Главная Ислам и Современность Пять лет китаизации ислама в Китае

Пять лет китаизации ислама в Китае

через Исмаил
0 комментарий 34

В 2019 году представители Китайской исламской ассоциации (ЦРУ) и Коммунистической партии Китая (КПК) встретились в Пекине для реализации “Плана пятилетнего планирования продолжения китаизации ислама», чтобы сделать ислам совместимым с социализмом к 2022 году. Конференция была необходима для достижения целей, поставленных 19-м Национальным партийным съездом и Генеральным секретарем Си Цзиньпином. Си Цзиньпин подчеркнул китаизацию в 2015 году, а к 2018 году Коммунистическая партия Китая (КПК) разработала национальные планы по примирению ислама и социалистического общества, которые будут реализованы в течение следующих пяти лет.

Закон гарантировал, что ислам в Китае отражает национальные ценности и вносит свой вклад в «Основные социалистические ценности» Согласно плану действий в отношении ислама, состоящему из 32 пунктов, религиозная экстремистская идеология проникла в определенные районы, побуждая мусульман участвовать в насильственной террористической деятельности. Возникновение этих проблем представляет серьезную угрозу социальной стабильности и национальной безопасности Китая. Согласно закону, Пекин попытался переориентировать мусульман Китая на основные социалистические ценности и связал религию с «психическим заболеванием», которое необходимо вылечить.

Мусульмане Китая и новый закон

Сегодня в Китае насчитывается около 25 миллионов мусульман, включая хуэй ( этнических китайцев-мусульман), уйгуров, казахов, татар и других. Однако китаизация и степень аккультурации с ханьцами и китайским обществом различаются между этими группами географически, экономически, этнически и лингвистически. Ислам достиг Китая примерно в 7 веке по торговым путям, и мусульманские торговцы обосновались в прибрежных торговых центрах. Они строили мечети и святилища и имели краткий период социальной известности во времена династии Юань (1279-1368). Во времена династии Мин китайские правители династии Хань запретили посторонним и мусульманам демонстрировать свою культуру, включая прически, одежду, язык и фамилии. В ответ мусульмане ассимилировались с доминирующей культурой хань, заговорили по—китайски и приняли китайские имена – они были предками мусульман племени хуэй. Эти мусульмане-хуэй были рассеяны по всему Китаю и придерживались конфуцианских ценностей после того, как китайские правители ввели новые книги 18-го века. В 1952 году КПК перевела священную книгу мусульман на китайский язык, чтобы провести параллели между исламом и коммунизмом, и описала, что обе идеологии не испытывают отвращения друг к другу.

Аналогичным образом, коммунистический Китай в 1949 году объединил 12 миллионов мусульман, в основном уйгуров, казаков и узбеков из северо-западной провинции Синьцзян. Обладая противоречивой историей и центробежными тенденциями, регион Синьцзян оставался под контролем китайской империи всего 425 лет, до 1949 года. Впоследствии мусульмане-уйгуры, живущие в неспокойном Синьцзяне, стали мишенью для большей китаизации и столь необходимой социальной сплоченности с культурой хань. Когда с 1966 по 1976 год началась Культурная революция, уйгурские обычаи, культура и идеи подверглись особым нападкам, и жена Мао Цзэдуна Цзян Цин считала их «иностранными захватчиками и пришельцами».

КПК попыталась переориентировать мусульман-уйгуров Синьцзяна «вовнутрь»”, под культурное влияние материкового Китая. Однако уникальная географическая структура региона привела к проникновению в регион внешних культурных влияний, что в конечном счете сохранило его ориентацию вовне. С 2017 года под руководством Си Цзиньпина мусульман-уйгуров отправляют в центры содержания под стражей, чтобы уменьшить внешнее культурное воздействие, за такие правонарушения, как нарушение государственной политики планирования семьи, отращивание длинной бороды и ношение чадры или тюбетейки. Чтобы подавить рост численности мусульман-уйгуров, их женщины подвергались принудительной стерилизации, абортам и принудительной имплантации внутриматочных спиралей. Эта политика серьезно сдерживала рост населения среди мусульман-уйгуров региона, и в Статистическом ежегоднике по Синьцзяну за 2020 год впервые отсутствуют данные о показателях рождаемости и этнических изменениях в населении.

