Главная Ислам и Современность  Пакистан-Индия. Как ранее умеренный  суфийский ислам   стал радикализированным и фундаменталистским

 Пакистан-Индия. Как ранее умеренный  суфийский ислам   стал радикализированным и фундаменталистским

через Времея и Мир
0 комментарий 54

 

 

Радикальные группировки последователей суфийского тариката Барелви теперь прибегают к насилию, чтобы подчеркнуть свою секту, некогда известную своим плюрализмом, как самую истинную версию ислама.

 

 

7 сентября 2021 года на ежегодном митинге против ахмади в Лахоре, столице пакистанской провинции Пенджаб, организованном меджлисом Тахафуз Хатм-э-Набувватом (Ассамблея в защиту окончательности пророчества), десятки тысяч людей отметили 27-ю годовщину отлучения мусульман-ахмади от ислама государством. Ахмади были названы «еретиками» в соответствии с Конституцией Пакистана из-за их  веры  в Мирзу Гулама Ахмада как мессию, которую представители других исламских  направлений считают богохульной. После   мусульмане-ахмади подверглись жестоким преследованиям и настоящему религиозному апартеиду.

В то время как все другие исламские  течения  были замешаны в преследовании ахмадийцев, суфийский тарикат Ахл-и-Суннат, или «Барелви», суннитской ветви ислама ханафитского  мазхаба, становится все более активным сторонником угнетения. В то время какорганизация «Тахаффуз Хатм-и-Набувват» распространяет анти-ахмадизм по всему миру, самым жестоким проявлением радикального ислама от тариката  «Барелви» в последние годы было создание движения Техрик-и-Лаббайк Пакистан (TLP).

TLP не только нацелилась на ахмадийцев, но и подняла голос против всех антиисламских богохульств по всему миру, понимая это как призыв  к сплочению мусульман. Организованные   толпы ее сторонников   часто  заполняли пакистанские города с момента образования группы пять лет назад. Ранее в этом году TLP возглавила ожесточенные антифранцузские протесты по всей стране после публикации карикатур на Мухаммеда во французском сатирическом журнале Charlie Hebdo в прошлом году.

25 сентября исполнилась первая годовщина первого нападения, вдохновленного TLP за рубежом, когда пакистанец напал на старый офис Charlie Hebdo в Париже из-за карикатур на Мухаммеда в прошлом году.

Несмотря на то, что правительство запретило ее из-за жестоких антифранцузских демонстраций в апреле, TLP продолжает открыто распространять свою идеологию, а баннеры группы демонстрируются по всей стране. В прошлом месяце TLP даже оспорила выборы в местные органы.  В значительной мере влияние группы проистекает из того факта, что большинство населения страны придерживается тариката «Барелви», включая тех, кто находится в высших органах власти.

Движение «Барелви», названное в честь своего основателя 19 века Ахмеда Раза Хана Барелви, и его происхождение в городе Барейли в индийском штате Уттар-Прадеш, черпает вдохновение в суфизме. Вслед за большинством мусульман Южной Азии,  религиозные практики «Барелви» характеризуется почитанием святых и почитанием Мухаммеда, который часто приписывает чудеса пророку и другим святым деятелям ислама, включая суфиев. Учитывая его суфийское влияние и вдохновение от индийских религий, культур и практик, ислам «Барелви» часто описывается как более синкретичное направление мусульманской религии.

Так как же эта группа стала радикальной?

Корреспондент   The Diplomat посетил известные суфийские святыни в Лахоре, где сосредоточено множество школ и объектов «Барелви», и увидел продолжение многовековых суфийских практик. От каввали (благочестивая суфийская музыка) до размещения чадры (простыни) на могиле, до освещения дии (глиняных ламп), святыни, посвященные таким святым, как Миан Мир и Мадхо Лал Хуссейн.  Мы продолжаем оставаться  свидетелями того, как толпы верующих выражают свою преданность даже в разгар пандемии COVID-19.

 

Это особенно актуально вечером в четверг, предшествующий пятнице, самому священному дню недели, когда такие святыни, как Дейта Дарбар — крупнейшая суфийская святыня Южной Азии, — обслуживают до 100 000 человек, или более миллиона на ежегодном Урсе (ежегодном всеобщем праздновании).

 

Джихадистские группировки, такие как “Талибан” и “Исламское государство”, придерживающиеся наиболее радикальных интерпретаций ислама «Деобанди» и салафитов, уже давно нацелены на приверженцев суфийского ислама Барелви и святынь, которые они часто посещают.  По мнению сторонников  буквализма  в исламе, таких, как «Деобанди» и салафитоы, «Барелви» также виновны в святотатстве из-за своей преданности суфийским святым, что сторонники жесткой линии интерпретируют как «ширк» (многобожие или идолопоклонство).

