Главная История и География Заметки Исмаила: Песах, Пасха… Ид уль-Фитр.

Заметки Исмаила: Песах, Пасха… Ид уль-Фитр.

через Времея и Мир
0 комментарий 48

  

Сегодня мы посвятим наши «заметки» не Корану и его аятам, как обычно, а празднику Пасхи, который восточные церкви отметили вчера, западные- 5 апреля, а иудеи, празднующие свою Пасху (Песах) целую неделю с  27 марта по 4 апреля. Таким образом, Пасха, как центральный праздник отмечается в двух из трех религий, восходящих к Пророку Ибрагиму-Аврааму. Но смысл праздника в иудаизме и христианства разный, хотя и имеет  некоторые общие корни . Об этом сегодня и пойдет речь.

Иудейская «Пасха» (Песах, упоминается в Торе) отмечается в память ухода евреев из Египта, где они 400 лет находились в рабстве у фараона-язычника, но потом, в значительной степени благодаря Божественной помощи и чудесам, явленным Всевышним, сумели уйти из Египта и через сорок лет скитаний обрели землю, которую Бог по своему обету дал им во владении. Одним из таких проявлений Божественного проведения, стали бедствия, посланные Богом на фараона и его подданных. Одной из этих «казней» стало убиение первенцев египтян, как в человеческих семьях, так и в потомстве домашних животных. Но чтобы «под раздачу» не попали первенцы из еврейских семей Бог повелел им намазать на косяки дверей кровь ягненка («агнца) для различения жилищ евреев и домов египтян. Благодаря этим знакам, гнев  Божий «прошел мимо» ( на древнееврейском языке –«пе-есах» , в английском же языке  это еврейское слово  переводится словом- словосочетанием  passover, что так же означает  « прохождение мимо»). Через арамейский язык, разговорный язык древних евреев , где это слово звучало как «писих», оно попала в греческий язык, а позднее в русский и стало Пасхой.

Table set for a traditional Passover seder.

Еврейский Песах и христианскую Пасху связывает то, что события связанные со «страстями» ( пленением, судом и муками на кресте Иисуса Христа) происходили в дни иудейского праздника Песах. И тайная вечеря, с которой начинаются ключевые события евангельской истории, есть ни что иное, как иудейский «седер» ( в переводе с иврита- порядок) – традиционная пасхальная трапеза  верующих иудеев, практикуемая и сегодня. В течение седера потребляются кошерные продукты – пресный хлеб-маца (кстати, попутно отметим, что известная антисемитская байка о дополнении в мацу «крови христианских младенцев»- чушь несусветная, ибо таким образом нарушаются каноны иудаизма, а именно-пресность хлеба, а также употребление в пищу крови, что в иудаизме, как и в исламе, категорически запрещено), блюда в которые  добавляются корни хрена. Это должно напомнить о голоде и горечи страданий евреев времен египетского рабства. Так же в определенной последовательности выпивается несколько бокалов «кошерного»  вина и читается «Пасхальная Агада»- сборник фрагментов Библии, посвященный истории «исхода» иудеев из Египта.

Иисус и  его история полностью «переформатировала» смысл праздника Пасхи-Песаха, и в таком  «переформатированном» виде она вошла в обиход христианства и христиан. Ведь изначально, Иешуа-Иисус-Иса был послан как учитель и пророк  только к погибшим «овцам дома Израилева» и лишь его крестная смерть и исповедуемое христианами воскресение и вознесение сделали его пророческим учителем  для всего человечества, позднее обожествленном новыми поколениями его учеников.

В христианской Пасхе сохранилась в основе своей иудейская символика и традиции, но они наполнились новым смыслом. Христианская Пасха- это  воспоминание, и, что самое главное физическое переживание смерти Христа, его воскресения, и как следствие, освобождение идущих за ним людей от греха и дарование им  жизни вечной. « А если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша»- пишет апостол Павел в 1-м послании к коринфянам (1-е Кор. 15:16). То есть воскресение физическое и духовное (от греха) стало и до сих пор является центральным пунктом христианства, а Пасха соответственно стало центральным пунктом внешней  обрядовой традиции этой религии.

