Гуру Нанак (15 апреля 1469 – 22 сентября 1539), также именуемый Баба Нанак («отец Нанак») – , основатель сикхизма и первый из десяти сикхских духовных наставников- гуру. Его рождение отмечается во всем мире как Гуру Нанак Гурпураб в Картик Пуранмаши, в первый день полнолуния в месяце Катак, (октябрь-ноябрь по григорианскому календарю).
Нанак путешествовал повсюду, обучая людей посланию единого Бога, обитающего в каждом из Его творений и представляющем собой вечную Истину.Он создал уникальную духовную, социальную и политическую платформу, основанную на равенстве, братской любви, добре и добродетели.
Слова Нанака записаны в форме 974 поэтических гимнов в священном тексте сикхизма, «Гуру Грант Сахиб»..
Послание Нанака можно кратко резюмировать как учение о спасении через дисциплинированную медитацию на божественное имя. Спасение понимается в терминах бегства от замкнутого круга смерти и возрождения к мистическому единению с Богом. Божественное имя означает полное проявление Бога, единого Существа, присущего как сотворенному миру, так и человеческому духу. Медитация должна быть строго внутренней, и все внешние вспомогательные средства, такие как идолы, храмы, мечети, священные писания и догматически установленные молитвы, как главная основа для связи с Богом, явно отвергаются.
Идея загробной жизни у Бабы Нанака ближе к индуизму, но путь к ней через целеустремленную преданность Единому Богу, а это, по сути, ислам. Форма и ритуал мусульманского намаза, совершаемого пять раз в день, могут в деталях отличаться от традиционной индуистской или буддийской медитации, но по сути и в принципе ничем не отличаются от сикхской медитации, как отмечалось выше.
Многие традиции индуизма разделяют ведическую идею о метафизической высшей реальности и истине, называемой Брахманом. Брахман означал «силу, присущую звуку, словам, стихам и формулам Вед» в самых ранних ведических текстах.
Но и в индуизме существуют монотеистические традиции. Она включает в себя различные взгляды на концепцию Бога. Различные традиции индуизма имеют разные взгляды на природу и личность Бога, и эти взгляды были описаны учеными в пределах от теизма (признания Бога), до атеизма (Его отрицания)
Современный индуизм можно разделить на четыре основные традиции: вайшнавизм, шиваизм, шактизм и смартизм. Вайшнавизм, шиваизм и шактизм поклоняются Вишну, Шиве и Деви — Божественной Матери — как Верховной, соответственно, или рассматривают всех индуистских божеств как аспекты бесформенной Высшей Реальности или Брахмана. Другие второстепенные секты, такие как Ганапатья и Сора, фокусируются на Ганеше и Сурье как на Всевышнем. В шиваизме есть также традиция адвайта веданты ( недвойственности), по которой Бог, оставаясь самостоятельной личностью, тем не менее, неразрывно связан со своим творением. Этот момент сближает шиваизм с монотеизмом.
Гуру Нанак и другие сикхские гуру подчеркивали значение «бхакти» (духовного пути) и учили, что духовная жизнь и светская жизнь человека взаимосвязаны. В мировоззрении сикхов повседневный мир является частью Бесконечной Реальности, повышенное духовное осознание ведет к более активному участию в повседневной жизни мира. Гуру Нанак, утверждает описывает жизнь как «активную, творческую и практическую», полную «правдивости, верности, самообладания и чистоты», как нечто более высокое, чем простая метафизическая «истина».
Согласно популярной традиции, учение Нанака понимается как практикуемое тремя способами:
- «Ван Чакко»: Делиться с другими, помогать тем, у кого меньше, кто в этом нуждается
- «Кират Каро»: Зарабатывать/зарабатывать на жизнь честно, без эксплуатации или мошенничества
- «Наам Джапна»: Медитация на имя Бога, чтобы контролировать слабости человеческой личности.
Гуру Нанак подчеркнул значимость Нам Джапна (или Наам Симран), то есть повторение имени и атрибутов Бога, как средство ощутить Его присутствие.
Таким образом, медитация на Единого и Верховного Бога, как подчеркивает Баба Гуру Нанак, может сблизить индуистов и мусульман во взаимном уважении и любви.
ИАЦ «Время и мир».
Фото- Главная святыня сикхов- “Золотой храм” в Амритсаре