Ихтис или ихтиюс, от греческого ikhthūs – это символ, состоящий из двух пересекающихся дуг, концы правой стороны которых выходят за пределы места встречи таким образом, что напоминают силуэт рыбы.
Символ ихтиса (или «рыба Иисус») – это знак, обычно используемый для обозначения принадлежности к христианству. Рыба изначально была принята ранними христианами в качестве тайного символа задолго до того, как символом стал крест:
Название рыба основано на первых буквах греческих слов, обозначающих Иисуса Христа. Греческое слово, обозначающее рыбу, – «Ихтиюс», которое также является аббревиатурой от полного титулования Иисуса.
Использование символа Ихтюс (ΟΧΘΥΣ) ранними христианами, по-видимому, датируется концом первого века н.э. Ихтиюс – это аббревиатура, слово, образованное из первых букв нескольких слов. Оно означает «Сын Спаситель Иисус Христос, Божий» в переводе с древнегреческого “Ἰησοῦς Χριστός, Θεοῦ Υἱός, Σωτήρ”.
Йота – первая буква от Иисус (Ἰησος), по-гречески Иисус.
Хи – первая буква от Христос (Χριστός), по-гречески “помазанный”.
Тета – это первая буква Теоу (Θεοῦ), что означает “от Бога”, родительный падеж Θεóς “Бог”.
Упсилон – это первая буква Хуэйос (νἱός), что по-гречески означает Сын. “upsilon”, которое в прошлые века иногда транслитерировали как английскую “u”, но лучше произносить как “y”. Это потому, что upsilon на самом деле является буквой “Y”.
Сигма – это первая буква слова “Сотер” (ΣωτήΡ), по-гречески означающего Спаситель.
Исторически сложилось так, что использование мотива ихтиюса в двадцатом веке является адаптацией, основанной на раннехристианском символе, который включал маленький крестик для глаза или греческие буквы “ΙΧΘΥΣ”.
«Я один из вас»
Ранняя церковь подвергалась жестоким преследованиям, и поэтому, стремясь свести к минимуму жертвы, они тайно общались с помощью этого символа рыбы. Например, если дом был дружелюбен к христианам, на дверном косяке мог быть изображен силуэт рыбы.
Согласно традиции, древние христиане во время гонений со стороны Римской империи в первые несколько столетий после Иисуса (as) использовали символ рыбы для обозначения мест встреч и гробниц или для того, чтобы отличать друзей от врагов:
Согласно одной древней истории, когда христианин встречал на дороге незнакомца, тот иногда рисовал в грязи одну дугу простого контура рыбы. Если незнакомец рисовал другую дугу, оба верующих знали, что они в хорошей компании.
Рыбы продолжают появляться в Новом Завете
Рыба имела большое значение для христиан из-за многочисленных рассказов из жизни Иисуса (ас), связанных с рыбой:
Согласно Евангелию от Марка 1:16 – Когда Иисус (ас) шел вдоль Галилейского моря, он увидел Симона и его брата Андрея, закидывающих сеть в озеро, потому что они были рыбаками. «Идите за Мной, – сказал Иисус (ас), – и Я сделаю вас ловцами человеков».
Опять же, согласно Евангелию от Луки, Иисус (ас) находится в лодке, принадлежащей Симону, и он велит ему зайти на глубокую воду и забросить свои сети. Когда они сделали это, согласно Евангелию от Луки 5:6, «они поймали такое большое количество рыбы, что их сети начали рваться”, Иисус (ас) позже сказал им: “Не бойтесь; отныне вы будете ловить людей».
Также в Евангелии от Иоанна 21:5-11 упоминается, что они вытащили 153 рыбы. Когда они возвращаются на берег со своим уловом, Иисус (ас) ждет их и приготовил немного рыбы, чтобы они могли поесть.
