Главная История и География Моджадиды: Ибн Теймийя (1263- 1328)-жизнь, взгляды, учение (часть 2-ая)

Моджадиды: Ибн Теймийя (1263- 1328)-жизнь, взгляды, учение (часть 2-ая)

через Исмаил
0 комментарий 77

Жизненные перепетии мусульманского ультраортодокса

Казалось бы у религиозного ультраортодокса не должно быть проблем с властями страны, где его религию исповедует абсолютное большинство населения. Однако речь идет об исламе, в котором нет института «охранителя» истины в высшей и последней инстанции, такого как церковь у христиан. Ислам – это множество богословских, правовых и философских школ и течений, соперничающих и часто враждующих между собой. Причем часто в своей конкуренции средневековые исламские интеллектуалы использовали близость высшей власти, либо ее благосклонность к конкретному течению мусульманской мысли.

За свою жизнь Ибн Теймийя несколько раз подвергался тюремному заключению за то, что противоречил преобладающим мнениям юристов и теологов своего времени.

Так, кадий ( судья)Судья из города Васит ( нынешний Ирак), попросил Ибн Теймийю написать книгу о вероучении. Эта книга «Аль-Акида Аль-Вааситийя» породило у ученого проблемы с властями. Ведь Ибн Теймийя придерживался мнения, что Аллаха следует описывать так, как он был буквально описан в Коране и хадисах,] и что все мусульмане должны были верить в это, потому что, как считал богослов, этого мнения придерживалась ранняя мусульманская община (саляфиун, праведные предки). В течение двух лет (1305-1306) было проведено четыре отдельных слушания в шура-маджлисе ( религиохном мусульманском совете) для оценки правильности его вероучения.

Первое слушание было проведено с ашаритскими учеными-алимами. Обвинили Ибн Теймийю в антропоморфизме – описании Всевышнего Аллаха в человекоподобных формах и образах.. В то время ему  было 42 года.

Во время судебного разбирательства ученого  защищал тогдашний наместник Дамаска Аккуш аль-Афрам.
Ашариты предложили ему признать, что его вероучение было просто вероучением ханбалитов, ведь это был способ избежать обвинения. Однако, если бы Ибн Таймийя приписал свое вероучение ханбалитской школе права, то это была бы всего лишь одна точка зрения из четырех школ, которой можно было бы следовать, а не вероучение, общеисламская «догма» которого должны придерживаться все мусульмане. Бескомпромиссный, Ибн Теймийя утверждал, что придерживаться его вероучения обязательно для всех ученых.

Два отдельных заседания были проведены год спустя 22 и 28 января , 1306 г. Первый совет состоялся в доме губернатора Дамаска Акуша аль-Афрама, который защитил его годом ранее, когда он столкнулся с учеными-шафиитами. Шесть дней спустя состоялось второе слушание, на котором индийский ученый Сафи ад-Дин аль-Хинди признал его невиновным по всем пунктам обвинения и признал, что его вероучение соответствует Корану и сунне”.[ Независимо от, в апреле 1306 года главные исламские судьи государства мамлюков признали Ибн Теймийю виновным, и он был заключен в тюрьму. Богослова освободили четыре месяца спустя, в сентябре.

После его освобождения в Дамаске сомнения относительно его вероисповедания, казалось, разрешились, но это было не так. Ученый-шафиит Ибн аль-Сарсари настаивал на проведении еще одного слушания против Ибн Теймийи, которое вновь состоялось в доме наместника Дамаска Аль-Афрама. Его книга «Аль-Акида Аль-Вааситийя» до сих пор не была признана «еретической». По завершении этого слушания Ибн Теймийя и Ибн аль-Сарсари были отправлены в Каир для урегулирования проблемы.

Жизнь в Египте, дебаты о «человекоподобии» и снова… тюрьма

По прибытии Ибн Теймийи и шафиитского ученого в Каир в 1306 году состоялась открытая встреча. Мамлюкским султаном в то время был Аль-Насир Мухаммад, и его визирь присутствовал на заседании. Ибн Таймийя был признан невиновным.

