Главная История и География Моджадиды: Ибн Теймийя (1263- 1328)-жизнь, взгляды, учение

Моджадиды: Ибн Теймийя (1263- 1328)-жизнь, взгляды, учение

через Исмаил
0 комментарий 128

В большинстве списков, из моджадидов седьмого столетия хиджры называется лишь одно имя – Ибн Теймийя. У многих из мировой «читающей публики» это вызывает недоумение. Ведь имя этого исламского ученого ассоциируется с буквалистским пониманием ислама, которое породило саляфизм (исключительно обращения к раннему исламу, традиции времен Пророка и его сподвижников), позднее, пресловутый «ваххабизм», словом, все те явления, которые определяют понятием фундаментализм.

Читайте также:  “Моджадиды”. Великие имамы-правоведы второго столетия по хиджре- аш-Шафии и ибн Ханбал

Но следует заметить, что обращение к изначальной традиции было стержнем первого реформаторства не только к исламу. Призыв отвергнуть свои собственные «бида-а» нововведения (усложненную ритуалистику и догматику, появившуюся позднее и имеющую антично-языческое происхождения) и основываться исключительно на духе и букве изначального Писания лежал в основе европейской христианской реформации XV-XVI вв.

Поэтому перемены по принципу «вперед, к изначальным истокам» можно считать полноценным процессом позитивных изменений и очищений в каждой из единобожных религий. Поэтому имя Ибн Теймийи вполне заслуженно находится в исторических списках моджадидов.

Ибн Теймийя – жизнь

Ахмад ибн Теймийя родился, по некоторым данным, 22 января 1263 года. Необычность личности будущего алима была зафиксирована уже в его имени. Отношение к родителям фиксированное в арабском имени предложным словом ибн (что означает сын) связывалось у нашего героя не с именем отца. Имя Таймийя носила его, возможно, прабабушка, известная в семейной истории своей религиозной ученостью и набожностью. Поэтому ее имя делали частью своей именной цепочки и многие мужчины из этого рода.

Есть предположения, что Ибн Теймийя был курдом по национальности.

Первые семь лет жизни Ибн Теймийя провел в Харране, гле его отец ( да и другие родственники) считались одними из авторитетных знатоков мазхаба «ханбали» . который как мы помним, делал акцент на буквальное понимание аятов Корана и строгое следование тем выводам, которые сделали из них авторитетные богословы этого мазхаба. В тн времена Харран входил в т.н. «султанат Рум», сегодня это небольшой город на турецко-сирийской границе, на территории исторического Курдистана (Бахур). Это может быть еще одним аргументом в пользу возможного курдского происхождения Ибн Теймийи.

В 1269 г, в семилетнем возрасте будущий алим переехал вместе с отцом и тремя братьями в Дамаск. Их родной Харран к этому времени был разрушен и захвачен пришедшими с Дальнего Востока монголами, а Дамаск находился на территории мамлюкского мусульманского султаната(мамлюки-военное сословие в арабо-мусульманском халифате, рекрутировавшееся преимущественно из невольников тюркского происхождения. Мамлюки постепенно укрепляли свою силу и влияние, и в конечном итоге основали собственный султанат, в рамках тогдашнего «всемирного халифата»-Авт). В Дамаске его отец возглавил медресе «Суккария». Где Ибн Теймиийя получил свое начальное образование. Еще подростком он выучил наизусть весь Коран. Отец преподавал ему фикх ( исламскую юриспруденцию), причем основанный, как на ханбалитском, так и на других мазхабах.

Историческое предание гласит, что Ибн Теймийя изучал хадисы с 5 лет, а число ученых, преподававших ему мусульманские предания достигло 200 и среди них даже были две женщины. Будущий алим изучал также арабский язык и литературу, историю, математику, алгебру, калам (богословие), довольно глубоко познакомился с суфизмом. Он в частности был знаком с работами такого парадоксального и неортодоксального мыслителя, как Ибн Араби.
К 20 годам он закончил свое образование и тогда же получил право выносить фетвы, то есть стал муфтием.

