Главная История и География Моджадиды: имам аль- Бакиллани.

Моджадиды: имам аль- Бакиллани.

через Времея и Мир
0 комментарий 115

 

Первым в историческом списке «моджадидов» четвертого столетия хиджры стоит имя богослова-ашарита и правоведа, а также блестящего полемиста имама аль-Баккилани.

Абу Бакр Мухаммад ибн ат-Тайиб аль-Бакиллани (  950 – 5 июня 1013),  известный просто  как аль-Бакиллани  или в почтительной форме  Имам аль-Бакиллани приверженцами , был известным суннитским исламским богословом, юристом и логиком,  посвятивший свою жизнь защите и укреплению богословской школы аль- Ашари в исламе. Блестящий ритор,  стилист и оратор, аль-Бакиллани пользовался большим уважением своих современников за его  высокий профессиональный уровень в  богословских и юридических вопросов. Аль-Бакиллани присвоены также такие почетные титулы, как Шейх ас-Сунна (« Наставник  в Пророческой традиции»)., Лисан аль-Умма («Голос общины»), Имад ад-Дин (“Столп веры”), Насир аль-Ислам («Хранитель ислама») и Саиф ас-Сунна («Меч пророческой традиции).

Аль-Бакиллани родился в Басре в 330 году хиджры/ 950 году н.э. Большую часть своей жизни он провел в Багдаде и изучал теологию у двух учеников аль-Ашар], Ибн Муджахида ат-Таи и Абуль-Хасана аль-Бахили.] Он также изучал юриспруденцию у ученых маликитского мазхаба Абу Абдиллаха аш-Ширази и Ибн Аби Зайда аль-Кайравани.[7] После приобретения опыта как в исламской теологии, так и в юриспруденции малики, он излагал учения школы Ашари и преподавал юриспруденцию малики в Багдаде. Он занимал должность главного кади (судьи) в Багдаде и в Укбаре., город недалеко от столицы. Аль-Бакиллани стал популярным лектором и принимал участие в дебатах с известными учеными того времени. Из-за его умения вести дебаты эмир Адуд ад-Даула отправил его посланником к византийскому двору в Константинополе, и он обсуждал христианских ученых в присутствии их короля в 371/981 году. Хотя имеются свидетельства, что известный своими завоеваниями эмир Адуд послал аль-Бакиллани в Константинополь не столько с дипломатической миссией, сколько, говоря современным языком для «деятельности, несовместимой с дипломатическим статусом, то есть шпионажа, поскольку собирался в скором времени напасть на Византию.

Из дипломатической практик аль-Баккилани, известны два поучительных случая, сохранившиеся в писаной истории.  аль-Хатыб аль-Багдади в своей «Истории Багдада» пишет. «Правитель по прозвищу ‘Адуд ад-Дауля отправил Абу Бакра аль-Бакиляни с письмом к правителю римлян (византийцев). Когда тот прибыл в город, правитель узнал о нём, о его знаниях и его высоком положении.  В частности и о том, что мусульманский посланник не станет проявлять почтение при входе к нему, как это было принято у его подданных – целовать землю, находящуюся перед правителями. Он решил поставить кресло, на котором он сидит, позади маленькой двери, через которую невозможно зайти, не совершив поясной поклон,  чтобы и кадий Абу Бакр зашёл через дверь таким образом, чтобы его поклон заменил приветствие (которым обычно приветствовали правителя его подчинённые). Когда же он поставил своё кресло в том месте, то повелел впустить Кадия Абу Бакра с этой двери. Когда Кадий дошёл до этой двери и увидел её, он задумался и догадался, по какой причине она такая маленькая. Он развернулся и, склонив голову, зашел через эту дверь спиной вперед. Потом он поднял голову, выпрямил спину и повернулся к правителю лицом. Правитель удивился его проницательности, и в его сердце появилось почтение к Кадию Абу Бакру».