Несмотря на открытое собрание, возражения относительно его вероучения продолжались, и он был вызван в Цитадель в Каире на муназару (юридические дебаты), которые состоялись 8 апреля 1306 года. Во время муназары его взгляды на божественные атрибуты, в частности, можно ли приписать Богу то или иное направление, обсуждались индийским ученым Сафи ад-Дином аль-Хинди в присутствии исламских судей. Ибн Теймийя не смог убедить судей в своей позиции и поэтому был заключен в тюрьму по обвинению в антропоморфизме по рекомендации аль-Хинди, защищавшего его на прошлом заседании. После этого он вместе с двумя своими братьями был заключен в Горную цитадель (Калат аль-Джабаль) в Каире до сентября 25, 1307 г.

Ученого освободили благодаря помощи, которую он получил от двух эмиров; Салар и Муханна ибн Иса, но ему не разрешили вернуться в Сирию.Затем его снова вызвали на юридические дебаты, но на этот раз он убедил судей в своих взглядах и был отпущен на свободу.

Вновь в тюрьму за… Божественное заступничество.

Ибн Теймийя продолжал сталкиваться с неприятностями из-за своих взглядов, которые, как оказалось, расходились с взглядами его современников. Его решительная оппозиция тому, что он считал религиозными нововведениями ( бидаа), вызвала недовольство среди видных суфиев Египта, включая Ибн Ата Аллаха и Карим ад-Дина аль-Амули, и местных жителей, которые начали протестовать против него.Их главным аргументом была позиция Ибн Таймийи в отношении тавассуля (заступничества Всевышнего). По его мнению, человек не мог просить о помощи никого, кроме Бога, кроме как в Судный день, когда, по его мнению, заступничество было бы возможно.

Но в то время люди не ограничивали ходатайство только Судным днем, а скорее говорили, что это разрешено в других случаях. Из-за этого Ибн Теймийе, которому исполнилось 45 лет, было приказано предстать перед шафиитским судьей Бадр ад-Дином в марте 1308 года, и его спросили о его позиции относительно заступничества.Ибн Теймийя подтвердил сказанное им ранее После этого он был заключен в тюрьму в Каире на несколько месяцев.] После освобождения ему было разрешено вернуться в Сирию, если он того пожелает. Однако Ибн Теймийя оставался в Египте еще пять лет.

Домашний арест в Александрии

В 1309 году, через год после его освобождения, на трон взошел новый мамлюкский султан Байбарс аль-Джашнакир. Его правление, отмеченное экономическими и политическими волнениями, продлилось всего год. В августе 1309 года Ибн Теймия был взят под стражу и помещен под домашний арест на семь месяцев в новом султанском дворце в Александрии.Он был освобожден, когда аль-Насир Мухаммад вновь занял султанский трон 4 марта 1310 года.

Вернувшись в Каир неделю спустя., он был принят аль-Насиром. Султан иногда консультировался с Ибн Теймийей по религиозным вопросам и политике в течение оставшихся трех лет пребывания ученого в Каире. В течение этого времени он продолжал преподавать и написал свою знаменитую книгу «Аль-Китаб аль-Сияса аш-шарийя» (Трактат о «шариатской политике»), книгу, известную своим описанием роли религии в политике.

Возвращение в Дамаск и последующие годы

Последние пятнадцать лет ученый провел в Дамаске. В возрасте 50 лет Ибн Теймия вернулся в Дамаск через Иерусалим 28 февраля 1313 года. Дамаск теперь находился под управлением Танкиза. Там богослов продолжил свою преподавательскую деятельность в качестве профессора ханбалийского фикха. Именно тогда он обучал своего самого знаменитого ученика Ибн Кайима Аль-Джавзийю, который впоследствии стал известным ученым в области исламской истории. Ибн Кайим должен был принять участие в возобновившихся преследованиях Ибн Теймийи.