 

После смерти своего отца в 1284 году он занял тогдашний вакантный пост главы медресе Суккария и начал давать уроки хадисоведения. Год спустя Ибн Теймийя начал преподавание тафсира (толкованию Корана) как глава ханбалитского джамаата в мечети Омеейядов- главном месте поклонения в Дамаске.

Ибн Теймийя

Фото: Wikiway

 

] В ноябре 1292 года Ибн Теймия совершил хадж и, вернувшись 4 месяца спустя, в возрасте двадцати девяти лет написал свою первую книгу под названием «Манасик аль-Хадж» («Обряды паломничества»)., в которой он критиковал и осуждал религиозные нововведения, которые, по его мнению, появились в обрядах хаджа] Ибн Таймийя в это время представлял ханбалитскую школу исламского права и жизнеустройства. Эта школа относилась с подозрением к другим трем суннитским мазхабам (ханафи, малики и шафии), считая, что в них проникли противоречащие исламскому единобожию нововведения, имеющие языческое, греко-римское происхождение

.
Впервые, в общественно- политической жизни Дамаска, Ибн Теймийя появился в 1293 году в возрасте 30 лет. Тогда власти попросили его вынести фетву (юридический вердикт) в отношении Ассафа аль-Насрани, христианского священнослужителя, обвиняемого в оскорблении Пророка Мухаммеда . Он принял приглашение и произнес свою фетву, призывающую приговорить этого человека к смертной казни. Несмотря на то, что общественное мнение в значительной степени было на стороне Ибн Теймийи губернатор Сирии попытался разрешить ситуацию, попросив Асафа принять ислам в обмен на его жизнь, на что он согласился.

Эта резолюция была неприемлема для Ибн Теймийи, который затем вместе со своими последователями протестовал у дворца губернатора, требуя казни Асафа на том основании, что любой человек — мусульманин или немусульманин – который оскорбляет Мухаммеда, по его мнению, должен быть убит. Это нежелание идти на компромисс в сочетании с его попыткой выразить протест против действий наместника привело к тому, что он был наказан тюремным заключением. Оно стало первымпервое из многих грядущих подобных тюремных заключений.
Считается, что во время этого заключения Ибн Теймийя написал свой первый великий труд «аш-Шарим аль-маслулала шатим ар-Расул” (Обнаженный меч против тех, кто оскорбляет Посланника Аллаха).

Ибн Теймийя вместе со своими учениками активно усилия против того, что он считал неисламскими практиками, и по осуществлению того, что он считал своим религиозным долгом повелевать добром и запрещать зло. Это включало в себя: бритье детских голов., кампанию по борьбе с развратом в борделях и тавернах, избиение атеиста перед его публичной казнью, разрушение того, что считалось «священным камнем» в мечети, нападения на астрологов и суфийских шейхов, требуя от них публичного раскаяния и следования Сунне.

Ибн Теймийя и его ученики обычно осуждали продавцов вина, и они нападали на винные магазины в Дамаске, разбивая винные бутылки и выливая их на пол.
Несколько лет спустя, в 1296 году, он занял место должность профессора ханбалитской юриспруденции в медресе Ханбалия, старейшем подобном учреждении этой традиции в Дамаске.

Год, когда он начал свою работу в медресе Ханбалия, был временем политических потрясений. Мамлюкский султан Аль-Адиль Китбуга был свергнут своим вице-султаном Аль-Маликом аль-Мансуром Ладжином, который затем правил с 1297 по 1299 год. У Ладжина было желание совершить экспедицию против христиан Армянского царсива Киликия (юго-восток современной Турции), которые заключили союз с Монгольской империей и принимали участие в о военной кампании. Это привело к разрушению Багдада, столицы халифата Аббасидов, и Харрана, родины Ибн Теймийи.

Именно поэтому султан аль-Малик поручил Ибн Теймийе призвать мусульман к джихаду.
Ибн Таймийя снова выступил, сотрудничая с мамлюками в 1300 году, когда присоединился к карательной экспедиции против алавитов и исмаилитов в районе Касраван в ливанских горах. Алавиты и исмаилиты – два направления крайнего шиизма, в которых при наличии внешне исламской оболочки присутствуют элементы гностических и индоарийских оккультных учений, противоречащих чистому единобожию исламаИбн Таймийя считал алавитов еще большими еретиками, чем евреи и христиане».Конфронтация с алавитами произошла из-за того, что их «обвинили в сотрудничестве с христианами и монголами». Ибн Теймийя в дальнейшем активно участвовал в кампаниях против монголы и их предполагаемые союзники-алавиты.

