Главная История и География Все больше немусульман отмечают священный месяц Рамадан

Все больше немусульман отмечают священный месяц Рамадан

через Исмаил
0 комментарий 28

Празднование Рамадана широко распространено на Ближнем Востоке, часто с привлечением немусульман к празднованиям в регионе. В странах с христианским большинством участие было менее распространенным, но эта тенденция начинает меняться

Это может показаться странным для практикующего мусульманина, но 53-летней Холуде Хардум, живущей в Ираке, все ясно. «Не весь Рамадан обязательно посвящен религии”, – сказала багдадская писательница. -Это также связано с общественной атмосферой и традицией людей собираться вместе».

Ирак – страна с мусульманским большинством, но в районах, где различные религиозные общины живут вместе, вы часто увидите немусульман, участвующих в торжествах по случаю мусульманского поста Рамадан, длящегося месяц, пояснила она. В частности, «ифтар», трапеза на закате, когда друзья и родственники собираются вместе, чтобы прервать ежедневный пост, может стать общественным мероприятием.

“Иногда христиане готовят десерт и отправляют его своим соседям-мусульманам», – рассказала Хардум. «Иногда мусульмане присылают еду. Или они постятся все вместе. Приятно делиться такими вещами», – сказала она.

Подобные истории есть и в других странах Ближнего Востока. «Один из моих старейших и ближайших друзей – мусульманин, поэтому у нас общие обычаи», – сказала египтянка Ум Амир, 50-летняя христианка, живущая в Асьюте, городе к югу от Каира. «Например, я буду поститься в течение дня в Рамадан, а затем прерву свой пост с ее семьей».

«Я христианка, но с детства у меня было так много друзей-мусульман, и я никогда не придавала большого значения различиям между религиями», – говорит 34-летняя ливанка Рита, которая также соблюдает мусульманский пост в Бейруте.

Больше Рамадана на Западе?

Учитывая, что все три женщины живут в странах с мусульманским большинством, их опыт не станет сюрпризом для тех, кто там живет. В конце концов, немусульманам так же трудно игнорировать Рамадан, как мусульманам избегать Рождества в Европе или Северной Америке.

Однако Рамадан также постепенно становится все более заметным праздником в странах с христианским большинством. В прошлом году Лондон стал первым крупным европейским городом, который украсил значительную магистраль огнями Рамадана.

Франкфурт-на-Майне в этом году последовал примеру Лондона, став первым крупным немецким городом, установившим праздничное освещение в честь Рамадана.

На этой неделе более 1000 человек собрались на «открытый ифтар» в австрийской земле Каринтия, где всем членам общины предлагается нарушить пост в Рамадан и поесть вместе – даже если они не мусульмане и не соблюдали пост.

Организаторы говорят, что с каждым годом мероприятие привлекает все больше людей. Как сказал один из участников региональной газете Kleine Zeitung, «я не ожидал увидеть здесь столько немусульман».

«Определенно увеличилось количество ифтаров, организуемых государственными учреждениями, благотворительными организациями и церквями в честь многообразия», – подтвердила Эстер-Мириам Вагнер, директор Института Вульфа Кембриджского университета, который изучает отношения между евреями, христианами и мусульманами.

Более высокий статус Рамадана «также во многом связан с повышением политического признания и равенства мусульман в общественном пространстве», – утверждает Фарид Хафез, старший научный сотрудник инициативы Bridge, проекта по изучению исламофобии, базирующегося в Джорджтаунском университете Вашингтона.

В качестве примера Хафез рассказывает, что еще в 1990-х годах бывший госсекретарь США Мэдлин Олбрайт начала проводить «ифтары» в своем дипломатическом ведомстве. «Посольства США, по сути, приглашали мусульман к своего рода структурному диалогу [во время мероприятия], – пояснил он. – Затем посольства США перенесли это в европейские страны. Это затем распространилось на европейские государства, которые также начали аналогичные инициативы. Таким образом, у вас были канцлеры, премьер-министры, министры интеграции, все они были вовлечены».

Коммерческое значение Рамадана также привело к росту популярности священного месяца для мусульман. Мусульмане тратят больше во время Рамадана на все – от подарков и одежды до продуктов питания и даже автомобилей. Только на Ближнем Востоке расходы на Рамадан 2023 составили более 55 миллиардов евро. Рекламные кампании, посвященные Рамадану, изменились и расширились, а также, вероятно, распространяют сообщение за пределы целевых сообществ.

Рамадан становится европейской культурной ценностью
Еще одна теория директора Института Вульфа Вагнера о профиле Рамадана вращается вокруг языка и смены поколений. «Как только люди начинают говорить на языке без акцента, происходит сдвиг в понимании того, что теперь они действительно близки друг другу”, – утверждает Вагнер, получивший образование социолингвиста. “А в Великобритании мы наблюдаем, как коренное англоговорящее мусульманское население, которому сейчас за 40-50 лет, продвигается на руководящие посты и пользуется влиянием».

Во Франции ситуация аналогична. тамошние исследователи отметили, что следующее поколение французских мусульман считает, что они могут исповедовать религию более открыто. «Благодаря более заметной [религиозной] практике молодые французы заявляют о своем статусе полноправных членов общества”, – сказал на прошлой неделе Le Monde Джамель Эль Хамри, научный сотрудник Института исследований арабского и исламского миров во Франции. Они чувствуют себя одновременно французами и мусульманами».

Конечно, не все довольны. Некоторые мусульмане расстроены коммерциализацией Рамадана. Консервативные священнослужители утверждают, что немусульмане вообще не должны принимать участие в его праздновании. Со своей стороны крайне правые европейцы считают, что подобная прктика приведет к концу западной цивилизации, в том виде как они ее определяют. А некоторые деятели социальных сетей, которые постились во время Рамадана, рассматривая это как своего рода онлайн-способ  оздоровления, были призваны к его культурному пониманию.

Но ни Хафез, ни Вагнер не верят, что подобные мнения перевешивают преимущества того, что люди привыкают к чужим системам верований. Для мусульман, выросших в культуре христианского большинства, это может быть связано с принадлежностью. «Включение праздника в общественное пространство – это, в некотором смысле, признание того, что он [Рамадан] является неотъемлемой частью общественной практики в Западной Европе», – утверждал Хафез.

А для немусульман это может быть празднование разнообразия и управление им, добавила Вагнер. «Потому что, когда у нас разные общества, мы видим, что разнообразие на самом деле поддерживает процветающее и динамичное, и, как правило, более справедливое общество», – заключила она.

Кэтрин Шаер, Мохаммед Фархан и Аббас аль-Хашали
Фото- праздничное освещение на Рамадан в Лондоне, на Пикадилли
© Deutsche Welle 2024

СВЯЗАННЫЕ ПОСТЫ

Оставить комментарий

Этот веб-сайт использует файлы cookie для улучшения вашего опыта. Мы будем считать, что вы согласны с этим, но вы можете отказаться, если хотите. Принимать