Главная История и География «Культурный код» новой и не очень России. Размышления главреда и по совместительству «культурного кота»

«Культурный код» новой и не очень России. Размышления главреда и по совместительству «культурного кота»

через Исмаил
0 комментарий 38

 

Что-то давно главред данного глубокоуважаемого и высокоперспективного издания не выступал со своими заметками и дневниками. Может потому, что все более возникало ощущение того, что вза событиями столь динамично и калейдоскопически происходящие в нашем ежесекундно меняющемся бытии, просто не угнаться. А ведь их еще осмыслить надо.
Вот поэтому сегодня мы впервые публикуем нашу «главредовскую» рубрику под несколько иным заголовком: «Мысли главреда». И попробуем порассуждать о чем-то не молниеносно меняющемся, а более фундаментальном, и где-то даже статичном. Но при том, это «фундаментальное» должно быть по –своему интересным и практически важным.
Вот, например, «культурный код», нынче понятие очень часто употребляемое. Правда, как и другие модные и употребляемые понятия, очень часто без должного раскрытия его смысла. Либо определений этих оказывается очень даже много. Нам, вот, понравилось такое: «Культурный код – это набор характеристик, образов и устойчивых представлений, сформировавшихся у страны и народа ( а также по отношению к ним), которые понятны каждому. Культурный код служит своего рода ключом, с помощью которого мы открываем для себя страну и ее народ (ы) и можем в ней жить, работать, и творить.
«Культурный код» он на то и культурный, что в его формулировку включены как рациональное, так и творчески-эмоциональное начала человеческой личности. И Россия, это с точки зрения этого кода страна в Евразии, площадью такой-то, с населением столько-то и столицей такой-то, но также и то. что порождает образы, чувства, эмоции. И у каждого они часто свои, очень личные, хотя в какой-то степени также и связаны с профессией, работой и другими жизненными обстоятельствами.
Например, у автора этих строк, москвича культурный код страны – это Москва, ее многоликость и многообразие. Именно эти два начала символизируют для меня и всю Россию. Ну, а что касается образов и чувств, которые возникают в главредовской душе, то они самые разные- от тех, что вызывают любовь до «боли сердечной», до, мягко говоря более, чем критичного отношения. Мой культурный код России в этих двух картинах- «Московский дворик» Поленова и «Над вечным покоем» И.И.Левитана. Но этот «код» присутствует также и в скараментально-карамзинском «Воруют!».

Посему ваш покорный слуга-главред, решил поступить по отношению к культурному коду, как… «культурный кот», в высшей степени мягко и деликатно (тем более, по китайскому гороскопу, автор также является «котом»). И посему мы не будем «грузить» читателя нашими личными чувствами-эмоциями, а также образами, а рассмотрим проблему, исключяительно с «профессиональной» точки зрения – историка и международника. А читателей настоятельно приглашаем к обсуждению, как в соцсетях, так и на нашем портале.Итак

«Культурный код» – не «русский», а «российский»

« Культурный код», несмотря на то, что мы стараемся оформить его как можно более кратко и емко, явление достаточно масштабное. И его формирует, прежде всего, Ее Величество История. Той или иной страны и народа. И поэтому хотя фундаментальные основы этого явления достаточно стабильны во времени, разные эпохи добавляют к нему все новые детали, которые становятся органичной и неотъемлемой частью.

Так уж распорядилась судьба, что, начиная с XVII века, тогда еще Московская Русь все более и более становится многонациональной Российской империей, процесс формирования которой завершился ко второй половине позапрошлого столетия. Да, во многом это была колониальная политика, тогдашнюю Россию даже порой именовали «тюрьмой народов», но в то же для развития многих из них (прежде всего, центральноазиатских и сибирских) эти процессы имели позитивное значение. Но главный качественный скачок в национальных отношениях произошел в семьдесят лет СССР. Октябрьская революция, наряду с идеями всеобщей справедливости и равенства, руководствовалась принципом интернационализма, понимаемого ни как механическое слияние народов и культур в некую новую общность, в которой могут потеряться и исчезнуть их уникальные черты, но как гармоничное развитие национально-культурных общностей с сохранением их уникальности. CCCР был уникальным по-своему союзом национальных суверенных государств. Не все конечно удалось реализовать так, как намечалось. Но так или иначе на основе Русской(изначально) государственности и культуры, русского языка удалось создать общность, в которую во всей полноте интегрировались другие народы, при этом сохранив свою самобытность и специфику, которые стали частью новой «советской «, но, фактически «российской» общности.

