Главная История и География “Новруз” – день в который был сотворен мир” Интервью с Ланой Раванди-Фадаи,кандидатом исторических наук, руководителем Восточного культурного Центра и старшим научным сотрудником Института востоковедения РАН; доцентом кафедры современного Востока и Африки факультета востоковедения и социально-коммуникативных наук РГГУ; ведущим научным сотрудником научно-учебной лаборатории комплексного изучения Ирана и доцентом НИУ ВШЭ 

“Новруз” – день в который был сотворен мир” Интервью с Ланой Раванди-Фадаи,кандидатом исторических наук, руководителем Восточного культурного Центра и старшим научным сотрудником Института востоковедения РАН; доцентом кафедры современного Востока и Африки факультета востоковедения и социально-коммуникативных наук РГГУ; ведущим научным сотрудником научно-учебной лаборатории комплексного изучения Ирана и доцентом НИУ ВШЭ 

через Исмаил
0 комментарий 130

. Лана Меджидовна, Можете ли Вы  дать краткий обзор истории празднования Новруза.  Каковы его истоки и нынешнее бытование. Этот праздник бытует среди части народов, исповедующих ислам, но не является мусульманской религиозной датой. Почему одни народы мусульманской ойкумены его отмечают, а другие нет?

Новруз считается неотъемлемой частью национальной культуры многих народов: иранские народы, тюркские, т.е. азербайджанцы (сейчас даже татары возобновили празднование), афганцы, курды, среднеазиатские народы, его празднуют в Пакистане, Индии, Монголии и т.д. Это один из древнейших праздников мира. Навруз (перc. Новруз) – новый год и национальный праздник, который приходится на день весеннего равноденствия 21 марта и отмечается уже несколько тысячелетий. Происхождение этого праздника уходит своими корнями в дописьменную эпоху истории человечества. Навруз (буквально «новый день») — праздник весны и возрождения новой жизни — сопровождается двумя важными событиями: во-первых, природа после недавней смерти, словно надевает свои новые одеяния и украшения, оживает, обновляется; во-вторых это начало нового года по солнечному календарю хиджры.
Изначально Навруз был известен как Праздник весны, весеннего равноденствия, когда Солнце находится в созвездии Овна. В представлении древних иранских народов весь мир был сотворен именно в момент восхода Солнца из головы Овна, и именно в это время происходило отделение света от тьмы, дня от ночи, добра от зла.
Вы правы, несмотря на то, что Новруз – древнейший доисламский праздник, ислам после своего распространения принял его, и в период правления исламских халифов Навруз праздновали даже в арабских странах.

Древние иранские народы верили, что в дни Новруза добрые ангелы (фереште), спускаясь с небес, приносят людям изобилие и благоденствие, но не посещают дома, в которых осталась грязь и пыль прошлого года, дома в которых люди не живут в мире и согласии друг с другом. Именно эти два требования добрых ангелов (фереште) послужили основой для введения двух важных наврузовских ритуалов – тщательная, предпраздничная уборка домов, и примирение враждующих между собой людей. Если между двумя родственниками имеется вражда по какой-либо причине, то один из старших в роду накануне праздника принимает надлежащие меры для сближения сторон.

Навруз должен застать человека в самые радостные дни его жизни. А всякий, кто испытывает вражду и ненависть, не может по-настоящему радоваться. Благодаря этому празднику вражда и ненависть должны уступить место миру и доброжелательности.

