Главная История и География Американский антрополог: «Война, возможно, не является неотъемлемой частью человеческой природы»

Американский антрополог: «Война, возможно, не является неотъемлемой частью человеческой природы»

через Исмаил
0 комментарий 48

 

Подавляющее большинство свидетельств удивительным образом показывает, что война не «встроена» в человеческое сознание.

Вопрос о том, является ли война частью человеческой природы, обсуждался на протяжении всей истории. Конечно, в археологии имеется множество свидетельств убийств, но индивидуальное убийство – это не настоящая, полномасштабная война, в которой организованные народы поднимают оружие против целого другого народа или государства.
Известный профессор антропологии утверждает, что мы не запрограммированы на войну и что подобные события на самом деле являются результатом условий, которые существовали сравнительно недавно в нашей долгой истории человечества.

Профессор Фергюссон
Р. Брайан Фергюсон, социолог и профессор антропологии и глобальных урбанистических исследований/городских систем в Университете Ратгерса и директор Международного института мира, написал об этом предмете в статье 2018 года. Недавно она была перепечатана в известном журнале Scientific American. По словам Фергюсона, мы не должны считать само собой разумеющимся, что мы ничего не можем сделать, чтобы предотвратить войну, ибо война не является частью нашей природы.
Дебаты о войне и природе человека включают коллективное насилие
Фергюсон утверждает, что при изучении концепции о том, предрасположены ли люди к коллективному насилию, «слово коллективное является ключевым», поскольку люди уже давно сражаются и убивают по личным причинам, «но убийство – это не война».

Войны влекут за собой создание групп, организованных для убийства членов других групп.
Однако, как всегда, сформировались две стороны в отношении изучения людей и их склонности к войне. Некоторые полагают, что война – это «эволюционировавшая склонность устранять любых потенциальных конкурентов», объясняет Фергюсон, когда люди и даже наши общие предки, шимпанзе, развязывают войну с другими группами.
Другие считают, что настоящая война возникла только в последние тысячелетия, когда улучшение материальных условий обеспечило мотивацию и организационные возможности для реального ведения войн. Покойный антрополог Кейт Оттербейн назвала эти две противоборствующие группы «ястребами» и «голубями».
Если война действительно является врожденной чертой человечества, то из этого следует, что должны существовать многие тысячи наглядных свидетельств этого, уходящих корнями в историю.
Безусловно, можно врожденно понять, что мы эволюционировали, чтобы защищать наше собственное племя, которое со временем стало более кодифицированным, превратившись в ксенофобию и этноцентризм в его самых крайних формах, ведущих к войне.

Фергюсон утверждает, что наш мозг не запрограммирован убивать чужаков

Антропологи и археологи, оказавшиеся в лагере «голубей», и профессор Фергюсон утверждают, что человеческий мозг на самом деле не запрограммирован на выявление и уничтожение чужаков в коллективных конфликтах – на самом деле совсем наоборот.

Они полагают, что групповые нападения со смертельным исходом между людьми начались только после того, как группы охотников-собирателей увеличились в размерах и усложнились, в конечном счете накапливая продукты питания после создания сельского хозяйства. Фергюсон говорит: «Археология, дополненная наблюдениями за современными культурами охотников-собирателей, позволяет нам определить времена и, в некоторой степени, социальные обстоятельства, которые привели к возникновению и интенсификации военных действий».

Что касается того, когда это началось, включая понимание вопроса о войне и нашей человеческой природе, исследователи ищут различные подсказки, такие как защитные ограждения.

Иногда мы видим, как люди, жившие в разбросанных домах на низких равнинах, переезжают в хорошо защищенные деревни», – говорит он, и, как можно легко увидеть, деревни по всей Европе эпохи неолита были окружены насыпями. «Но не все эти ограждения, похоже, предназначены для обороны”, – отмечает Фергюсон, добавляя: «некоторые могут выделять отдельные социальные группы».

Даже останки скелетов, на которых мы иногда видим раны, как правило, не свидетельствуют о реальных боевых действиях. Красиво обработанные и выточенные наконечники из камня и кости, которые иногда хоронили вместе с трупом, часто носят церемониальный характер, связаны с охотой и не являются доказательством того, что человек был убит или стал жертвой какой-либо войны.

