогда существовавшего астрономо-геодезического общества. В 1943 году добровольцем, Николай Гришин ушел на фронт был трижды ранен, в том числе тяжело в боях под Старой Руссой. После войны он работал лаборантом в отделе астрофизики известного Астрономического института имении П.К. Штернберга и обучался на оптико-механическом факультете Московского института геодезии аэрофотосъемки и картографии.
Но будучи таким вот вроде бы типичным «физиком», технарем, Николай Гришин, еще в детстве получил огромный заряд духовности, от брата матери, философа-самородка Сергея Демешкина. В записях ученого, нашлись «философские размышления Сергея Демешкина», которые этот человек еще в детстве внушил будущему священнику и ученому. Приведем их здесь целиком

Никогда ни с чем не спеши
Работай, сколько можешь
Никогда не ленись
Приобретай самое нужное тебе
Избегай злых людей
Не обещай никому ничего.
Не скупись и не расточай зря
Праздно время не проводи
Слова береги, говори только доброе
Береги свое здоровье- это дар Божий
Не объедайся это вредно для здоровья
Не голодай много можешь заболеть
Избегай ссор, живи мирно\Живи спокойно и мирно
Не распутничай
Избегай долгов
Не отказывай бедному
Живи на доход от труда своего
Не завидуй на чужое
Лишнее отдай бедному.

Еще на фронте. видя своими глазами все ужасы войны и смерти близких людей, Николай Гришин обратился к вере в Бога. Первые свои посещения церкви он начал еще в ранние 70-е гг, будучи сначала простым прихожанином, а позднее исполнял также обязанности псаломщика. Но в те времена было трудно, если не невозможно, совмещать профессиональные занятия наукой и открыто исповедовать веру. И в 1979 году на пике своей научной карьеры Николай Гришин кладет партбилет на стол и заявляет о своем желании принять сан священника. Его поступок вызвал в научных кругах мягко говоря,  недоумения, но никто никаких мер в связи с этим предпринимать не стал. Есть сведения, что духовным наставником Николая Гришина был известный старец Псково-Печерского монастыря о. Иоанн Крестьянкин, который в конечном итоге и повлиял на окончательный духовный выбор ученого.

В 1979 году отец Николай в Риге был рукоположен во священники и до начала 90-х служил в храмах Латвии, прежде всего в Даугавпилсе, население которого в те времена была преимущественно русским. Это служение продолжалось вплоть до начала 90-х, когда в Прибалтике сильно задули ветры сепаратизма и национализма. Тогда священник по просил перевести его на служение в Россию. Сначала он помышлял о Старой Руссе, в городе, в жестоких боях под которым произошло его обращение. Но священноначалие решило иначе, и он был направлен настоятелем вновь открытого Успенского собора в Кашире (надо заметить, что в советское время в городе действовал только один храм св. Флора и Лавра). Так же есть сведения, что его благословил на служение в Кашире и о. Иоанн Крестьянкин.  С первого ноября 1993 года о Николай стал настоятелем Успенского собора и благочинным Каширского округа. одновременно он продолжал изучать серебристые облака как астроном.

В декабре 1996 года о. Николай поехал в село Стародуб под Каширой, где планировалось восстановление церкви. Предполагали, что поездка не займет много времени и священник не взял с собой теплых вещей, поехав в одной рясе. На обратном пути машина заглохла и оставшуюся до Каширы часть пути пришлось преодолевать пешком. Легко одетый батюшка заболел тяжелой формой пневмонии, от которой, видимо, так и не оправился. Второго января 1998 года о. Николай отошел ко Господу. И это была огромная потеря для всего города.
Отец Николай установил тесные связи с городской общественностью и с краеведческим музеем, которые начались в общем-то с простой вещи- священник попросил уборщицу музея по возможности прибираться в недавно открытом Успенском храме. После ухода священника, его потомки передали в краеведческий музей его научный архив и множество уникальных фотографии. С тех пор в Кашире в конце июня проходит ежегоднsй фестиваль «Серебристых облаков» в котором принимают участие ученые в том числе и зарубежные

Такие они серебристые облака

Серебристые –облака удивительный феномен природы. Их необычная форма и внутреннее серебристое свечение обусловлено, является следствием проникновения в атмосферу из открытого космоса метеоритной пыли. Но о. Николай Гришин, ужн будучи священником сформулировал и метафизическую гипотезу происхождения этих облаков, в основе своей не противоречащую научному видению проблемы. Он считал, что серебриcnые облака- суть видимое воплощение встречи мира земного и мира горнего и возможно в них как-то присутствуют и души ушедших людей.
Вот такая уникальная встреча, демонстрирующая гармонию науки и православия ждет паломника в тихой и такой «уездной» Кашире.
Покинула наша группа Каширу уже затемно, помолившись на дорогу в уже упомянутом yикогда не закрывавшемся храме Флора и Лавра. Намоленноссть храма ощущаешь чисто физически- в нем значительно теплее, чем в «новооткрытых» церквах.

“Намоленный” храм Флора и Лавра
На обратном пути по дороге в Москву. Вашему покорному слуге, начинающему паломнику под монотонную мелодию автобусного двигателя удалось поразмышлять о паломничестве, православном конечно же.

Так куда ж мы все-таки съездили в этот раз в паломничество или на познавательную экскурсию? Мне представляется определение где-то серединное наиболее правильным- паломническая экскурсия. Вряд ли современные верующие, в чью картину мира входит не только религиозная жизнь адекватно воспримут поклонение святым местам только с молитвами и совершениями каких-либо других ритуальных действ, как это было скажем, в позапрошлом столетии. Когда религиозный взгляд на мир бы лболее цельным и преоболадающим. Цель же современного паломника, взгляды которого, как не крути, а сформировались в «безрелигиозное» советское время, необходимость прежде всего познакомиться с российской православной историей и культурой, через ее памятники. И этим почувствовать живое присутствие веры во все времена, вплоть до настоящего. Все это не может послужить ничему иному, кроме как укреплению веры. Вот почему ваш покорный слуга полагает, что стержнем миссии Церкви на данном направлении должна стать именно паломническая экскурсия, в которой с современным человеком и его познавательными интересами говорят современными методами и современным языком. Именно это даст реальный эффект и приведет в ограду церкви тех. кто пока еще ходит вокруг да около этой ограды.
Иван Нелюбов, начинающий паломник.

СВЯЗАННЫЕ ПОСТЫ

Оставить комментарий

Этот веб-сайт использует файлы cookie для улучшения вашего опыта. Мы будем считать, что вы согласны с этим, но вы можете отказаться, если хотите. Принимать