Главная История и География Анализ метафоры «печать» в иудео-христианской литературе

Анализ метафоры «печать» в иудео-христианской литературе

через Времея и Мир
0 комментарий 71

 

 

 

В 1980-х годах дискуссия о значении понятия «Печать пророков» перешло из межисламской полемики в академические круги благодаря книге Йоханана Фридмана «Окончательность пророчества в суннитском исламе» (1986) и новаторской работе Гедалии Струмы “Печать пророков” Природа манихейской метафоры” (1986). Оба автора (иудеи по вероисповеданию- ВиМ) использовали арабскую и ближневосточную литературу, чтобы изложить понимание, соответствующее верованиям ахмадийских мусульман.

Совсем недавно Ури Рубин в книге «Печать пророков и окончательность пророчества» (2014) попытался противостоять Фридману и Струме, защищая ортодоксальное понимание «Завершенности цепочки пророков». Ни один из лагерей не стремился использовать обширную доступную литературу на иврите для подтверждения своих утверждений.

Вопрос, который до сих пор не задавался, заключается в следующем: как бы иудей седьмого века понял термин «Печать Пророков»? Означает ли этот титул величие Пророка или  же просто утверждает Мухаммеда как последнего пророка?

Мы утверждаем, что термин «Печать пророков» может быть понят в иудео-христианском контексте как обозначающий величие; в еврейской литературе этот термин широко используется именно в таком смысле

В еврейской Библии есть два слова для обозначения «печати» – слово хатам, חוֹתָם встречается в Библии 2368 раз. Другое слово, обозначающее печать, – табат, которое встречается 49 раз. Хатам и табат имеют одинаковые родственные значения в арабском языке, и оба слова встречаются в Коране.

В Новом Завете используется греческое слово sphargizo (σφραγισάμενο), означающее «печать». Марджо Корпел, (печать, перстень с печаткой, www.otw-site.eu/KLY/kly.php ) дал подробное описание слова “печать” в ближневосточной литературе. Библия использует этот термин как буквально, так и метафорически. Печати упоминаются в Библии как предметы, удостоверяющие личность. Они также используются для закрытия таких предметов, как винная бочка. Письмо заклеивается печатью в качестве средства аутентификации. (1 Царств 2:28)

Как мы увидим, человека можно назвать «тюленем» но… в метафорическом смысле.

Исследование Копеля показывает, как родственные слова в семитских языках имеют одни и те же буквальные и не буквальные значения. Древний Израиль разделял с общей месопотамской культурой использование печатей в практических целях. (Цилиндрические печати в Древней Месопотамии – их история и значение, Всемирная историческая энциклопедия от 2 декабря 2015 г.) Археологи находили печати и на всем Ближнем Востоке. Печати выполняли различные функции для удостоверения подлинности документов, товаров и т.д. На винной бочке была печать производителя, а дипломат носил кольцо с выгравированным на нем именем своего королевского суверена.

В неграмотной культуре печати выполняли функцию обеспечения того, чтобы простолюдин знал, какой предмет принадлежит какому человеку. Тора иллюстрирует, насколько распространены были печати в ближневосточной культуре. На лоб первосвященника была наложена золотая печать. (Исход 28:36) В главе “Парша Вайешев” (Бытие 37:1-40:23) происходит печально известная встреча Иуды и его невестки Фамари. Во время их переговоров Иуда спросил Фамарь, что он может предоставить в качестве залога. Тамар отвечает: “Твоя печать, твой аккорд и посох, который ты носишь”. חֹתָמְךָ וּפְתִילֶךָ, וּמַטְּךָ. (Бытие 38:18)

История о женщине, соблазняющей своего свекра, шокирует современного читателя священной литературы, но еврейская традиция видела в этом другое послание. Мудрецы верили, что этот отрывок имеет мессианский подтекст и что Фамарь говорила с божественным вдохновением. «Печать» была предзнаменованием династии царей Давида, которая должна была произойти из Иудеи. Аккорд Иакова отсылал к Синедриону ( совету иудейских религиозных старейшин, служивших при Храме-ВиМ), который будет править Израилем, а посохом будет сам Мессия. (Бытие Рабба 85:9)

