Главная Ислам и Современность Египет: « Генерала вам в алимы..»: ( президент  АРЕ Абдельфаттах ас- Сиси примеряет на себя «одежды» мусульманского религиозного авторитета)

Египет: « Генерала вам в алимы..»: ( президент  АРЕ Абдельфаттах ас- Сиси примеряет на себя «одежды» мусульманского религиозного авторитета)

через Времея и Мир
0 комментарий 45

 

23 августа 2021 года президент  Египта ас-Сиси во время телевизионного выступления призвал к «пересмотру понимания религиозных догм», утверждая, что нынешняя система убеждений унаследована без надлежащего понимания или критического мышления. Это заявление является частью ряда заявлений, сделанных Сиси с момента его вступления на пост президента, во всех из которых он выступает за обновление религиозного дискурса для противодействия экстремизму и сектантству. Например, в сентябре 2019 года Сиси утверждал во время Национальной молодежной конференции, что толкование некоторых религиозных текстов является регрессивным и не развивалось в течение 800 лет и поэтому способствует экстремизму и религиозному насилию.

На первый взгляд, призыв к религиозному обновлению может быть истолкован как попытка режима противостоять насильственным религиозным экстремистам, а также снизить привлекательность политического ислама, тем самым ослабив “Братьев-мусульман”. Однако, даже если отчасти это и является мотивацией, основные мотивы режима заметно более зловещи. А именно, режим стремится создать свой собственный бренд ислама, присвоенный государством и закрепленный в консервативных социальных ценностях в качестве инструмента социального контроля. Эта политика основана на подавлении или кооптации независимых религиозных институтов и мыслителей, даже если они разделяют видение режима о религиозном обновлении. Это часть неустанного стремления режима сосредоточить политическую и социальную власть в своих руках и препятствовать развитию конкурирующих центров социальной власти.

Главным препятствием на пути политики религиозной национализации режима был Аль-Азхар и его глава шейх Ахмед Ат-Тайеб. Трения между шейхом и режимом начались в самом начале, когда Ат-Тайеб был одной из немногих видных фигур, критиковавших насильственные разгоны сидячих забастовок Рабаа и Нахада в 2013 году. Позже за этим последовал публичный спор между Сиси и Аль-Азхаром, когда в феврале 2017 года первый призвал принять закон, регулирующий и ограничивающий практику устного развода, что допустимо по шариату. В редком проявлении публичного неповиновения Аль-Азхар выступил с заявлением, в котором осудил президента и подтвердил законность практики устного развода. Косвенно отвергая постоянные призывы Сиси к религиозному обновлению,  Ат-Тайеб подчеркнул, что обновление не должно противоречить существующему религиозному наследию.

Эти акты публичного неповиновения подтолкнули режим к попытке ограничить независимость Аль-Азхара и создать более гибкие религиозные институты: самая серьезная попытка была предпринята в июле 2020 года с введением закона, регулирующего Дар Эль-Ифта, религиозное учреждение, ответственное за распространение религиозных толкований и мнений. Закон попытался превратить Дар Эль-Ифта в конкурирующее религиозное учреждение по сравнению с Аль-Азхаром, главным образом за счет передачи его под юрисдикцию Совета министров и предоставления президенту полномочий назначать муфтия – фактически заменив существующую процедуру избрания муфтия Высшим Советом улемов. Закон был отозван после сильного противодействия со стороны  Ат-Тайеба, а также Государственного совета, который заявил, что закон противоречит статье 7 конституции, гарантирующей независимость Аль-Азхара. В ответ на то, что закон не был принят,ас- Сиси издал Президентский указ 338 в августе 2021 года, в котором оговаривалось, что Дар Эль-Ифта имеет «особый характер», основанный на определении в статье 21 Закона о государственной службе. Этот указ позволил Сиси продлить срок полномочий действующего муфтия на один год, хотя он уже достиг пенсионного возраста, а также позволяет президенту обойти Аль-Азхара и напрямую назначить его преемника.

