Главная Мир сегодня Каспийский регион: Пересечение религиозной культуры и растущей геополитической динамики

Каспийский регион: Пересечение религиозной культуры и растущей геополитической динамики

через Исмаил
0 комментарий 33

Каспийский регион является одной из ключевых экономических зон мира. В регионе проживает более 270 миллионов человек, на долю региона приходится 12,6% мирового экспорта энергоносителей.

На первый взгляд, Каспийский форум, завершившийся в начале декабря 2023 года, демонстрирует огромные неиспользованные возможности для бизнеса и геополитические последствия. В связи с развитием геополитической ситуации, неуклонно поднимающейся на новые высоты и претерпевающей изменения парадигмы, форум имеет ярко выраженную позитивную политическую окраску. Но его исторические корни и географическая взаимосвязанность придают пяти прибрежным государствам своеобразие и, в то же время, открывают огромные возможности для налаживания масштабного сотрудничества. Как известно, в «Каспийскую пятерку», созданную в августе 2019 года, входят Россия, Азербайджан, Иран, Казахстан и Туркменистан.

Каспийский регион является одной из ключевых экономических зон мира. На долю региона, где проживает более 270 миллионов человек, приходится 12,6% мирового экспорта энергоносителей и 7% мирового экспорта сырьевых товаров. Признавая эти ресурсы, Россия вносит значительный вклад в обеспечение стабильности и процветания в Каспийском регионе, в сохранение его биологического разнообразия и высоких экологических стандартов, в модернизацию своих портов и прибрежной инфраструктуры, а также в модернизацию своего флота.

По оценкам экспертов в области туризма, побережье Каспийского моря ежегодно принимает, по меньшей мере, более миллиона туристов. Прекрасная природа, богатейшая история и культура — все это позволяет Каспийскому региону занять достойное место среди самых популярных туристических направлений. У него есть потенциал для дальнейшего развития крупномасштабного туризма и других передовых полезных рекреационных проектов.
С момента основания Каспийского форума уже состоялось девять встреч между министрами иностранных дел. Этот формат становится все более популярным. Это можно объяснить тем фактом, что работа в таком формате позволяет находить ключевые решения проблем регионального сотрудничества. С практической точки зрения Каспийский регион является перекрестком различных культур, цивилизаций и религий, местом, где люди разных национальностей и вероисповеданий всегда относились друг к другу с уважением и добротой. Но самый важный вопрос, касающийся региона, заключается в том, что он предлагает необходимые условия для активизации сотрудничества.

Исторически сложилось так, что предыдущие крупномасштабные встречи носили стратегический характер и были в основном направлены на налаживание столь необходимого сотрудничества. Например, в городе Туркменбаши в Туркменистане была проведена конференция «Каспийское море – море мира и дружбы», которая совпала с Международным днем Каспийского моря, отмечаемым 12 августа. Форум собрал дипломатов из пяти прикаспийских государств, делегатов ООН, Европейского союза, Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) и официальных лиц Туркменистана для обсуждения сотрудничества в политике, экономике, науке, охране окружающей среды и других областях.

В контексте меняющейся глобальной ситуации президенты и главы государств пяти прикаспийских стран встречаются для обсуждения актуальных вопросов. Согласно сообщениям, например, сотрудничеству был придан значительный импульс в ходе 6-го Каспийского саммита, состоявшегося в Ашхабаде в июне 2022 года, и 2-го Каспийского экономического форума в Москве в октябре 2022 года. Однако есть надежда, что проведенное отслеживание будет реализовано на практике.

На декабрьском форуме был рассмотрен прогресс, достигнутый с момента его создания, обсуждены давние проблемы корпоративного бизнеса, а также новые стратегии сотрудничества, упрощения процедур торговли и доступа на рынки Каспийского региона. Рассматриваемый как активная платформа для многостороннего экономического диалога и придающий импульс сотрудничеству между государствами-членами, в этом году дискуссии были сосредоточены на многочисленных проблемах регионального взаимодействия, территориально связанных с Каспийским морем.
“Важно отметить, что каспийский вопрос является приоритетным для всех нас, поскольку он регулярно обсуждается президентами и главами правительств стран Каспийской пятерки. Серьезный импульс сотрудничеству в этом формате был придан в ходе Шестого Каспийского саммита в Ашхабаде в июне прошлого года и Второго Каспийского экономического форума в Москве в октябре прошлого года”, – заявил министр иностранных дел России Сергей Лавров на встрече с министрами иностранных дел прикаспийских государств: Азербайджана, Ирана, Казахстана и Туркменистана. “Мы ожидаем дальнейшего укрепления этого курса на основе результатов Третьего Каспийского экономического форума, который состоится в Тегеране”.

