Главная История и География Ибн Баттута, “странник ислама”

Ибн Баттута, “странник ислама”

через Времея и Мир
0 комментарий 94

Ибн Баттута, , полностью Абудабд Аллах Мухаммад ибн Абд Аллах аль-Лавати аль-Танжи ибн Баттута (родился 24 февраля 1304 года, Танжер, Марокко—умер в 1368/69 или 1377 году, Марокко), величайший средневековый мусульманский путешественник и автор одной из самых известных книг о путешествиях, «Рихля» (Путешествия). Его великая работа описывает его обширные путешествия, охватывающие около 75 000 миль (120 000 км) в поездках почти во все мусульманские страны, а также в Китай и Суматру (ныне часть Индонезии).

Ранние годы и путешествия

Ибн Баттута происходил из семьи, в которой было несколько мусульманских судей (кади). Он получил традиционное юридическое и литературное образование в своем родном городе Танжере. В 1325 году, в возрасте 21 года, он начал свои путешествия с совершения паломничества (хаджа) в Мекку. Сначала его целью было выполнить  религиозный долг и расширить свое образование, обучаясь у известных ученых в Египте, Сирии и Хиджазе (западная Аравия). То, что он достиг своих целей, подтверждается длинными перечислениями ученых и  суфиев (исламских мистиков), с которыми он встречался, а также списком дипломов, выданных ему (главным образом в Дамаске). Эти исследования позволили ему занять должность судьи, в то время как утверждение о том, что он был бывшим учеником выдающихся в то время авторитетов в области традиционных исламских наук, значительно повысило его шансы и сделало его впоследствии уважаемым гостем во многих судах.

Путешествие Ибн Баттуты

 

Однако эта слава  пришла к нему позже. В Египте, куда он прибыл сухопутным путем через Тунис и Триполи, в его душе родилась непреодолимая страсть к путешествиям, и он решил посетить как можно больше уголков мира, взяв за правило «никогда не путешествовать ни по какой дороге во второй раз». Его современники путешествовали по практическим соображениям (таким как торговля, паломничество и образование), но Ибн Баттута делал это ради самого себя, ради радости узнавания о новых странах и новых народах. Он зарабатывал этим на жизнь, извлекая выгоду сначала из своего ученого статуса, а затем из своей растущей славы путешественника. Он пользовался щедростью и благосклонностью многочисленных султанов, правителей, губернаторов и высоких сановников в странах, которые он посещал, тем самым получая доход, который позволял ему продолжать свои странствия.

Из Каира Ибн Баттута отправился через Верхний Египет к Красному морю, но затем вернулся и посетил Сирию, присоединившись там к каравану, направлявшемуся в Мекку. Завершив паломничество в 1326 году, он пересек Аравийскую пустыню и отправился в Ирак, южный Иран, Азербайджан и Багдад. Там он встретился с последним из монгольских ханов Ирана Абу Саидом (правил в 1316-36 гг.) и некоторыми меньшими правителями. Ибн Баттута провел годы между 1327 и 1330 годами в Мекке и Медине, ведя спокойную жизнь соблюдающего мусульманина, но такое длительное пребывание не соответствовало его темпераменту. Сев на лодку в Джидде, он со свитой последователей поплыл по обоим берегам Красного моря в Йемен, пересек его по суше и снова отплыл из Адена. На этот раз он путешествовал вдоль побережья Восточной Африки, посетив торговые города-государства вплоть до Килвы (Танзания). Его обратный путь привел его в южную Аравию, Оман, Ормузу, южную Персию и через Персидский залив обратно в Мекку в 1332 году.

Там в его голове созрел новый, амбициозный план. Услышав о султане Дели Мухаммеде ибн Туглуке (правил в 1325-51 гг.) и его невероятной щедрости к мусульманским ученым, он решил попытать счастья при его дворе. Вынужденный из-за отсутствия связи выбрать более косвенный маршрут, Ибн Баттута повернул на север, снова миновал Египет и Сирию и сел на корабль, направлявшийся в Малую Азию (Анатолию) в Латакии. Он пересек эту “страну турок” во многих направлениях в то время, когда Анатолия была разделена на множество мелких султанатов. Таким образом, его повествование является ценным источником для истории этой страны в период между концом власти сельджуков и возвышением дома Османов. Ибн Баттута был радушно и щедро принят всеми местными правителями и главами религиозных братств (акхи).

