Главная Экономика и бизнес Разорвать всемирные оковы долгов и кредитов.

Разорвать всемирные оковы долгов и кредитов.

через Времея и Мир
0 комментарий 59

С незапамятных времен денежно-кредитное давление и неравенство в торговле методично приводили к росту задолженности различных стран перед своими кредиторами, как странами, так и организациями.

Действительно, долг является краеугольным камнем экономики нашего сегодняшнего общества : занимать деньги и возвращать их стало нормой, распространенной практически повсюду. По данным Банка Англии 97% денег, находящихся в обращении привязано к какому-либо виду долга.


Несмотря на то, что они запрещены международным правом и большинством национальных юрисдикций, современные формы долговой кабалы продолжают существовать. Согласно докладу ООН за 2016 год, она остается самой распространенной формой современного рабства во всех регионах мира.Однако это явление до сих пор не получило всеобщего понимания и признания.
В таких условиях нам нужна экономическая система, в которой наши общества больше не сводятся к крысиным бегам, где эгоистичные желания немногих способно компенсировать благосостояние многих. Эта экономическая система должна будет удовлетворять требованиям человечества, начиная с требований экономической справедливости и тем самым освобождая нас от железной клетки капитализма.
Структура стран-должников
В нашей нынешней системе кредитного капитализма существует нечто большее, чем кажется на первый взгляд, чем просто рациональный и материальный обмен в рамках рыночной экономики. Она влечет за собой социальное, моральное и эмоциональное отчуждение ее субъектов. Долг-это тип морального контракта, когда человек, заключающий кредитный договор, “обещает”, что он вернет сумму плюс проценты. Но отсутствие понимания и тщательного изучения того, как работает финансовая система и как создаются деньги, усилило фундаментальную тенденцию, которая ставит все большее число людей и стран под контроль банковских и финансовых учреждений.
Это заставляет нас думать о социальных, а также международных отношениях таким образом, чтобы нарушить парадигму, доминирующую как в экономическом анализе, так и в некоторых теоретических традициях, – парадигму материального, рутинного или символического обмена. Философия свободной торговли, предполагающая относительное равенство вовлеченных сторон, должна была быть противопоставлена радикально асимметричной перспективе, где основой социальных и международных отношений фактически являются отношения господства. В действительности же на практике происходит обратное, когда образуется особая форма субъекта – человек – должник/нация-и отношения между кредитором и его должником становятся истинным архетипом социальной и международной организации.
Мы не должны выводить из этого утверждения исчезновение или несуществование обмена, но только то, что он функционирует из логики, которая является логикой не равенства, а дисбаланса и дифференциации власти. Должник “свободен” до тех пор, пока его действия и пространство для маневра осуществляются в рамках, определенных долгом, который он заключил. Это справедливо как для отдельного человека, так и для населения или страны. В нашем обществе каждый может получить доступ к ипотеке или кредиту. С этой концепцией человеку кажется, что он или она равны всем остальным, потому что они имеют одинаковый доступ к этому средству. Однако на самом деле это не так. Когда человек по какой-то причине занимает деньги, проценты заставляют его все глубже погружаться в зыбучие пески, и, как следствие, последующие поколения часто обременены долгами. Это уже не первородный грех, который передается нам при рождении, а долг предыдущих поколений. Человек или страна-должник подвержены властным отношениям кредит-должник, которые сопровождают его на протяжении всей жизни, от колыбели до могилы.
В истории существует множество примеров крайней смертоносности финансового высокомерия. Европейские державы использовали долг как средство накопления богатства и как мощное оружие для обеспечения господства, ведущего к полному подчинению ранее независимых государств. От Латинской Америки до Китая, Греции, Туниса, Египта или Османской империи-все они шли по этой дороге в ад.
Например, в первой половине xix века, хотя Египет все еще находился под властью Османской империи, Он инициировал крупный проект индустриализации и модернизации. Страна осуществила это предприятие, не прибегая к внешнему долгу и мобилизуя внутренние ресурсы. Но в 1839-1840 годах совместная военная интервенция Британии и Франции, за которой чуть позже последовало второе нападение Британии и Австрии, вынудила пашу и вице-короля Египта Мухаммеда Али отказаться от контроля над Сирией и Палестиной, которые эти державы считали своей территорией. Вторая половина века стала свидетелем радикального поворота, и преемники Мухаммеда Али уступили британскому давлению, приняли свободную торговлю, демонтировав государственные монополии и полагаясь на внешний долг. Это было начало конца. Началась эпоха египетского долга: страна вскоре уступит свою инфраструктуру западным державам, европейским банкирам и недобросовестным предпринимателям. Не имея возможности погасить свой колоссальный долг, в 1882 году началась военная оккупация Египта, и страна была преобразована в протекторат.
Ядовитый дар долга

