Главная Ислам и Современность Второй халиф ахмадийята: Исламская экономика против коммунизма и капитализма.

Второй халиф ахмадийята: Исламская экономика против коммунизма и капитализма.

через Времея и Мир
0 комментарий 106

 

Капитализм и коммунизм чаще всего рассматриваются как полярно противоположные философии. Этот  подход  пронизывает и  большую часть экономической теории, начиная с основателей соответствующих школ мысли и заканчивая их современниками. Бесспорно, существуют серьезные различия. Например, в отношении капитализма владельцами факторов производства ,капитальных благ, природных ресурсов, рабочей силы и т. д,  являются в основном частные лица, Тогда как в случае коммунизма владельцем является государство.

Еще одно существенное различие заключается в том, что капитализм может быть более выгодным для отдельного человека, пренебрегая при этом коллективным благом, что приводит к массовому неравенству. И наоборот, мантра коммунизма состоит в том, чтобы обслуживать всех, не вознаграждая по-настоящему количество своего труда. Другими словами, капитализм основан на «выживании наиболее приспособленных», но коммунизм полностью пренебрегает концепцией потребительской  полезности. поэтому и то, и другое несбалансировано.

Однако в основе обеих систем лежит более существенный кризис. Ни одна из этих идеологем не понимает человека как целостность.. У людей есть физические, моральные и духовные потребности. Исторически  религия и ее учение стремилась удовлетворить все потребности, но с момента  повсеместного отказа  от нее ни одна область исследований не стремилась понять состояние человека во всей его полноте.

Современная экономика отвергла многие из этих аспектов и медленно, но верно построила свою собственную теологию, в которой поклонение рынку имеет приоритет над поклонением Богу. Поскольку религиозные движения стремятся распространять свои учения, и капитализм, и коммунизм исторически носили глобальный и тотальный характер. Но вместо того, чтобы распространять духовное послание, они стремились подчинить все человеческое существование сфере коммерциализации и частной собственности.

В случае с Советами частная собственность была сосредоточена в руках элит Советского Союза, за которой скрывалась иллюзия коллективной собственности. Они стремились колонизировать мир со свирепостью, сравнимой только с их соперниками. Что касается капиталистов, то Священная война Капитала и ее победоносный импульс заключаются именно в идее, что все может и должно стать объектом рынка. Благодаря этому процессу логика капитализма стремится  применить законы рынка для всех слоев общества. В результате этого, следовательно, культурное разнообразие, религиозные мировоззрения и « духовное» я распадаются или рассматриваются как ненужные для главенствующего принципа материализма и потребительства.

 

Эта рыночная логика современной экономики четко прослеживается в ее показателях. Одним из самых мощных и фундаментально материалистичных показателей сегодня является Валовой внутренний продукт. Предполагается, что ВВП является показателем размера, состояния здоровья и экономики страны за определенный период времени. Но это крайне проблематично. Это полностью скрывает человеческий опыт, стоящий за цифрами, не давая никакого представления о лежащих в их основе неравенствах и несправедливостях. Она включает в себя такие секторы порока, как незаконная торговля наркотиками и проституция, которые неразрывно связаны с уничтожением человеческих жизней, торговлей людьми и унижением духовного “я”. Риск финансового сектора также включен в эту цифру, несмотря на его паразитическое и дестабилизирующее воздействие на реальную экономику.

Все это симптоматично для общества, которое заботится только о «конечном результате», а не о человеке, стоящем выше этого   показателя. Оно не заботится о Творце и поэтому пренебрегает творением. Без веры в Бога глубокая забота о благополучии других достойна восхищения, но необязательна. При настоящей вере в Бога это неизбежно, так же как естественно видеть в других детях своих родителей родных и близких.

Это не просто теория. Религия, в отличие от современной экономики, стремится удовлетворить все физические и духовные потребности человечества. Его экономические принципы основаны на таких соображениях, чтобы  мораль, духовность и экономика были объединены в одну структуру.

Несколько примеров могут пролить свет на это. Одна из религиозных критик коммунизма заключалась в том, что он не позволял людям получать справедливый доход после того, как они усердно трудились. Таким образом, они были лишены возможности получать прибыль и вместо этого жили на прожиточный минимум.

Однако без такой дополнительной прибыли они не смогли бы потратить свои дополнительные деньги на благотворительные цели. Это, естественно, вредило их духовности, поскольку лишало их способности жертвовать своим богатством ради других. Это неотъемлемая часть духовности, поскольку она позволяет человеку оторвать свое сердце от мира и вместо этого привязать его к Богу. Таким образом, религиозное мировоззрение противоречит ориентации коммунизма на прожиточный минимум. Это вознаграждает более ценную работу с более высоким доходом и свободой тратить деньги так, как им нравится.