Хафиз Абуль-Касим ибн Асакир (499-571 гг. по хиджре) передаёт в книге «Табйин казиб аль-муфтари», что Абу Бакр аль-Бакиллани пришёл как-то к византийскому императору и увидел вместе с ними его архиепископов и монахов. Тогда он, издеваясь над ними, спросил: «Как вы? Как ваши семьи и дети?» .  Император удивился и сказал ему: «Тот, кто тебя ко мне отправил, говорил, что ты “язык уммы” и первый из ученых общины. Разве ты не знаешь, что мы очищаем их (монахов) от наличия семьи и детей?» И сказал кадий Абу Бакр: «Вы не очищаете Аллаха, свят Он и велик, от семьи и детей и в то же время очищаете этих монахов. И выходит, что они для вас более святые и величественнее, чем Аллах, свят Он и велик». И в этот момент сердце римлянина  поняло величие Аль Бакиллани».

Ученый умер в 403 году хиджры/ 1013 году н.э.

Аль- Бакиллани поддерживал доктрину о том, что  чудо является доказательством пророчества, несотворения Корана, заступничества и возможности увидеть Бога.

Ибн Таймийя назвал аль-Бакиллани лучшим из «ашаритских  ученых, которому не было равных ни среди  предшественников, ни среди  преемников». Известно  пятьдесят пять названий работ, написанных аль-Бакиллани, подавляющее большинство из которых посвящено правовым и теологическим вопросам, и многие написаны в форме полемики с его оппонентами.

Наиболее значимая из его работ –  «Аль-Инсаф фима Яджиб И’тикадух валя Яджуз аль-Джахль» (букв. «Справедливость в том, во что следует верить, и о чем нельзя не знать”),богословский труд, написанной Абу Бакром аль-Бакиллани , как методическое опровержение мутазилитов и антропоморфистов (аль-Мушаббиха).

Как богослов Ашари, аль-Бакиллани опроверг некоторые богословские доктрины, сформулированные этими группами, в отношении ряда богословских тем; речь Бога, Коран и его характеристики, а также другие атрибуты Бога. Антропоморфисты верили, что Бог пребывает в форме телесных тел вместе с их частями. У него есть руки, голова, язык и другие органы. Их представление сосредоточено на доктрине о том, что у Бога есть телесные материалы. Эта доктрина была решительно отвергнута аль-Бакиллани. Его богословская позиция предполагает сочетание рационалистического метода и применения откровения.

Аль-Бакиллани также разъяснил свою позицию в отношении стихов аятов (неопределенных или сомнительных отрывков, значение которых открыто для двух или более интерпретаций), которые были буквально поняты антропоморфистами. Он проанализировал  суры Та-ха, в котором он прокомментировал, что место Бога на троне не похоже на Его творения. Он считал, что у престола нет ни пространства, ни места, потому что Бог существует непрерывно, как он отметил: «И мы говорим: Его престол не похож ни на какие создания. И мы не говорим: трон – это место поселения или отдыха для Аллаха, потому что Аллах Всемогущий существует без места. Когда он создал место, Его существование вечно, не меняется». Он также сказал: «Аллах свободен  того, чтобы находиться в направлениях или быть  похожим на творения, а также Ему не приписывается трансформация или движение, а также положение или сидение, согласно Его словам: «Нет ничего подобного Ему» [Коран 42:11] и «И есть никто не сравнится с Ним» [Коран 112:4], потому что такие атрибуты принадлежат творениям, и Аллах (Творец) ясен из этого». То есть к Аллаху неприменимо какая-либо недоконченность, несовершенство, или аналоги физических атрибутов человеческого тела.

ИАЦ  «Время и мир»

Иллюстрация- картина “Шейх аль-Бакиллани перед византийским императором”

СВЯЗАННЫЕ ПОСТЫ

Оставить комментарий

Этот веб-сайт использует файлы cookie для улучшения вашего опыта. Мы будем считать, что вы согласны с этим, но вы можете отказаться, если хотите. Принимать