«Убийство — это не война» – военные действия начались в эпоху мезолита

Даже если убийства, возможно, были довольно распространены в доисторическом мире, отмечает Фергюсон, “убийство – это не война”.
Не все драки были смертельными, что видно из множества различных захоронений, где на черепах видны зажившие черепные впадины от несмертельных ударов. Конечно, драки происходили с применением дубинок, как это часто встречается в этнографических записях по всему миру, отмечает он.
По словам профессора, общие глобальные археологические свидетельства «часто неоднозначны и их трудно интерпретировать”.

“Война вряд ли распространена повсеместно и не прослеживается бесконечно в археологических свидетельствах. Человеческие войны действительно имели начало», – признает он, ссылаясь на возможное появление реальных организованных военных действий в некоторых частях мира в период мезолита, который начался после последнего ледникового периода и закончился примерно в 9700 году до нашей эры.

Это был решающий момент, когда европейские охотники-собиратели осели, создав более сложные и интерактивные общества. Признавая, что простого ответа нет, Фергюсон говорит, что “»есткая конкуренция между оседлыми группами охотников-собирателей в районе с некогда богатыми, но сокращающимися источниками пищи, возможно, привела к конфликту».

Война между оседлыми жителями началась в районе Тигра, части Плодородного Полумесяца

Сразу после этого древние поселения, оружие и захоронения, обнаруженные в районе северного Тигра, позволяют предположить, что война с участием оседлых деревень охотников-собирателей, возможно, произошла между 9750 и 8750 годами до нашей эры.

Неподалеку, в 7000-х годах до нашей эры, земледельцами были созданы самые ранние в мире деревенские укрепления. Несколько тысяч лет спустя первое известное завоевание городского центра произошло между 3800 и 3500 годами до н.э. Примечательно, что к тому времени военные действия были распространены по всей Анатолии и, как полагают, частично были распространены мигрантами-завоевателями, пришедшими с северного Тигра.
Однако, по словам Фергюсона, в противоположность этому археологические исследования не обнаружили убедительных свидетельств ведения войны ни в поселениях, ни в оружии, ни в останках скелетов на юге Леванта, от Синая до южного Ливана и Сирии, примерно до 3200 года до нашей эры.
Примечательно, что в Японии не только не было известно о военных действиях, но и насильственные смерти по любой причине были редкостью среди групп охотников-собирателей, которые жили там на протяжении всей ранней истории человечества, с 13 000 по 800 год до нашей эры.
Фергюсон указывает, что это также нашло отражение в ранних обитателях Северной Америки. Он добавляет, что некоторые очень ранние травмы скелета, которые являются частью археологических данных, «по-видимому, являются результатом личных, а не коллективных конфликтов”»
Хотя на одном участке во Флориде были обнаружены свидетельства многочисленных убийств примерно в 5400 году до н. э., и то же самое верно в некоторых частях Тихоокеанского Северо-запада к 2200 году до н.э., это были аномалии. Профессор утверждает, что на юге Великих равнин, согласно археологическим данным, до 500 года нашей эры была зафиксирована только одна насильственная смерть.

Коллективная идентичность, накопление благ порождает войну, а не человеческую природа

Конечно, хотя война, по-видимому, не встроена в нас с незапамятных времен, наши все более сложные человеческие общества, которые эволюционировали после того, как люди объединились в сообщества и накопили ресурсы, такие как домашний скот и товары для торговли, безусловно, способствовали возникновению причин, по которым начали вспыхивать войны.
Добавьте к этому растущее установление групповых границ и коллективной идентичности, как, например, в племенах, и это привело к сильнодействующей смеси, которая могла бы стать поводом для конфликта.
Спустя столетия после того, как началось земледелие, культурные артефакты европейцев эпохи неолита показывают, что, по сути, когда людям становится больше поводов для борьбы, общества начинают организовываться «таким образом, который делает их более подготовленными к войне», утверждает Фергюсон.
Этнография, или изучение различных культур, показывает, что эта относительная новизна расселения и накопления богатства не была нормой на протяжении подавляющего большинства времени пребывания современных людей на планете. Простая охота и собирательство – вот как жили люди на протяжении большей части нашего существования, уходящего корнями более чем в двести тысяч лет в прошлое.
Как правило, говорит Фергюсон, археологи обнаружили, что эти группы сотрудничали друг с другом, «живя небольшими, мобильными, равноправными группами, эксплуатируя большие территории с низкой плотностью населения и небольшим количеством имущества».
Этот первобытный образ жизни был нормой в течение многих десятков тысяч лет, прежде чем более распространенными стали сложные системы охотников-собирателей, которые начали жить в постоянных поселениях с населением в сотни человек.