В древние времена монаршьих посланников узнавали по печати, которая красовалась на кольце или ожерелье. Авторы мидрашей ( мидраш – короткие притчи религиозно-нравоучительного характера в иудаизме, неполный аналог мусульманских хадисов – ВиМ) понимали использование печатей в этом контексте, отсюда и их мессианская интерпретация истории Тамар. Иерусалимский Талмуд также проводит интересное сравнение между пророком и мудрецом, используя аналогию с королевским посланником. Раввины утверждали, что, в отличие от мудреца, пророк должен представить доказательства своей правдивости в виде знамения или чуда.

Другим примером является «Песнь песней» (Шир ха ширим), которая представляет собой богатую метафорическим языком книгу о союзе между мужчиной и женщиной. Язык интимной любви интерпретируется как любовь Израиля к Богу. Хорошо известное метафорическое использование этого термина в Песнях Песней 8:6 гласит: “Положи меня, как печать, на свое сердце, как печать на свою руку; ибо любовь сильна, как смерть, ее ревность непреклонна, как могила. Он горит, как пылающий огонь, как могучее пламя». Здесь влюбленная безумно влюблена в своего жениха. Она сравнивает себя с печатью, наложенной на сердце и руку ее возлюбленного. В древние времена люди носили печати на ожерелье или кольце. Возлюбленная в стихотворении называет себя тюленем в том смысле, что она желает быть драгоценной для своего возлюбленного.

Хасидским наставникам 18-го и 19-го веков было что сказать о Песнях 8:6 ( хасидизм –религиозно-мистическое течение в иудаизме с сильным акцентом на идею о приходе Мессии- Машиаха. Возникло в XVII веке на территории нынешней Украины. По формальным признакам имеет некоторые черты сходства с мусульманским суфизмом- ВиМ). Ребе ( хасидский духовный наставник и учитель) из Слонима видел, что каждая из двух печатей символизирует Йом Кипур и Хошана Рабба. (Покажи мне жизненный путь, www.yeshiva.co/midrash/4054 ) Две печати выражали потребность человека в любви и страхе Божьем. Первая печать символизировала необходимость покаяться от всего сердца, а вторая – необходимость следовать заповедям. Альтер Ребе (основатель династии Хабад) дал более эзотерическое объяснение двум печатям. Ребе использовал язык интимной любви, чтобы обсудить метафизические взаимодействия между Богом и человеком в метафоре союза между мужчиной и женщиной. Две печати, одна выступающая, а другая отступающая, контрастировали друг с другом.

Согласно каббалистической  (каббала- ивр- традиция –мистика иудаизма)мысли, преданный должен совершить битул (избавиться от эго), чтобы божественное проникло в душу. (Песнь песней: Абулафия и Альтер Ребе, http://thejewishreview.org/articles/?id=124 ).

Р. Цви Элимелех Шапиро из Динова (Бней Иссахар) использует метафору в «Песни песней» 8:6, чтобы обсудить близость Бога к еврейскому народу. Израиль так же близок к Богу, как печать на документе. После того, как печать нанесена на бумагу, оттиск не может быть удален. На безеле кольца постоянно проставлена подпись ювелира. Бней Исакар приводит аналогию, приведенную в Зоаре, об отпечатке печати, которая имеет отношение к нашему обсуждению.

Когда евреи завершают чтение Торы в праздник Симхат Тора ( Дарование Богом Торы еврейскому народу)., чтение затем запечатывается. ( Слово Чотмин означает как полный, так и запечатанный.)