Ученики Иисуса (ас) были так обеспокоены тем, как они собираются накормить огромное собрание людей, пришедших послушать его послание, что сказали Иисусу (ас): “У нас здесь только пять буханок хлеба и две рыбы”. (Матфея 14:17). Иисус (ас) помолился Богу, а затем преломил хлеб и рыбу, и все собрание ели, пока не насытились, и у них еще оставались корзины с запасными кусками хлеба. (также Марка 6:38 и Луки 9:13, Иоанна 6:9)
В Евангелии от Матфея 13:47-50, притче о вытягивании сети, Иисус (ас) сравнивает ангелов, отделяющих праведников от нечестивых в конце этого мира, с рыбаками, сортирующими свой улов, сохраняющими хорошую рыбу и выбрасывающими плохую.
В Евангелии от Матфея 17:24-27 на вопрос, платит ли его Учитель храмовый налог (или две драхмы), Симон Петр отвечает “Да’. Иисус (ас) велит Петру пойти к воде и забросить удочку, сказав, что во рту рыбы найдется монета, которой хватит на них обоих. Петр делает это и находит монету.
В Воскресении есть что-то подозрительное…
Рыба используется Иисусом (ас) для описания «Знамения Ионы». (Матфея 12:38-45) Это символ воскресения Иисуса (ас), на котором основана вся христианская вера. (1-е Коринфянам 15:1-58)
Иона 1:17 “Но Господь дал большую рыбу, чтобы она проглотила Иону, и Иона был внутри рыбы три дня и три ночи”. Находясь внутри рыбы, Иона (ас) горячо молился Богу о спасении его, и, согласно Ионе 2:1, “и повелел Господь рыбе, и она извергла его на сушу”.
Святая Библия свидетельствует, что Иона (ас), по милости Божьей, остался в чреве рыбы живым, вышел оттуда живым, и его народ в конечном счете принял его.
Иисус предсказал, что его судьба будет такой же, как у пророка Ионы в исламе Юнуса.
Когда его попросили о знамении, Иисус (ас) сказал:
«Нечестивое и прелюбодейное поколение просит о чудесном знамении! Но никому не будет дано этого, кроме знамения пророка Ионы. Ибо как Иона был три дня и три ночи во чреве огромной рыбы, так и Сын Человеческий будет три дня и три ночи в сердце земли» (Матфея 12:39,40).
Точно так же, как Иона (ас) оставался живым во чреве рыбы в течение трех дней, Иисус (ас) оставался живым в гробнице в течение трех дней, и Иисус (ас) сравнил свое трехдневное пребывание в гробнице с тремя днями, которые Иона (ас) провел во чреве рыбы.
Иисус (ас) молился и знал, что Бог спасет его от проклятой смерти на кресте, поэтому, основываясь на божественном откровении, он предсказал, что он не умрет на кресте, скорее, подобно пророку Ионе (ас), он будет только в состоянии комы. В пророчестве, рассказанном в виде притчи, он намекнул, что выйдет из недр земли и присоединится к своему народу и будет почитаем, как Иона (ас). Это был случай выживания, а не воскресения, как это трактует церковное христианство.
После того, как он выжил, Иисус (ас) позже явился Своим ученикам в телесном облике и спросил их: « У вас есть что-нибудь поесть?» Они дали ему кусок жареной рыбы, и он взял его и съел в их присутствии.” (Луки 24:41-43).
Необходимо задать вопрос: если Иисус (ас) был воскрешен после смерти, как получилось, что его духовное тело все еще могло переносить раны, нанесенные ему на кресте, и какая у него была потребность в пище?
Если Иисус (ас) не вошел в сердце земли (гробницу) живым и не вышел оттуда живым, то в чем сходство этих двух знамений? Иисус (ас) обещал показать только одно знамение миру поколения своего времени, но даже если это знамение не подтвердилось, есть ли что-нибудь, подтверждающее его правдивость?
В этом вопросе кроется очень глубокий и вдохновляющий на веру ответ.
Примечание: Библейские ссылки взяты из Новой международной версии Библии 1986 года – Hodder and Stoughton Ltd.
Об авторе: Билал Аткинсон – редактор раздела “Христианство” журнала Review of religions . Он офицер полиции в отставке, более двух десятилетий проработавший в криминалистической экспертизе мест преступлений. Он также является президентом Хартлпульского отделения Ахмадийской мусульманской общины Великобритании.
Review of religions