Через три года после своего прибытия в город Ибн Теймия стал участвовать в борьбе с растущим влиянием шиитов среди мусульман-суннитов. В 1316 году между эмиром Мекки и правителем Ильханидов Ольджайту, братом Газан-хана, было заключено соглашение о проведении благоприятной политики по отношению к шиизму в городе.

Примерно в то же время шиитский богослов Аль-Хилли, который сыграл решающую роль в решении монгольского правителя сделать шиизм государственной религией Персии, написал книгу «Минхадж аль-Карама» (Харизматический путь), в которой рассматривалась шиитская доктрина имамата, а также служил опровержение суннитской доктрины халифата. В ответ Ибн Теймийя написал свою знаменитую книгу «Минхадж ас-сунна ан-Набавийя» в качестве опровержения работы Аль-Хилли.

Фетва о разводе и тюремном заключение

В 1318 году Ибн Теймийя написал трактат, который ограничил бы легкость, с которой мусульманин мог развестись со своей женой. Фетва Ибн Теймийи о разводе не была принята большинством ученых того времени, и это продолжалось в эпоху Османской империи. Однако почти каждое современное мусульманское национальное государство приняло позицию Ибн Теймийи по этому вопросу развода. В то время, когда он издал фетву, был возобновлен указ султана не издавать фетвы по этому вопросу. Однако ученый продолжал это делать, говоря: «Я не могу скрывать свои знания». Как и в предыдущих случаях, он заявил, что его фетва основана на Коране и хадисах. Его взгляд на этот вопрос расходился с позицией  ученых мазхаба ханбали. Это вызвало споры среди жителей Дамаска, а также среди исламских ученых, которые выступали против него по этому вопросу.

По мнению ученых того времени, произнесение фразы о разводе (талак) считалась полным разводом. и они также придерживались мнения, что три клятвы о разводе, данные в одном случае, считаются тремя отдельными разводами. Значение этого заключалось в том, что мужчине, который разводится с одним и тем же партнером три раза, больше не разрешается вступать в повторный брак с этим человеком до тех пор, пока этот человек не женится и потом не разведется с другим человеком. Только тогда мог человек, давший клятву, снова жениться на своей предыдущей жене.

Ибн Теймийя принял это, но отверг законность трех «талаков», данных за один присест, чтобы считаться тремя отдельными разводами, если намерение не состояло в разводе. Более того, Ибн Теймийя придерживался мнения, что единственная клятва о разводе, просто произнесенная, без реального «нията» (намерения) разводиться, также не считается фактическим разводом.Он заявил, что, поскольку это клятва, очень похожая на клятву, данную во имя Бога, человек должен искупить непреднамеренную клятву аналогичным образом.

Из-за его взглядов, а также из-за того, что он не подчинился указу султана за два года до этого, запрещавшему ему издавать фетву по этому вопросу, в 1318, 1319 и 1320 были проведены три заседания совета для рассмотрения этого вопроса. Слушания проходили под наблюдением заместителя наместника Сирии Танкиза. Это привело к тому, что 26 августа 1320 года Ибн Тейймия был заключен в тюрьму в цитадели Дамаска. Он был освобожден примерно пять месяцев и 18 дней спустя, 9 февраля 1321 года, по приказу султана Ан-Насира. Ибн Таймийя был восстановлен в должности преподавателя ханбалитского права, и он возобновил преподавание.

Послание о посещении могил и последнее заключение в тюрьму

В 1310 году Ибн Теймийя написал рисалу (трактат, или послание) под названием «Зиярат аль-Кубур» или, согласно другому источнику, «Шадд ар-рихал». В нем говорилось о законности и допустимости совершения путешествия для посещения гробниц пророков и «вали» (ближних к Аллаху, неполный аналог христианских «святых» в исламе).Сообщается, что что в книге он осудил культ «вали» и их погребений, заявив, что путешествие с единственной целью посетить могилу Мухаммеда было достойным порицания религиозным нововведением. За это Ибн Таймийя был заключен в цитадель Дамаска шестнадцать лет спустя, 18 июля 1326 года, в возрасте 63 лет, вместе со своим учеником Ибн Кайимом. Султан также запретил ему издавать какие-либо дальнейшие фетвы. А ханбалийский ученый Ахмад ибн Умар аль-Макдиси обвинил Ибн Теймию в отступничестве из-за трактата, при том, что идея о недопустимости религиозных практик на могилах «вписывается» именно в ханбалитский мазхаб, и никакой другой.

