Главная История и География Языческие «чудеса света» и монотеистические святыни в исторической памяти (размышления раввина).

Языческие «чудеса света» и монотеистические святыни в исторической памяти (размышления раввина).

через Исмаил
0 комментарий 67

Храм Артемиды был храмом, посвященным античной богине охоты, построен в своем самом величественном виде около 550 года до н.э. в Эфесе (примерно в 50 км к югу от современного портового города Измир в Турции) при династии Ахеменидов Персидской империи. От храма, который был одним из семи чудес Древнего мира, осталась только одна колонна. На его месте были более старые храмы, построенные до него. Старый храм на много лет опередил иммиграцию ионических греков. В седьмом веке старый храм был разрушен наводнением. Около 550 года до н.э. греческие колонисты начали строить «новый» храм.

Это было описано Антипатром Сидонским, который составил список семи чудес света: «Я обратил внимание на стену величественного Вавилона, по которой проложена дорога для колесниц, и статую Зевса Олимпийского работы Алфея, и висячие сады Семирамиды, и колосса Солнца, и огромный труд высоких пирамид и обширной гробницы Мавсола; но когда я увидел храм Артемиды, который возносился к облакам, эти другие чудеса потеряли свой блеск, и я сказал: “Вот, кроме (горы) Олимп, Солнце никогда не смотрело ни на что столь грандиозное”.

Храм Артемиды в Эфесе был разрушен 21 июля 356 года до н.э. в результате поджога, совершенного безумцем, мотивацией которого была слава любой ценой. Валерий Максим римский историк , пишет: «В ту же самую ночь родился Александр Македонский. Плутарх заметил, что Артемида была слишком занята принятием родов Александра, чтобы спасти свой горящий храм».

В конце концов, храм был восстановлен после смерти Александра, в 323 году до нашей эры, и это сооружение было разрушена во время набега готов в 262 году нашей эры. В 401 году нашей эры храм был окончательно разрушен толпой христиан во главе со святым Иоанном Златоустом. Некоторые колонны в соборе Святой Софии первоначально принадлежали храму Артемиды. Сегодня место расположения храма отмечено единственной колонной, построенной из фрагментов, обнаруженных на этом месте.

Еврипид открывает свою пьесу «Ион» словами бога Гермеса: «Я пришел в храм Аполлона в Дельфах, пуп мира». Дельфы были местом нахождения дельфийского оракула, самого важного оракула в классическом греческом мире, и главным местом поклонения богу Аполлону (собрату Артемиды). Его священный участок в Дельфах был местом, где каждые четыре года спортсмены со всего греческого мира соревновались в Пифийских играх, предшествовавших Олимпийским играм.

Храм Аполлона и Дельфы лежат в руинах уже пятнадцать столетий, и никто не скорбит по ним. Иерусалимский храм лежал в руинах девятнадцать с половиной столетий, и миллионы евреев до сих пор оплакивают его разрушение; и более пятнадцати столетий миллионы евреев и христиан верили, что Иерусалим был пупом мира.

Иерусалимский храм (реконструкция-модель).
В греческом мире Иерусалимский храм (Бейт Хамикдош) был хорошо известен, в то время как Кааба, Дом Бога (Байтуллаха) в Мекке, вообще не был известен под. Первое римское упоминание о Байтулле содержится у Диодора Сицилийского, римского историка первого века до н.э., который писал, что в Аравии был храм, очень почитаемый арабами.

Согласно германо-американскому исламоведу Г. Э. фон Грюнебауму, , Мекка также упоминалась Птолемеем, александрийским математиком, астрономом и географом второго века, который писал: «Название, которое он ей дает, позволяет нам идентифицировать южноаравийские исторические корни этого святилища». (Г. Э. фон Грюнебаум, Классический ислам: история 600-1258, стр. 19)/

Однако всего семь столетий спустя обоим этим городам и святилищам, одно из которых было почти неизвестно римлянам, а другое полностью разрушено римлянами, было суждено на протяжении всего Средневековья как в Европе, так и в Западной Азии считаться сердцем, легкими или пупом мира.

Жертвоприношение Авраама Кааба в мечети аль-Харам в Мекке

Иерусалим и Мекка часто изображались христианами, иудеями и мусульманами в центре своих карт. Даст Бог, когда-нибудь каждый сможет увидеть оба города и их святилища как центральное место в наших монотеистических связях с Единым Богом пророков Авраама, Измаила и Исаака.

