Главная Ислам и Современность «Христиане и иудеи – друзья нам. Или…»

«Христиане и иудеи – друзья нам. Или…»

через Времея и Мир
0 комментарий 155

 

Как известно, ахмадийская редакция перевода смыслов Корана, наряду с каноническим делением на суры и аяты, включает в себя также деление на разделы, куда группируются несколько аятов, близких по смыслу. Это удобно для изучения. Кроме того, обычно в таких разделах первый аят включенный в него задает смысловой тон всему аяту.

Так было и на последнем уроке, когда изучался раздел 8, суры «аль-Маида» (аяты 52-57). Его первый аят гласит: « О вы, текоторые уверовали! Не берите иудеев и христиан друзьями:  одни из них друзья другим. А тот из вас, кто будет  (близко) дружить с ними, то воистину. – он один из них. Воистину, Аллах не наставляет людей неправедных».

Это  один из аятов, который может ввести в изумление, как мусульман, так и просто, с разными целями, читающих Коран мусульман. Мусульмане, мыслящие современно и умеренно, сразу же зададут себе вопрос: « Почему при признании того, что нет принуждения в религии, что христиане и иудеи верят в одного и того же Бога, нельзя  мусульманам дружить с ними. Более того, последнюю фразу маята можно косвенно истолковать, как-то, что аллах считает иудеев и христиан «людьми неправедными». Фундаменталисты-мусульмане сочтут, что в аяте содержится недвусмысленное указание на то, что хотя Коран и провозглашает истинность всех единобожных религий и свободу их выборов, «кораническая толерантность» отнюдь не распространяется  на их последователей. Ну а немусульмане могут задать мусульманам, особенно ахмади такой вопрос:  «Ваш лозунг – любовь ко всем, ненависть ни к кому! Но как этот лозунг, сформулированный людьми, сочетается с этим  прямым указанием Аллаха Всевышнего, зафиксированным в Священном Коране»?

Парадокс? Неразрешимое противоречие?

Для начала обратимся к двум тафсирам этого аята. Первый- тафсир  пакистанского богосова середины прошлого столетия Юсуфа Али, второй – краткий тафсир ахмадийята, составленный вторым главой ахмадийской мусульманской общины, Башируддином Ахмадом.

 

Тафсир Юсуфа Али: « Не ищи у них помощи и поддержки. Они скорее сплотятся против тебя, чем придут к тебе на помощь. И такое не раз случалось при жизни  Пророка и снова и снова происходило во все последующие века. Тот, кто общается с ними  и разделяет их планы, может считаться одним из них. Приспособленец всегда в проигрыше, куда бы не повернулось колесо фортуны».

Краткий тафсир ахмадийя: (  примечание 756  Этот аят ниспослан не с целью запретить или отвратить от дружбы или благоволения по отношению к христианам , иудеям и другим немусульманам ( об этом четко говорится в 9 аяте суры 60), но только к тем представителям иудейства и христианства, что находятся в состоянии войны с мусульманами и плетут против них всякие козни. Примечание 757. Иудеи и христиане забывают о различиях и разногласиях между собой, и объединяются в противодействии мусульманам. Воистину Благословенный Пророк говорил « все неуверовавшие – одна общность», имея в виду, что они несмотря на разногласия между собой, всегда едины против мусульман»

Исламское корановедение делит все аяты священной книги с точки зрения возможности их толкования как-бы на два типа. Первый- аяты, ниспосланные по поводу определенных событий или людей современных Благословенному Пророку. Второй- аяты содежащие в себе наставления общего плана, либо вспоминавшие события истории, происшедшие до начала коранического откровения. Считается, что первые аяты человеческий разум может растолковать полностью, а о смысле вторых лишь по своему догадываться, ибо полное их понимание только у Аллаха Всевышнего. Наш аят относится к первому типу, поэтому попытаемся разобрать его как можно полнее.

Действительно наставление не брать христиан и иудеев себе в друзья, относится и порождено исключительно конфликтом между ними и мусульманами. После того,  как иудеи Аравии фактически вышли из заключенного с Благословенным Пророком соглашения о формировании «двойственной» иудео-мусульманской общины «уммайн иснейн» в Медине и по сути, как и мекканские язычники объявили им войну. Христиан на тогдашнем  Аравийском полуострове было немного (царство Наджран на территории современного Йемена) и сними, как и с христианским Аксумским царством в Эфиопии у мусульман были нормальные отношения. Но так же существовала и Византийская империя- огромное и мощное христианское государство, военное противостояние с которым было уже во времена Благословенного Пророка и продолжилась при его приемниках-халифах. Так что чего-чего, а каких либо предпосылок к межрелигиозному диалогу и толерантности тогда не было. Это явление, вообще, сформировалось лишь во второй половине минувшего столетия.

В этом аяте слово «друзья», являющееся переводом арабского слова «авлия», хотя и кочует практически по всем русскоязычным переводам Корана, не очень адекватно передает изначальный смысл  этого слова. «Авлия» это множественное число от слова «вали» ( ближний), то есть некто кто присутствует в твоей жизни, что называется, бок о бок и, тем самым, конечно же влияет и на твои умонастроение. И последующие аяты разъясняют глубинные духовные  причины такой «недружбы», если переводить точнее «неблизости». Дальнейшие аяты   раскрывают их – «близость» с иноверцами, пусть даже исповедующими того же Бога, мешает близости мусульманина к Аллаху Всевышнему и Благословенному Пророку. Это справедливо, если вспомнить, что Откровение, переданное через Благословенного Пророка, было, помимо прочего, так же  реакцией на очень сильное отклонение тогдашних христиан от изначального единобожия их религии, рост тринитарных (троичных) идей, причем в разных их толкованиях, что приводило к серьезным конфликтам и ссорам внутри христианства. А иудеи, законучением своих раввинов, выдававших тогда свои размышления и оценки чуть ли не как за часть еврейского священного писания, так же очень далеко отошли от ниспосланного Аллахом Всевышним духа (да и буквы тоже) Торы. При этом обе эти религии (особенно христианство) считали себя в том виде в котором они сформировались к  VI- VII вв. Истиной в высшей и последней инстанцией, и активно, порой даже навязчиво пытались обратить людей в свою веру. Но об этом подробнее в следующих заметках.

Ибо Аллах Всевышний знает лучше.

Исмаил аль-Ляхистани, смиренный шакирд.

СВЯЗАННЫЕ ПОСТЫ

Оставить комментарий

Этот веб-сайт использует файлы cookie для улучшения вашего опыта. Мы будем считать, что вы согласны с этим, но вы можете отказаться, если хотите. Принимать