Главная Наука.Культура.Человек Cотворение мира можно увидеть в Спасо-Андрониковом монастыре Москвы

Cотворение мира можно увидеть в Спасо-Андрониковом монастыре Москвы

через Исмаил
0 комментарий 93

 

В Московском музее древнерусского искусства им. Андрея Рублева, расположенном на территории древнего Спасо-Андроникова монастыря сегодня открылась выставка «Сотворение мира: Произведения религиозного искусства XV- начала XX века».
На выставке представлено более полусотни экспонатов. Это – иконы, «картонные» эскизы к росписям Владимирского собора в Киеве, построенного в честь 900-летия крещения Руси в 1888 г, а также гравюры, книги и предметы декоративно-прикладного искусства. Большинство произведений – неизвестного авторства можно только датировать их хронологию, но имена художников В.А.Котарбинского и П,А. Сведомского, выполнивших в 1887-1895 г росписи для боковых нефов Владимирского собора, а также великого Михаила Нестерова, чей образ Архангела Михаила, написанный в 1922 г и являющийся одним из шедевров экспозиции, остались в истории.

       

Сотворение мира глазами мастеров Палеха (слева) и  Мстеры (справа)

 

 

Размышления о том, кто и как создал наш мир и первых людей, имеет ли мир начало и конец, или он бесконечен, всегда были актуальны в науке для человеческого мышления. Христианское понимание происхождения мира основано на двух первых главах библейской книги Бытия, где говорится о поэтапном создании мира в течение шести дней. В первый день Бог сотворил свет и отделил его от тьмы. Во второй день – отделил небо от земли, разделил воды. В третий появилась суша, и на ней произросли растения. В четвертый день были сотворены небесные светила. В пятый появились рыбы и птицы, в шестой – животные и человек. Седьмой день «благословил Бог…и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал».

       

Почивающий” в седьмой день творения Бог на иконе XVI  века и на  эскизе к росписям Владимирского собора. (конец XIX века). На иконе в левом нижнем углу мать-Земля представлена в образе кормящей грудью свое творение.

Согласно христианской догматике, Бог создал все сущее из ничего. Иконография Сотворения мира формировалась в православном церковном искусстве под влиянием святоотеческих комментариев к книге Бытия, в которых утверждалось участие в акте Творения всех трех лиц Святой Троицы. На выставке представлены различные варианты иконографии Святой Троицы – как символические, так и персонифицированные, а также отдельные изображения ее первой ипостаси – Бога Отца в облике седовласого старца. Их богословское обоснование исходило из пророчеств Даниила и Исайи. Представлены также сложные символические изображения Бога, такие как «Недреманное Око» и «Спас Благое молчание», известные в русской художественной традиции с XVI века и ставшие популярными в позднее время в искусстве старообрядцев.

Бог творящий мир, глазами художника конца XIX  века П.А.Сведомского

Иконография дней Творения в христианском искусстве сложилась к концу XI века. Но в древнерусском искусстве эта тема обычно ограничивалась историей сотворения первых людей Адама и Евы, их жизни в раю и после грехопадения. Иконы с изображениями Адама, Евы и их потомков с середины XVI века стали включать в праотеческий ряд иконостаса.

   

Праотец Адам и праматерь Ева на иконах XVIII столетия и их изгнание из рая глазами резчиков по моржовой кости (Холмогоры, Архангельская губерния XIX век)

Последовательная иллюстрация всех дней Творения появилась в эпоху позднего Средневековья, на рубеже XVI–XVII столетий, под влиянием западноевропейских гравюр в составе лицевых Библий – Пискатора и Вайгеля. Свое отражение в русских храмовых росписях XVIII века нашли и представленные на выставке гравированные листы из Библии, изданной в Аугсбурге Мартином Энгельбрехтом. Эскизы к росписям Владимирского собора в Киеве на тему дней Творения выполнены известными художниками В.А. Котарбинским и П.А. Сведомским в 1887–1895 годах, они стали последним значимым явлением в рамках этой темы в русском дореволюционном церковном искусстве.

Корреспондента «ВиМ», личность, интересующуюся религиозным искусством не столько в искусствоведческом, сколько в историко-религиозном плане и посетившего пресс-показ этой выставки заинтересовал вопрос, насколько соответствует иконография Бога-Отца. изображаемого в виде с пребывающего на небесах седовласого старца, ибо это по определению противоречит духу и букве Ветхого и Нового Завета, а значит и принципам христианства как монотеистической религии, так же как иудаизм и христианство исповедующих Единого, Всемогущего и Невидимого Бога-Творца. Действительно в 1551 г при Иване Грозном т.н. «Стоглавый собор» Русской церкви постановил, что изображения Бога-Отца возможны только в образах пророческих видений, описанных в Ветхом и Новом завете, а собор 1649 г запретил подобные изображения. НО как показывает дальнейшее историческое отслеживание ветхозаветной иконографии он не очень-то строго соблюдался. Примером могут служить все теже росписи Владимирского собора в Киеве конца позапрошлого столетия. Дело здесь, как думается, во-первых в том, что многие столетия большая часть исповедников православной веры была неграмотной или малограмотной, также вплоть до нового времени Церковь фактически запрещала рядовым мирянам читать и толковать Писание. Поэтому обучение религии, а через нее, знакомство человека с окружающим миром шло через образы, прежде всего иконописные, в котором этот мир отражался в понятных для человека и привлекательных по эстетическим меркам тех времен образах. Кроме того надо учитывать, что само историческое церковное христианство представляет собой симбиоз монотеистической семитской идеи Невидимого и все сущее творящего Бога и античной языческой ментальности, воспринимающей все , в том числе мир горний, Божественный и священную историю земли и человечества в колоритных зримых образах. Так что видимо даже от изображений того, что невидимо, согласно Писаниям, нам никуда не деться.

Каждый желающий, начиная с сегодняшнего дня может посетить выставку и составить свое мнение по этому фундаментальному вопросу веры. Вплоть до 2 июня 2024 года.
Иван Нелюбов для «ВиМ».

Фото заголовка- Икона Св.Троицы 1666 г.

СВЯЗАННЫЕ ПОСТЫ

Оставить комментарий

Этот веб-сайт использует файлы cookie для улучшения вашего опыта. Мы будем считать, что вы согласны с этим, но вы можете отказаться, если хотите. Принимать