В 2019 году целью теракта был Дейта Дарбар, в результате которого погибли по меньшей мере 12 человек. По меньшей мере 50 человек погибли и более 200 получили ранения в результате нападения смертника на Дейта Дарбар в 2010 году. В 2017 году по меньшей мере 90 человек были убиты, когда была взорвана знаменитая святыня Лал Шахбаз Каландар в городе Сехван в Синде, в результате одного из первых нападений ДАИШ в Пакистане и до сих пор одного из самых смертоносных в стране.

Сегодня «Барелви», последователи к обвиняются в богохульстве радикальными членами других суннитских движений,  сама является свидетелем возникновения радикальной версии их движения, которая сама теперь  взяла на вооружение  «борьбу с богохульством». И большая часть метаморфоз происходит на низовом уровне, а учебные программы в медресе «Барелви» переполнены дискурсами против богохульства.

Визиты  корреспондента The Diplomat дипломата в медресе по всему Лахору, включая окраины города, продемонстрировали, что в дополнение к традиционным учениям Корана и хадисам (высказываниям Мухаммеда) широко распространена проповедь исламистского политического дискурса, в ходе которой студентам рассказывают о ”растущей тенденции богохульства”, которой необходимо противостоять».

В то время как медресе Барелви представляют все более широкий идеологический спектр, начиная от пропаганды религиозного плюрализма и заканчивая жестким радикальным исламом, среди всех существует непоколебимый консенсус в отношении наказания за богохульство против ислама: смерть.

«Наказание применяется только в исламских странах. И это должно осуществляться государством, а не отдельными лицами”, – сказал д-р Рагиб Хусейн Наеми, директор Джамия Наемия, учебного заведения  «Барелви», известного проповедованием толерантного ислама своим студентам. Джамия Наемия также  выпустила фетву против пакистанских талибов и террористов-смертников в 2009 году, после чего основатель университета Сарфараз Ахмад Наеми был убит в результате террористического нападения на учебное заведение со стороны пакистанского движения “Техрик-и-Талибан” (TTP).

Большая часть перехода медресе к радикализму также обусловлена финансированием в последние десятилетия из Саудовской Аравии, Катара и других государств Персидского залива, что позволило многим радикальным салафитским течениям проникнуть в ислам «Барелви».

 

«Иностранное финансирование подтолкнуло многие медресе к экстремизму и отвращению от сути Ахл-и-Сунната. Это привело к снижению терпимости и росту более буквальной интерпретации текстов, что наносит ущерб исламскому прогрессу», – сказал Наееми.

В то время как «Джамия Наемия» можно отнести к одному концу идеологического спектра «Барелви», другие медресе придерживаются все более жесткого подхода, несмотря на то, что все основные медресе подчиняются Совету по образованию медресе Пакистана. Все большее число медресе и движений «Барелви» обвиняют государство в недостаточных мерах по пресечению богохульства не только во всем мире, но и у себя дома, указывая на тот факт, что Пакистан никогда никого не казнил в судебном порядке за богохульство.

Многие проповедники «Барелви» утверждают, что, учитывая “неспособность государства вешать богохульников”, отдельных лиц и группы поощряют вершить правосудие за богохульство. Среди тех, кто придерживается этой точки зрения, есть Дават-и-Ислами, основатель которого Ильяс Кадри повлиял, в частности, на Мумтаза Кадри.

 

Бывший полицейский спецназовец Мумтаз Кадри застрелил тогдашнего губернатора Пенджаба Салмана Тасира за критику закона о богохульстве в 2011 году. Несмотря на то, что в 2016 году Кадри был казнен в судебном порядке как террорист, на похоронах присутствовало более 100 000 человек. Кадри теперь почитается как святой, а его могила в Исламабаде превращена в святыню. Среди тех, на кого повлияло внесудебное убийство Тасира за богохульства, была группа, созданная  имени Мумтаза Кадри: «Техрик-и-Лаббайк Пакистан».

«Гази Мумтаз Кадри (да пребудет с ним мир) совершил благородный поступок, то, что сделал бы любой уважающий себя мусульманин. Когда правительство не выполняет свою работу по казни богохульников, истинный мусульманин, естественно, будет охранять святость своих убеждений и честь пророка (мир ему)”» – сказал соучредитель TLP Иджаз Ашрафи в разговоре с  The Diplomat.