Его путешествие продолжилось через Черное море на Крымский полуостров, затем на Северный Кавказ и в Сарай на нижней Волге, столицу хана Золотой Орды Узбека (правил 1312-41). Согласно его рассказу, он совершил экскурсию из Сарая в Булгарию на верхней Волге и Каме, но есть основания сомневаться в его правдивости на этот счет. С другой стороны, повествование о его визите в Константинополь (ныне Стамбул) в свите жены хана, византийской принцессы, похоже на запись очевидца, хотя есть некоторые незначительные хронологические расхождения. Описание Ибн Баттутой византийской столицы яркое и, в целом, точное. Хотя он разделял твердое мнение своих собратьев-мусульман по отношению к неверующим, его рассказ о «втором Риме» (Константинополе) показывает его как довольно терпимого человека с живым любопытством. Тем не менее, он всегда чувствовал себя счастливее в царстве ислама, чем в немусульманских землях, будь то христианские, индуистские или языческие.

После возвращения из Константинополя через русские степи он продолжил свое путешествие в общем направлении Индии. Из Сарая он отправился с караваном в Центральную Азию, посетив древние города Бухару, Самарканд и Балх, во всех из которых все еще видны шрамы, оставленные монгольским нашествием. Он прошел довольно сложными маршрутами через Хорасан и Афганистан и, перейдя горный хребет Гиндукуш, прибыл к границам Индии на реке Инд 12 сентября 1333 года по своей собственной датировке. Точность этой даты сомнительна, так как было бы невозможно покрыть такие огромные расстояния (от Мекки) всего за один год. Из-за этого несоответствия его последующая датировка до 1348 года крайне неопределенна.

Время, проведенное в Индии  и более поздние путешествия

К тому времени Ибн Баттута уже был человеком определенной важности и известности, с большой свитой слуг и последователей, а также со своим собственным гаремом законных жен и наложниц. Индия и ее правитель Мухаммад ибн Туглук оправдали ожидания Ибн Баттуты в отношении богатства и щедрости, и путешественника приняли с почестями и подарками, а затем назначили великим кади Дели. Эту должность он занимал в течение нескольких лет.

Хотя он, по-видимому, добился легкой жизни, вскоре стало ясно, что его новое положение не лишено опасности. Султан Мухаммад, необычайная смесь великодушия и жестокости, правил большей частью Индии железной рукой, которая без разбора обрушивалась на высоких и низких, как мусульман, так и индусов. Ибн Баттута был свидетелем всех успехов и неудач султана и его правления, ежедневно опасаясь за свою жизнь, поскольку видел, как многие друзья пали жертвой подозрительного деспота. Его портрет Мухаммеда-необычайно тонкое психологическое прозрение, точно отражающее смешанные чувства автора-ужас и сочувствие. Несмотря на все его предосторожности, Ибн Баттута в конце концов впал в немилость, и только удача спасла ему жизнь. Вновь завоевав расположение, он был назначен посланником султана при китайском императоре в 1342 году.

Он покинул Дели без сожалений, но его путешествие было полно других опасностей: недалеко от Дели его отряд подстерегли индуистские повстанцы, и путешественник едва спасся. На Малабарском побережье юго-западной Индии он участвовал в локальных войнах и в конце концов потерпел кораблекрушение близ Каликута (ныне Кожикоде), потеряв все свое имущество и подарки для китайского императора. Опасаясь гнева султана, Ибн Баттута решил отправиться на Мальдивские острова, где провел почти два года. Будучи кади, он вскоре начал активно заниматься политикой, женился на представительнице правящей семьи и, по-видимому, даже стремился стать султаном.

 

Сочтя ситуацию слишком опасной, он отправился в Шри-Ланку, где посетил правителя, а также знаменитый Пик Адама. После нового кораблекрушения у побережья Коромандела на юго-востоке Индии он принял участие в войне, которую вел его шурин, и снова отправился на Мальдивы, а затем в Бенгалию и Ассам. В то время он решил возобновить свою миссию в Китае и отплыл на Суматру. Там мусульманский султан дал ему новый корабль и отплыл в Китай; его описание маршрута содержит некоторые расхождения.

Он высадился в великом китайском порту Зайтун (идентифицирован как Цюаньчжоу, недалеко от Сямыня [Амой]), а затем отправился по внутренним водным путям до Пекина и обратно. Эта часть его повествования довольно коротка, и маршрут, так же как и хронология, представляет множество проблем и трудностей, еще не преодоленных, которые бросают тень сомнения в его правдивости.

