Главная История и География Геополитически проблемные точки в современном мире (обзор).

Геополитически проблемные точки в современном мире (обзор).

через Времея и Мир
0 комментарий 65

Российско-украинский геополитический конфликт, грозящий сегодня перейти в «горячую фазу», отнюдь не единственный подобного рода очаг напряженности в мире. Есть и другие места подобного рода на нашей планете, где конфликты по своему значению могут перерасти региональное. Сегодня ВиМ предлагает читателям свое обозрение точек напряженности на Земле.

Китай и Тайвань.

Статус Тайваня продолжает оставаться величайшей угрозой “миру во всем мире” (где “мир во всем мире” здесь определяется как все, что не является “мировой войной”). У Китая “есть” три неоднозначных приложения: Гонконг, Макао и Тайвань. У каждого из них есть свой собственный совершенно иной набор исторических обстоятельств. Гонконг, как государство, был почти полностью независим от Китая в течение 157 лет до 1997 года. Его основные отношения были связаны с Соединенным Королевством, и он стал одним из крупнейших финансовых центров мира. За последние 25 лет он подвергся почти полному процессу восстановления, а последние несколько лет были периодом интенсивного внутреннего конфликта.

Государственное устройство Макао было связано с другой страной (в данном случае с Португалией) гораздо дольше, чем с Гонконгом. До сих пор он, похоже, избегал конфликта, который преследовал Гонконг, и, возможно, действительно готов стать новым координационным центром для представления разнообразия в Китае «одна страна, две системы».

Тайвань был полноправной частью Китая сразу после Второй мировой войны, между капитуляцией японских оккупантов (1945) и завершением маоистской [коммунистической] китайской революции (1949). Он стал последним бастионом режима до Мао. В 1949 году у нового коммунистического режима были другие приоритеты, кроме ведения последней битвы на острове Формоза с уцелевшими силами во главе с Чан Кайши. Для Коммунистической партии Китая государство Тайвань остается самой значительной непризнанной территорией.

Очень рано, с 1949 года, Тайвань стал важной иконой тихоокеанской “холодной войны”, а также  значимой  частью неформальной тихоокеанской империи Соединенных Штатов. Тайвань – неоднозначное приложение.  Напрашивается вывод о том, что любая попытка Китая вернуть Тайвань военным путем будет означать немедленное состояние войны между Соединенными Штатами и Китаем.

Однако, что мало известно, так это то, что государственное устройство Тайваня охватывает больше, чем большой остров Формоза. Городок Лию, расположенный на тайваньской островной группе Кинмэнь, находится всего в трех километрах по мелководью от китайского города Сямынь. Наблюдательный пункт Машань также находится недалеко от Китая. Еще один тайваньский архипелаг – острова Мацу, он же округ Лиенчян, – находится недалеко от побережья Фуцзяни, недалеко от китайского города Фучжоу.

Что бы сделали Соединенные Штаты или Соединенное Королевство, если бы Китай военным путем оккупировал Киньмэнь или Ляньчян и остановился на этом? Вполне возможно, даже меньше, чем они сделали в отношении Гонконга. Военные ответные меры, с прагматической точки зрения, должны быть соразмерными. Мало кто захотел бы рисковать мировой войной из-за нескольких островов, о существовании которых почти никто никогда не знал.

Китай также включает в себя другие спорные территории и особенно стремится держать их под жестким контролем, учитывая важность центральной власти для китайского территориального государства. Один из очевидных – это Тибет. Другой – “Восточный Туркестан”, по сути, Синьцзян, родина тюркского (и мусульманского) уйгурского народа.  Еще одним важным пунктом соперничества являются пограничные районы между Китаем и Индией; обе страны являются значительными ядерными державами.

Соединенные Штаты

У Соединенных Штатов «имеется» пять внешних территорий плюс два материковых анклава. Хотя в настоящее время ни одна из них не является политически двусмысленной – в том смысле, что в настоящее время они не оспариваются, – эти пять территорий далеко не являются штатам. Эти территории – Пуэрто-Рико, Американские Виргинские острова , Американское Самоа, Северные Марианские острова (откуда “взлетели” атомные бомбы 1945 года) и Гуам. Анклавами являются Аляска, полноценный штат, и Пойнт-Робертс, часть штата Вашингтон, окруженная Канадой. Аляска остается лучшим местом в англоязычном мире, где можно увидеть подлинную русскую архитектуру; ключ к ее неоднозначной политической истории.

В Тихом океане есть и другие места со значительным американским присутствием, включая Окинаву (Япония). И мы не должны забывать о военном анклаве Соединенных Штатов на Кубе, заливе Гуантанамо.