Предновогодние праздники начинаются в последний вторник уходящего года солнечного календаря. Это на персидском «Чахаршамбé-йе Сури́», в дословном переводе “красная (огненная) среда” (По восточной традиции, отсчет суток начинается с вечера, так что среда празднуется уже с вечера вторника, как и в православных праздниках). Праздник начинается сразу же после захода солнца, когда зажигаются фейерверки и костры, а дети и взрослые прыгают через огонь со словами: «О, огонь, дай мне свой красный цвет, забери мой желтый (болезненную бледность)!» Когда-то это был магический обряд очищения, само название которого – сури – означало «пламенный», «красный». Пройдя его человек словно бы очищался от всего зла, накопленного в течение года, избавлялся от недугов, получал здоровье и благословение на год следующий. Чахаршамбе сури стал просто веселым и ярким праздником, предвкушением приближающихся новогодних торжеств, временем, когда следует с благодарностью вспомнить уходящий год. Чахаршамбе Сури в равной мере празднуют все иранские народы, независимо от вероисповедования: и мусульмане, и христиане, и последователи Заратуштры.

За несколько дней до Навруза на улицах и площадях городов появляются люди, оповещающие о приходе праздника. В иранском фольклоре существует несколько традиционных новогодних персонажей, приносящих счастье. Это Мир-е Навруз (“Новогодний принц”), Атеш Афруз и Хаджи Фируз. Хаджи Фируз – самый известный из них. Согласно традиции, Хаджи Фируз, человек с черным лицом в красной церемониальной одежде и высокой конусообразной шляпе, в канун Нового года с многочисленной свитой ходит по улицам и песнями, сопровождаемыми барабанным боем, возвещает начало праздника. Поет он короткие песенки, напоминающие частушки.
Для того чтобы все люди одинаково радовались празднованию нового года, состоятельные люди спешат на помощь нуждающимся. В общественных местах занимаются сбором пожертвований и подарков. Совокупность всех этих процедур называют «праздником милосердия». Собранные за эти дни средства передаются детским домам, интернатам, домам престарелых, семьям без попечителей и опекунов, малообеспеченным студентам и учащимся и другим нуждающимся. Если есть малоимущие соседи, то помогают им в случае необходимости. Делается все, чтобы Навруз стал действительно всеобщим праздником, периодом всеобщего веселья и благоденствия.

Праздничный стол на Новруз

Фото Л. Раванди-Фадаи

Один из самых древних, связанных с Новрузом, ритуалов – это подготовка праздничного стола «софрé-йэ хафт син» (стол с семью предметами, названия которых начинается на букву «с», каждый из них в древности воплощал одно из семи творений мира и семь ангелов, покровительствующих семье. Стол остается украшенным на протяжении всех тринадцати дней празднования Навруза. Каждый накрывает скатерть (желательно красного цвета) в гостиной, и на ней кроме многочисленных других яств, в обязательном порядке должен иметься и особым образом оформлен набор из семи предметов, начинающих на букву «син» (соответствует букве «с» русского алфавита): “сабзé” – пророщенные зерна пшеницы, символ возрождения, обновления жизни; “сенджéд” – джидда (ягода из рода облепихи, похожая на крупную дикую маслину коричневого цвета) символ любви; саману́ (особый вид халвы); “сир” – чеснок, здоровье и избавление от несчастий;  “серкé” – уксус,  символ долголетия и терпения;  “сиб” – яблоко, символ красоты; “сумáх” – специя, символ солнца и победы добра над злом; “сомбόль” (гиацинт), “секкé” – монета, богатство и процветание и т.д. Кроме «хафт син» (семи «син») в центр стола для благословения наступающего года кладут книгу – ту, что пользуется наибольшим почтением, у мусульман – это Коран. Также часто кладут том стихов самого известного персидского средневекового поэта Хафиза.

Но имеются некоторые различия. К примеру, у азербайджанцев праздничный стол включает такие сладости, как шакербура, пахлава, бадамбура, гогал. Главным блюдом стола является праздничный плов. Раньше в некоторых прибрежных районах на столе непременно должна была быть рыба обязательно с головой, которая подавалась зачастую фаршированной орехами и кишмишем. У курдов, например, кладут пророщенную пшеницу, курды -езиды (представители этноконфессиональной группы курдов, исповедующих уникальную сикретическую религию содержащую в себе элементы мусульманского суфизма и древнеиранских верований к этому празднику пекут “клоч” (подобие кулича) и красят яйца, которые затем относят на кладбище помянуть родственников. Также посыпают разноцветной скурлупой от яиц поля, чтобы земля дала богатый урожай.  У афганцев, например, Новруз не обходится без приготовления «хафт мива» – компота из семи видов сухофруктов: очищенных зерен миндаля, грецкого ореха, фисташек, сушеного урюка, изюма и инжира.