Если господство через внешний долг составляло значительную часть империалистической политики крупнейших капиталистических держав, то оно продолжает поражать 21 век в новых формах.
Ярким примером этого является резкий рост задолженности африканских стран. Последнее объясняется рядом как внешних, так и внутренних факторов. Действительно, ударная волна, последовавшая за финансовым кризисом 2007-2008 годов, имела двойной эффект: замедлила экономическое развитие и подогрела аппетиты банков и частных инвесторов, соблазнившихся вложить свои деньги в суверенный долг стран Юга. Действительно, чем больше долг рискован, тем он выгоднее благодаря высоким процентным ставкам.
Внутренние факторы также способствуют росту долга, не объясняя его повторения: отсутствие инвестиций со стороны правительств в инфраструктуру, низкие налоговые поступления, спекуляции на внутреннем государственном долге, бегство капитала, коррупция и т. д. Эти дисфункции так называемых демократических режимов не являются прерогативой африканских стран. Они отражают сам характер мировой экономической системы, в которой доминируют международные финансовые институты (Всемирный банк, Международный валютный фонд и т. д.) и неформальные группы (G7, G8, Парижский клуб, Институт международных финансов и т. д.). Как таковые они, по крайней мере частично, ответственны за уровень развития и задолженности стран Юга.
Хорошо осведомленный о сложившейся ситуации, Пятый халиф и глава Ахмадийской мусульманской общины Хазрат Мирза Масрур Ахмад сказал:
“В современном мире физического рабства больше не существует, но оно было заменено экономическим рабством и рабством, в котором отношения между самыми могущественными нациями на земле и более слабыми странами стали сродни отношениям хозяина и раба. Например, кредиты, замаскированные под “пакеты помощи”, выдаются богатыми странами более слабым странам, у которых нет иного выбора, кроме как принять любые условия. Неизменно низкий уровень процентов означает, что краткосрочные кредиты приводят к долгосрочным страданиям и обязательствам. В результате у страны-банкрота нет иного выбора, кроме как подчиниться воле доминирующей нации. Такое рабство совершенно безнравственно”.
Через простой механизм процентов колоссальные суммы передаются от людей, предприятий и государств кредиторам. Однако экономисты почти никогда не решаются предложить его отмену. Его присутствие в народном воображении маргинализируется господствующей экономической парадигмой, которая постепенно освобождает экономические дебаты от любых моральных аргументов. Вопрос о процентах всегда считался моральным вопросом, по крайней мере со времен греков. Аристотель был против этого и утверждает, что:
“Самый ненавистный вид и с величайшим основанием-это ростовщичество, которое извлекает выгоду из самих денег, а не из их естественной цели. Ведь деньги предназначались для обмена, а не для увеличения под проценты. И этот термин процент, означающий рождение денег из денег, применяется к размножению денег, потому что потомство похоже на родителя. Поэтому из способа получения богатства этот самый неестественный ” .

Учение Священного Корана по этому вопросу очень ясно. С момента возникновения ислама и до наших дней мусульмане приравнивали проценты к ростовщичеству, а любое экономическое зло, которое является порождением интереса, объявлялось экономическим преступлением:

“”Те, которые поглощают лихву (проценты), не стоят они иначе, как стоит тот, кого сатана лишил разума прикосновением. Это за то, что они говорили «Ведь торговля — лишь подобна ростовщичеству. А Аллах дозволил торговлю и запретил ростовщичество.» (Кор 2:276)/
Второй глава ахмадийской общины Хазрат Мирза Башир-уд-Дина Махмуд Ахмад указывал:
“[Интерес] запрещен в исламе, потому что он имеет тенденцию привлекать богатство в руки узкого круга и тем самым отрицательно влияет на его справедливое распределение. Она способствует праздности у ростовщиков и убивает в них всякое побуждение помогать другим и душит все источники сочувственного поведения. Ростовщик извлекает выгоду из нужды и страданий других. В то время как, с одной стороны, [процент] заставляет кредитора эксплуатировать потребности других людей, он создает в должнике тенденцию делать вещи небрежно и поспешно, принимая на себя долг независимо от его способности заплатить, тем самым нанося непоправимый моральный ущерб себе и кредитору”.
При более внимательном рассмотрении мы видим, что интерес является противоположностью благосостояния. Благополучие основано на сочувствии, добросердечии и великодушии, тогда как основа интереса-эгоизм, скупость и эксплуатация чужих страданий. Он вводит механизм долговой ловушки, который оставляет должнику мало шансов уйти, и страны, затронутые им, могут выйти из этого порочного круга, только объявив о банкротстве или ожидая маловероятного списания долга со стороны ростовщиков.