Другие проблемы, которые часто рассматриваются как  «экономические проблемы», на самом деле являются моральными и духовными проблемами. Жадность особенно заметна в финансовом мире, где бесчисленные говорящие головы говорят о необходимости “большего регулирования”. Однако жадные всегда смогут обойти правила, поскольку никакое законодательство не может регулировать все тонкости человеческого поведения. Однако в религии гордыня богатством, чревоугодие и алчность относятся к числу худших грехов. Зависть и жадность-это желания, которые не регулируются не вмешательством правительства, а сознанием Бога.

Таким образом, религиозные рамки обеспечивают сбалансированный подход, который поощряет экономический прогресс в рамках моральных экономических рамок. Это резко контрастирует с господствующей капиталистической парадигмой, которая стремится к превращению в товар любой ценой. Если экономическая система считает мораль неотъемлемой частью человеческого поведения и добавляет ответственность перед Высшим Существом в экономическое уравнение, начинают проявляться черты реальной и истинной альтернативы капитализму и коммунизму.

До сих пор мы обсуждали религию абстрактно. Теперь мы сравним капитализм и коммунизм конкретно с исламскими принципами.

 

БОГ-ЭТО “АР-РАХМАН” И “АР-РАХИМ”.

Память о Боге-это альфа и омега исламской веры. Среди бесчисленных атрибутов Бога два особенно важны для понимания, чтобы оценить философию его экономических учений. Это атрибуты “Ар-Рахман’ и ‘Ар-Рахим”. Обычно эти определения  переводится как «Милостивый» и «Милосердный”» следует отметить, что одной из особенностей арабского языка является то, что его слова , как атрибуты Бога,передают не только  их лексическое значение , но и определенную философию.

«Ар-Рахман» означает, что для каждого типа творения Бог уже предоставил необходимые ресурсы, необходимые им для достижения прогресса. Это общий атрибут, который включает в себя все виды щедрости, и он действует в соответствии с потребностями всех живых существ совершенно безвозмездно. Эта благодать безусловна и проявляется даже тем, кто ее не заслуживает. Это Божья Рахманийят (Милость), которая предоставила поверхность земли для проживания, солнце и луну для света, воздух для дыхания, воду для питья, все виды пищи для еды и так далее.

 

Точно так же Бог, согласно исламской точке зрения, создал вселенную на благо всего человечества. Бог сделал ресурсы этой земли доступными для человека, на котором лежит большая ответственность за то, чтобы использовать их в соответствии со своими потребностями и обеспечить, чтобы о них заботились. В этой связи в Священном Коране говорится:

«И Он подчинил вам все, что на небе, и все, что на земле; все это от Него. Воистину, в этом-Знамения для людей размышляющих». (Коран, 45:14)

Исламская точка зрения, которая лежит в основе всех исламских экономических принципов, заключается в том, что конечная собственность на чье-либо богатство принадлежит Богу. Все богатства и природные ресурсы находятся под Божьим повелением и предоставляются людям только в качестве доверия. Люди несут ответственность перед Богом за то, по праву ли они оказывают обществу оказанное им доверие. Ни при каких обстоятельствах все эти ресурсы не создавались в интересах определенной группы людей, исключая других. Будь то богатый или бедный, никто не может претендовать на то, чтобы быть единственным наследником земных щедрот, и заявлять, что все было создано для него одного.

Поэтому богатство нации должно использоваться для обеспечения того, чтобы каждый член общества имел и будущие поколения будут продолжать иметь доступ к определенным основным средствам:

«Это предусмотрено для тебя, чтобы ты не голодал там и не был наг. И чтобы ты не жаждал там и не подвергался воздействию солнца». (Коран, 20:119-120)

«И в их богатстве была доля для того, кто просил о помощи, и для того, кто не мог». (Священный Коран, 51:20).

Ислам не советует, чтобы человеку были доступны только минимальные жизненные потребности (пища, вода, кров, одежда); он говорит, что все необходимое для полного роста и совершенного развития талантов и способностей каждого человека должно быть предоставлено ему в максимально доступной мере.

При более внимательном рассмотрении мы можем увидеть некоторое сходство между Божьим Рахманиятом и некоторыми элементами коммунизма. При коммунизме все богатства и все средства производства должны быть национализированы. Собственность индивида должна стать коллективной собственностью. Богатство, произведенное в рамках коллективной организации за счет коллективных ресурсов, должно распределяться под коллективным контролем между отдельными лицами в соответствии с их потребностями на основе так называемой справедливой системы. Все должны работать в соответствии со своими способностями, но распределение зависит от потребностей индивида и, следовательно, не коррелирует с объемом его труда. Удовлетворяются ли потребности человека “одним хлебом” – это, конечно, отдельный вопрос.