Новая Зеландия и ее соседи

Новая Зеландия – удивительно интересный случай. В нем есть область с часовыми поясами, охватывающая 24-часовой промежуток. (Летом Ниуэ отстает от Новой Зеландии на 24 часа; Токелау, расположенная в сотнях километров к северу, на целый день опережает Ниуэ).

Ближайшие международные соседи Новой Зеландии – оба на континентальной части Зеландии – являются неоднозначными иностранными государствами со спорной историей.

Остров Норфолк, вероятно, сегодня был бы частью королевства Новой Зеландии, если бы не история осужденных, которая связала его с Австралией.Остров Норфолк является внешней территорией Австралии, которая недавно подверглась (оспариваемой) потере автономии. Согласно Википедии, результаты недавнего опроса показали, что 25 процентов местного населения хотят полной независимости; остальные разделились поровну по поводу того, должна ли их ассоциация быть с Австралией или с Новой Зеландией.

Официальный статус Новой Каледонии сегодня – заморская территория Франции (как Французская Полинезия и Уоллис/Футуна; в отличие от Реюньона, Гваделупы, Мартиники и Французской Гвианы, которые являются полноценными “Департаментами”).

Суверенитет Новой Каледонии был предметом серьезных споров, хотя и с преобладанием населения, идентифицирующего себя с Францией. В 1988 году восстание за независимость – захват заложников в пещере Увеа – было жестоко подавлено французским правительством, в результате чего по меньшей мере 21 человек погиб с обеих сторон. С тех пор был проведен ряд референдумов о независимости, результаты которых, как уже отмечалось, определялись весомостью идентичности населения; демография благоприятствовала тем, кто имеет французскую идентичность. (В другой группе островов, Коморских островах у восточного побережья Африки, аналогичный демографический баланс привел к тому, что большинство островов стали независимыми, но один остров – Майотта – остался французским департаментом.)

Соединенное Королевство

Англия, вероятно, “имеет” более неоднозначные территории, чем любая другая нация. Во-первых, это Шотландия, Уэльс и Северная Ирландия, каждая с разными обстоятельствами, с разной степенью и процессами оспаривания роли гегемонов Англии. Кроме того, есть близлежащие государства-налоговые гавани: остров Мэн, Джерси и Гернси. Последние два – вместе известные как Нормандские острова – находятся недалеко от побережья Франции, далеко от Англии, и были оккупированы нацистской Германией во время 2-й мировой войны.

Даже статус Ирландской Республики неоднозначен. Будучи полноправным членом Европейского союза, она продолжает поддерживать отношения с англоязычным Соединенным Королевством, которые отличаются от отношений Соединенного Королевства с остальной частью Европейского союза. Он даже делит “всеирландскую” команду по регби с “провинцией” Северной Ирландии Соединенного Королевства. В конце концов, Ирландия является частью Британских островов, и на флаге Соединенного Королевства по-прежнему изображен ирландский крест Святого Патрика.

Соединенное Королевство по-прежнему сохраняет обширную территорию, которая включает часть континентальной Европы (Гибралтар), анклавы Кипра (британский эквивалент залива Гуантанамо), острова Чагос, включая американскую военную базу в Диего-Гарсия и остров Питкэрн.

Самая многочисленная группа британских островов находится в Атлантическом океане и Карибском море. К ним относятся Бермудские острова и налоговая гавань Каймановых островов. Особый интерес здесь представляют спорные Фолклендские острова (они же Мальвинские острова) в южной части Атлантического океана. Сорок лет назад Аргентина заявила права на Мальвинские острова или отвоевала их с помощью военной силы. Однако большинство жителей Фолклендских островов идентифицировали себя как британцы и сопротивлялись претензиям со стороны материковой части Южной Америки, тем более что 1982 год представлял собой особенно проблемный период в истории Аргентины.

Результатом стала значительная военная (и в конечном счете успешная) операция, предпринятая Соединенным Королевством, хотя и не поддержанная Соединенными Штатами. Это никогда не должно было перерасти в Мировую войну. Но что, если бы соседним материком была Россия или Китай?

Другие страны Европы и Азии

Прежде чем перейти к России, мы могли бы отметить, что и Дания, и Нидерланды имеют значительные “заморские территории”. В случае Нидерландов территории Аруба и Кюрасао раньше принимали участие в Олимпийских играх как “Нидерландские Антильские острова”; теперь их жители должны быть частью сборной Нидерландов. Как и в случае с островом Норфолк, владелец в этом столетии взял территорию в более тесные объятия.

Два других места, которые следует отметить здесь, – это испанские владения в Африке Сеута и Республика Сербская в пределах общепризнанной территории Боснии.

На обоих концах Азии есть: Йемен хуситов, продукт исламского соперничества шиитов и суннитов; и предполагаемая Республика Западное Папуа (и другие спорные территории в восточной Индонезии).