Проблема прощения долгов
Поскольку COVID-19 усиливает давление на уязвимые системы общественного здравоохранения в бедных странах, их экономические перспективы также становятся все более нестабильными. Предвидя грядущую турбулентность, некоторые государственные деятели призвали в апреле 2020 года к облегчению долгового бремени Африканского континента, чтобы стимулировать восстановление экономики после коронавируса. Но односторонние предложения были бы неэффективны, потому что если такая страна, как Франция, обладает менее чем 3 процентами внешнего долга континента, Китай широко рассматривается как крупнейший кредитор Африки с примерно 20 процентами всего африканского долга.

Таким образом, даже при таком массовом облегчении бремени задолженности столь многими участниками международного сообщества, без участия всех государств, многосторонних учреждений и частных кредиторов в этих усилиях африканские и менее развитые страны все еще будут страдать. Все это указывает на важность совместных действий международного сообщества, особенно консультаций и координации между донорами и кредиторами. Учитывая сложные факторы, связанные с африканской задолженностью, международное сообщество должно быть реалистичным, направляя ресурсы и внимание на взаимные консультации и координацию для принятия коллективных решений и распределения бремени.

Согласно исламу, все богатства и ресурсы богатых стран были дарованы Богом, и поэтому они должны использовать их для осуществления прав Его Творения. Таким образом, ожидается, что богатые страны проявят истинный дух жертвенности и помогут более слабым странам мира построить прочный фундамент:

“”А если кто затруднен, то — ожидание возврата долга до облегчения. А если дадите вы ( ему это) подаянием, то это — лучшее для вас, если вы знаете.» (Rjh 2: 286)

Фактически, целая глава (Аш-шура) Священного Корана получила свое название от стиха, в котором мусульманам предписывается решать все государственные дела и другие вопросы государственной важности путем взаимных консультаций:

“… И дело их — по совещанию между ними, и расходуют они из того, чем мы их наделили» (Кор 42: 39)

Это правда, что в какой-то степени бедные страны стреляют себе в ногу, занимая и не используя деньги справедливо. В то время как долгосрочный рост и развитие любой страны является почти исключительно функцией ее внутренней производительности. Другими словами, все богатство происходит от человеческого труда, и нет богатства, кроме людей. Если бедные страны смогут создать свою собственную экономику и инфраструктуру, у их населения будет больше возможностей на родине и гораздо меньше причин мигрировать за границу. Если их страны будут стабильными и процветающими, это, естественно, последует на региональном уровне, и весь мир выиграет.

Преобладающая предпосылка с обеих сторон должна основываться на честности, честности и справедливости. В этой связи Пятый халиф и глава Ахмадийской мусульманской общины Хазрат Мирза Масрур Ахмад (аба) говорит::

“В современном мире люди борются не только в менее развитом мире, но даже в развитом мире люди пострадали в результате финансового кризиса, который возник за последние несколько лет. Это происходит потому, что страны неправильно использовали свои огромные средства и ресурсы. Вместо того, чтобы использовать свое богатство для удовлетворения насущных потребностей на благо всех людей, многое было растрачено на ненужную роскошь и экстравагантность. (…) С другой стороны, те, кто просил о помощи, выдвигали необоснованные требования, в то время как, с другой стороны, более богатые страны были готовы пойти на необходимые жертвы ради большего блага. (…) Ислам, однако, советует, что лучшее положение дел, которое является миром и гармонией, может быть установлено только тогда, когда обе стороны работают вместе для большего блага. (…) К величайшему сожалению, такие идеалы не реализуются сегодня в мусульманском мире, которому были даны эти учения, и не практикуются в немусульманском мире, который предъявляет огромные претензии на осуществление прав людей”.

Вывод
На протяжении всей истории доминирование через внешний долг было значительной частью политики крупных капиталистических держав. Действительно, самым разрушительным методом получения личного богатства, начиная с древнего мира и до наших дней, является процентный долг, который растет вместе со сложными процентами. Неспособность платить привела к тому, что многие люди потеряли свою собственность и, в конечном счете, свою свободу, поскольку они стали рабами, чтобы платить свои долги.

Долговой вопрос носит глобальный характер и требует глобальных решений. Нам срочно нужны творческие и масштабируемые решения, которые используют позитивную силу солидарности и скоординированных действий для решения этой глобальной проблемы и поддержания этого импульса после кризисных периодов. Это единственный способ разорвать долговые цепи и полностью изменить финансовую архитектуру.

Об авторе: Ахмед Даниал Ариф-французский экономист по образованию, в настоящее время работает в Лондоне. Имеет степень магистра экономики и политики. После работы во французской системе налогового администрирования он опубликовал две книги на французском языке: “Ислам и капитализм: за экономическую справедливость” (2016) и “Экономическая история исламского мира: От доисламской Аравии до династии Омейядов” (2019). В настоящее время он является редактором отдела экономики в журнале Review of Religions.

СВЯЗАННЫЕ ПОСТЫ

Оставить комментарий

Этот веб-сайт использует файлы cookie для улучшения вашего опыта. Мы будем считать, что вы согласны с этим, но вы можете отказаться, если хотите. Принимать