Главная Ислам и Современность Германия. Права мусульман гарантированы Конституцией

Германия. Права мусульман гарантированы Конституцией

через Времея и Мир
0 комментарий 46

 

В 2006 году тогдашний министр внутренних дел Вольфганг Шойбле нарушил табу: с благословения партнеров по правящей коалиции, партий ХДС/ХСС и СДПГ, он организовал Конференцию по исламу в Германии, «первый институционализированный диалог между немецким государством и мусульманами, проживающими в Германии», как министр описал это 28 сентября того же года, выступая в нижней палате немецкого парламента, Бундестаге.

Этим шагом Шаубл отважился на новый формат   реализации религиозной политики: не потому, что темы, которые должны были быть рассмотрены на конференции, были настолько противоречивыми, а потому, что идея инициирования диалога между правительством и представителями одной из великих мировых религий, выбранных этим правительством, была сама по себе новой.

В отличие от  Австрии, которая в 1912 году признало ислам  (в форме наиболее распространенной школы религиозной юриспруденции в аннексированном государстве Босния) официальным религиозным обществом, тем самым предоставив ему статус юридического лица, Федеративная Республика Германия не имела и до сих пор не имеет точек соприкосновения с мусульманской стороной, которая удовлетворяла бы немецким требованиям к религиозному обществу или общине. Такое сообщество должно было бы объединить всех членов определенной конфессии в пределах определенного региона для совместного выполнения всех задач, поставленных этой конфессией.

 

Первая мусульманская организация со статусом «общественной организации»

Однако это единственное положение Основного закона Германии, касающееся признания такого института. Основной закон, в котором приняты соответствующие положения Веймарской конституции,  которая не признает Церкви как таковые, а  как общественныеобъединения в целях отправления религиозных культов подпадают под действие обычных правовых норм. Это означает, что эта система не может дискриминировать мусульман в Германии. Даже если ислам, учитывая его структуру и представление о себе, вряд ли способен в этом смысле организоваться как полноценная религиозная община, в принципе, этот вариант открыт для мусульман. Более того, недавнее прецедентное право демонстрирует прагматичную тенденцию рассматривать зонтичные ассоциации мусульманских организаций как квазирелигиозные общества.

Однако еще предстоит выяснить, откроет ли эта тенденция также возможность для ассоциаций пользоваться теми же привилегиями, что и религии, а именно налоговой юрисдикцией и правом нанимать  на службу – привилегиями, на которые может претендовать религиозное общество, если оно будет признано “государственным органом” (Körperschaft öffentlichen Rechtes).

Согласно Основному закону, для получения этого статуса не требуется многого: статья 140 Основного закона в сочетании с пунктом 5 статьи 137 Конституции Веймарской Республики предусматривает, что религиозные общины могут получить такой статус, «если их устав и число и членов гарантируют стабильную и постоянную деятельность».» В этом смысле не только Церкви, такие как Католическая церковь и Протестантская церковь, признаются «государственными органами», такими же правами уже давно пользуются, например, еврейская община в Берлине и Свидетели Иеговы.

Мусульманские религиозные общины вскоре могут быть добавлены в этот список в значительном количестве – если они того пожелают. Например, в 2013 году федеральная земля Гессен в Германии предоставила Ахмадийскому мусульманскому джамаату, насчитывающему около 35 000 членов, статус «общественной  организации». Это была первая мусульманская организация в государстве, получившая такое признание. Кстати, просьба о признании исходила от самого Ахмадийского мусульманского джамаата. Город-государство Гамбург последовал его примеру годом позже. Тот факт, что Координационный совет мусульман Германии (КРМ) считает, что понимание ислама, поддерживаемое этой организацией, несовместимо с   этой религией, не влияет на решение федеральных властей..

 

Гарантированные свободы для представителей всех религий

Поэтому признание дальнейших мусульманских ассоциаций или организаций в качестве « признанных государством общественных организаций» не является способом решения трудностей, связанных с сосуществованием мусульман и общества большинства и сосуществованием в рамках более широкой мусульманской общины.

Аналогичным образом, Закон об исламе, подобный тому, который был принят Австрийским национальным советом 25 февраля этого года, также не отвечал бы этим требованиям. Федеральное законодательное собрание Германии не уполномочено ни обходить конституцию с помощью законодательства, ни ограничивать суверенитет федеральных земель в этой области. Кроме того, федеральный закон не смог бы преодолеть институциональные препятствия в отношениях между государством и мусульманскими организациями, которые являются результатом самой специфики  ислама. Вот почему федеральное правительство вновь выбрало Конференцию по исламу Германии в качестве форума для диалога.

«Ислам-это часть Германии и Европы; это часть нашего настоящего и часть нашего будущего», – сказал Шойбле в 2006 году. С тех пор конференция, в состав которой входят как представители государства, так и мусульманских ассоциаций, но уже не какие-либо независимые деятели, сформулировала многочисленные рекомендации.

Согласно конституции, задача федеральных штатов и муниципалитетов состоит в том, чтобы принять эти рекомендации и выполнить их, будь то в форме местных соглашений об интеграции или правовых положений об исламском религиозном обучении в качестве обычного предмета в государственных школах, как это имеет место в Северном Рейне-Вестфалии, или в форме государственного договора, подобного тому, который был заключен в Гамбурге с тремя мусульманскими ассоциациями по таким темам, как общие ценности, исламские праздники и религиозная поддержка в больницах, домах престарелых или тюрьмах.

Тем не менее, независимо от институциональных форм, которые ислам принимает в Германии, ясно одно: пункты 1 и 2 статьи 4 Основного закона гарантируют и защищают основные права, такие как свобода веры и совести и свобода исповедовать религиозное или философское вероучение – не только как  свободу в общем смысле, не важно «положительную» или «негативную» но также на индивидуальном, коллективном и корпоративном уровне.

Эти гарантированные свободы априори применимы к представителям всех религий. Это означает, что мусульмане в Германии не только имеют больше свобод, чем в большинстве других стран, где их религия формирует правовую систему, но и имеют больше прав.

Дэниел Декерс

Frankfuter Allgemeine

СВЯЗАННЫЕ ПОСТЫ

Оставить комментарий

Этот веб-сайт использует файлы cookie для улучшения вашего опыта. Мы будем считать, что вы согласны с этим, но вы можете отказаться, если хотите. Принимать