По словам Лаврова, усилия, предпринимаемые в рамках «каспийского вопроса», помогли бы решить проблемы регионального взаимодействия.»“Сегодняшняя встреча особенная, потому что мы фактически запускаем новый министерский диалог, который будет работать в рамках мандата, согласованного на Ашхабадском саммите», – добавил министр. В частности, мандат предусматривает развитие пятистороннего сотрудничества и оптимизацию процедур в нем, а также продвижение вперед в реализации решений, принятых на саммитах, и подготовке их повестки дня и итоговых документов, подчеркнул Лавров.
Анализируемые отчеты также демонстрируют схожие позиции. Заместитель министра иностранных дел России Андрей Руденко был откровенен и подчеркнул на 8-м Каспийском медиафоруме в Астрахани важность поддержания мира и безопасности в Каспийском регионе без вмешательства извне. «Каспий, с его географическим положением, огромным ресурсным потенциалом и переплетающимися цивилизациями, которые там проживают, имеет огромное значение для Российской Федерации. В нынешних сложных геополитических условиях мы придаем ключевое значение совместному поддержанию мира, стабильности и безопасности в Каспийском регионе без вмешательства извне. Мы заинтересованы в его стабильном развитии и полноценной реализации его экономического и транспортно-логистического потенциала на благо всех прибрежных стран», – подчеркнул высокопоставленный дипломат.
Россия уже несколько лет поддерживает исторические советские и постсоветские связи с Азербайджаном, Казахстаном и Туркменистаном. Таким образом, в качестве первого шага четверка все еще могла бы расширить и укрепить отношения в Каспийском регионе. Азербайджан – трансконтинентальная страна, расположенная на границе Восточной Европы и Западной Азии, а на востоке омываемая Каспийским морем. Имея население в 10,5 миллионов человек, Азербайджан уделяет особое внимание своим особым отношениям не только с Турцией, но и с Ираном, поскольку они связаны морем. Две трети территории Азербайджана богаты нефтью и природным газом.
Казахстан и Туркменистан, обе бывшие советские республики с огромным экономическим потенциалом, также имеют общие границы с Каспием. После ухода Нурсултана Назарбаева, первого президента независимого Казахстана, сменил Касым-Жомарт Токаев, Казахстан предпринял несколько инициатив по диверсификации своей экономики, систематически перенимая ориентированные на запад модели управления и развития. Модель Туркменистана имеет некоторое сходство с казахстанской, обе придерживаются независимого политического подхода, отличного от российского. На практике все трое – Россия, Казахстан и Туркменистан – сделали экономику и бизнес своими общими приоритетными сферами и готовы развивать стратегическое сотрудничество, присоединившись к Каспийскому экономическому форуму.
С тех пор как в конце февраля 2022 года начался российско-украинский кризис, эти две центральноазиатские республики, Казахстан и Туркменистан, сохранили свои нейтральные позиции и проводят свою собственную геополитику без особой привязки к влиянию Москвы. Однако, несмотря на это, Казахстан с прошлого года принял десятки тысяч молодых россиян, спасающихся от призыва в армию (мобилизации). Для простого сравнения, политика Туркменистана по-прежнему находится дальше, чем политика Казахстана в отношении Российской Федерации.
Россия и Казахстан являются членами Евразийского экономического союза (ЕАЭС), созданного в соответствии с договором, вступившим в силу 1 января 2015 года. Его ключевые цели включают расширение сотрудничества и экономической конкурентоспособности государств-членов, а также содействие стабильному развитию с целью повышения уровня жизни в государствах-членах.
Но Иран, единственная несоветская республика, является частью Каспийского объединения. Понятно, что у России и Ирана хорошие дипломатические отношения, поскольку ИРАН обладает вторыми по величине доказанными запасами газа в мире, и, кроме того, она обладает ведущими производственными отраслями. Население оценивается в 87,5 млн. человек. В рамках Каспийского региона Россия и Иран планируют развитие транспортного коридора Север-Юг, логистики и другой интегрированной сети бизнеса.
Межправительственное соглашение о создании мультимодального транспортного коридора Север-Юг было подписано Россией, Индией и Ираном в 2000 году. Цель проекта – направить потоки грузопотоков, следующих в Европу из Индии, Ирана и стран Персидского залива, через территорию России на рынки Европы. По сравнению с морским маршрутом через Суэцкий канал коридор Север-Юг сокращает общее расстояние более чем наполовину, тем самым сокращая время и стоимость транспортировки. В настоящее время проект объединяет несколько различных транспортных систем различных стран-участниц.