Второй атрибут-это атрибут Рахимийят, происходящий от атрибута Бога “Ар-Рахим”. Это относится к благодати, которая интенсивно повторяется и связана с чьими-то усилиями. Она присуждается, когда было сделано какое—то усилие-когда была проделана работа. Таким образом, для того, кто заслуживает благодати в силу своих усилий, Бог дарует обильную награду и постоянно ниспосылает Свою Милость, намного превосходящую то, чего они технически заслуживают. Даже арабская форма этого слова указывает на тип благодати, которая сосредоточена и повторяется.

Когда какое-либо Божье творение полностью выполняет свои обязательства, Он вознаграждает их за этот поступок и дарует им успех, больший, чем они того заслуживали. Эта особая милость порождает в них желание бесконечно прогрессировать.

 

Действительно, ислам не полностью отвергает различия в социальном плане. Он только визуализирует общество, в котором относительные различия в социально-экономических условиях будут меньше, чем мы наблюдаем в капиталистических обществах, и в большей степени отражают фактические различия в возможностях и усилиях. В то время как на человеческом уровне люди были созданы неравными в различных отношениях (с точки зрения физической привлекательности, интеллекта или приобретенного богатства и т.д.), Эти различия существуют только для того, чтобы способствовать взаимному сотрудничеству. В этой связи в Священном Коране говорится:

«И Аллах благоволил к некоторым из вас больше, чем к другим, в вопросе мирского обеспечения; но те, кому больше благоволят, ни в коем случае не вернут часть своего обеспечения тем, кто находится под их контролем, чтобы они могли быть равными участниками в этом. Неужели они отвергнут милость Аллаха?» (Коран, 16:72)

«Это Мы распределяем между ними их средства к существованию в этой жизни, и Мы возвышаем некоторых из них над другими по рангу, чтобы они могли взаимно служить друг другу. Милость твоего Господа лучше того, что они накапливают». (Коран, 43:33)

В первом аяте кратко изложено исламское учение о частной собственности.  Он критикует тех, кто богат из-за их скупости, напоминая им, что их богатство от Бога и что они должны стремиться распределять его. В то время как, с одной стороны, было признано право собственности, также подчеркивается принцип коллективной собственности на богатство всех людей. Человек по своей природе и темпераменту склонен к общительности и не может многого достичь, не сотрудничая со своими сверстниками.

Во втором аяте подчеркивается, что те, у кого больше мирских преимуществ, не должны гордиться своими удобствами, поскольку они были обеспечены цепочкой событий, над которыми они мало контролировали. Эта цепочка в конечном счете заканчивается в Руке Бога. Из-за такого неравенства человек подвергается испытанию: либо испытанию изобилия, либо испытанию лишений, и наши действия как в процветании, так и в невзгодах определяют нашу божественную награду; награду «лучшую, чем та, которую они накапливают».

В божественной схеме вещей все живые существа являются органами одного и того же тела. Если один орган испытывает дискомфорт, все тело испытывает боль. Таким образом, чтобы вызвать истинное чувство сострадания в сердце человечества, исламское мировоззрение требует, чтобы те, кто наделен некоторым богатством, добровольно отказались от некоторых своих удобств и помогли другим исправить  свою «экономическую судьбу»:

«Вы никогда не достигнете праведности, если не будете тратить из того, что любите. И что бы вы ни тратили, Аллах, несомненно, хорошо это знает». (Священный Коран, 3:93)

Таким образом, после анализа Божьего Рахимийята видны некоторые черты капитализма. Действительно, капитализм поддерживает принцип, согласно которому каждый человек имеет право прилагать индивидуальные усилия для производства богатства, получать вознаграждение и, следовательно, тратить полученную прибыль.

В исламе также самый мощный мотив, побуждающий человека отдавать все силы делу, заключается в вознаграждении за индивидуальную инициативу и личные усилия. Тяжелая работа позволяет нам пожинать плоды своего труда, не будучи зависимыми от других. Но, конечно, капитализм часто вознаграждает одних щедро, а других-совсем нет. Общества становятся все более поляризованными, и неизбежным результатом этого являются социальные и духовные волнения.

 

«ЗОЛОТАЯ СЕРЕДИНА» ИСЛАМА.

В противоположность двум системам коммунизма и капитализма, одной чрезмерно коллективистской, а другой чрезмерно индивидуалистической, ислам выделяет золотую середину через средства массовой информации, пропагандирующие человеческие идеалы братства, прогресса и цивилизации. Этот срединный курс, избранный исламом, пронизывает всю его философию и учения не в смысле неохотного компромисса между двумя крайностями, а в качестве превосходного и оптимального баланса, который позволяет человечеству процветать:

«И таким образом Мы создали возвышенный народ, чтобы вы могли быть стражами над людьми (…)»Священный Коран, 2:144

Арабское слово, используемое в этом стихе,-«Аль-Вассат» Это означает “возвышенный”, но также может быть истолковано как  « возвышающийся над крайноятями,занимающий среднее положение». Эта ссылка может создать впечатление, что «счастливая среда» – это нормативная концепция,  некое принудительное предписание. Однако исламская вера утверждает, что это понятие связано с самой природой человека. Поэтому поддержание баланса в различных измерениях своей жизни представляется скорее как благотворное отношение, чем как нормативное.