Ибн Теймийя принял участие во втором военном наступлении в 1305 году против алавитов и исмаилитов в районе Касраван в Ливанских горах, где они потерпели поражение. Большинство алавитов и исмаилитов в конечном счете перешли в ортодоксальный шиизм «двенадцати имамов», в догматическом и обрядовом отношении ничем, практически не отличающийся от исповедания суннитского большинства, поселились в южном Ливане и долине Бекаа.

Ибн Теймийя принимал также участие в противостоянии монгольскому нашествию

Первое вторжение произошло между декабрем 1299 и апрелем 1300 года в связи с военной кампанией мамлюков против Армянского царства Киликия, которые были в союзе с монголами.] Из-за того, что монголы пренебрегали шариатом пренебрегала шариатом и внедряли « Ясу» (доисламское обычное право у монголов); Ибн Теймийя объявил такфир монгольской династии Ильханидов ( Ильханиды (хулугиды) – монгольская династия потомков Хулугу (внука Чингис-хана), правившая на Ближнем и Среднем Востоке в XIIi-XIV вв. Они также носили титул «ильхан»- хан народов, отсюда- второе название династии-авт) и его армиям за то, что они правили по «небожественным» законам, несмотря на то, что эти законы редко широко применялись в регионах с мусульманским большинством.

Открыто отвергая притязания Газан-хана на «падишах аль-ислам» (император ислама), титул, который Газан принял, чтобы узаконить свои военные кампании., Ибн Теймийя назвал его «правителем-кяфиром»” и издал многочисленные фетвы, осуждающие политический строй монголов.

Армии ильханов удалось разгромить Мамлюкский султанат в Третьей битве при Хомсе и достичь Дамаска к концу декабря 1299 года. Испугавшись зверств монголов, многие ученые и интеллектуалы в панике начали покидать Дамаск. Ибн Теймийя был одним из тех священнослужителей, которые твердо стояли рядом с уязвимыми жителями Дамаска и призывали к бескомпромиссному и героическому сопротивлению захватчикам.

Ибн Теймийя провел параллели их кризиса с войнами Ридда (вероотступнические войны), которые вел первый мусульманский халиф Абубакр против арабских племен-отступников, отказавшихся от шариата. Ибн Теймийя сурово упрекнул тех мусульман, которые спасались бегством перед лицом монгольского натиска, и сравнил их состояние с отступлением мусульман в битве при Ухуде.

Несмотря на политическое давление, мамлюкский комендант прислушался к указаниям Ибн Теймийи, и переговоры с монголами о сдаче цитадели зашли в тупик.

Вскоре после этого Ибн Теймийя и ряд его помощников и учеников приняли участие в дальнейшем переговорном процессе с монголами. Ибн Теймийя отправился с делегацией исламских ученых, чтобы поговорить с Газан-ханом, который был ханом монгольского ильханата Иран, и прекратить его нападение на мусульман.

К началу января 1300 года союзники монголов, армяне и грузины, нанесли Дамаску значительный ущерб и захватили сирийских пленных. Монголы фактически оккупировали Дамаск в течение первых четырех месяцев 1303 года. Большая часть военных покинула город, включая большинство гражданских лиц. Ибн Теймийя, однако, остался и был одним из лидеров сопротивления в Дамаске, и он отправился поговорить непосредственно с ильханом Махмудом Газаном и его визирем Рашид ад-Дином Табибом. Он добивался освобождения пленных мусульман и зимми, которых монголы захватили в Сирии, и после переговоров добился их освобождения.