Но все же главное праздничное блюдо – это «суманак». Это тот же самый саману, просто в Средней Азии и в Афганистане  называется «суманак». Афганцы обязательно готовят «чалау» из шпината и сливы. К нему подается рис с пряными травами, приправленный шафраном. Обязательно готовят соус «чатни» со стручковым перцем, чесноком и зеленью – это символ возрождения природы.

 

21 марта, насколько мне известно, это официальный новый год в Иране, причем новогодье не только для граждан но и в финансово-экономическом смысле. Между тем, Иран – исламское государства, но здесь принят наряду с общемусульманской хиджрой также и национальный календарь. Как уживаются в иранском обществе исламские принципы и более древние, имперские, национальные традиции.

Действительно, в Иране одновременно используют лунный (общемусульманский) календарь, и собственно персидский (солнечный), составленный знаменитым поэтом, математиком и астрономом Омаром Хайямом в XI веке. Названия месяцев лунного календаря – общеисламские. По этому календарю определяют религиозные праздники. А вот солнечный календарь используется для повседневных дел, и названия месяцев в нем – чисто персидские, взятые из доисламской зороастрийской традиции. Впрочем, у этих месяцев были арабские названия до реформы календаря, проведенной националистически настроенным Реза-шахом – первым монархом династии Пехлеви. Этот шах хотел насадить в стране зороастризм, старался убрать из персидского языка арабские заимствования, и к тому же всячески оскорблял религиозные чувства мусульман. Поэтому, когда шах был свергнут в 1941 г., по воспоминаниям того времени, вся страна радовалась. Так что иранцы, хоть и принимают некоторые доисламские обычаи, но если какой-либо правитель ограничивал права мусульман, то народ возмущался. Исламская революция 1979 года тоже произошла в ситуации, когда последний шах, Мохаммед-Реза, насаждал западную культуру, чуждую мусульманам.

Празднично украшенный к Новрузу один из бывших шахских дворцов в Тегеране

Фото. Л. Раванди-Фадаи

В общем и целом, иранская культура в основном сформирована под влиянием ислама, однако в ней продолжают существовать и важные доисламские элементы – например, празднование Навруза, но только те, которые не противоречат исламу. До принятия ислама на новогодний праздничный стол ставились семь предметов на букву «шин»: “шекáр” (сахар), “шарбáт” (сок), “ширини́” (сладости), “шам” (свеча), “шанé” (расческа), “шир” (молоко) и “шарáб” (вино). Но так как для мусульман вино является запретным, буква “шин” заменилась на “син”.

Духовный лидер Али Хаменеи не только не возражает против этого праздника, но и сам каждый год поздравляет иранцев с Наврузом, и при этом одновременно воспоминает о важных для ислама событиях, приходящихся на эти даты. В позапрошлом, 2022 году, Хаменеи упомянул о дне рождения имама Махди. А во время исламского траурного дня Ашурá, когда вспоминают убийство имама Хусейна, многие прикасаются к решеткам с огнем в надежде на исполнение желаний (отношение к огню как к священному элементу пришло из зороастризма).
Что касается нового года в финансово-экономическом смысле, то работникам государственных учреждений выплачиваются в размере месячного оклада праздничные пособия, и в данном случае доля рабочих превышает долю других работников. Для всех государственных учреждений эти 13 дней объявлены выходными днями, а в учебных заведениях объявляются каникулы. Также верховный лидер Ирана в Навруз по традиции объявляет амнистию заключенным в виде освобождения из тюрем или уменьшения срока заключения.