Столь же краток его рассказ о обратном путешествии через Суматру, Малабар и Персидский залив в Багдад и Сирию. В Сирии он стал свидетелем разрушений, вызванных Черной смертью 1348 года, снова посетил многие города там и в Египте и в том же году совершил свое последнее паломничество в Мекку. Наконец он решил вернуться домой, отплыв из Александрии в Тунис, затем на Сардинию и Алжир, и, наконец, в ноябре 1349 года достиг Феса, столицы султана Маринидов, Абу-Инана.

Но все еще оставались две мусульманские страны, еще не известные ему. Вскоре после своего возвращения он отправился в королевство Гранада, последний остаток мавританской Испании, а два года спустя (в 1352 году) отправился в путешествие в западный Судан. Его последнее путешествие (через Сахару в Западную Африку) было предпринято неохотно по приказу султана. Пересекая Сахару, он провел год в империи Мали, тогда находившейся на пике своего могущества при Мансе Сулеймане; его рассказ представляет собой один из важнейших источников того периода для истории этой части Африки.

К концу 1353 года Ибн Баттута вернулся в Марокко и по просьбе султана продиктовал свои воспоминания писателю Ибн Джузайю (умер в 1355 году), который украсил простую прозу Ибн Баттуты витиеватым стилем и фрагментами поэзии. После этого он исчезает из виду. Сообщается, что до своей смерти он занимал должность кади в одном из городов Марокко, подробности которого остаются неопределенными. Было высказано предположение, что он умер в 1368/69 или 1377 году и был похоронен в своем родном городе Танжере.

Значение личности Ибн Баттуты

Утверждение Ибн Баттуты о себе, что он –  «странник ислама», вполне обоснованно: по оценкам, протяженность его странствий составляла около 75 000 миль (120 000 км), цифра, которую вряд ли кто-либо превзошел до эпохи паровой машины. Он посетил почти все мусульманские страны, а также многие прилегающие немусульманские земли. Примечательно, однако, что он не посетил центральную Персию, Армению и Грузию. Хотя он не открывал новых или неизвестных земель, а его вклад в научную географию был минимальным, документальная ценность его работы придала ей непреходящее историческое и географическое значение. Он встречался по меньшей мере с 60 правителями и гораздо большим числом визирей, губернаторов и других высокопоставленных лиц; в своей книге он упомянул более 2000 человек, которые были знакомы ему лично или чьи гробницы он посетил. Большинство этих людей идентифицируются независимыми источниками, и в материалах Ибн Баттуты на удивление мало ошибок в именах или датах.

Его «Рихала», как широко известна его книга, является важным документом, проливающим свет на многие аспекты социальной, культурной и политической истории значительной части мусульманского мира. Ибн Баттута был любопытным наблюдателем, интересовавшимся образом жизни в различных странах, и он описал свой опыт с человеческим подходом, редко встречающимся в официальной историографии. Его рассказы о своих путешествиях по Малой Азии, Восточной и Западной Африке, Мальдивским островам и Индии являются основным источником для истории этих областей, в то время как части, посвященные арабскому и персидскому Ближнему Востоку, ценны своим богатством деталей по различным аспектам социальной и культурной жизни.

В целом Ибн Баттута надежен; доказано, что только его предполагаемое путешествие в Болгарию было выдумано, и есть некоторые сомнения относительно восточноазиатской части его путешествий. Несколько серьезных и несколько незначительных расхождений в хронологии его путешествий связаны скорее с провалами в его памяти, чем с преднамеренной фальсификацией. Ряд ранее неопределенных моментов (таких как путешествия в Малую Азию и посещение Константинополя) с тех пор были устранены современными исследованиями и открытием новых подтверждающих источников.

Еще одним интересным аспектом Рихалы является постепенное раскрытие характера самого Ибн Баттуты; в ходе повествования читатель может узнать мнения и реакции среднего мусульманина из среднего класса 14 века. Он глубоко укоренился в ортодоксальном исламе, но, как и многие его современники, колебался между стремлением к его законодательному формализму и приверженностью мистическому пути и преуспел в сочетании того и другого. Он не предлагал никакой глубокой философии, но принимал жизнь такой, какая она пришла к нему, оставив потомкам истинное представление о себе и своем времени.

ВиМ по материалам зарубежной прессы.

Премьер-министр

СВЯЗАННЫЕ ПОСТЫ

Оставить комментарий

Этот веб-сайт использует файлы cookie для улучшения вашего опыта. Мы будем считать, что вы согласны с этим, но вы можете отказаться, если хотите. Принимать