Первая буква Торы – “бет” בְּ, а последняя буква – “ламед” ( Известная нам Книга Бытия Библии, в иудейской традиции называется «Бе-решит» по первой фразе текста «Бе-решит бара..»  ( в начале всего..сотворил Бог..). Сочетание букв  Бет и ламед составляют “лейб” ( לֵב), что означает «сердце». «Зоар»  (« Зоар» (Сияние) иудейская книга трактующая Тору с мистических позийций – ВиМ) отмечает, что когда чтение Торы завершено, мы запечатываем Тору и Всевышнего (Бога) в нашем сердце. (Шимини Ацерес-Симхас Тора: “Запечатанный” www.jewishpress.com/judaism/holidays/shmini-atzeres-simchas-torah-sealed/2019/10/20 /)

Еврейские мистики, известные своими спекуляциями на гематрии ( учение о тайном значении букв алфавита-ВиМ), указывали на особую связь между сердцем и печатью. Для них каждая буква сама по себе является отдельным словом. Итак, когда мы берем слово “ламед“ (написание буквы иврита), у нас есть обе буквы, которые “раскрываются” в слове лейб, и другие слова, скрытые внутри него. Следовательно, “l” раскрывается в лейве, но мим и далет скрыты внутри “лейба”. В слове “бейс” раскрывается “бет”, но буквы юд и саф скрыты. Подводя итог, можно сказать, что две обнаруженные буквы (“ламед” и “бейт”) пишут слово лейв (сердце), как мы видели ранее. Но скрытые буквы (mim, dalet, yud и sa) вместе имеют общее значение в гематрии 454. Число 454 – это та же гематрия, что и слово “печать”. Когда чтение Торы завершено, Бог запечатлевает сердца читателей Своими благословениями. (Там же)

Соблюдение Торы основывается на понимании использования печатей. Еврейский мужчина должен регулярно носить дон тфиллин (молитвенные амулеты) на голове и руках. Рашбам соединяет заповедь Торы во Второзаконии 6:8 с Шир ха ширим 8:6. Рашбам объяснил, что заповедь надевать тфилин – это способ носить Тору. (Знак и напоминание о великих делах Саймона М. Джексона, https://mizrachi.org/parasha/tefillin-a-sign-and-reminder-of-greater-things /)

 

Сама Тора описывает “от” אוֹת (знамения Бога. Втор 6:8), которые связаны как заповедь. Что касается ношения бахромы на четырех углах одежды, Сефер Чинук комментирует, что заповедь состоит в том, чтобы «носить печать Создателя” на своей одежде. (“Ты Должен Сделать для Себя Скрученные Нити» – Заповедь Цицит, Изучение Мицвы, www.chabad.org/library/article_cdo/aid/4287674/jewish/You-Shall-Make-for-Yourself-Twisted-Threads-The-Commandment-of-Tzitzit.htm )

Обрезание упоминается как печать завета, или печать, или Авраам в иудео-христианской литературе. (Римлянам 4:11) Биркат Хамазон (благодать после еды) содержит прошение к Богу об этой практике как о «Твоем завете, который ты запечатал во плоти».

Обрезание даже считается необходимым для того, чтобы попасть в рай. “Все обрезанные израильтяне войдут в Рай”, – гласит мидраш. Быть запечатанным именем Бога обязательно. Согласно мудрецам, Бог поместил Свое Имя Эль-Шаддай אֵל שַׁדַּ (Всемогущий) на теле израильтянина. “Голень” помещается ему на нос, далет – на руку, а йод – на обрезанную область. (Танхума Цав 14)

Ашкеназские пиетисты и раввины Кастилии ( Испании) когда-то учили, что «печать обрезания – это то, что позволило Торе спуститься с небес». По их мнению, откровение на Синае не произошло бы, если бы Израиль не был обрезан.