Первые христиане, во времена, когда будущая всемирная  церковь была еще чем-то вроде «секты» в лоне иудаизма отмечали Песах-Пасху в один день с иудеями. Только после Никейского собора 325 г н.э., когда христианство оформилось в  самостоятельную религию, на которую значительное влияние оказала языческая, греко-римская философия и культура, заполнившее христианство внешней обрядовостью и образностью ( иконы, храмы, эффектные и несколько театрализованные богослужения) было решено  праздновать  Пасху всем церквам одновременно в  воскресенье месяца, первое полнолуние которого или совпадает с днем весеннего равноденствия (21 марта, народы исповедующие ислам в этот день отмечают Навруз-праздник, связанный с народной, но не мусульманской религиозной культурой), или бывает после него.

Откуда же взялась традиция «освящать» яйца куличи и некоторые другие продукты на Пасху?

Начнем с яиц. По преданию, одна из учениц Иисуса, которую Он, согласно Евангелию, исцелил от одержимости, изгнав из нее семь бесов, Мария Магдалина после Воскресения Христа бесстрашно пришла к римскому императору Тиберию и преподнесла ему в дар красное яйцо. Преподнесла со словами самой главной вести на этом и том свете: «Христос Воскрес!».

Почему в подарок яйцо? Символ жизни, которая до поры до времени сокрыта под скорлупой – гробницы ли, нашей греховности, богословы толкуют образ по-разному. Почему красное? Символ Крови Христа, пролитой за нас. И символ царской власти. Повторюсь, Евангелие ничего не сообщает об отважном поступке Марии из Магдалы. Отважном, потому что Тиберий был императором, в правление которого распяли Христа, Тиберий умел подавлять смуты и знал, что делать с несогласными. Поэтому поступок Марии Магдалины означал бесстрашное исповедование веры: «Христос Воскресе!». Правда, историки о событии молчат. Молчат о традиции красить яйца и святые отцы – святитель Иоанн Златоуст, святитель Василий Великий, иные христианские духовные авторитеты того времени. Хотя, похоже, в V-VI веках яйца к Пасхе уже красили. И почему-то душа народная так охотно подхватила этот обычай и несет его сквозь века. Почему? Может, дело в том, что нам хочется, чтобы Светлое Воскресение Христово было отмечено и в бытовой части нашей жизни? Мы жаждем освятить благой вестью все пространство своей жизни, лишний раз ощутить Христово присутствие в нашем мире!

Теперь про творожные пасхи и куличи. С начала Великого поста, а это за сорок восемь дней до Пасхи, верующие отказывались от этих непостных, скоромных продуктов. Скоромными называются продукты от теплокровных животных (птиц и млекопитающих), то есть мясо, молоко, их производные, яйца. И теперь, после Пасхального богослужения верующие могут разговеться.

Это слово, за десятилетия атеизма сохраненное для нас русской литературой, означает то, что верующие могут по прошествии поста впервые поесть скоромную пищу. На эти продукты – праздничную творожную пасху, на куличи, на мясное и яйца и берется благословение, или, как говорят в народе, «их освящают».

Но почему кулич? У хлеба особая роль в христианстве. Хлебом, сошедшим с небес и дающим жизнь миру, назвал Себя Сам Спаситель. Подобно тому, как потребляя хлеб в пищу, люди утоляют голод и поддерживают жизненные силы, так приобщаясь через веру ко Христу, люди освобождаются от духовного голода, приобщаются к духовной жизни, наследуют вечную жизнь. В главном Таинстве христиан – Таинстве Евхаристии (Причащения) хлеб незримо, таинственным образом (отсюда слово «таинство») прелагается (претворяется, пресуществляется) в Тело Христово. Сохраняя внешний вид хлеба, это уже Тело Христово, не символ Тела, а именно Само Тело. Так что хлеб в христианстве – больше, чем основной продукт питания.

