Главная Беларускi cвет Откуда есть , пошли белорусы

Откуда есть , пошли белорусы

через Исмаил
0 комментарий 58

Этногенез – проблема происхождения и формирования современных народов – одна из наиболее интересных и популярных тем в исторической науке. Ведь ответы откуда «мы» или даже, условные «они» интересен не только академическим ученым, но и многим обычным людям, для которых вопрос народа к которому он принадлежит по рождению, или каким-то образом связан, очень важен.

Как и любой другой исторический поиск, он может опираться ан мифы, легенды, а то и на собственные сочинения и домыслы «авторов» (сейчас даже целая область существует , называемая «альтернативной истории» и ее последователи даже часто считают, что их «альтернатива» даже более правдива и объективна, чем известная всем нам наука история. Впрочем, должным образом свои претензии на «истинность» пока никому из «альтернативщиков» доказать не удалось). Но можно пользоваться исследованием аутентичных источников, а также таких дисциплин, «помогающих» истории ( и потому называющихся часто «вспомогательными историческими дисциплинами) как антропология, археология, топонимика и ряд других.

Итак, родственный своим восточнославянским соседям, но все-таки во многом отдельный и своеобразный народ, белорусы сформировались на территории между верховьями Днепра, Немана, и среднего течения Западной Двины. Их предками были славянские племенные союзы кривичей, радимичей, дреговичей и волынян.

По разному различные ученые трактуют хронологические рамки процесса образования народа. Одни считают, что белорусы как этнос со своим языком сформировались уже в XIII-XIV вв, другие считают, что процесс этот продлился до XVIII века. В принципе, этногенез как процесс может растянутся на многие столетия, вплоть до нового и новейшего времени. Ведь если язык, религия, народная культура могут быть сформированы еще в средние века, то тесная консолидация в единую нацию, обретение собственной «государственности», либо независимого государства, полная языковая консолидация и унификация, что порождает самосознание единого и особого народа – все это сюжеты из не очень дальней истории. Все названные последними аспекты своей истории белорусы пережили на рубеже позапрошлого и прошлого столетий, а также в советское и постсоветское время.
Впервые обозначил себя как «белоруса» на индивидуальном, что называется уровне, Соломон, Рысинский, сын мелкого шляхтича, протестантский(кальвинистский) пастор, богослов и историк Cоломон Рысиньский (1560-1625).