Христианство рассматривало концепцию запечатывания как проявление подлинного отношения человека к Богу. (Ефесянам 1:13) Ранние христианские авторитеты рассматривали запечатление в Новом Завете как исполнение запечатления, которое существовало в новом завете. Апостол Павел сказал, что обрезание больше не нужно, потому что крещение было печатью, которая связывала Бога с человеком. Христианский священник Мелито из Сардиса, рассматривая Пасху, рассматривал поедание пасхального агнца как кульминацию, когда Израиль был запечатлен Богом. Епископ также видел первенца Израиля, запечатанного кровью агнца, нанесенной на двери. Те, кто не был запечатан кровью, были обречены. (Пери-Пасха, Приписываемая Мелитону Сардисскому: Обстановка, Цель И Источники, Браун, Иудаистика)

Эти представления о запечатывании естественным образом вошли в еврейский фольклор и мистицизм. Печати встречаются в обычных народных обрядах в виде амулетов. Они содержат имена Бога или ангелов. Имена Бога и различные перестановки тетраграмматона объясняют сотворение мира в рассуждениях каббалистов. Сефер Йецира говорит, что шесть концов света “запечатаны” перестановкой божественного имени. Исаак из Акко в своем комментарии к Сефер Йецира отметил, что стабильность мира зависит от функции божественных имен. Запечатанные письма служат для того, чтобы защитить мир от разрушения.

Библия и использование слова «печать»

Теперь мы обратимся к Библии для метафорического использования печатей. Древние вавилоняне и ассирийцы обычно делали печати из глины. Штамп использовался для того, чтобы запечатлеть глину на желаемом предмете, чтобы показать право собственности. Глина сама по себе бесформенна, и штамп использовался для придания глине различимого изображения. В книге Иова используются образы запечатления для обсуждения сотворения мира после того, как пророк бросает вызов Богу из-за кажущейся несправедливости Его власти. О сотворении земли мы читаем: «Земля принимает форму, подобную глине под печатью; его черты выделяются, как у одежды». (Иов 38:14)

Точно так же, как глина изначально была бесформенной, так и земля не имела формы до вмешательства Бога. Только благодаря Божьему творению земля приобретает прекрасную форму, подобную одежде. Раввины Иерусалимского Талмуда увидели в этом стихе доказательство того, что человечество воскреснет в той же одежде, в которой оно было похоронено. (Повествование и документ в Раввинском каноне: Два Талмуда, стр. 118. со ссылкой на Й Кетубот 12:3 и Й Килаим 9:3).

Иудейская религиозная литература и понятие  «печать»

Мы находим в еврейской литературе метафору печати, используемую применительно к человечеству. Мы увидим примеры  «печати», используемой применительно к конкретным лицам. Еврейские писания используют изображения печатей для обсуждения уникальности человечества в целом. Книга пророка Иезекииля содержит самое раннее упоминание о человеке, называемом «печатью». Иезекииль упоминает благословения, данные царю Тира, и о том, как государь будет наказан за злоупотребление этими благословениями. Бог сказал Царю, что «ты был печатью совершенства, исполненный мудрости и совершенный в красоте». (Иезекииль 28:12)

Еврейский термин «Хотам такенит» неясен, поэтому единого мнения о его значении нет. (“Печать Сходства, Исполненная Мудрости и Совершенная в Красоте”: Повествование Еноха/ Меня†а†Рона о 3 Еноха и Иезекииля 28, Университет Британской Колумбии, www.marquette.edu/maqom/ArbelMetatron.pdf )

«Хотам такенит» переводится некоторыми авторитетами как “Печать Суммы [подобия]”. Что означает “печать суммы”? Раввин Крекас Хасдай, философ 12 века, заявил в своей книге “Адинои”, что “Печатью Суммы” является сам человек. Человек – это печать суммы, потому что он собран из всех частей Вселенной”. Таким образом, человек – это микрокосм всего творения. Эти представления о людях хорошо известны в еврейской мистической литературе.