По преданию, после Своего воскресения Христос приходил к апостолам во время их трапез. Подчеркивая, что Христа ждут, центральное место за столом оставляли незанятым, а на столе выкладывали хлеб, предназначенный для Спасителя. Со временем возникла традиция в праздник Воскресения Христова оставлять хлеб в храме – по-гречески такой хлеб назывался «артос». Оставляли артос на особом столе – так, как это делали апостолы. В течение всей Светлой недели – недели, следующей за Пасхой, артос берут с собой во время крестного хода и обносят его вокруг храма, а в субботу Светлой недели после благословения кусочки артоса раздаются верующим. Постепенно появился обычай иметь свой артос и дома. Таким хлебом стал кулич, это слово тоже имеет греческое происхождение – от слова kollikion, в переводе «круглый хлеб». Сейчас кулич – это высокий, цилиндрической формы, хлеб из сдобного теста. Кстати, греческий kollikion вошел и в европейские языки: есть и испанский kulich, и французский koulitch. Священники учат: «Ставя на пасхальный стол кулич, мы имеем упование, что и в нашем доме невидимо присутствует воскресший Господь».

Творожная пасха. В Требнике – в церковной книге, где записаны правила богослужения, упоминается «млеко огустевшее», то есть творог, которому на Пасху придают форму усеченной пирамиды. Пирамида символизирует гроб, в котором совершилось величайшее чудо Воскресения Христа. Поэтому на верхней стороне творожной пасхи есть буквы «ХВ», означающие приветствие «Христос Воскрес!». На боковых сторонах специальной формы для творожной пасхи, пасочницы, по традиции делаются изображения креста, копья, трости, а также ростков и цветов, символизирующих страдания и воскресение Иисуса Христа.

Так что всем нам знакомые пасхальные угощения – крашеные яйца, куличи и творожные пасхи несут в себе главную новость мироздания – «Христос Воскрес!». И именно эта весть – основная в праздник Пасхи.

В 2021 году пасхальный цикл христиан (прежде всего, восточных) совпал со священным месяцем поста рамадан у мусульман. 12 все мусульмане будут праздновать Ид-уль-Фитр (ураза-байрам, праздник разговения).

Автор этих строк, во время написания этой статьи решил, используя принцип «эмпатии « мысленное проникновение в другую личность, попытка взглянуть на явление ее глазами» попытался взглянуть на  такое явление… глазами христианина-европейца, только что отпраздновавшего Воскресение Христово. Думается, что такой человек мог подумать следующее: «Наша Пасха, как и Песах иудеев- это праздники свободы и освобождения. У иудеев- это свобода народа от жестокого гнета иноземцев и обретение национального очага, у христиан-освобождение от греха и обретения жизни вечный. А вот все мусульманские  « дни ида» – суть выражения  поклонения и подчинения Богу.

Ну на это есть ответ. Любая мирская, любая человеческая свобода имеет ограничения, даже безвойн и конфликтов, ведь в нашем мире живет не один человек, а много людей и абсолютно естественно и неизменно то, что свобода одного человека кончается там, где начинается свобода другого. Ключевой принцип ислама-Поклонение творцу- это не только трепетное почитание Его, но так же и единство с Ним, постоянна «сверка» с Аллахом своих жизненных часов, возможность «подняться» над этим миром и объектвно оценить его и свое место в нем? И не является ли такое поклонение «слуг Аллаха» большей и настоящей свободой, чем «свобода у человеков» и свобода «от человеков», которая, конечно, является красивой, но малореальной идеей.

Вопрос к размышлению.

Исмаил аль-Ляхистани, шакирд, религиевед-любитель.

 

СВЯЗАННЫЕ ПОСТЫ

Оставить комментарий

Этот веб-сайт использует файлы cookie для улучшения вашего опыта. Мы будем считать, что вы согласны с этим, но вы можете отказаться, если хотите. Принимать