«Один из проектов, который мы собираемся обсудить сейчас с нашим гостем, который только что прибыл в Москву, президентом Ирана господином Ибрагимом Раиси, – это, среди прочего, коридор Север-Юг», – заявил президент России Владимир Путин на 14-м инвестиционном форуме ВТБ “Россия зовет”, который состоялся 7 декабря 2023 года. Беседа, длившаяся более пяти часов, была посвящена двусторонним и международным вопросам, включая ситуацию в зоне израильско-палестинского конфликта.
Товарооборот между Москвой и Тегераном вырос почти до 5 миллиардов долларов США. Сотрудничество между двумя странами развивается в разных областях, от энергетического сектора до образования. “У нас есть крупные инфраструктурные проекты. Мы давно обсуждаем и в настоящее время приступили к практической реализации строительства железной дороги Север –Юг. Безусловно, мы традиционно работаем в энергетической сфере», – добавил российский лидер.
Российско-иранскому сотрудничеству “все еще есть куда развиваться” в дополнение к партнерству двух стран в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС), Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) и БРИКС. Ожидается, что Иран вступит в БРИКС в 2024 году под председательством России.
Завершение переговоров по соглашению свидетельствует о значимости отношений между двумя сторонами. Подписание соглашения о свободной торговле между Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС) и Ираном создаст дополнительные возможности для расширения взаимодействия. Преференциальный режим в торговле в настоящее время действует между странами ЕАЭС и Ираном на основании временного соглашения от 17 мая 2018 года.
Углубление практического сотрудничества между прикаспийскими государствами особенно актуально в более широком смысле: в контексте формирования многополярного миропорядка и укрепления позиций новых центров мирового развития. Совместная работа прикаспийских стран вносит значительный вклад в обеспечение безопасности, стабильности и устойчивого развития на Евразийском континенте.
Давным-давно, в туркменской столице Ашхабаде, Путин вместе с экс-президентом Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедовым обозначили такие ключевые задачи, как наращивание региональных торговых и инвестиционных связей, углубление взаимовыгодного промышленного и высокотехнологичного сотрудничества. Есть такие перспективные направления, как укрепление культурных связей, контактов между людьми, создание новых туристических маршрутов, расширение взаимодействия вдоль прибрежных регионов, а также очень важны инфраструктурные проекты. В то же время существуют и серьезные общие проблемы, такие как экологическая безопасность, обмеление Каспийского моря и сохранение его биологических ресурсов. Прикаспийские государства могут решить эти проблемы путем согласования и принятия коллективных мер и открыть новые возможности для развития.
Еще в августе 2019 года министр иностранных дел Сергей Лавров заявил в интервью журналу «Внешняя политика и дипломатия Туркменистана», что соглашение о правовом статусе Каспийского моря было подписано в августе 2018 года. “Очевидно, что этот документ отвечает интересам всех прикаспийских государств не только потому, что в его положениях четко определены взаимные права и обязанности по использованию данного бассейна, включая меры по укреплению доверия и безопасности в этом регионе мира в целом. Ценность этого международного соглашения с разных точек зрения обеспечивает необходимые правовые условия для активизации сотрудничества в торговой, инвестиционной и транспортной сферах”, – заявил Лавров.
Согласно Конвенции о правовом статусе Каспийского моря 2018 года, только пять стран обладают исключительной компетенцией в решении проблем, связанных с Каспийским морем. Несомненно, это станет краеугольным камнем формирующегося Каспийского сообщества, гарантией участия в развитии региона и возьмет на себя полноценную ответственность за развивающиеся процессы, направленные на повышение качества пятистороннего взаимодействия и укрепление его международно-правовых основ. В заключение, создание Каспийского совета, формы сотрудничества и диалога без каких-либо бюрократических схем, внесет огромный вклад в укрепление позиций региона как зоны мира, гармонии и плодотворного межгосударственного сотрудничества.
Автор Кестер Кен Кломега
Modern Diplomacy 

СВЯЗАННЫЕ ПОСТЫ

Оставить комментарий

Этот веб-сайт использует файлы cookie для улучшения вашего опыта. Мы будем считать, что вы согласны с этим, но вы можете отказаться, если хотите. Принимать