Еврейские писания свидетельствуют о духовном статусе людей как о Божьей печати. Вспомните историю Зерубабе бен Шетиэля, потомка царя Соломона. Первоначально потомки Соломона были прокляты (Иеремия 22:28-30) из-за отступничества внука Соломона Иехонии. Бог сказал Иехонии, что его потомки будут прокляты навеки. Неправильное понимание библейского пророчества имеет последствия как для христианства, так и для иудаизма, поскольку Иисус Христос является потомком Иехонии. Что упускается из виду, так это тот факт, что Иисус является потомком Иехонии через Зоровавеля. Когда евреи вернулись из Персии после изгнания, им было поручено восстановить святой храм. Зерубабель приложил огромные усилия для запуска проекта. Аггей сообщил Израилю о Божьем принятии Зоровавеля. «О Зоровавель, раб мой, сын Шиилителя, сказал Господь, и сделаю тебя печатью; ибо Я избрал тебя, сказал Господь Саваоф». Бог говорит пророку Аггею (Аггей 2:23), что Зоровавель – это Божья печать.

Библейское пророчество связывает «печать» с тем, что она  – знак Богоизбранничества. Знак служения также имеет большое значение. Таким образом, Бог сообщает Израилю, что проклятие, наложенное на предков Зоровавеля, было отменено. Малбим понимали Зоровавеля как весь центр Творения и его печать «тахлит ха-верия ве-хотама». Мы нашли аналогичное понимание раввинами ссылки на Иезекииля.

В четвертом веке до нашей эры иудаизм претерпел трансформацию через греческую культуру, и были предприняты серьезные попытки примирить греческую философию с еврейской религией. Филон Александр, философ 1-го века, был наиболее известным из этих людей. Филон взял терминологию из греческой философии, такую как идеи Платона, и попытался применить ее к иудаизму. Филон считал, что только промежуточная область идей может объяснить взаимодействие между человеком и Богом. Логос был назван одной из важнейших идей посредника, объясняющей, как Бог сотворил мир и открыл Свою волю человечеству. Филону нужен был иврит, чтобы выразить это греческое понятие, поэтому он использовал «печать»: “Слово Того, кто его создает, Само является печатью, с помощью которой каждая существующая вещь получила свою форму” (Fug. 12; ср. Som. 2.45). Итак, Логос был печатью вселенной. Фактически, Филон использовал термин “печать” для многих из этих «идей». (Были ли евреи созданы по образу Божьему? Христианские перспективы и еврейское существование в Средневековой Европе, Исследования по средневековой еврейской интеллектуальной и социальной истории, стр. 68)

Для древних иудео-греков все было сделано по заранее определенному образцу, основанному на идеях в разуме Бога, и «печат» использовались для обозначения этих метафизических сущностей. Еврейские мыслители в значительной степени опирались на толкование Филона ко времени Таннаима (200 г. н.э.).

Широкое использование метафорической «печати» было широко распространено во времена пророка Мухаммеда.

«Печать Адама”, термин, разработанный раввинами амморийского периода, является доказательством прямого, но непризнанного влияния Филона. Мудрецы задавали вопрос о том, почему Бог создал человека одного. Вывод состоял в том, чтобы “рассказать нам о величии Святого, да будет Он благословен; человек делает много монет с одной печатью, и все они похожи друг на друга. Но Царь царей, Святой, да будет Он Благословен, поставил на всех людях печать Адама первого, и ни один из них не похож на другого». (Синедрион 38а)

Раввины рассудили, что точно так же, как монеты отчеканены одной печатью, Бог создал потомство Адама от их праотца, который служил первоначальной печатью человечества. Иов 38:14 был использован в качестве доказательства этого рассуждения, но Бендоз-Ризак видит влияние Филона в его аналогии с “печатью” и “монетой” по отношению к Богу, создающему душу. Объяснение Бендоза-Ризака правдоподобно, но мы предоставили достаточно материала, чтобы доказать, что метафора печати была создана во времена библейских авторов.