Но Ибн Теймийя считал заключение «божественным благословением». Во время своего заключения он написал, что «когда ученый отказывается от того, что он знает о Книге Аллаха и сунне Его посланника, и следует постановлению правителя, которое противоречит постановлению Бога и его посланника, он является отступником, неверующим, который заслуживает наказания в в этом мире и в будущей жизни».

Ученый оставался в тюрьме более двух лет и игнорировал запрет султана, продолжая произносить фетвы. Во время своего заключения Ибн Теймийя написал три произведения, которые сохранились до наших дней: «Китаб Махариф аль-вушул», «Рафх аль-малам» и «Китаб аль-Раддала ль-Ихнади» (Ответ аль-Ихнади).[50] Последняя книга была нападкой на ученого Тахи ад-Дина аль-Ихнади, критиковавшего взгляды Ибн Теймийи на «вали»-святых.

Уход

Ибн Теймийя заболел в начале сентября 1328 года и умер в возрасте 65 лет 26 сентября того же года, находясь в тюрьме в цитадели Дамаска.
Как только эта новость дошла до общественности, народ решительно выразили поддержку ушедшему ученому. Сообщается, что после того, как власти дали разрешение, тысячи людей пришли выразить свое почтение. Они собрались в Цитадели и выстроились вдоль улиц вплоть до мечети Омейядов] Заупокойную молитву ( джаназа-намаз) провел в цитадели ученый Мухаммад Таммам., а вторая была прочитана в мечети. Третью и последнюю заупокойную молитву провел брат Ибн Теймийи, Зайн ад-Дин. Он был похоронен в Дамаске, на Макбара Суфийя («кладбище суфиев»).
Есть предание, что лишение возможности писать и привело к смерти Ибн Теймийи. Сообщается, что двести тысяч мужчин и от пятнадцати до шестнадцати тысяч женщин посетили его заупокойную молитву.Ибн Касир, ученик и последователь говорит, что в истории ислама только похороны Ахмада ибн Ханбала получили большее количество посетителей. Об этом также упоминает Ибн Абд аль-Хади. Катерина Бори говорит, что “в исламской традиции более широкое участие народа в похоронах было знаком общественного почтения, демонстрацией праведности покойного и знаком божественного одобрения.

Говорят, что Ибн Теймийя «всю жизнь возражал против почитания гробниц, но только для того, чтобы самому получить более мощное посмертное почитание, чем любой из его современников-суфиев».

После его смерти его личные вещи пользовались таким спросом, “что участники торгов за его камфорное ожерелье, убивающее вшей, подняли его цену до 150 дирхамов, а его тюбетейка стоила целых 500.Несколько скорбящих искали и преуспели в том, чтобы «выпить воду, использованную для омовения его тела. Его могила принимала “паломников и экскурсантов” в течение 600 лет. З

атем большое суфийское кладбище, на котором он был похоронен, было снесено французскими колониальными властями для реконструкции. Только его могила осталась нетронутой после того, как арабские бригады по сносу «настояли на том, что его могила «была слишком святой, чтобы к ней прикасаться». . Его место упокоения сейчас находится на парковке родильного отделения городской больницы. По состоянию на 2009 надгробие ученого было разбито.
Валерий Емельянов ИАЦ «Время и мир»

Фото: Rfbhcrfz wbnfltkm (betlij.ru)

СВЯЗАННЫЕ ПОСТЫ

Оставить комментарий

Этот веб-сайт использует файлы cookie для улучшения вашего опыта. Мы будем считать, что вы согласны с этим, но вы можете отказаться, если хотите. Принимать