Кооптация Аль-Азхара сочетается с репрессиями против религиозных мыслителей, которые по иронии судьбы разделяют заявленную режимом цель религиозного обновления, иллюстрируя стремление режима контролировать и диктовать религиозный дискурс. Наиболее заметным примером является арест коранического мыслителя Реды Абдель Рахмана в августе 2020 года по обвинению в терроризме. Абдель Рахман остается в предварительном заключении. Другим примером является тюремное заключение видного религиозного мыслителя Ислама Эль-Бехайри в июле 2016 года сроком на один год по обвинению в неуважении к религии. Ведущий популярного телевизионного шоу Эль-Бехайри возражал против традиционных религиозных толкований и предлагал новые толкования коранических текстов и хадисов – возможно, как мыслитель с тенденцией к модернизации. Следовательно, опять же, истинной целью режима является не религиозное обновление, а контроль над религиозным дискурсом, о чем свидетельствует его репрессивный ответ возможным идеологическим союзникам, которые непосредственно не контролируются и не связаны с режимом.

Режим также начал более широкую кампанию репрессий под предлогом защиты «традиционных семейных ценностей» и использовал обвинения в “неуважении к религии” в попытке распространить глубоко авторитарный и консервативный дух. Это, в свою очередь, обеспечивает социальное соответствие и уважение к государству как защитнику этих ценностей. Например, в ноябре 2020 года стендап-комик был арестован и обвинен в “неуважении к религии и угрозе традиционным семейным ценностям” после того, как высмеял государственную радиостанцию “Коран”, которая не была связана с каким-либо религиозным учреждением. За другим инцидентом последовал арест учителя в Исмаилии, которому также было предъявлено обвинение в “неуважении к религии” после того, как его обвинили в оскорблении Пророка в социальных сетях.

Попытка навязать эти глубоко консервативные ценности распространяется и на охрану женщин, как показано в случае с Ханин Хоссам и Мудой эль Адхам, также известными как девочки Тик Ток: обе женщины были приговорены к шести и десяти годам тюремного заключения соответственно в июне 2021 года, после того, как его обвинили в “торговле людьми”. Первоначально женщины были арестованы и приговорены судом Каира к двум годам тюремного заключения в июле 2020 года по обвинению в “угрозе традиционным семейным ценностям и общественной морали” из-за появления ряда видеороликов, на которых женщины танцуют на Тик-Ток и просят других женщин присоединиться к ним за плату. Этим инцидентам также предшествовала кампания по навязыванию этих консервативных ценностей в общественном пространстве путем ареста тех, кого поймали за едой или питьем в общественных местах во время Рамадана, хотя это не уголовное преступление, а “угроза общественной морали”.

Следовательно, режим приступил к последовательной и заметной политике национализации религиозного дискурса в попытке установить над ним свой контроль и использовать его в качестве консервативного якоря социальной стабильности. Это не только включало репрессии и кооптацию противников и даже союзников, но, кроме того, характеризовалось явными попытками придать режиму религиозный ореол легитимности и сделать его защитником этих ценностей. Например, 22 марта 2020 года во время пандемии Covid-19 за призывом к молитве последовала молитва, произнесенная президентом Сиси для защиты Египта. Эта молитва транслировалась в течение всего дня, как на частных, так и на общественных каналах. В этом смысле представление о Сиси как о религиозном реформаторе неверно истолковано – скорее, Сиси стремится лишь установить свой контроль над религиозным дискурсом, мышлением и институтами таким образом, чтобы он мог формировать религиозную мысль на долгие годы, а не быть подлинным реформатором. Эта религиозная мысль основана не на свободе убеждений, а скорее на глубоко консервативной, патриархальной, репрессивной и, самое главное, авторитарной. Это позволило бы режиму достичь беспрецедентного уровня социального контроля и власти и, в конечном счете, стало бы препятствием делу религиозного обновления на долгие годы.

Автор-Магед Мандур – политический аналитик и ведет колонку “Хроники арабского восстания” для журнала “Открытая демократия”.

Фото- президент ас- Сиси и шейх ат-Тайеб во время намаза в мечети аль-Азхар.

СВЯЗАННЫЕ ПОСТЫ

Оставить комментарий

Этот веб-сайт использует файлы cookie для улучшения вашего опыта. Мы будем считать, что вы согласны с этим, но вы можете отказаться, если хотите. Принимать