Талмуд учит, что «Печать Божья есть истина». (Шаббат 55а, Йома 69б. Также см. Мидраш: Бытие Рабба 8:5) Для раввинов “Истина” предназначена только для Бога. Рассказывается история, в которой мудрецы Великого Собрания молились о прекращении идолопоклонства, и Бог ниспослал листок бумаги со словом “Истина”. Рав Ханина пришел к выводу, что “Печать Божья – это Истина”. Ребе Коцкер однажды спросил, почему из всех имен Бога печать была дана “Истине”? Ответ прост. Печать – это то, что нельзя подделать, потому что она только одна. Все в мире можно скопировать, кроме правды. Все, что является копией, может быть только простой имитацией. В религиозных целях ребе Коцкер учил, что подражание – худший поступок. Ребе Реб Буним однажды заметил, что авторы ставят свое имя перед книгой, и точно так же Бог поместил свое имя – Истину – в первой главе Торы. В первом стихе Торы последние буквы первых трех слов – тет, алиф и мем. Это произносит имя Бога אמת “Эмет” (Истина) (Печать Бога – это Истина, www.aish.com/tp/b/insights-on-the-torah/Seal-of-God-is-Truth.html )

Самаритяне и «печать»

Термин “Печать пророков” действительно встречается в самаритянской религии (самаритяне –этнорелигиозное меньшинство внутри иудейского (еврейского народа). Говорят на языке иврит с использованием собственной письменности, из религиозных писаний признают лишь Тору, но в ее особой самаритянской редакции, отличной от иудейской версии- ВиМ). В самаритянском тексте Моисей упоминается как таковой: “Клянусь твоей жизнью, о Апостол Божий, останься с нами еще немного! Клянусь твоей жизнью, о Печать пророков, останься с нами еще немного”. (Мемар Марка, ст. 3) Что означает “Печать Пророков” для самаритян? Один верный самаритянин сообщил мне в частной переписке, что этот термин означает “избранный”. Быть “избранным” – это, конечно, атрибут, присвоенный печати в Аггее, как мы видели выше.

Вывод

Мы упомянули «Печать Авраама» в связи с обрезанием завета. Хасидские мастера увидели еще один мотив в обозначении Авраама. Авраам – праотец трех религий. Пять ежедневных исламских молитв не являются полными без упоминания имени Ибрахима в благословениях на Святого Пророка. Благословения Пророка (дуруда) напоминают человеку во время молитвы о благословениях, дарованных Аврааму и его народу, и о том, чтобы искать эти благословения для народа Мухаммада. Насколько уместно закончить учением Бней Исскахара о том, почему Авраама называют “печатью” благословения?  Этот хасидский наставник заявил:

«Мы говорим в ежедневной молитве: “Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова”, но мы завершаем благословение упоминанием только Авраама – Баруха атаха Хашема магена Авраама [“Благословен Ты, Господи, щит Авраама”]. Чему мы можем научиться из этого? Наш отец Авраам был знаменит своими деяниями Гемилут Хасадим (принятие гостей и милосердие к Божьим созданиям). Поэтому он заслужил, чтобы его имя было “печатью’ благословения».

Ранняя еврейская литература широко использовала метафору “печати”. Мудрец пятого века, рабби Танхума, был назван “Печатью Мидрашима” из-за славы в составлении традиционных еврейских учений. Ведущий ортодоксальный раввин 19 века Моисей Шрайбер был удостоен звания Хатам Софер (Печать писцов) за то, что защищал традиционный иудаизм от реформаторского движения. Никто не считает Хатама Софера последним писцом!

Мы не ожидали бы, что кто-то, хорошо разбирающийся в иудео-христианской традиции, поймет “Печать пророков” как-то иначе.

Автор Майкл Ле Пайн   Al-Hakam

Перевод и примечания ВиМ

 

 

 

СВЯЗАННЫЕ ПОСТЫ

Оставить комментарий

Этот веб-сайт использует файлы cookie для улучшения вашего опыта. Мы будем считать, что вы согласны с этим, но вы можете отказаться, если хотите. Принимать