И, конечно же, есть Палестина, в настоящее время две сильно оспариваемые территории, разделенные пополам этнополитическим государством Израиль после 1948 года.

Индия имеет, казалось бы, постоянную горячую точку в Джамму и Кашмире, оспариваемую Пакистаном. Точно так же в Мьянме есть штат Ракхайн. На Филиппинах есть свой регион Бангсаморо на западе Минданао и соседний архипелаг Сулу. Все эти спорные места, как и ранее упомянутый Восточный Туркестан, ассоциируются как с исламским, так и с этническим национализмом.

Бывший Советский Союз

Именно в контексте вышеуказанных неоднозначных политических состояний можно понять украинский кризис – проблемы и пути их решения. Прежде чем перейти непосредственно к украинскому региону, уместно отметить, что в 1945 году Советский Союз аннексировал группу Курильских островов у Японии. Теперь, когда эти острова считаются полностью частью России, они находятся всего в нескольких километрах к востоку (а не к западу!) от Хоккайдо, одного из главных островов Японии.

Итак, если 3-я мировая война должна была вырваться из украинского тупика, то для того, чтобы параллельно с европейской войной разразилась война на Тихом Океане, для возникновения пожара которой здесь  есть больше топлива, чем просто Тайвань.

Распад Советского Союза на составляющие его республики неизбежно должен был создать ряд пограничных проблем, поскольку бывшие границы провинций становятся национальными территориальными границами с возможностью превращения в геополитические границы. (Действительно, мы видим эту проблему на границе внутри Ирландии. Несмотря на то, что в Ирландии существуют два различных национальных государства, все, тем не менее, предпочитают преуменьшать роль границы.)

Украинский национализм всегда был значительной силой, несмотря как на общую этническую принадлежность с Россией, так и на общий вариант христианства (православие). В последние 100 лет это особенно относится к экономической эксплуатации Украины Россией, особенно в сталинские времена. Это параллель с экономической эксплуатацией Ирландии Англией во время (1840-1850-е годы) картофельного голода.

Однако некоторым из различных национализмов потребовалось время, чтобы развернуться, благодаря первоначальным условиям распада Советского Союза, которые оставили послушных автократов во главе ущербных молодых демократий.

Первым из значительных расколов стало Приднестровье, расположенное на украинской окраине Молдовы. Молдавская Советская Республика представляла собой нестабильную смесь румынско-российской идентичности. Приднестровье, образованное в начале 1990-х годов, остается сильно пророссийским сепаратистским государством, которое сегодня признано на международном уровне как часть Молдовы. У России действительно есть военная техника в Приднестровье, готовая стать частью близкого окружения Россией Украины.

Следующей была Абхазия, пророссийская провинция Грузии, расположенная на берегу Черного моря недалеко от Сочи. Абхазия боролась (и выиграла) за свою свободу от Грузии в 1992 и 1993 годах. Все еще признанная на Западе частью Грузии, Абхазия на самом деле все еще является частью “Русской Ривьеры”.

Следующим, в 1994 году, был Нагорный Карабах, где был создан непризнанный армянский анклав на признанной территории Азербайджана. В конце 2020 года Азербайджан успешно вернул – военным путем – Нагорный Карабах.

Перенесемся в 2008 год. Во время проведения Олимпийских игр в Пекине Россия вторглась в Грузию, постсоветскую страну, активно продвигающуюся как в Европу, так и в НАТО. Россия аннексировала грузинскую территорию Южной Осетии, недалеко от проблемной Чечни, опять же, как и Абхазия, которая номинально входит в состав Грузии, но народ которой по большей части отождествляет себя с Россией. Россия также получила ряд заверений в том, что Грузия не станет полноправным членом НАТО. Однако именно на это событие почти наверняка намекал американский советник по национальной безопасности Джейк Салливан, когда говорил, что ожидает вторжения России в Украину до окончания нынешних зимних Олимпийских игр в Пекине.

К концу летних Олимпийских игр в Пекине это вмешательство стало историческим свершившимся фактом. Сегодня большинство людей, включая большинство основных средств массовой информации, забыли. Оглядываясь назад, можно сказать, что сегодня Запад, безусловно, не рассматривал это как упущенную возможность вступить в расширенную войну с Россией.

Перенесемся в конец 2013 года. Именно тогда началась оккупация центра Киева, событие, напоминающее оккупацию площади Тахрир в Каире Арабской весной. Проблема заключалась в том, что политическое руководство отказалось от обещания привести Украину в соответствие с Европейским союзом. После трех месяцев и довольно большого кровопролития президент бежал и проложил путь к более ориентированному на Запад политическому руководству.