Можно, конечно, вспомнить события тридцатилетней давности, связанные с распадом СССР и дамой национал-сепаратизма. Но сегодня становится очевидным, что ключевую роль в этих болезненных для каждого нашего гражданина событиях, сыграли не столько объективные и потому непреодолимые факторы, сколько действия конкретных политических кругов как внутри Союза. так и за его пределами. И сечас просто наблюдая нашу повседневную жизнь, понимаешь, что это самое, заложенное СССР единство и «российскоцентричность» в отношениях народов бывшего Союза никуда не исчезли. Просто обрели новые формы, нуждающиеся в развитии и в чем-то и поддержке.

Значит, наш первый тезис – «аксиома»: мы говорим именно о «российском», а не «русском» в более этнически суженном, «культурном коде». Который бы определял специфику того обширного историко-географическо-культурного пространства, что именуется Россией.

Россия, Евразия, Европа и (или?) Азия.

Россия, конечно, страна большая и ее население достаточно велико – 147 млн. человек. Но всего на нашей, небольшой по космическим масштабам планете, проживает почти 7 млрд человек, разделенных на 200 с лишним стран государств (разного уровня признанности), и пресловутый культурный код – это хороший практический инструмент для того, чтобы определить свое место на нашей маленькой для Вселенной, но огромной для человека планете. А также для того, чтобы строить свои отношения с соседями по планете, очень желательно, чтобы без антагонизма и физического насилия.

Теперь по пробуем, отталкиваясь от «аксиомы», гласящей, что мы говорим о «российском» культурном коде, попытаемся доказать своего рода «теорему», что значит это понятие с историко-географической точки зрения и в контексте международных отношений, которые понимаются в данном случае не как политические отношения между государствами, а именно между народами, как разные национальности и культуры смотрят друг на друга и взаимодействуют между собой.

Россия территориально занимает северные пространства Евразии, но ее политическое, экономическое и культурное влияние распространяется и на другие территории этой части света. В обиходе понятия «Россия» и «Евразия» стали почти синонимами. Правда, именно, что ПОЧТИ. Ибо из российскости-евразийство делается несколько разных выводов 1) Россия – это одновременно условные «Европа» и «Азия» 2) Россия – это ни «Европа», ни «Азия», а совершенно особенная цивилизация и культура. 3) Россия – сплав «европейского» и «азиатского» начал. А желательно, чтобы остался один, как можно более определенный.

Наша страна, безусловно и однозначно «евразийская» уже в силу своего географического положения, во многом определившего историческую судьбу ее самой и живущих на российских просторах народов. Но при этом надо иметь в виду, что такие, во многом , образные понятия, как «Европа» или «Азия», не отражает чего-то единого. В Европе мы можем выделить три отдельных и специфических национально-культурных ареала – германско-англосаксонский ( Германия, Австрия, Швейцария, Нидерланды, Великобритания, скандинавские страны), романский (Италия, Франция, Испания, Португалия) и Центральную и Юго-Восточную Европу, разнообразнуюв языковом и культурном отношении. При этом историческая связь России с различными регионами Европы развивалась в разное время, в разных областях. Православие, религиозная составляющая, нашего культурного кода, пришло к нам из греко-византийской империи, а наиболее близкими в языково-культурном отношении являются славянские народы восточной части Старого Света. Тем не менее, начиная с XVIII в, «учености плоды», а также культуру импортировали, преимущественно из Германии, Франции,чуть в меньшей степени из Великобритании. Но определяюще, в смысле межкультурно-цивилизационном Россия – часть именно региона Балканы-Восточная Европа.