Действительно, большая часть фольклора об этих двух священных пространствах очень похожа. Следующее повествование, передававшееся устно как на арабском, так и на иврите в течение многих столетий и, наконец, записанное в нескольких версиях в 19 веке, иллюстрирует, как эти два священных пространства могут быть соединены, несмотря на то, что их разделяет более 700 миль. Некоторые говорят, что это произошло в том поколении, когда родился Авраам.

Два брата, унаследовавшие от своего отца земли «от долины до вершины холма», разделили их пополам, чтобы каждый мог обрабатывать свой участок. Со временем старший брат женился и родил четверых детей, в то время как младший брат все еще не был женат.

Однажды дождей было очень мало, и урожай был очень скудным. Это было в начале длительной засухи, которая превратила бы всю долину в засушливую, безлесную пустыню, где даже зерно не росло, а все источники пересохли.
Однажды ночью младший брат лежал без сна, молился и думал: «У моего брата жена и четверо детей, которых нужно кормить, а у меня детей нет. Ему нужно больше зерна, чем мне; особенно сейчас, когда зерна не хватает».
Итак, в ту ночь младший брат пошел в свой амбар, набрал большой мешок пшеницы и оставил свою пшеницу в амбаре своего брата. Затем он вернулся домой.

Ранее той же ночью старший брат также лежал без сна, молясь о дожде, когда подумал: «В старости у нас с женой будут наши взрослые дети, которые будут заботиться о нас, а также внуки, которыми мы будем наслаждаться, в то время как у моего брата, возможно, не будет детей. Сейчас он должен, по крайней мере, продавать больше зерна со своих полей, чтобы обеспечить себя в старости».

Итак, в ту ночь старший брат тоже собрал большой мешок пшеницы, оставил его в амбаре своего брата и вернулся домой. На следующее утро младший брат, удивленный тем, что количество зерна в его амбаре, казалось, не изменилось, сказал: «Я взял не так много пшеницы, как думал. Сегодня вечером я приму еще».

В то же утро старший брат, стоя в своем сарае, думал о том же. С наступлением ночи каждый брат собрал большее количество пшеницы из своего амбара и в темноте тайно доставил ее в амбар своего брата.

На следующее утро братья снова были озадачены и сбиты с толку. «Как я могу ошибаться?» каждый думал. «Здесь столько же зерна, сколько было раньше. Это невозможно! Сегодня вечером я не ошибусь — возьму два больших мешка».

На третью ночь, более решительные, чем когда-либо, каждый брат собрал по два больших мешка пшеницы из своего амбара, погрузил их на тележку и медленно потащил свою тележку к амбару своего брата. В лунном свете каждый брат заметил вдалеке фигуру.

Когда два брата подошли ближе, каждый узнал форму другого и груз, который он тащил, и они оба поняли, что произошло! Не говоря ни слова, они сбросили веревки со своих тележек, подбежали друг к другу и обняли друг друга.

Только Бог может сделать место святым; и Аллах отметил любовь и заботу двух братьев друг о друге, сделал их потомков достойными построить святой дом на этом холме; и восстановить святой дом в этой долине.
Когда все те, как близкие, так и дальние, кто почитает эти священные места как эталон, разделяют их любовь со всеми остальными, кто почитает их, тогда просьба пророка Авраама к Аллаху «сделать эту землю мирной и обеспечить ее народ плодами этой земли». (Коран 2:126) будет распространено по всему миру; и все дети Ноя и Авраама будут жить в святости, мире и процветании.

Евреи и христиане верят, что этот холм – это Иерусалим. Мусульмане верят, что эта долина – Мекка. Я верю, что они оба правы, и когда-нибудь, если мы сможем соответствовать идеалу, согласно которому религиозный плюрализм – это воля Божья, мы поможем осуществить 2700-летнее видение пророка Исайи:

«В тот день будет проложено дорога из Египта в Ассирию. Ассирийцы пойдут в Египет, а египтяне – в Ассирию. Египтяне и ассирийцы будут поклоняться вместе. В тот день Израиль вступит в трехсторонний союз с Египтом и Ассирией, благословение на сердце. Господь Саваоф благословит их, говоря: «Благословен Египет, Мой народ, Ассирия, дело моих рук, и Израиль, Мое наследие».…(Исайя 19:23-5).

Автор Алан Малер ( CША), реформистский раввин на пенсии

Eurasia Review

 

СВЯЗАННЫЕ ПОСТЫ

Оставить комментарий

Этот веб-сайт использует файлы cookie для улучшения вашего опыта. Мы будем считать, что вы согласны с этим, но вы можете отказаться, если хотите. Принимать