Главная Мир сегодня Ближний Восток: США уходят-возвращается внутримусульманское противостояние по всему региону.

Ближний Восток: США уходят-возвращается внутримусульманское противостояние по всему региону.

через Времея и Мир
0 комментарий 20

 

Мантра администрации Байдена для Ближнего Востока проста: «Покончите с ”вечными войнами». Белый дом  болееи озабочен решением проблемы, поставленной Китаем, и стремится вывести Соединенные Штаты из, казалось бы, бесконечных и неизбежных конфликтов на Ближнем Востоке. Но уход Соединенных Штатов угрожает оставить политический вакуум, который будет заполнен межконфессиональным соперничеством, прокладывая путь к более жестокому и нестабильному региону.

Борьба за геополитическое первенство между шиитской теократией Ирана и странами, возглавляемыми арабами—суннитами, а в последнее время и суннитской Турцией, разжигает конфликты по всему региону – разрушает социальные соглашения, усугубляет дисфункцию государства и стимулирует экстремистские движения. Обе стороны использовали религиозную идентичность в своих собственных целях, используя ее для сплочения сторонников и усиления их влияния в регионе. В результате более широкий Ближний Восток остается трутницей.

Хотя Иран сохраняет преимущество, по всему региону нарастают проблемы с его позицией. Сунниты устали от яростного экстремизма, но гнев, который подпитывал рост Исламского государства (также известного как  ДАИШ), не ослабевает; новые мятежи в разрушенных частях региона, несомненно, снова  подпитают  эту ярость. Сунниты в Ираке, Ливане и Сирии все больше раздражаются действиями Тегерана и его союзников по укреплению своей власти. И терроризм снова возник в Афганистане, поскольку страна погружается в хаос после победы талибов. Без какого-либо политического процесса, способного разрядить эту напряженность, она неизбежно выльется в новые волны беспорядков и кровопролития.

Вмешательство Израиля в эти межконфессиональные конфликты на стороне суннитских держав только подлило масла в огонь. Из-за участия Израиля региональная стабильность в еще большей степени зависит от судьбы ядерной программы Ирана. Вашингтон и Иерусалим уже обсуждают “План Б” на случай, если дипломатическое урегулирование останется недостижимым. Этот путь приведет Иран и Соединенные Штаты к столкновению, а также усугубит межконфессиональную напряженность, углубит социальные разногласия и спровоцирует новые конфликты от Леванта до Афганистана.

Желание Вашингтона делать меньше на Ближнем Востоке возникает в то время, когда Китай и Россия склоняются к региону, жесткое правительство в Иране упирается в пятки, а суннитские арабские государства менее чем когда-либо уверены в гарантиях безопасности США. Если Соединенные Штаты не проложат путь к более стабильному региональному порядку — начиная с заключения соглашения по ядерной программе Ирана, — они могут оказаться втянутыми во многие конфликты на Ближнем Востоке, несмотря на все свои усилия уйти.

ВООРУЖАЮЩИЙ ИСЛАМ

Истоки соперничества между шиитами и суннитами восходят к самым истокам ислама, и на протяжении веков две секты выработали различные толкования исламского права и религиозной практики. Однако сегодняшняя борьба между этими двумя группами коренится не в теологии, а в борьбе за  доминирование в регионе. Шиизм и суннизм являются важными маркерами идентичности, которые формируют политическую лояльность в разделенных обществах. Интенсивность межконфессиональной борьбы за последние два десятилетия уменьшалась и уменьшалась, но влияние сектантства на политику региона не уменьшилось, как и борьба между Ираном и его соперниками, возглавляемыми суннитами, которая подпитывает и подпитывает этот раскол. Эти две силы – разные стороны одной медали.

