Главная Ислам и Современность Заметки  Исмаила:  Почему Иса бин Мариам – не Сам Бог

Заметки  Исмаила:  Почему Иса бин Мариам – не Сам Бог

через Времея и Мир
0 комментарий 34

 

Сегодня хотелось бы  поразмышлять  две последние части суры «аль-Маида» (аяты 110-121), посвященные личности Иисуса и очищению ее Словом Аллаха Всевышнего,  ниспосланным через Благословенного Пророка.

К моменту ниспослания коранического откровения вот уже три столетия всемирной христианской церковью как догма было зафиксировано то, что Иисус был одновременно человеком и самим истинным Богом. Интересно, что первые три века христианства после окончания миссии Исы бен Мариам в Палестине прошли в многочисленных и часто бурных и острых дискуссиях о соотношении божественного и человеческого начал в Иисусе. Эта дискуссия началась потому, что через учение Христа строгий семитский монотеизм пришел к язычникам-«эллинам», которые просто не могли представить себе «бога» или «богов», кроме как в человеческом обличье. Даи первые евангелия появились только где-то в 70-х годах н.э, причем это были изложения на греческом языке более ранних писаний на арамейском языке, родном для Иисуса. А эти оригинальные писания до нас не дошли. Кстати в церковный канон вошли лишь четыре евангелия, более менее близких к церковной установке на то, что «Христос – есть Бог». А ведь их до нас дошло около 40(!) , причем с разным смыслом и содержанием, часто противоречащими друг другу.

 Да и в канонических евангелиях и апостольских посланиях, мы не найдем прямых аргументов в пользу божественности Иисуса. Апостол Павел четко пишет:  «Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус», (1 Послание Тимофею 2:5).

Правда канонические  евангелия доносят до нас и такие слова  Исы-Иисуса «Иисус ответил [ апостолу Филиппу]Неужели ты не знаешь Меня, Филипп? Ведь Я уже столько времени среди вас! Кто видел Меня, тот видел и Отца. Как ты можешь говорить: «Покажи нам Отца»? (Ин 14:9). Этот стих помещен в евангелии от Иоанна, считающимся наиболее аутентичным среди всех четырех, ибо было, по преданию написано любимым учеником Христа, апостолом Иоанном.  В том же евангелии (Ин 8:58) Иисус говорит « Прежде чем был Авраам, я есмь».

Эти стихи могут быть истолкованы как указание на «Божественность Иисуса». Равно как и некоторые аяты Корана. Поэтому разберем их, что называется в комплекте.

В Священном Коране Иса бин Мариам (мир Ему) – единственный из Пророков, обозначаемый как «руалла» ( Дух Божий). Так же Коран повествует о его чудесном, сверхъестественном появлении на свет: . Вот сказали ангелы: “О Марьям (Мария)! Воистину, Аллах избрал тебя, очистил и возвысил над женщинами миров. О Марьям (Мария)! Будь смиренной перед Господом твоим, падай ниц и кланяйся вместе с теми, кто кланяется”. Это – часть рассказов о сокровенном, которое Мы сообщаем тебе в откровении. Ты не был с ними, когда они бросали свои письменные трости, чтобы решить, кто из них будет опекать Марьям (Марию). Ты не был с ними, когда они препирались. Вот сказали ангелы: “О Марьям (Мария)! Воистину, Аллах радует тебя вестью о слове от Него, имя которому – Мессия Иса (Иисус), сын Марьям (Марии). Он будет почитаем в этом мире и в Последней жизни и будет одним из приближенных .Он будет разговаривать с людьми в колыбели и взрослым и станет одним из праведников” .Она сказала: “Господи! Как я могу иметь сына, если меня не касался ни один мужчина”. Он сказал: “Так Аллах творит, что пожелает! Когда Он принимает решение, то Ему стоит лишь сказать: “Будь!” – как это сбывается. (Коран  3:42-47)». Или такой аят: «A тaĸжe Mapьям (Mapию), дoчь Имpaнa, ĸoтopaя cбepeглa цeлoмyдpиe, и Mы вдoxнyли в нeгo (в выpeз нa ee oдeждe) oт Haшeгo дyxa. Oнa yвepoвaлa в Cлoвa cвoeгo Гocпoдa и Eгo Πиcaния и былa oднoй из пoĸopныx. ( Коран 66:12). Для писаний религий строгого Единобожия характерен язык аллегорий и притч и просто преданий, которые часто могли иметь довольно косвенное отношение к действительности. И это понятно ведь для Писаний главное донести до их читателей ( а это не обязательно могли быть только высоколобые ученые, они обращались ко всем людям) глубину и смысл Божественных истин. Да, Мириам родила без мужа, Аллах Всевышний через ангела вдохнул в ее чрево дух Исы. Но это можно трактовать, что Иса, как и Адам был по милости Аллаха чудесным образом сотворен Им ( недаром, в христианской традиции Иисус именуется вторым Адамом. Однако чудесное, «сверхъестественное сотворение» не делает Христа, самим Богом, как не сделало и Адама. Все это, возможно, произошло потому, что Аллах Всевышний наметил для Исы-Иисуса как человека-пророка «возвышение над всеми людьми». Если же говорить о приведенных выше стихах евангелия, то смысл фразы «видевший меня видел и Отца» есть подтверждение простой и вечной истины, что Творец ( Бог или человек) пусть опосредованно, косвенно, но проявляет свою личность в своем творении. А словами «Прежде чем был Авраама, я есмь» Иисус напоминает мистическую идею существовавшую в иудейской вере, согласно которой наши личные души уже были созданы прежде времен и каждой из них уже тогда была определена судьба. В христианстве эта идея вошла в понятие «логос», что по –гречески означает не только «слово», но и «план» «замысел» Бога для любой человеческой личности. Так что все эти качества и особенности личности Исы-Иисуса, чудесные и даже где-то сверхъестественные, вовсе не делают его Богом, но лишь демонстрируют дары Аллаха возвышенному Им Пророку-человеку. И аяты 110-117 суры «аль-Маида» приводят диалог Аллаха Всевышнего, из которого ясно и четко следует, что Он говорил и открывал Себя через Иисуса,  также, как и через Благословенного Мухаммада, только если через последнего Пророка Он говорил Словом, то через Ису также чудесами и знамениями ,поскольку иудеи времен Исы активно ждали  и жаждали чуда, а вот арабы времен джахилийи, как раз чуда не ждали. Они может быть и признавали существование Бога, но считали, что Он не вмешивается в жизнь и дела человечества. Также для ментальности арабов характерен условный «акцент» на слово, а не на действие или образ. Недаром, поэзия была частью образа жизни аравийских арабов периода джахилийи. То есть резюме  разбираемого сегодня отрезка священной истории говорят о том, что и Иса (ми Ему, и Благословенный Пророк (САС)были творением. Обычными людьми, но в духовном отношении избраны Аллахом Всевышним, наделены Его милостью особенными качествами, не свойственными для других людей для проповеди среди своих народов, с их определенными традициями и менталитетом. 

А Аллах Всевышний знает лучше. 

Исмаил аль-Ляхистани, шакирд

 

 

 

СВЯЗАННЫЕ ПОСТЫ

Оставить комментарий

Этот веб-сайт использует файлы cookie для улучшения вашего опыта. Мы будем считать, что вы согласны с этим, но вы можете отказаться, если хотите. Принимать