В Большой Азии, то же, по крайней мере, три отдельных культурных ареала – мусульманский (внутри которого с и точки зрения ментальности и национальной психологии довольно значительны различия между арабами, тюрками и мусульманами индо-иранского происхождения), индостанский (народы и религии Индии), и «буддийско-конфуцианский» (Китай, Индокитай, Корея, Япония). И «цивилизационно» Россия и русские в Азии соприкасались прежде всего с тюркскими народами и Турцией как государством ( именно через тюрок произошло культурное соприкосновение с исламом), куда в меньшей степени с Индией, Ираном и Индокитаем. Стержнем взаимодействия с Китаем была и ныне остается, экономика, прежде всего. Причем в самое последнее время роль «китайского фактора» растет и возможно он станет более важным в формировании современного кода-ключа к пониманию России, ее народа и культуры.

Итак, на вопрос Россия – это Европа или Азия, ответ будет один – Россия это симбиоз славянского и тюркского, мусульманского и православного ( с вкраплением буддизма и некоторых других религий) начал. Да – страна находится в Евразии, но это именно страна РОССИЯ, а не «условная Евразия», поскольку становым хребтом единства народов на евразиатском пространстве является русский народ, его язык, культура, и исторический опыт.
Хорошей визуальной символизацией такого культурного кода стал бы накупольный крест с полумесяцем внизу, часто венчающий купола православных русских храмов. Сразу оговоримся, это сочетание образов, отнюдь не символизирует симбиоз (или как некоторорые думают торжество христианства) православия и ислама. Этот символ еще византийского времени, означающий «симфонию» церковной власти и императорской («полумесяц»-цопа как раз символ последней). Но что нам мешает на уровне образно-эмоциональном толковать символ именно таким вот образом.

« Россия –мир», как часть культурного кода

Вся эта наша российская просторность, обладание природными богатствами и протчая, протчая, протчая, породило одну своеобразную черту в менталитете россиян, которую нельзя не считать и частью «культурного кода». Но прежде, думаю, многие согласятся со мной, что Россия и ее народ часто выступают как воплощение крайностей. Мы уж если дружим – так до объятия сердец, а если враждуем – так до морды в кровь. И эти крайности характерны для такой части нашего бытия как отношение к миру и народам за границами нашей великой и могучей Руси. Если мы обратимся к истории нашей страны, то увидим это, начиная с самых древних времен. Татаро-монгольское нашествие, позднее постоянные войны с Польшей и Турцией, привели к глубинной антипатии к «бусурманам» с востока, юга и запада. Однако это не мешало русским князьям, ездившим в Золотую Орду за «ярлыками» разрешением на княжение, перенимать многие элементы бытовой культуры от ордынцев. В XVI- XVII веке несмотря на противостояние с Польшей синонимом «западничества» , было именно полонофильством. Таким «полонофилом» был фактический правитель России при царевне-регентше Софье и ее фаворит князь Василий Голицын (1643-1714 гг), при дворе которого все было офоромлено в европейском культурном стиле, сам он свободно говорил на многих иностранных языках, в том числе латинском и польском. Именно Голицын набросал и начал осуществление реформирования России по тогдашним западным образцам. Петр I «прорубил окно в Европу», однако в первую очередь своей победой в Северной войне, основанием нового западного форпоста. Полная и глубинная вестернизация России шла все XVIII столетие и завершилась лишь в эпоху Екатерины II. При этом она коснулась в первую очередь «правящего» сословия. Среди простых людей, а также части купечества были сильны «изоляционистские», российскоцентричные настроения, активно поддерживаемые православной церковью.
Из классической русской литературы XIX века нам известно о неуемном франкофильстве и вообще западничестве нашей элиты, говорившей на французском больше, чем на русском, и проводившей большую часть времени в «парижах-ниццах» и прочих «римах». И это несмотря на то, что были и наполеоновские войны, и в целом отношения России и Запада тогда были очень сложными. При этом чисто внешне наша знать любила щегольнуть своей «русскостью», но очень как-то поверхностно. Образное воплощение такого типажа мы находим в тургеневских «Отцах и детях». В лице Павла Петровича Кирсанова, «либерала» и англомана, живущего в Дрездене. «Он ничего русского не читает, но на столе у него стоит пепельница в форме мужицкого лаптя» – читаем мы на заключительной странице романа.