Именно вторжение США в Ирак в 2003 году позволило Ирану резко расширить свое влияние в арабском мире. С тех пор как Соединенные Штаты свергли авторитарный режим, гарантировавший правление суннитского меньшинства в Багдаде, Тегеран умело играл на религиозной лояльности, чтобы расширить возможности сети вооруженных доверенных лиц, которая сейчас простирается от Ливана и Сирии до Ирака и Йемена, образуя то, что король Иордании Абдалла однажды назвал “шиитским полумесяцем”. Поступая таким образом, Иран расширил возможности шиитов за счет суннитов по всему региону и усилил свое собственное влияние по сравнению с такими соперниками, как Саудовская Аравия, Турция и Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ).

Стремление арабского мира к демократии и хорошему правительству, так называемая «арабская весна», привело автократов, которым угрожала перспектива перемен, к дальнейшему вооружению  исламских сектантов. Президент Сирии Башар Асад разжег страх перед суннитами, чтобы напугать сирийскую алавитскую общину, к которой он принадлежит и которая уходит своими корнями в шиизм, в непоколебимую поддержку своего режима. В Бахрейне и Йемене правители оправдывали жестокие репрессии, обвиняя шиитских протестующих в том, что они являются иранскими  агентами Иран и его арабские конкуренты усилили эту динамику, объединившись за своими соответствующими шиитскими и суннитскими союзниками, рассматривая своих единоверцев как инструменты защиты своего регионального влияния.

Региональное присутствие Ирана расширилось в тандеме с развитием  его ядерной программы. Хотя Соединенные Штаты эффективно сдерживали ядерные амбиции Ирана в 2015 году посредством сделки при международном посредничестве, сдерживание его региональных амбиций оказалось труднодостижимым. Настойчивое требование Вашингтона не включать региональные вопросы в ядерные переговоры привело в ярость его арабских союзников, которые в то время проигрывали в межконфессиональных прокси-войнах в Ираке, Сирии и Йемене. США Президент США  Барак Обама усилил их опасения по поводу приверженности Вашингтона оказанию им помощи в этой борьбе, когда он посоветовал иранцам и саудовцам «найти эффективный способ разделить соседство».

Несмотря на все недавние победы Ирана, межконфессиональные конфликты, раздирающие Ближний Восток, далеки от завершения.

Суннитские арабские государства рассматривали ядерное соглашение как дополнение к предыдущему отказу администрации Обамы свергнуть режим Асада. В глазах арабских лидеров эти два решения сильно  изменили региональный баланс сил в пользу Тегерана: неспособность свергнуть Асада укрепила шиитских союзников Тегерана в других странах, а ядерная сделка не смогла сдержать региональное вмешательство Ирана. Арабским лидерам казалось, что Соединенные Штаты благословляют иранскую гегемонию на Ближнем Востоке.

Президент США Дональд Трамп с пониманием отнесся к этой точке зрения. Он вышел из ядерного соглашения в 2018 году и заявил, что новое соглашение должно будет учитывать региональную роль Ирана. Его кампания «максимального давления» наложила на Иран разрушительные санкции и была направлена на то, чтобы лишить Тегеран возможности финансово поддерживать свои позиции в арабском мире. При Трампе Вашингтон предпринял несколько шагов для сдерживания Ирана, включая нанесение удара беспилотником в 2020 году, в результате которого был убит Касем Солеймани, глава Сил Кудс, экспедиционного подразделения Корпуса стражей исламской революции Ирана, и Абу Махди аль-Мухандис, старший командир иракского шиитского ополчения.

Администрация Трампа преуспела в разрушении экономики Ирана, усилении социальных страданий и политического недовольства. Но его попытка вынудить Иран к более широкому отступлению из арабского мира полностью провалилась. Напротив, Иран отреагировал эскалацией региональной напряженности: он атаковал танкеры в Персидском заливе, нацелился на нефтяные объекты в Саудовской Аравии и нанес дерзкий ракетный удар по иракским авиабазам, на которых размещались американские войска, приблизив Иран и Соединенные Штаты к войне как никогда ранее.