Пекин систематически демонизировал мусульман по всему Китаю и рассматривал ислам как угрозу главенству КПК. Под предлогом социальной стабильности КПК развязала череду нарушений прав человека и ограничила свободу вероисповедания мусульман. После 2019 года мусульмане хуэй, которые акклиматизировались к китайской культуре в 14 веке, были заключены в тюрьму, а студенты хуэй, которые выезжали за границу, также были задержаны и отправлены в лагеря перевоспитания. Это постоянное клеймо отчуждения и клеймение иностранцев в конечном итоге привело к протестам. В мае 2023 года мусульмане Хуэй провинции Юньнань протестовали и вступили в столкновения с сотнями сотрудников китайских сил безопасности против частичного сноса мечети Наджиайинг.

Китай уклоняется от глобального осуждения

Культурная агрессия по отношению к мусульманским меньшинствам Китая, особенно в Синьцзяне, неоднократно подвергалась критике со стороны западных демократий. Обращение КПК с мусульманами в Синьцзяне было расценено Канадой, Соединенными Штатами (USA) и другими странами как «геноцид». В отношении должностных лиц КПК были введены санкции, и США также запретили экспорт товаров, которые потенциально могли быть использованы КПК для дальнейшего угнетения уйгурского населения. КПК и Пекин защищали подавление мусульман-уйгуров и их исламской культуры под надуманным предлогом сепаратизма, иногда насильственного экстремизма и терроризма.

ЦРУ играет ключевую роль в продвижении интересов Китая по всему миру, особенно в мусульманском мире. С этой целью он осуществляет надзор за религиозной пропагандой в мусульманских странах и организует официальные обмены с мусульманскими лидерами и институтами. Организованные ЦРУ экскурсии и широкомасштабное религиозное взаимодействие оказались эффективными инструментами для Китая в отражении критики со стороны основных мусульманских стран по поводу его внутреннего преследования мусульман. Продвигая исламскую мягкую силу и выстраивая отношения с мусульманскими странами через ЦРУ, Китай смог отвести критику и представить более позитивный образ своей политики в отношении мусульманских меньшинств.

Си Цзиньпин использует китаизацию для консолидации власти

Президент Си укрепил свою власть посредством всеобъемлющей кампании по устранению чиновников, которые считаются нелояльными, коррумпированными или неэффективными. Он заполнил Национальный конгресс КПК своими союзниками и лоялистами, тем самым укрепив свою базу власти в Политбюро и Постоянном комитете Политбюро. С другой стороны, чтобы сохранить свою власть над китайским обществом, Си Цзиньпин часто выражал озабоченность по поводу ислама и его традиций. Впоследствии закон о китаизации мусульманских меньшинств был использован КПК для консолидации политической власти и повышения статуса Си Цзиньпина как автократического популиста в Китае. За этот жесткий подход к мусульманским меньшинствам Си Цзиньпин получил публичную похвалу по всему Китаю.

Однако, в то время как КПК использует исламскую угрозу для достижения местных целей, китаизация создала парадокс, при котором мусульманские меньшинства хуэй продолжают подвергаться стигматизации из-за их предполагаемого иностранного происхождения, несмотря на столетия культурной ассимиляции. Несмотря на то, что антимусульманская кампания Китая в конечном счете привела к культурному геноциду, Си Цзиньпин по-прежнему подчеркивает необходимость усиления контроля над “незаконной религиозной деятельностью” для сохранения “с трудом завоеванной социальной стабильности”.

________________________________________
Об авторе: Айджаз Вани – научный сотрудник программы стратегических исследований Исследовательского фонда Observer.
Eurasia Review

СВЯЗАННЫЕ ПОСТЫ

Оставить комментарий

Этот веб-сайт использует файлы cookie для улучшения вашего опыта. Мы будем считать, что вы согласны с этим, но вы можете отказаться, если хотите. Принимать