Не считаете ли Вы исламский строй, исламские традиции Ирана и Иранцев в большей мере воплощением и их национально-культурных особенностей, интересов и ментальности, чем общеисламской традиции. Не является ли то, что большинство иранцев исповедует шиитское направление ислама, своего рода исторически сложившимся трендом на подчеркивание даже в религиозной сфере своей «особенности», своего рода «иранскости»?

Да, я в целом согласна с этим. Еще в IX веке, когда Иран входил в состав Арабского халифата, в стране началось движение под названием «шуубия» – или персидский национализм. Это движение требовало уравнивания персов в правах с арабами в языковом, культурном, а иногда и в политическом плане. Это проявилось в возрождении литературы на персидском языке: тогда на нем было создано множество произведений. То есть, персы даже после принятия ислама старались подчеркнуть свое отличие от арабов и не стали ассимилироваться в арабскую нацию, как это сделали, например, египтяне, отказавшиеся даже от своего древнего языка в пользу арабского. Шиизм иранцы тоже приняли как протест против господствующего среди арабов суннизма и как угнетаемую и притесняемую конфессию. Подобно тому как православие в России впитало в себя некоторые языческие обычаи, переосмыслив их в христианском духе (например, Масленица достаточно гармонично вписалась в христианские традиции), так и в Иране шиизм вобрал в себя некоторые доисламские обычаи, переосмыслив их – такие, как празднование Навруза. Но в распространении шиизма в Иране были свои нюансы. В Иране шиизм был первоначально воспринят в сельской местности, а многие иранские города долгое время хранили верность суннизму. Но начиная с XVI века, после утверждения династии Сефевидов, суннитские города Ирана были обращены в шиизм, часто принудительно, и с тех пор шиизм стал господствовать среди персов и иранских азербайджанцев. Хотя такие иранские народы, как курды и особенно белуджи, остались суннитами. Кстати, белуджи очень религиозны на фоне других иранских народов и до сих пор ревностно блюдут заповеди ислама.

Вы знаете для себя я как выделяю три этнокультурных ареала мировой мусульманской ойкумены условно арабский, тюркский и индоиранский (субареал последнего – также Юго-восточная Азия). Каждый из этих ареалов имеет свою этнокультурную. А также религиозную специфику. Но, возвращаемся к Новрузу. Этот  праздник отмечают, такие разные мусульманские народы как тюрки(турки, узбеки, казахи, туркмены) ираноязычные нации (народы Ирана, таджики, афганцы, курды) европейцы-мусульмане (бошняки и албанцы). Можно ли сказать, что таким образом сложился своеобразный ареал Новруза, прежде всего в Центральной Азии и центром их культурного притяжения в значительной степени является именно Иран, а не арабская часть мусульманского мира? Вы согласны с этим? Почему так произошло в истории?

Насчет европейцев-мусульман, боснийские славяне-мусульмане (или как они сами себя называют – «бошняки»), в основном, уже не празднуют Навруз. Ведь многие бошняки в ХХ веке переселились в города, сблизились там с традиционно христианскими славянскими народами Югославии по культуре и забыли некоторые свои обычаи и праздники. Навруз в Европе сохранился у албанцев (особенно активно его отмечают албанские шииты), а также у некоторых небольших славянских мусульманских народов (например, горанцы, они называют этот праздник «Неврéс»). Но я согласна, что действительно существует основной ареал Навруза – Иран и Центральная Азия (в самом Иране активно отмечают Навруз не только иранские народы, но и азербайджанцы). Почему Навруз отмечают только иранские народы и другие близкие к ним по культуре народы? Как мне кажется, здесь сыграли роль два важных фактора. Во-первых, азербайджанцы и тюркские народы Центральной Азии, а также турки Восточной Турции, вот уже много веков живут в окружении иранских народов, тесно с ними взаимодействуя. И поэтому иранская культура, в том числе особенности празднования Навруза, оказала на них сильное влияние. Кроме того, у всех тюркских народов еще с доисламских времен отмечается праздник начала весны и праздник выхода тюркского народа из Эргенекона (территории, окруженной горами), который по времени и по своему основному смыслу очень похож на персидский Навруз. Таким образом, сам праздник у тюрок уже был, но они его переосмыслили под влиянием иранцев, заимствовав у них название праздника и некоторые праздничные ритуалы. У арабов же не было подобной традиции, да и с иранцами они мало взаимодействовали, поэтому у них Навруз почти не получил распространения.