Иран вышел из времен Трампа более агрессивным и смертоносным. С тех пор как Соединенные Штаты вышли из ядерной сделки, Иран увеличил свои запасы обогащенного урана, расширил свою ядерную инфраструктуру и приобрел важнейшие ядерные ноу-хау. Сейчас она опасно близка к обладанию достаточным количеством расщепляющегося материала для ядерной бомбы.

Именно решение отказаться от ядерной сделки, а не решение подписать ее в первую очередь, сделало Иран большей силой в регионе. Ядерные и региональные амбиции Тегерана продвигаются рука об руку: надежная ядерная программа обеспечивает зонтик, который защищает его доверенных лиц по всему региону, что, в свою очередь, еще больше усиливает влияние Ирана. Таким образом, чем шире и устойчивее ядерный зонтик, тем эффективнее доверенные лица, действующие под его защитой. Сократив масштабы ядерной программы Ирана, ядерная сделка 2015 года также уменьшила защиту, которую Тегеран мог бы предоставить своим доверенным силам. Поскольку сделка приостановлена, а Иран быстро наращивает свою ядерную программу, его региональные союзники станут более наглыми.

 

Сторонники «жесткой» линии Ирана также укрепили свою власть в годы правления Трампа. Они увидели, что их мировоззрение было подтверждено кампанией “максимального давления”: для них это стало доказательством того, что Соединенные Штаты добиваются смены режима в Тегеране и не отступят, пока Исламская Республика не рухнет. Это делало взаимодействие с Вашингтоном бесполезным и означало, что Иран мог обеспечить свои интересы только путем конфронтации с Соединенными Штатами и их союзниками. Таким образом, Иран вышел из эпохи Трампа, полный решимости продолжать свою ядерную программу и укреплять свои позиции в регионе.

Эбрахим Раиси, новый президент Ирана, ясно дал понять во время своего выступления на Генеральной ассамблее ООН в сентябре, что, по его мнению, региональный баланс сил склоняется в пользу Тегерана. Вспоминая беспорядки 6 января в Капитолии США и изображения афганских гражданских лиц, падающих с американских самолетов, покидающих Афганистан, Раиси сказал, что эти сцены послали четкий сигнал миру: «Гегемонистская система Соединенных Штатов не пользуется доверием ни внутри, ни за пределами страны».

Как следует из таких заявлений, новое правительство Ирана приняло триумфальный взгляд на события на Ближнем Востоке. По его мнению, иранское вмешательство в Сирию спасло Асада перед лицом согласованных усилий Америки, Европы, Турции и арабских суннитов, направленных на его свержение. В Йемене жестокая военная кампания Саудовской Аравии при поддержке США не смогла изменить реальность того, что хуситы прочно закрепились в столице Саны и почти на всем севере страны. Иран также сохранил свое доминирующее положение в Ираке и Ливане, несмотря на экономическое давление и то, что он рассматривает как вмешательство со стороны своих конкурентов.

Императив сохранения влияния Ирана в арабском мире теперь заложен в стратегические расчеты глубинного государства страны, и ополченцы, созданные Тегераном для этой задачи, являются фактами на местах по всему региону. Но, несмотря на все недавние победы Ирана, межконфессиональные конфликты, раздирающие Ближний Восток, далеки от завершения.

РЕГИОН ГОТОВЫЙ ВЗОРВАТЬСЯ

Иран едва ли является единственной стороной, стоящей за ростом межконфессионального конфликта на Ближнем Востоке. Катар, Саудовская Аравия, Турция и ОАЭ поддержали суннитские группировки в арабском мире. Турция и богатые суннитские бизнесмены в Персидском заливе финансировали некоторые из наиболее экстремистских суннитских группировок, которые стремились свергнуть Асада, включая ИГИЛ. Яростный антишиизм этой группы и ее обещание возродить исламский халифат, который служил центром суннитской власти в более ранние эпохи, привлекли бесправных суннитов на просторах, простирающихся от Дамаска до Багдада. В конце концов, ИГИЛ было уничтожено альянсом по расчету, сформированным Россией, Соединенными Штатами и Ираном, последний из которых сражался с ИГИЛ вместе со своими местными шиитскими союзниками в Ираке и Сирии.