Эти события спровоцировали российскую интервенцию в Крым, стратегический и этнически разнообразный регион, исторически не связанный с Украиной. Таким образом, Крым становится еще одной (строго говоря, двумя другими) новой нацией, которая официально не существует. Параллель проводится с Южной Осетией. В то же время восточный регион Донбасса продолжал свои попытки отделиться от Украины, подобно тому, как Абхазия боролась против государства Грузия. Результатом стало создание двух неофициальных государств, присоединенных к России, которые обычно называют Донбассом. Хотя между Донбассом и остальной Украиной существует определенная граница, многие люди, жившие на Донбассе, переехали в Россию, которая более безопасна в экономическом и военном отношении.

Таким образом, в регионе фактически существует пять неоднозначных, хотя и ориентированных на Россию государств, три из которых граничат с Украиной, а два из которых признаны на международном уровне как часть Украины. Мы также можем отметить, что сама Беларусь с ее сильно ориентированным на Россию режимом также несколько неоднозначна и помогает поддерживать баланс сил в регионе.

Текущие события

Прокомментировать нынешний геополитический  тупик можно следующим образом. Россия получила разведданные о том, что Украина планирует добиваться возвращения одной или обеих своих “потерянных территорий”. У России нет реальных планов вторжения в Украину;  только если конечно, не в соответствии с американским “олимпийским” повествованием. Однако я полагаю, что Россия предпримет военные действия против Украины, если киевское правительство предпримет какие-либо военные действия, чтобы вернуть Донбасс или Крым. Крым кажется более вероятным; особенно кажется более вероятным, что западные державы захотят побудить Украину к возвращению полуострова.

Для того чтобы украинская нация продвигалась вперед и налаживала прочные связи с Европейским Союзом, ей не нужно отвлекаться на свои до сих пор периферийные территории, которые всегда были менее склонны вступать на этот националистический путь. Для России, по-видимому, критическая проблема заключается в том, что пять неоднозначных территорий сохраняют свою нынешнюю двусмысленность. Российское руководство может быть “плохим”, не всегда профессиональным, но трудно предположить, что оно “сумасшедшее”.

То, что выглядит как агрессивная позиция, на самом деле может быть связано с защитой – и в конечном итоге признанием – “мест, которых не существует” как “автономий”, связанных с Россией. (Точно так же, как Соединенные Штаты будут защищать Тайвань – или, по крайней мере, главный остров Тайвань – от любых попыток реинкорпорации его в Китай.)

Некоторые  выводы

НАТО следует понимать как институт времен холодной войны, который больше не подходит для этой цели. Действительно, ряд стран Еврозоны Европейского союза не являются членами НАТО: Ирландия, Австрия и Финляндия. Финляндия здесь наиболее значима; она имеет долгую историю соперничества с Россией, но больше не рассматривается ни как обязанная России, ни как угроза для России. Украина может создать для себя будущее во многом так же, как это сделала Финляндия. И для этого ей не нужны ни Крым, ни Донбасс.

Также полезно отметить, что желание России построить Великую Россию, основанную на славянской идентичности, может быть не совсем таким. В межвоенный период – 1920–е и 1930-е годы – существовала основополагающая , хотя и неформальная,европейская национальная  иерархия  с  германскими народами (включая “англосаксов” и скандинавов) наверху, затем латинские народы и славянские народы под ними. Эти убеждения, распространенные в прошлом, конечно, являются расистской чепухой. Тем не менее, они устойчивы в сознании широких слоев, и восточноевропейские народы сильно пострадали из-за них.

Предпочтительное мнение о нынешнем кризисе заключается в том, что российское руководство в основном хочет защитить бывшие советские территории, которых официально не существует. И в этом заключается наша проблема; за рубежом трудно понять специфику регионов, о которых часто никто никогда и не слышал. Поэтому Запад  придерживается презумпции официально признанной территориальной неприкосновенности, за исключением случаев, когда речь идет о Тайване.

Вывод

Неразрешимые пограничные вопросы могут быть практически решены путем учета двусмысленности. До сих пор процесс двусмысленности – и готовность заинтересованных сторон смириться с этим – поддерживали послевоенный мир в отношении Тайваня. Он может сделать то же самое в отношении гораздо более сложных пограничных вопросов, связанных с распадом постсоветского Союза. Мы можем пойти по срединному пути, избегая как территориального догматизма, так и догматизма идентичности. И мы всегда должны быть чутки к предпочтениям людей, которые живут на этих неоднозначных территориях; до тех пор, пока эти люди готовы жить в мире со своими соседями.

Подготовлено ИАЦ «Время и мир».

 

СВЯЗАННЫЕ ПОСТЫ

Оставить комментарий

Этот веб-сайт использует файлы cookie для улучшения вашего опыта. Мы будем считать, что вы согласны с этим, но вы можете отказаться, если хотите. Принимать