Исламская экономическая философия допускает частное предпринимательство, но в то же время требует, чтобы доля от национального богатства предоставлялась бедным, чтобы обеспечить большую справедливость и обуздать жадность. Он мудро разработал механизмы, с помощью которых богатство не может накапливаться в нескольких руках, такие как запрет на проценты, введение предельного налога на богатство и призыв к благотворительности. Оно предприняло шаги для обеспечения того, чтобы богатые не только не становились все богаче и богаче безответственно, но и чтобы они расстались с частью своего богатства, чтобы поднять настроение бедных. Он всегда выбирает «серрединный  курс», чтобы поддерживать баланс между имущими и неимущими.

Государство, как отражение атрибута  «Ар-Рахмана», должно обеспечить, чтобы у каждого были, по крайней мере, необходимые ресурсы, необходимые для процветания, в любой необходимой форме. Как отражение атрибута «Ар-Рахима» , оно должно позволять людям сохранять и приносить плоды то, что они зарабатывают в поте лица. Недостаток коммунизма в том, что он хочет быть «Рахманом», не будучи» Рахимом», а капитализм хочет быть «Рахимом» без «Рахмана». Таким образом, коммунизм в конечном итоге подавляет человеческие усилия, а вместе с ними и человеческий дух, в то время как капитализм приводит к растущему неравенству.

Золотой принцип экономической справедливости может быть установлен только в том случае, если обе стороны будут работать вместе на общее благо. Бедные должны выполнять свои собственные обязанности и упорно трудиться, чтобы воспользоваться своими ресурсами и богатством. С другой стороны, богатые должны с радостью проявлять истинный дух жертвенности, чтобы помочь своим ближним. Они должны понимать, что все их богатства и ресурсы были дарованы Богом и, следовательно, должны использоваться для осуществления прав Его Творения.

 

Ислам находит срединный  путь между крайностями капитализма и коммунизма

ГДЕ ВСТРЕЧАЮТСЯ ЭКОНОМИКА И ДУХОВНОСТЬ

Таким образом, ислам ни полностью не принимает капитализм, ни полностью отвергает коммунизм. Скорее, она воплощает в себе положительные стороны и взгляды обеих систем, отбрасывая при этом их недостатки. Это дает конкретные механизмы для защиты общества от этих недостатков и для продвижения общества к общему благу. Хотя обе традиционные экономические системы обладают отличительными качествами, ситуация недавнего прошлого показала провал социалистического экономического эксперимента, и капитализм, несмотря на большие успехи в области экономического роста, находится в агонии все углубляющегося кризиса.

Дело здесь не в том, чтобы отрицать феноменальные достижения 20-го и 21-го веков, а в том, чтобы признать, что в конечном счете они замаскировали постоянную эрозию моральных основ человеческой культуры. То, чего в конечном счете достигают капитализм и коммунизм, – это не просто “смерть” одного Бога. Скорее, они воплощают в жизнь множество богов: каждый индивид приходит в восторг от полной приверженности служению своим собственным целям любой ценой. В конечном счете, эти желания становятся сильнее, становятся всепроникающими и поглощают общество.

 

Чтобы улучшить нашу участь, мы должны реализовать решение с двумя  «векторами» – одна действует т сверху вниз, а другой- снизу вверх.

Сверху вниз нам нужна экономическая система, которая хорошо спроектирована, чтобы стремиться к равенству, а не к неравенству. Но поскольку каждая экономическая система реализуется людьми, людьми, которые должны действовать честно и бескорыстно, нам также нужна моральная революция, чтобы работать изнутри сердца человека. Это невозможно без веры в милосердного Бога, который является единственной связующей и связующей точкой всех форм творения. Эта вера в Высшее Существо привносит реальное чувство ответственности, когда человек служит Божьему творению из любви к Нему.

Благодаря вере в Бога человек освобождается от мирских оков, и экзистенциальное одиночество нашего капиталистического мира наконец-то облегчается.

Из книги « Ислам и коммунизм» второго главы мусульманской ахмадийской общины Мирзы Башируддина Ахмада.

Перевод ВиМ

СВЯЗАННЫЕ ПОСТЫ

Оставить комментарий

Этот веб-сайт использует файлы cookie для улучшения вашего опыта. Мы будем считать, что вы согласны с этим, но вы можете отказаться, если хотите. Принимать