Главная Ислам и Современность Заметки Исмаила: Дипломатия Корана.

Заметки Исмаила: Дипломатия Корана.

через Времея и Мир
0 комментарий 43

В наших заметках мы не стремимся комментировать все изучение всех аятов, ибо в этом случае получилось бы нечто вроде тафсира, а тафсир – удел алимов, а не шакирдов. Поэтому мы решили из всего богатства коранического текста выделять те, которые имеют наиболее глубинное и универсальное значение. Сегодня  три аята суры «ан-Ниса» из последнего урока.

 

«Что с вами, что вы в отношении лицемеров разделились на две партии? В то время, как Аллах низверг их за то, что, что они приобрели. Неужели вы хотите наставить того, кого Аллах оставляет в заблуждении- для того не найдешь ты пути.

Они хотят (для вас): o, если бы вы не уверовали, как неуверовали они. Тогда бы вы стали равными ( в неверии). Не берите же себе из них друзей, пока не переселятся они на пути Аллаха. А если они отвратятся ( предадут), то хватайте их и убивайте их, где бы вы не нашли их. И не берите из них ни друга, на помощника. Кроме тех, которые связаны узами с народом, между которым и вами есть договор, или они придут к вам, а груди их стеснены для сражения против своего народа для сражения с вами или для сражения против своего народа. А если бы Аллаху было угодно, то,  несомненно он дал бы им власть над вами власть над вами и тогда бы непременно сражались они с вами. Но если они удаляются от вас и предлагают вам мир, то Аллах не установил для вас никакого пути против них (Коран 4: 89-91).

Многие, скажем мягко, оппоненты ислама утверждают, что этой религии, несмотря на декларируемое миролюбие, это свойство чуждо,  чуждо также такое понятие как «дипломатия»зато присуще насилие, воинственность, стремление к господству над  другими религиями.

Эти домыслы не нуждаются в сложных опровержениях, потому что их простыми и ясными слова своих аятов опровергает само священное писание ислама- Коран. И в приведенных нами выше аятах концентрировано изложено то, что можно назвать «дипломатией Корана», ее основными принципами.  Эти принципы следующие. Всевышний и  Его воля находятся в центре всего. Люди выбырают, находятся ли они на стороне  Аллаха или на стороне «куфра» (  неверия, сокрытия себя от Аллаха). Иное столкновение между теми, кто стоит на пути Аллаха и теми, кто проттивостоит им в условиях тех времен иным, кроме силового, военного быть не  может. Вот почему, несмотря на то, что убийство по исламу – однозначный харам, в аяте используется глагол «убивать». Потому что речь о войне, в которой кяфиры первыми нападают на тех, кто насторона Аллаха. Но даже в такой ситуации  военное насилие не являются абсолютом. Куда более значимыми здесь являются поняти «мир» и «договор». Четко предписывается идти на мир, если его даже предлагает принципиальный враг.

Идея договора (мирного соглашения о взаимном сосуществовании) пронизывает не только Коран, но и историю  Ислама времен Благословенного Пророка. Вспомним, что вскоре после хиджры в Медину был заключен договор об «уммайн иснейн» (двойной общине) с местными иудеями, предусматривающий внутреннюю самостоятельность каждой общины в религиозных и иных, сугубо специфических для каждой общины вопросах, но при этом совместную оборону иосуществление внешних дел, причем в этом договоре все было тщательно прописано. В наши времена палестинцы и израильтяне уже 70 лет не могут найти общего языка, хотя вполне себе рабочая модель договора уже есть и восходит она к началу 20-х гг VII века  или первым годам хиджры.

Священный Коран насквозь «дипломатичен» и на это особенно делает акцент сегодня в своей миротворческой и международной деятельности глава ахмадийской мусульманской общины г-н Мирза Масрур Ахмад. В своих  публичных выступлениях, посвященных международной и миротворческой тематике, глава ахмадийята часто ссылается на аяты 40-41, суры 22, гласящие:  «Разрешается тем, с которыми сражаются (сражаться), потому что были они подвергнуты притеснению. Воистину Аллах, несомненно, над помощью им – Всевластен.

Разрешено сражаться тем, которые были изгнаны из домов (своих) без права, только за то, что они говорили «Владыка наш-Аллах». И если бы не защита Аллаха одних людей посредством других, то, несомненно разрушены были бы монастыри и церкви, и синагоги и мечети, в которых много поминается имя Аллаха. И, непременно, Аллах поможет тому, кто помогает ему. Воистину Аллах- Всесильный, Всемогущий».

«Что доказывают эти аяты? – cказал г-н Ахмад , на 14-м симпозиуме мира в Великобритании – Разумеется они не дают мусульманам разрешения на жестокое обращение, или жажду крови других людей. Всесто этого они устанавливают обязанность мусульман защищать другие религии и гарантировать всем людям право верить в то, во что они хотят верить безо всякого принуждения.

Ислам – это «сират аль-мустакын», прямой но и одновременно «серединный» путь жизни в вере.И «дипломатия Корана» является одним из инструментов для прохождения этого пути.

Исмаил аль-Ляхистани.

 

СВЯЗАННЫЕ ПОСТЫ

Оставить комментарий

Этот веб-сайт использует файлы cookie для улучшения вашего опыта. Мы будем считать, что вы согласны с этим, но вы можете отказаться, если хотите. Принимать