Подъем под влиянием Мумтаза Кадри бренда политического ислама TLP контрастирует с Индией, где ислам «Барелви» по-прежнему в значительной степени лишен политических амбиций. Совет Иттехад-э-Миллат, региональная партия в штате Уттар-Прадеш, сформированная правнуком Ахмеда Раза Хана Барелви Таукиром Раза Ханом, получила скудные 190 844 голоса на выборах в штате в 2012 году и заняла  одно место, в последние годы в основном оставаясь на периферии политики. Втянутые в столкновения с соперничающими суфийскими фракциями в UP и даже записанные на выступления против премьер-министра Индии Нарендры Моди в прошлом году, Таукир Раза Хан и другие идеологи «Барелви» в Индии не стали свидетелями роста, подобного TLP, которая стала третьей по величине партией в самой густонаселенной провинции Пакистана, Пенджаб, с точки зрения голосов, поданных на выборах 2018 года.

«Ала Хазрат, основатель Барелви [школы ислама], никогда не скрывал [своего] презрения к ваххабитам, деобандитам, шиитам и индуистам, но никогда не участвовал в политике. [В то время как организация Таукира Раза Хана] выставляла [неудачных] кандидатов на выборах в Ассамблею, каждый политический лидер, включая Арвинда Кейривала, совершил политическое паломничество в Барейли, чтобы заручиться его поддержкой», – сказал Анил Махешвари, автор книги «Синкретический ислам: жизнь и времена Ахмада Раза Хана Барелви».

В то время как в Пакистане исламистская политика ориентирована на исламское большинство, критики утверждают, что радикализация мусульман в Индии, включая большинство Барелви, парадоксальным образом служит индуистскому националистическому  доминированию. В Индии также наблюдаются митинги и рекламные щиты с требованием “обезглавить” богохульников, которым часто вторят приверженцы ислама Барелви.

«Этот радикальный символ – подарок бедным мусульманам со стороны государства, ранее британских хозяев, а затем нынешних правителей. Бешеные [исламистские] лозунги помогают правящей партии собрать и сохранить индуистскую базу. Тогда кто же является  выгодополучателем от всего этого?» – добавил Махешвари.

В то время как подъем хиндутвы в Индии, особенно Восходящий, подтолкнул мусульман-суннитов к смягчению своих разногласий и сближению с «светскими» союзами, Пакистан становится свидетелем усиления трехсторонней исламистской войны за территорию внутри суннитского ислама с появлением радикального барелвизма, который теперь соперничает со школами мысли Деобанди и вахаби.

Именно этот такфирский (основанный на обвинениях в отступничестве от ислама ) радикализм привел к тому, что государство отлучило Ахмадийю от ислама в 1974 году, а затем усилило враждебность по отношению к шиитскому исламу при исламистской военной диктатуре Зия-уль-Хака в 1980-х годах.

“Большинство членов TLP принадлежат к поколению Зиа и являются продуктом среды, которая была создана при нем. Изначально «барелви» не были склонны к насилию и были представлены как умеренные, потому что они не поддерживают талибов. Теперь лни нашли свои собственные проблемы, которые нужно решать радикально”, – сказал бывший главный министр Пенджаба Хасан Аскари Ризви, автор книги «Военные, государство и общество в Пакистане».

«У религиозных партий своя политика. Чтобы подчеркнуть свою важность, они должны проявить жесткость и склонность к насилию, без которых они по-настоящему не считаются религиозной группой», – добавил он.

Поэтому радикальные группировки «Барелви» теперь прибегают к насилию, чтобы подчеркнуть, что их секта является самой истинной версией ислама. Это означает резко усиливающуюся жесткую позицию даже в отношении общепринятых исламских ценностей, таких как почитание Мухаммеда. Для таких, как TLP, это означает удушение их собственной страны за сатиру, опубликованную во Франции, или инициирование кровавых преследований ахмадийцев, и все это во имя защиты чести их пророка. Поступая таким образом, радикалы не только еще больше подталкивают Пакистан к глубинам исламского экстремизма, но и наносят ущерб многовековой связи суфийского ислама  с принципами плюрализма и сосуществования культур и религий.

Автор- Кунвар Хальдун Шахид, корреспондент издания  The Diplomat  в Пакистане.

СВЯЗАННЫЕ ПОСТЫ

Оставить комментарий

Этот веб-сайт использует файлы cookie для улучшения вашего опыта. Мы будем считать, что вы согласны с этим, но вы можете отказаться, если хотите. Принимать