Главная Ислам и Современность Германский имам – «Нам,мусульманам, нужно разрешить свободную дискуссию»

Германский имам – «Нам,мусульманам, нужно разрешить свободную дискуссию»

через Времея и Мир
0 комментарий 55

 

Бенджамин Идриз, имам мечети в Пенцберге под Мюнхеном, является одним из самых видных представителей ислама в Германии. Родился в 1972 г в Скопье (Македония) Он видит свою роль в том, чтобы наводить мосты к господствующему обществу, не отказываясь от своей собственной мусульманской идентичности. В интервью с Клаудией Менде для Qantara.de , он утверждает, что мечеть должна быть местом открытой дискуссии, где возможны противоречивые мнения

Г-н Идриз, в настоящее время ведутся горячие общественные дебаты на тему  публичного возглашения азана (призыва) к молитве, спровоцированные модельным проектом, запущенным городом Кельн. Как вы справились с этой проблемой в Пенцберге?

Бенджамин Идриз: Вопрос о призыве к молитве возник у нас около года назад, когда мечети были закрыты из-за пандемии. У меня возникла спонтанная идея сделать публичный призыв к молитве в пятницу в качестве сигнала верующим, что мы все еще там, чтобы они не потеряли надежду в условиях изоляции. Мы подали соответствующее заявление в город Пенцберг. Как только идея вышла  в общественное пространство, она вызвала много дискуссий, с письмами редактору в газетах и демонстрацией, организованной исламофобской группой из Мюнхена. Они приехали в Пенцберг специально для этого. Именно тогда я понял, что наше желание призвать к молитве вызвало настоящий спор.

Как вы отреагировали на враждебность?:

Обсудив это с бургомистром, я отозвал свою просьбу. Возможно, для этого просто еще не пришло время. Мне было немного грустно, что немецкое общество еще не готово терпеть, чтобы выслущаит мусульманский призыв к молитве в течение пяти минут. Я хочу жить в стране, где церковные колокола можно услышать на публике как религиозный символ, но также и где азан рассматривается не как угроза нашим общепринятым ценностям, а как обогащение. Это также позволило бы нам стать образцом для подражания для мусульманских стран, где христианским символам запрещено появляться на публике.

Критиковать Саудовскую Аравию и другие страны, где христианам не разрешается исповедовать свою веру публично, но при этом не приветствовать призыв к молитве за мусульман, парадоксально. Но вопрос о призыве к молитве не должен доминировать в немецких дебатах об исламе. Есть вопросы гораздо более важные и элементарные, которые требуют более срочного обсуждения, чем призыв к молитве. Это должна быть местная проблема, а не общенациональная тема по всей Германии.

Новые прихожане, новый образ жизни

 

В вашей новой книге, вышедшей на немецком языке. «Как вы понимаете Коран, г-н Имам?», Вы продвигаете современное понимание Корана, которое учитывает исторический контекст священных текстов. Какое понимание Корана приносят с собой ваши прихожане из Пенцберга?

Они происходят из очень разных культур и исламских юридических школ (мазхабов), а также имеют совершенно разные взгляды на мир. Они приносят с собой различные традиции и семейный опыт, которые у них были либо здесь, либо в их родных странах, и их уровень образования варьируется. Таким образом, в силу целого ряда факторов у нас очень разнообразная и яркая паства.

Для меня, как для имама, важно поразмыслить над этими различными взглядами – взглядами разных мазхабов и религиозным опытом, который имели верующие, – с точки зрения Корана, исправляя их при необходимости и давая указания о том, как верующие могут читать, понимать и применять Коран в наше время и в том месте, где они живут.

В последние годы мусульманская община Германии расширилась, включив в себя много новых иммигрантов. Приносят ли они с собой более традиционное понимание Корана?

Определенно. В течение последних 40-50 лет в собраниях мечетей в Германии преобладал турецкий ислам. Тем временем, однако, образ мусульман стал более разнообразным не только из-за мигрантов, прибывающих из кризисных регионов, но и из-за трудовых мигрантов из балканских стран. В процессе этого имидж мусульманской общины также изменился здесь, в Пенцберге.

Вначале я обычно проповедовал на турецком и боснийском языках, потому что большая часть прихожан происходила из этих двух культурных слоев. Сейчас я проповедую на нескольких языках, но в последние годы добавилось кое-что еще, а именно немецкий язык, который объединяет всех нас с нашим различным культурным происхождением. Несмотря на разные взгляды и школы права, мы можем найти общий язык, а именно немецкий, язык взаимной признательности.

Для меня важно не только читать Коран на арабском языке, но и читать его универсальное послание, интерпретировать его и обмениваться идеями по нему на всех языках мира. Я заметил, что недавно прибывшие мигранты обращаются ко мне с  другими вопросами, проблемами и опытом по сравнению с  теми мусульманами, которые уже  пожили в Европе.