Но хотя Тегерану до сих пор удавалось одерживать верх в региональной борьбе за влияние, в предстоящие годы он может оказаться под растущим давлением. Суннитские монархии Персидского залива, наряду с Израилем и Турцией, все заинтересованы   в прекращении межконфессиональных конфликтов, раздирающих арабский мир. Поскольку Соединенные Штаты сигнализируют о том, что они не будут пытаться вытеснить Иран из различных мест, где он укрепился, региональные субъекты готовятся принять вызов.

В Сирии режим Асада пытается укрепить свою власть, но страна остается сектантской пороховой бочкой. Боевые действия могут возобновиться за контроль над северо-западной провинцией Идлиб и контролируемым курдами регионом в северо-восточной части страны. Турция отвергла попытки Асада захватить Идлиб, подтвердив свои претензии на роль защитника прав суннитов в Сирии. Израиль также был втянут в водоворот сирийского конфликта, поскольку его все больше беспокоит растущее военное присутствие Ирана там. Между тем, большинство суннитского населения страны, проживающего в районах страны, опустошенных десятилетней войной, остается бесправным и обнищавшим.

Без нового механизма безопасности хаос и конфликты будут в порядке вещей в регионе.

Судьба Сирии связана с судьбой Ирака. Победа центрального правительства Ирака над суннитскими джихадистами лишь подчеркнула его зависимость от военной поддержки Ирана и Соединенных Штатов, а также была достигнута ценой усиления влияния шиитских ополченцев страны. Иракцам пока удалось смягчить межконфессиональный конфликт, но его угли ярко пылают прямо под поверхностью. Недавние национальные выборы также подчеркнули шаткость политического статус-кво. В преддверии голосования в октябре влиятельный великий аятолла Али аль-Систани и шиитский религиозный истеблишмент призвали иракцев прийти на избирательные участки, но эти призывы остались без внимания. Общественная апатия привела к рекордно низкой явке, что дало толчок наиболее радикальным  и сектантски настроенным политическим деятелям в стране: священнослужителю-индивидуалисту Муктаде ас-Садру и бывшему премьер-министру Нури аль-Малики. Единственным утешением было то, что партии, связанные с поддерживаемыми Ираном шиитскими ополченцами, также действовали плохо. Это, однако, дало им мотив для дестабилизации страны — как показала недавняя попытка убийства премьер-министра страны.

Восхождение Садра не предвещает ничего хорошего для межконфессионального мира в Ираке. Хотя он позиционирует себя как националист, он приравнивает национальные интересы Ирака к праву своей шиитской общины управлять страной. Его ополчение было на переднем крае межконфессиональной гражданской войны, охватившей Ирак в 2006 году, и он не намерен уступать власть, чтобы успокоить суннитов. Хотя он хочет автономии от Ирана, он столкнется с соперничающими группировками внутри страны и маневрированием со стороны суннитских монархий Персидского залива, которые выступают против шиитского контроля над Ираком. Так что он склонен будет полагаться на Тегеран.

Растущее волнение в Ливане также предвещает нестабильность, но не ослабление иранского влияния. Доминирующим политическим игроком в стране является “Хезболла”, которая на протяжении многих лет наращивала свой военный потенциал при щедрой поддержке Ирана. Ливанская шиитская военизированная группировка хорошо зарекомендовала себя в войнах против Израиля, и ее обширный арсенал ракет остается угрожающим сдерживающим фактором для израильских военных действий против Ирана. “Хезболла” также успешно развернула своих бойцов от имени иранских союзников по всему арабскому миру, особенно в Ираке и Сирии, став еще более незаменимой для Тегерана.