«Жестокие народы сменяют менее жестоких»

Именно во время этого развития общества начали формироваться социальные рейтинги родственных групп и отдельных лиц. Также было установлено более развитое политическое лидерство. Фергюсон указывает, что признаки такой социальной сложности впервые появились в эпоху мезолита, и именно эти народы часто вели войны.
Однако, что примечательно, например, в Южном Леванте эти предпосылки существовали тысячи лет без каких-либо признаков войны.
Так почему же отсутствовали конфликты? Фергюсон говорит, что во многих обществах также существуют особые условия и особенности, способствующие миру. Межгрупповые родственные связи и брак являются одними из них в дополнение к сотрудничеству, которое необходимо для охоты и сельского хозяйства. Кроме того, гибкость обществ, позволяющая отдельным лицам переходить в другие группы, вступать в брак и т.д., создает связи, которые связывают сообщества с другими, а их почти универсальные нормы, которые ценят мир и клеймят убийство позором, сочетаются с испытанными и верными средствами разрешения конфликтов.
Однако «на протяжении тысячелетий предпосылки для войны становились все более распространенными во все большем количестве мест», – говорит Фергюсон, добавляя, что «однажды возникнув, война имеет тенденцию распространяться, и жестокие народы вытесняют менее жестоких».

Создание государств позволило организовывать войны
Государства начали развиваться во многих местах по всему миру, и, как таковые, они стали способны милитаризировать народы, расположенные на их периферии, и даже на их торговых путях.
Конечно, экологические катастрофы, такие как частые засухи, могут не только усугубить, но иногда и создать условия, ведущие к войне. Мир может даже не восстановиться, когда такие условия закончатся, раскрывает профессор.
Эпоха, известная как «средневековый теплый период», длившаяся примерно с 950 по 1250 год нашей эры, и ее быстрое наступление в “Малый ледниковый период”, начавшийся примерно в 1300 году, свидетельствуют об этой печальной тенденции. Именно тогда военные действия усилились в районах по всей Северной и Южной Америке, на Тихом океане и в других местах.
После этого периода, конечно, произошел взрыв глобальной экспансии европейцев, которая «трансформировала, усиливала и иногда порождала войны коренных народов по всему миру» утверждает Фергюсон, в ходе которых “местные народы начали воевать друг с другом, втянутые в новые военные действия колониальными державами и поставляемыми ими товарами.”
Но даже в этом случае, говорит социолог и антрополог, археология и история показывают гораздо более тонкую реальность. «В ранних археологических находках простых культур аляскинских охотников-собирателей нет никаких намеков на войну”, – утверждает он, добавляя, что “первые признаки войны появляются между 400-700 годами нашей эры, и они, вероятно, являются результатом контакта с иммигрантами из Азии или южной Аляски, где практика войны уже была установлена. Но эти конфликты были ограничены по масштабам и, вероятно, интенсивности».

Поскольку с течением времени климатические условия становились все более благоприятными, к 1200 году нашей эры среди этих охотников на китов возникла растущая социальная сложность, с увеличением численности оседлого населения и расширением торговли на большие расстояния. Всего через двести лет растущего изобилия и близости война стала обычным явлением.

Война не является неизбежной частью человеческой природы

Фергюсон признает, что вечные дебаты о том, является ли война неотъемлемой частью человеческой натуры, не будут разрешены в ближайшее время. Наблюдение за тем, как на данном этапе существования человечества вспыхивают жестокие войны между государствами, может даже подлить масла в огонь.
Однако Фергюсон указывает, что «голуби» одерживают верх, когда рассматриваются все доказательства. В целом, ранние находки дают мало свидетельств того, что война была фактом жизни”»в подавляющем большинстве случаев существования человечества, поэтому она не может быть «встроена» в нас».
«Люди всегда обладали способностью развязывать войны, если того требовали условия и культура”, – говорит он. “Но эти условия и воинственные культуры, которые они порождают, стали обычными только за последние 10 000 лет — и, в большинстве мест, гораздо позже этого».
Археологические находки по всему миру подтверждают эту гипотезу. Как утверждает Фергюсон, “самые древние кости и артефакты соответствуют названию статьи известного антрополога и этнографа Маргарет Мид 1940 года: ”Война — это всего лишь изобретение, а не биологическая необходимость».

Автор Патрисия Клаус

СВЯЗАННЫЕ ПОСТЫ

Оставить комментарий

Этот веб-сайт использует файлы cookie для улучшения вашего опыта. Мы будем считать, что вы согласны с этим, но вы можете отказаться, если хотите. Принимать