Сейчас в условиях меняющейся системы международных отношений, много говорят об отношении с Ираном, как страной с давней и богатой историей и большим потенциалом. Очевидно, что это-региональная держава для Ближнего и Среднего Востока! Видите ли Вы возможности создания альянса прикаспийских государств (Россия в их числе) и Ирана, причем не только в политическом, экономическом, но и культурно-духовном смысле. У Тегерана свои интересы и стремления к более значимой роли в регионе и в мире, а ведь этнокультурная специфика это страны отличается от специфики народов Центральной Азии, Азербайджана и уж тем более в России. Что в политико-культурном плане работает на сближение народов центральноазиатско-прикаспийского региона, а какие факторы имеют противоположный вектор?

Да, учитывая серьезное внешнее давление на наши государства, я вижу возможность в создании такого альянса прикаспийских государств, главной осью которого будет союз России и Ирана. В культурно-духовном смысле Россия в последние годы возрождает свою традиционную культуру, борясь против негативного влияния современной западной культуры. То же самое делает и Иран, но уже почти на протяжении полувека. Так что и в культурно-духовном плане у наших стран есть точки соприкосновения. Тем более что иранский шиизм очень толерантен к другим монотеистическим религиям, особенно к христианству. Однако различия в культуре и менталитете, а также и в статусе религий в наших странах, действительно велики. В Иране, например, заповеди шиизма в административном порядке навязываются всему населению, даже нерелигиозным людям: там строго запрещены мини-юбки, совместные пляжи мужчин и женщин и продажа алкоголя. Для России такой подход выглядит странно. Но все же желание сохранить свою культуру и противостоять давлению Запада вполне может сближать наши страны и создавать атмосферу для взаимоуважения и стремления лучше узнать культуру друг друга. Тем более что даже в религиозном плане уже есть успешный пример длительного диалога российского православия и иранского шиизма. Однако в Иране имеется такая тревожная тенденция, как массовый выход из ислама образованных вестернизированных жителей крупных городов – проблема не столько в выходе из ислама, сколько в том, что многие из них начинают бороться с исламом и со всеми арабо-исламскими элементами в собственной культуре, и считают, что ислам – якобы силой навязан иранцам, и что для «подлинного возрождения» Ирана нужно уничтожить всё, что связывает Иран с арабами и мусульманами, и снова вернуться в зороастризм. Наиболее радикальные представители этого течения не гнушаются даже убийствами шиитских священнослужителей средь бела дня, несколько таких страшных случаев уже были в Иране в прошлом году. В целом эта антиисламская идеология – очень опасное явление, и с ней нужно бороться путем переубеждения и путем перекрытия каналов влияния Запада, откуда (через иранскую эмиграцию и контролируемые ей СМИ) и распространяются такие разрушительные идеи. Потому что ненависть всегда опасна, тем более к собственной культуре, и ничего хорошего не принесет.

Беседовал Валерий Емельянов

 

 

СВЯЗАННЫЕ ПОСТЫ

Оставить комментарий

Этот веб-сайт использует файлы cookie для улучшения вашего опыта. Мы будем считать, что вы согласны с этим, но вы можете отказаться, если хотите. Принимать