Но «Хезболла» также является политической силой в Ливане, замешанной в экономическом кризисе, который разъел государство и общество страны. Христианские и суннитские общины страны уже давно осуждают проиранскую лояльность “Хезболлы” и ее стремление функционировать как государство в государстве. Все большее число ливанцев в настоящее время обвиняют группу в срыве официального расследования разрушительного взрыва в порту Бейрута в августе 2020 года, который разрушил большую часть города. Хезболла не откажется от власти без борьбы; его влияние на шиитскую общину остается сильным, и Иран привержен поддержке этой организации. Ливан уже давно подвержен пароксизмам насилия, и нетрудно понять, как текущие события подготавливают почву для очередного всплеска межконфессионального конфликта там.

В Йемене гражданская война превратилась в опосредованную войну. С одной стороны, центральное правительство, которое поддерживается Саудовской Аравией. С другой стороны, представители племени хуситов, которые родом с севера страны, где преобладают члены шиитской секты заиди, и которые пользуются поддержкой Ирана. Война приняла откровенно сектантский характер в 2015 году, когда коалиция государств во главе с Саудовской Аравией и ОАЭ вмешалась, чтобы предотвратить победу хуситов и создание иранского плацдарма на Аравийском полуострове. Их кампания опустошила Йемен, но она не победила хуситов, чья зависимость от Ирана только возросла во время боевых действий. Когда война закончится, хуситы будут править значительной частью Йемена и будут иметь большое влияние в его политике. Стакан будет наполовину полон для Ирана и шиитской стороны региональной бухгалтерской книги и наполовину пуст для Саудовской Аравии и ее суннитских союзников.

Поскольку суннитские арабские государства стремятся выровнять игровое поле, они все больше склоняются к мощному союзнику в борьбе против Ирана: Израилю, который оказался прямо в центре растущей региональной борьбы, совершая воздушные налеты на иранские базы в Ираке и Сирии и совершая убийства, кибератаки и промышленный саботаж, чтобы замедлить ядерную программу Исламской Республики. До сих пор Тегеран ограничивал свои ответные меры против Израиля кибератаками и нападениями на свои корабли в Персидском заливе, но ситуация может быстро обостриться — не обязательно до прямой войны между Ираном и Израилем, но, возможно, до столкновений между молчаливыми партнерами обеих сторон в Ираке, Ливане и Сирии и до иранских нападений на новых союзников Израиля в Персидском заливе.

РЕАКЦИЯ СУННИТОВ

В разгар всего этого арабские суннитские государства находятся в поиске новых стратегий защиты своих интересов. До сих пор они полагались на Соединенные Штаты в сдерживании расширения регионального влияния Ирана, расширения, которое Вашингтон сам начал, когда вторгся в Ирак. Но уход США из Афганистана, разговоры о сокращении военного присутствия США в Ираке и желание администрации Байдена положить конец “вечным войнам” вынудили Саудовскую Аравию и ОАЭ начать переговоры с Ираном в надежде снизить напряженность и выиграть время для создания собственного регионального потенциала.

Эти переговоры начались после многих лет прокси-войн по всему региону, поддержки Саудовской Аравией и ОАЭ американского удушения экономики Ирана и иранских нападений на территории Саудовской Аравии и ОАЭ. Поэтому они представляют собой важное усилие по снижению напряженности. Саудовская Аравия хочет, чтобы Иран оказал давление на хуситов, чтобы положить конец войне в Йемене и положить конец атакам беспилотников на своей территории. Иран, в свою очередь, хочет полной нормализации отношений с Саудовской Аравией. Прорыв не близок, во многом потому, что переговоры проходят в тени ядерных переговоров между Ираном и Соединенными Штатами. Однако обе стороны продолжают встречаться и наметили потенциальные первые шаги в сближении, такие как открытие консульств для содействия религиозному туризму. Администрация Байдена поддержала диалог, но Вашингтон не может подтолкнуть Эр-Рияд к заключению соглашения с Тегераном, если он не может сделать это сам.

