Главная Ислам и Современность Папа Римский и мусульмане

Папа Римский и мусульмане

через Исмаил
0 комментарий 47

 

Пять лет назад, 4 февраля 2019 года, Папа Римский Франциск и великий шейх университета Аль-Азхар в Каире Ахмад аn-Тайеб подписали «Документ о человеческом братстве во имя мира и жизни во всем мире»

“Текст всего в несколько страниц не имеет аналогов среди папских документов. Принятие заявления было сочтено впечатляющим с точки зрения религиозной политики.

В интервью с Qantara.de исламовед и иезуит Феликс Кернер рассматривает «документ Абу-Даби» в контексте последующих событий. Кернер, преподаватель Центрального института католической теологии при Университете Гумбольдта в Берлине, считается одним из самых уважаемых католических экспертов по исламу.

Отец Кернер, документ из Абу-Даби символизирует подход Папы Франциска к верующим мусульманам. Насколько это важно для его папства?

Феликс Кернер: Им движет страстное желание. Он хочет разрушить стены. Он хочет, чтобы люди объединялись. Его ключевое  слово для этого – братство. И он добивается этого, заводя друзей среди мусульман.

Вернувшись в Буэнос-Айрес, он уже дружил с Омаром Аббудом, ключевой мусульманской фигурой в Аргентине. Затем последовала его поездка на Святую Землю в 2014 году, когда он четырежды обращался к израильтянам и палестинцам. Главным для него  было: Давайте уважать и любить друг друга как сестер и братьев. Итак, в какой-то момент необходимо было сделать новый шаг навстречу человеческой семье.

 

«Документ – это жест»

Что на самом деле произошло в Абу-Даби? Великий имам университета Аль-Азхар в Каире не аналог  папы римского в христианстве. Так какое значение имеет этот документ?

Кернер: Точно! Кто такой шейх Аль-Азхара? Несколько мусульман обвиняюще спросили меня об этом. То, что Папа римский подписывает с ним документ, не делает другого религиозного лидера «исламским папой». Потому что в исламе нет такого главы, как папа римский.

И многие исламские теологи также сказали бы, что его не должно быть. Два лидера составляют совместный текст – это очень католическое мышление. Один человек как лицо религиозной общины для всего мира? По сравнению с мусульманами, христиане гораздо больше озабочены личным представительством.

Однако Ахмад ат-Тайеб – не просто кто-то. Он возглавляет очень крупную суннитскую образовательную сеть. И, по его словам, он хочет реформировать исламское преподавание. Ат-Тайеб и Франциск хорошо ладят. У них завязалась дружба. Тем не менее, документ не является руководством по доктрине ни для мусульман, ни для нас, католиков. Это жест.

 

Является ли разнообразие Божьей волей?

Была ли проведена достаточная подготовка к подписанию? Или, другими словами, посоветовали бы вы, как эксперт, Папе Римскому предпринять этот шаг перед его поездкой в Абу–Даби?

Кернер: Подписание, безусловно, не было спонтанным! Кто-то, очень близкий к Папе Римскому, сказал мне, что текст до этого четырнадцать раз курсировал между Каиром и Римом. Его четырнадцать раз переделывали. Посоветовал бы я папе подписать его? Я бы сформулировал несколько отрывков по-другому, потому что после этого были протесты, особенно со стороны католиков.

По поводу чего были протесты?

Кернер: В документе говорится, что разнообразие – это воля Божья. Все это прекрасно. Но когда в нем перечисляется все, что отличается по замыслу Бога, там говорится не только о цвете кожи и языке, но и о том, что разные религии созданы по замыслу Бога. Конечно, поэтому вы могли бы спросить: имеет ли значение, выбираю ли я Иисуса Христа или Коран?

По пути домой в Рим Франциск затем объяснил, что это уже было ясно из текстов Второго Ватиканского собора (1962-65). Он имел в виду заключение документа «”Nostra aetate”, декларации Собора об отношении Церкви к нехристианским религиям».

Она отвергает любую дискриминацию в отношении людей, независимо от цвета их кожи или вероисповедания. Это верно, но все еще остается вопрос о том, все ли религии являются волей Бога. Я понимаю это с точки зрения традиционного утверждения церкви о том, что встреча между двумя людьми разных религий может быть очищающей и обогащающей для обоих. Эта встреча предназначена Богом.