Второе вторжение продолжалось с октября 1300 по январь 1301 года. Ибн Теймия в это время начал читать проповеди о джихаде в мечети Омейядов. Когда мирные жители начали в панике разбегаться; Ибн Теймийя произнес фетвы, провозглашающие религиозный долг мусульман сражаться с монгольскими армиями насмерть, нанести им крупное поражение и полностью изгнать их из Сирии. Ибн Теймийя также поговорил с наместником Дамаска аль-Афрамом и призвал его одержать победу над монголами. Исламский историк XIV Исмаил ибн Касир сообщает в своем труде «аль-Бидайя ва аль-Нихайя», что Ибн Теймийя сказал наместнику такую фразу: «Даже если вы увидите меня на их стороне с Кораном на моей стороне, убейте их немедленно!».

В 1303 году произошло третье монгольское вторжение Газан-хана в Сирию. С ним связана самая известная третья фетва Ибн Теймийи против монголов из изданных им во время войны с мамлюками.

Ибн Теймийя заявил, что «джихад меча» (использование насилия, война) против нападения монголов на мамлюкский султанат был не только допустимым, но и обязательным. Причина в том, что монголы, по его мнению, не могли быть истинными мусульманами, несмотря на то, что они приняли ислам суннитского толка. Ибо они правили, используя то, что он считал «искусственными, небожественными законами» (обычное), а не исламское право или шариат, полагая, что кодекс Ясса был лучше чем закон шариата.

Из-за этого, по его мнению, они жили в состоянии джахилии, или доисламского языческого невежества. В глазах Ибн Таймийи не только политическая элита льханата и его воины были неверующими; но и любой, кто вступал в их ряды, был так же виновен в ридде (отступничестве), как и они:
«Кто бы ни присоединился к ним — имеется в виду татары — среди военачальников и не-командиров, их правление такое же, как у них, и они отступили от законов [шарадих]. Если праведные предки [саляф] назвали отказников от благотворительности отступниками, несмотря на то, что они постились, молились и не сражались с мусульманами, то как насчет тех, кто стал убийцами мусульман вместе с врагами Аллаха и Его Посланника?»

— Ибн Теймийя, в Маджму аль-фатава, том 28, 530, [

Фетва нарушила традиционные принципы исламского права, потому что “
ни один юрист никогда прежде не давал общего разрешения на применение смертоносной силы против мусульман в бою, и позже повлияла на современных джихадистов в их применении насилия против других мусульман, которых они считали отступниками.

В своих фетвах, вынесенных для ознакомления широких масс с этим вопросом, Ибн Теймийя классифицировал монголов и их союзников и на четыре типа:

• Кафир Асли (то есть те исконные немусульмане, которые сражались в армиях ильханов и никогда не принимали ислам)

• Мусульмане других национальностей, которые стали вероотступниками из-за своего союза с монголами
• Нерелигиозные и непрактикующие мусульмане, примкнувшие к ильханидам, которых Ибн Теймийя сравнивал с арабскими племенами-отступниками времен войн “ридда”

• Лично благочестивые мусульмане, связанные с монгольскими армиями. Ибн Теймийя резко осудил этих людей как «самую злую» гркуппу. Их благочестие было бесполезным из-за их решения вступить в союз с немусульманами, которые правили по искусственным законам. Это обоснование было также расширено, чтобы «отлучить от ислама» тех придворных алимов, которые оправдывали монгольское иго.

Ибн Теймийя вновь призвал мусульман к джихаду и лично участвовал в битве при Мардж аль-Саффаре против армии Ильханидов, ведя своих учеников в поле с мечом.] Сражение началось 20 апреля того же года.[В тот же день Ибн Теймийя объявил фетву, которая освобождала мамлюкских солдат от поста во время Рамадана, чтобы они могли сохранить свои силы.

В течение двух дней монголы были жестоко разгромлены, и битва была выиграна; таким образом, монгольское  иго в Сирии закончилось. Эти инциденты значительно повысили научный престиж и социальный статус Ибн Теймийи в массах, несмотря на противодействие со стороны «придворного» духовенства.
Вскоре он возглавил элитное медресе, сочетавшее в себе черты высшего учебного и научного заведения «Камилия Дар аль-Хадис».
(продолжение следует)
Валерий Емельянов ИАЦ «Время и мир»

СВЯЗАННЫЕ ПОСТЫ

Оставить комментарий

Этот веб-сайт использует файлы cookie для улучшения вашего опыта. Мы будем считать, что вы согласны с этим, но вы можете отказаться, если хотите. Принимать