Моя задача – построить мост между Западом и Востоком, между религиозной догмой и разумом, между религией и демократией и различными мировоззрениями. При этом моя цель состоит в том, чтобы подчеркнуть общие ценности, такие как уважение свободы вероисповедания, взаимное уважение, разнообразие и терпимость, которые являются основополагающими как для Основного закона Германии, так и для Корана.

Новое поколение мусульман

 

Вы описываете свой путь как срединный путь, по-арабски “васат”, который не стремится ни к ассимиляции, ни к изоляции, но к своей собственной самобытности. Это выглядит как трудное  балансирование

Да, это нелегко. Мы переживаем динамичное развитие благодаря социальным сетям, цифровизации, продолжающейся глобализации и сильным волнам миграции. Все это ставит перед нами сложную задачу; мы должны придерживаться середины. Нам нужно сосредоточиться на ценностях, которые нас объединяют, и строить этот мир вместе, не впадая в крайности и не изолируясь в параллельном мире. Наша цель – сосредоточиться на универсальных, общих ценностях и работать во имя общих интересов всех людей в этом мире.

Вот как я понимаю “васат”: умеренное сообщество, которое устраняет различия и не способствует разделению и параллельным обществам.

 

Как это воспринимается в мусульманской общине в целом? Поддерживаете ли вы контакты с другими имамами и конгрегациями? Конечно, я чувствую интерес среди других имамов и их конгрегаций. Я всегда получаю запросы от мусульманских учреждений по всей Германии. Первоначально большинство из них были представителями немецких церквей и немусульманских организаций, но со времени моей последней книги «Коран и женщины», вышедшей два года назад, мусульмане проявили большой интерес. Несмотря на пандемию, я прочитал много книг, в том числе для  своей новой книги. Только в течение ноября я совершу турне по нескольким городам и соборам мечетей по всей Германии.

Изменился ли дискурс в мусульманской общине?

Существует новая база перспективных мусульман, которая не обязательно организована в соответствии с общиной. Я вижу поколение, которое отождествляет себя с исламом, но в то же время ищет новые формы организации. Они основывают новые ассоциации и инициативы, которые сильно отличаются от вашей типичной общины в мечети.

Это новое поколение мусульман очаровывает меня. Они помогают обеспечить распространение ислама не только в общинах, но и в обществе, в университетах, в социальных сетях, в средствах массовой информации, на платформах и по самым разным каналам.

Эти мусульмане открыты для новых вопросов и новых людей, для новых тем и вызовов, таких как экологические проблемы, равные права для женщин, участие в общественно-политической жизни, межконфессиональный диалог и, прежде всего, новый дискурс об исламе в контексте времени. Это тот путь, по которому мусульманская община в Германии и в Европе должна идти.

Милосердие и сострадание являются центральными элементами ислама

 

Одна из главных проблем заключается в том, как предотвратить радикализацию молодежи. В своей книге вы пишете, что среди некоторых мусульман существует “забвение милосердия”, которое может способствовать радикализации. Что вы имеете в виду под этим?

Радикализация начинается с мыслей и слов, которые в конечном итоге могут закончиться делами. Поэтому милосердие и любовь имеют решающее значение в дополнение к двум другим элементам, которые я очень ценю, а именно разуму и положительному опыту. И то, и другое, не говоря уже о таких ценностях, как милосердие и сострадание, являются центральными элементами ислама; Коран подчеркивает их снова и снова. Именно они должны формировать наше понимание ислама.

Радикализация происходит не в общине, а скорее в социальных сетях. Как имамы, мы должны быть еще более активными в общении с молодежью. Я очень рад, когда вижу, как молодые мусульмане распространяют образ ислама любви и уважения в социальных сетях. Молодые люди тусуются в Интернете, а не в мечетях. Образ ислама как религии разума и сострадания нуждается в укреплении в социальных сетях.

Что еще могут сделать прихожане мечетей?

Конечно, мечеть по-прежнему остается тем местом, куда можно пойти, когда дело доходит до религиозного образования и религиозного опыта, толкования религии и ее практики. Это по-прежнему центральное место для религиозного образования. Имамы и советы конгрегации должны быть открыты для различных тем, для культуры диалога, открытого обсуждения и обмена мнениями, которые допускают противоречивые мнения.

Они должны быть открыты для молодежи, не делая различий между мужчинами и женщинами. Мне грустно, когда молодым людям, которые могут пойти куда угодно вместе, разрешается заниматься только отдельными видами деятельности в мечети, потому что это не дает им возможности обмениваться идеями. Однако некоторые общины по-прежнему выступают против этой идеи. Тем не менее, до тех пор, пока спорные дискуссии остаются табу в собраниях мечетей, молодые люди ищут информацию об исламе в других местах. Например, в социальных сетях, где радикальные силы гораздо более активны, чем сами общины

СВЯЗАННЫЕ ПОСТЫ

Оставить комментарий

Этот веб-сайт использует файлы cookie для улучшения вашего опыта. Мы будем считать, что вы согласны с этим, но вы можете отказаться, если хотите. Принимать