Призрак суннитского экстремизма также продолжает беспокоить Иран. Победа талибов стала благом для суннитской воинственности во всем регионе: история афганской группировки погрязла в кровавом сектантском насилии, и она рассматривает шиизм как выходящий за рамки ислама. Хотя талибы больше не открыто поддерживают враждебность к шиизму и наладили связи с Ираном, их возвращение к власти ознаменовалось чисткой шиитских хазарейцев от правительственных должностей, закрытием их предприятий и их изгнанием из своих домов и деревень. Хотя в последнем сектантском насилии в стране, таком как смертоносные взрывы бомб в шиитских мечетях, обвиняют филиал ИГИЛ, известный как Исламское государство Хорасан, или ИГ-К, это все еще подчеркивает потенциал более широкого сектантского конфликта в Афганистане.

Вашингтон не может подтолкнуть Эр-Рияд к заключению сделки с Тегераном, если он не может сделать это сам.

Суннитские арабские государства также стремятся к стратегической глубине, налаживая отношения с Турцией, которая при президенте Реджепе Тайипе Эрдогане считает себя региональной державой и защитником суннитских прерогатив. Турция Эрдогана считает себя наследницей Османской империи, которая до 1924 года была резиденцией Исламского халифата, символического сердца суннитской власти. Он также поддерживает тесные связи с “Братьями-мусульманами”, самой важной исламистской силой арабского мира. Во время арабской весны Турция стала образцом для арабского мира, поддерживая народные требования демократии и стремления “Братьев-мусульман” к власти. Позже он также принял сторону Катара, когда его соседи по Персидскому заливу наложили на него блокаду.

Эта политика возмутила монархии Персидского залива, которые воспринимали Турцию как соперника за лидерство в суннитском мире. Эта междоусобная перепалка даже временами затмевала межконфессиональное соперничество с Ираном; на самом деле отношения Анкары с Тегераном в целом были теплее, чем ее связи с Эр-Риядом и Абу-Даби. Конкуренция Турции со своими суннитскими соперниками привела ее на все сферы, где действует сектантство, поскольку правительство Эрдогана заявило о своих претензиях на влияние в Ираке, Ливане и, совсем недавно, в Афганистане.

Турция была оплотом против влияния Ирана. Турция эффективно использовала свою военную мощь в Ираке и Сирии: хотя она не может сравниться с властью Ирана, ее военные, экономические и дипломатические возможности обеспечили ей сохранение влиятельной роли на Ближнем Востоке. Суннитские арабские государства, для сравнения, не смогли сколько-нибудь значимым образом сдержать иранскую мощь. Их инвестиции в сирийскую оппозицию сошли на нет, и Саудовская Аравия покинула Ливан, не смогла закрепиться в Ираке и споткнулась в войне в Йемене. Суннитские арабские государства, однако, продолжают оказывать влияние в Вашингтоне, и они укрепляют эту стратегическую глубину с помощью разведки и военного сотрудничества с Израилем. Но на местах они могут только надеяться замедлить прогресс Ирана, а не повернуть его вспять.

УЕЗЖАЮ НА ХОРОШИХ УСЛОВИЯХ

Соединенные Штаты не могут смягчить все опасности, надвигающиеся на Ближнем Востоке. Но это не должно усугублять ситуацию. Меньшая роль Америки в регионе может быть неизбежной, но то, как Вашингтон повысит свои ставки, будет иметь значение. Для многих на Ближнем Востоке вывод американских войск является сокращением для Вашингтона, покидающего регион, где он ранее защищался от угроз со стороны Советского Союза, Ирана, Ирака и, совсем недавно, ИГИЛ. Даже если Соединенные Штаты продолжат сохранять значительное военное присутствие в регионе, их приверженность применению военной силы все чаще подвергается сомнению.