Поступив 2 декабря 1686 г. на учебу в Альтдорфский университет ( Германия) он вписал себя в метрики этого учебного заведения как Solomo Pantherus Leucorussus ( последнее слово, в переводе с греческого как раз и означает «белорус»). Такая самоидентификация не случайно- Соломон родился в сельце Рысины (ныне это Себежский район Псковской области), исторически входившем в состав Полоцкого княжества, которое в германских исторических хрониках именовалась «белой Русью» и откуда это определение вошло и в русско-славянский обиход.
Нас же интересуют дела более давних дней, когда на основе вышеупомянутых славянских племен начал формироваться народ, сегодня известный как «белорусы». Есть несколько версий этнических корней современных белорусов – славянская, балтская и угро-финская. Ну и имеются конечно (их даже и научными теориями нельзя назвать), идейно-политические установки, сформированные во времена оные в Санкт- Петербурге и Варшаве и приказывающие считать белорусов частью, соответственно, русского или польского народа. Так собственно в массе своей и происходило вплоть до конца позапрошлого столетия. Жители белорусских земель католического вероисповедания «считались» поляками, православие – «русскими». При этом отметим, что православно-католическая уния 1597 г, хотя и была заключена в Бресте, не очень широко, в отличие от соседней Украины прижилась в народных массах. Большинство католиков –этнических белорусов и доныне принадлежат к латинскому обряду. Вплоть до конца прошлого века, когда сначала национальной интеллигенцией, а затем волей политического режима был введен в обиход этноним «белорусы» (что я лично рассматриваю исключительно как позитивный фактор), у народа доминировало «региональное» этническое самосознание («полещуки», «литвины», «тутэйшыя») и т.п.
Автор этих строк считает наиболее полной и обоснованной «балтскую», или точнее было бы ее обозначить как «славяно-балтскую» теорию происхождения белорусов. И не потому, что один из ее авторов, известный советский археолог Валентин Седов – один из учителей автора по истфаку, в экспедициях которого было немало перевернуто кубометров псковской и полоцкой земли, а потому что она наиболее четко и разносторонне разработана.
Чтобы говорить об определенных этноисторических корнях того, или иного народа, необходимо идентифицировать на географической территории его проживания специфику ( по сравнению с другими соседними народами) в антропологическом облике, лингвистике (языке) и материальной культуре.
На землях современной Белоруссии, мы имеем следующее. Во-первых общий антропологический тип, прослеживающийся от Латгалии, восточной и северо-восточной Литвы (Аукштайтии) и значительной части населения Витебской, Могилевской и части Минской областей. Его отличительные признаки- коренастое низко-или среднерослое телосложения, скуластое лицо, глубоко посаженные глаза, непрямой, как правило, вздернутый нос. Такие антропологические свидетельства сохранились в культурных слоях, идентифицированных как «южнобалтские» (ятвяжские). Кривичи-славяне, о чем свидетельствуют раскопки их курганов, относились к иному антропологическому типу. Они и ассимилировали балтов, а не наоборот. Кстати заметим, по всему балтийскому региону, в основном ассимилировали балтов, а не наоборот. Исчезли пруссы, балтские народы сохранились лишь на территории Литвы и Латвии, а в Эстонии их ассимилировали пришедшие с севера и северо-востока угрофинны.
Антропологический облик населения Гродненщины также имеет много общего с обликом жителей Дзукии и Жемайтии (Юго-западная и Западная Литва).
Археологически же вся северная часть Белоруссии (граница которой проходит через Минск, или чуть южнее) представляет собой ареал распространения т.н. «матовой керамики» уже давно идентифицированной как балтская, или балто-западнославянская (западные границы ареала ее распространения приходятся на нынешнее польское Поморье). А вот брестское и гомельское Полесье однозначно входят в ареал «милоградской» и «зарубинецкой» археологических культур, давно идентифицированных как славянские.
Теперь язык. Внимательный взгляд на карту страны продемонстрирует, что большая часть топонимов и гидронимов на 50-70 км вглубь страны от ее северных границ имеет очевидное балтоязычное происхождение. Кроме того, такие особенности современного белорусского языка ( славянского, по структуре и словарному составу), как активное использование «передних» гласных «а» и «я», в том числе там, где в других восточнославянских языках используется «о» и «е», а так же четкая артикуляция таких шипящих согласных как «ш» «ц» и «ч» также и в случаях, когда эти согласные составляют буквенную пару, указывают на родство с балтскими, прежде всего, литовским языком и латгальским диалектом латышского.
То есть можно с большой долей уверенности сказать, что с точки зрения этногенеза белорусы – это славяне со значительным балтским этноисторическим «субстратом», причем последнее относится в большей степени к населению севера страны. И ничего такого условно «негативного» в этом факте не видится. Любой народ, его , язык, культура и другие черты – это в значительной мрре результат уникального синтеза различных культур, языков и обстоятельств исторического характера. И это не умаляет, а напротив увеличивает значимость и ценность каждого народа для человеческой цивилизации.
Автор- Валерий Емельянов, историк, юрист, к.ю.н., исп. Директор Ассоциации международного сотрудничества и гражданской дипломатии «Время и мир», гл. Редактор одноименного интернет-портала.

СВЯЗАННЫЕ ПОСТЫ

Оставить комментарий

Этот веб-сайт использует файлы cookie для улучшения вашего опыта. Мы будем считать, что вы согласны с этим, но вы можете отказаться, если хотите. Принимать