Октябрьская революция 1917-го, несмотря на провозглашенные лозунги мира и дружбы между народами, фактически закрыла этот самый мир ( в географическом смысле слова) для большей части ставших советскими, российских граждан. Одновременно в сознание людей активно внедрялся стереотип «враждебного Запада», ставший также деталью культурного кода России с советских времен.

Послесоветское тридцатилетие с точки зрения отношений «Россия-мир» продемонстрировало во всей красе эти самые крайности российской ментальности и культуры общества. От «нам без немцев нет спасения» эпохи поздней перестройки с ее душой ( а также политикой, экономикой и культурой) нараспашку перед зарубежьем, до наметившегося уже в 2014 году обратного процесса, достигшего своей кульминации с началом СВО 24 февраля 2022 г. От неуемного «западничества» мы ударились в другую, также исторически известную крайность – «cами с усами». Россия велика, обильна на дары Бога и природы и САМОДОСТАТОЧНА. Мир, зарубежье нам не нужны, без них обойдемся. И сейчас последняя тенденция все больше утверждается.

Автор убежден, что везде в этом мире истина (великая или малая), где-то посередине. В выборе между «миру нараспашку» и «сами с усами» предпочитаю опираться на тезис о величии, могуществе, и САМОДОСТАТОЧНОСТИ России. Но только…без дурацкой ксенофобии и «железнозановесей». Совершенно очевидно, что это не сработает в современном мире ( как бы нам, может быть. и не хотелось бы обратного). Сегодня несмотря на то, что политико-географические границы сохраняются, главные рубежные линии между странами и народами – информационные, фактически, стерты. А это делает для , если не всех, до большинства людей очевидным то, что в сегодняшнем мире ни одна страна или народ просто не может жить без других стран-народов, какими бы сложными подчас эти отношения не были.

По сему и (говоря казенным «штилем») исходя из всего вышеизложенного, ваш покорный слуга –главред предлагает такую вербальную формулу-основу для «российского культурного кода – «Мир- Россия». Она может иметь две значимые не только для теории, но и практики коннотации . Первая – Россия является особым миром, особой цивилизации, где условные «Запад» и «Восток» сливаются в уникальной и неповторимой российской гармонии. Вторая – Россия не противопостовляет себямиру, несмотря на всю САМОДОСТАТОЧНОСТЬ и является ег органичной и необходимой частью. Даже, когда в наши дни, многие думают и действуют ( как в России, так и вне очень дружественном зарубежье) совершенно иначе.

Вот такие мысли, пока наверное, очень схематично, имеет по дванному вопросу ваш покорный слуга –главред. И готов дальше подтверждать и доказывать свою идею с помощью словестнгыхЮ изобразительных и даже звуковых образов из культуры. Автор и наше издание также открыто для обсуждения, в том числе и острокритического, этой проблемы. Как пишут нынешние дзен-блогеры в конце своих опусов:
А Вы что думаете по этому поводу?

Валерий Емельянов, главред «ВиМ». По совместительству и гороскопу – «культурный кот», любящий прогуливаться по ближним и дальним соседям, но при этом – приученный к лотку и не гадящий там, где его кормят

 

СВЯЗАННЫЕ ПОСТЫ

Оставить комментарий

Этот веб-сайт использует файлы cookie для улучшения вашего опыта. Мы будем считать, что вы согласны с этим, но вы можете отказаться, если хотите. Принимать