Эта стратегическая путаница является открытием для Ирана и его доверенных лиц. Он также пригласит новых участников в борьбу, таких как Россия и Турция. Не существует готовой замены стратегии сдерживания Соединенных Штатов, которая на протяжении более четырех десятилетий фактически служила архитектурой безопасности региона. Лучшее, к чему может стремиться Вашингтон, – это препятствовать усилению регионального соперничества в надежде, что относительное спокойствие может предоставить возможность для развития новых региональных структур. По этой причине США усилия по отказу от принудительного сдерживания должны идти рука об руку с дипломатическим всплеском, направленным на уменьшение и разрешение конфликтов между региональными державами.

Ядерная сделка с Ираном остается самым важным сдерживающим фактором для усиления региональной нестабильности. Есть понятные причины, по которым администрация Байдена может колебаться по поводу возвращения к ядерной сделке 2015 года. Некоторые из ограничений соглашения в отношении Ирана истекают до окончания первого срока президента Джо Байдена, и отмена санкций, которая требуется в рамках сделки, вызовет бурю двухпартийной критики. По этим причинам администрация заявляет, что хочет заключить “более длительную и прочную” сделку. Иран, однако, заинтересован только в восстановлении сделки 2015 года — но на этот раз с американскими гарантиями, что следующая администрация снова не отменит сделку. Тупик — или, что еще хуже, провал переговоров — поставил бы Иран и Соединенные Штаты на опасный путь конфронтации, которая неизбежно привела бы к конфликту в арабском мире и разжиганию сектантства.

Первопричина проблем Ближнего Востока остается неразрешенной.

Администрация Байдена поощряла региональных участников к общению друг с другом. Но эти диалоги не будут продолжительными, если усилия по восстановлению ядерной сделки потерпят неудачу. Первой жертвой станет стабильность в Ираке и Ливане, что требует консенсуса между шиитскими и суннитскими заинтересованными сторонами. Для того чтобы администрация Байдена вывела Соединенные Штаты с Ближнего Востока, ей необходимо установить хоть какую—то региональную стабильность – и эти усилия должны начаться с возвращения Ирана и Соединенных Штатов к взаимному соблюдению соглашения 2015 года.

На протяжении более четырех десятилетий Соединенные Штаты считали Ближний Восток жизненно важным для своих национальных интересов. Она заключила союзы с арабскими государствами для сдерживания Ирана, сдерживания исламизма и урегулирования израильско-палестинского конфликта. Американская стратегия была наиболее успешной, когда ей удавалось поддерживать стабильный баланс сил между Ираном и его арабскими соседями. С тех пор как Соединенные Штаты подорвали этот баланс, вторгнувшись в Ирак в 2003 году, они пытаются восстановить его — и теперь, столкнувшись с другими неотложными глобальными проблемами, они полностью отказываются от этих усилий. Есть достаточно оснований для того, чтобы принять эту стратегическую перекалибровку. Слишком дорого добиваться неуловимого баланса сил, особенно с учетом того, что Ближний Восток больше не является жизненно важным для американских национальных интересов.

Но оставлять регион на произвол судьбы – опасный гамбит. Без нового механизма безопасности хаос и конфликты будут в порядке вещей. Всплеск исламского экстремизма, угроза дальнейшего распада государства, большие и малые войны за территорию и ресурсы, а также открытый конфликт между Ираном и Израилем будут иметь катастрофические последствия для безопасности и гуманитарные последствия, которые неизбежно потребуют нового внимания США. Если Соединенные Штаты хотят сбросить с себя бремя поддержания баланса сил на Ближнем Востоке, то им следует искать устойчивую альтернативу — соглашение, которое может положить конец самым опасным конфликтам в регионе и установить правила игры для эффективного регионального порядка. Эта задача должна начинаться с урегулирования конфликта, который представляет наибольшую угрозу для региона: противостояния с Ираном.

 Foreign Policy- ИАЦ “Время и мир”

Фото-  иракский мулла-националист Муктада ас-Садр. Его блок победил на выборах

СВЯЗАННЫЕ ПОСТЫ

Оставить комментарий

Этот веб-сайт использует файлы cookie для улучшения вашего опыта. Мы будем считать, что вы согласны с этим, но вы можете отказаться, если хотите. Принимать