 

Соглашения Авраама направлены на зарабатывание денег

Вы работаете с мусульманами со всего мира. Действительно ли этот документ оказал влияние и получил ли он широкое признание? В самом тексте подчеркивается важность образования для диалога и взаимного принятия.

Кернер: Действительно. В самом тексте даже содержится призыв использовать его на уроках. Я уже прочитал его вместе со студентами-мусульманами, католиками и протестантами. Честно говоря, студентам трудно понять благочестиво-формальный язык таких документов.

Для них это звучит почти идеологически. Но опять же, все они были молодыми людьми, изучавшими теологию в Германии. В университете вы учитесь тщательно анализировать красивые формулировки с идеологической точки зрения. Однако это вызвало дальнейшую дискуссию.

Всегда можно спросить: как бы вы это сформулировали? К чему бы вы призвали? Вот почему документ Абу-Даби является лучшей отправной точкой для христианско-исламских встреч, особенно в университетах.

Считаете ли вы, что этот шаг, предпринятый ведущими религиозными представителями, проложил путь к декларации «соглашений Авраама» от сентября 2020 года? Декларация фактически была политическим заявлением о намерениях Израиля и Объединенных Арабских Эмиратов, к которому затем присоединились другие мусульманские, суннитские государства.

Кернер: Насколько я знаю и понимаю, «соглашения Авраама» имеют мало общего с религией и взаимопониманием. Они больше касаются торговли и зарабатывания денег.

Каким вы видите этот документ на фоне событий 7 октября 2023 года и террора радикального ХАМАСА?

: ХАМАС называет себя исламистским. Он намеренно вводит религию в игру. Это отличает его от ФАТХА (Организации Освобождения Палестины- ВиМ).

Но текст Папы Римского и великого шейха Аль-Азхара?

Ни один идеолог ХАМАСА не стал бы слушать такой документ. Если бы вы показали его им, они, вероятно, сказали бы: «Это написано людьми, которые забыли нас. Возможно, даже людьми, которые нас предали».

Тем не менее, ключ лежит в документе и в его истории. Как может закончиться эта война? Мы должны уважать других как сестер и братьев.

Сначала мы должны увидеть в них людей, отдельные лица и выслушать их истории! И еще более ясно: в Иерусалиме в 2014 году Папа Римский сказал решающую вещь в своем четырехкратном обращении: давайте научимся понимать боль других.

Каковы были другие призывы?

Как я уже сказал, Папа Римский призвал нас уважать друг друга как братьев и сестер – признавать боль друг друга, не злоупотреблять именем Бога для оправдания насилия и работать вместе во имя справедливости и мира. Это видение будущего, которое действительно может вдохновить людей, действительно изменить их.

Люди путают две вещи-протест против политики Израиля и антисемитизм?

Ат-Тайиба также обвиняли в антисемитском мышлении. Даже после кровавой бойни ХАМАСА не последовало четкого осуждения терроризма.

Слишком долго люди путали две вещи: быть против политики Израиля и быть против евреев. Многие на Ближнем Востоке совершают эту ужасную ошибку, и все больше и больше из нас делают то же самое. Единственное, что поможет, – это признание потребностей и страхов людей с обеих сторон. Именно это подразумевается, когда говорят, что мы сестры и братья. В документе ясно сказано: все люди – это «мы».

На протяжении многих лет Папа Франциск регулярно посещал исламский мир, особенно с 2019 года. Вы все еще ожидаете, что он посетит Саудовскую Аравию?

Было бы неплохо. Но посещение Эр-Рияда на данный момент не входит в планы. Первая проблема заключается в том, что ни одному немусульманину не разрешается посещать Мекку. Стоит ли нам игнорировать это? Более того, на данный момент я не вижу никакой особой дружбы между Франциском и партнером по диалогу. Но кто знает!

Летом 2024 года Папа Римский хочет совершить поездку в Индонезию, страну с самым большим в мире мусульманским населением. Какое отношение «документ Абу-Даби» имеет к этой поездке?

Кернер: Документ не является основанием для поездки. Индонезийцы стремятся показать, что могут сделать это сами. Они не собираются позволять ученому из Египта говорить за них.» Но Абу-Даби 2019», конечно, является образцом. Возможно, тогда появится новый документ, например, Джокьякартская хартия.

 

I

СВЯЗАННЫЕ ПОСТЫ

Оставить комментарий

Этот веб-сайт использует файлы cookie для улучшения вашего опыта. Мы будем считать, что вы согласны с этим, но вы можете отказаться, если хотите. Принимать