Главная Ислам и Современность Ахмадийская система установления справедливости в разрешении конфликтов

Ахмадийская система установления справедливости в разрешении конфликтов

через Исмаил
0 комментарий 21

 

В контексте установления справедливости все институты и школы мысли уходят своими корнями в историю религии – явления,  впервые давшего понятие о добре и зле. Именно это различие между добром и злом заложило основу цивилизации в человеческом обществе, которой сегодня мир очень гордится; так гордится, что мир забыл саму ее основу.

Взаимосвязь между религией и цивилизацией

Исторически сложилось так, что взаимные конфликты были вызваны тем, как зарабатывались средства к существованию. Когда возникшие в результате споры не могли быть разрешены путем взаимопонимания – поскольку  каждый человек по своей природе склонны думать, что только он прав, – требовался внешний авторитет. Такая власть была доступна Божьим посланникам через божественное откровение. Таким образом, религия и цивилизация неразделимы как по смыслу, так и на практике.

История религии показывает, что во все времена религиозные и духовные лидеры направляли своих последователей во взаимных конфликтах. И также известно, что самые подробные указания в этом вопросе были даны Исламом.

 

Система божественного закона, ниспосланная Святым Пророком, служила сначала отдельным людям, а затем, когда было создано первое мусульманское  государство Медина –  племенам и народам в случае конфликтов. Была создана судебная система, разработаны юридические процедуры и разработан уголовный кодекс.

Целью всего этого было и остается поддержание мира в обществе посредством правосудия. Главной целью всего этого было и остается исправление беззаконников. Цель всего этого состояла в том, чтобы действовать как сдерживающий фактор, и остается таковой по сей день.

Нынешняя эпоха и роль религий в установлении мира

Со временем количество религий увеличивалось. Известная история религии показывает, что последователи каждой религии связывали с ней элемент завершенности. Более того, эти религии были предназначены для определенных времен и регионов. Они были ограничены определенной аудиторией в определенный период времени. Всемогущий Бог продолжал направлять человечество в периоды интеллектуальной и духовной эволюции.

Таким образом, когда так много систем божественного закона  (как это понимала каждая религия) столкнулись друг с другом, разрешение конфликтов стало невозможным.

Поскольку последователи этих религий считались гражданами того или иного государства, они были связаны их  законами .

Таким образом, единственная возможность разрешения конфликта с помощью религиозных законов сузилась до примирения и арбитража; и это тоже в вопросах гражданского характера, которые юридически не требуют привлечения закона страны. В целом арбитражные системы религиозных общин воздерживались от вмешательства в уголовные преступления. В настоящее время в религиозных общинах стало общепринятым правилом соблюдать законы  государства пребывания, и теперь считается неприемлемым и неэтичным, чтобы любой член общества, религиозная община или ее лидер или даже духовный глава решали дела уголовного характера.

Арбитражная система Ахмадийского джамаата

Основатель Ахмадийской мусульманской общины Хазрат Мирза Гулам Ахмадас интерпретировал исламскую систему божественного права в соответствии с меняющимися временами для разрешения взаимных конфликтов и давал рекомендации  по разным вопросам– от личных дел до проблем  международного уровня. То же самое продолжалось во времена его преемников и продолжается до сих пор. Однако для решения повседневных вопросов, которые по закону раз решать таким образом, был создан орган под названием Дар-уль-Каза, не имеющий юридических полномочий выносить вердикт и функционирующий только в порядке арбитража.

Официальное учреждение Дар-уль-Каза

По мере развития Сообщества число людей продолжало увеличиваться; оно росло до такой степени, что все взаимные конфликты не могли быть разрешены одним халифом – особенно для проведения тщательного расследования, прежде чем было принято какое-либо решение.

Ввиду этих обстоятельств и того факта, что каждый спорный вопрос должен быть тщательно выслушан, все доказательства должны быть тщательно изучены, свидетели предстают перед арбитром и выносится правильное решение, Второй  Обетованного Мессии, Хазрат Мирза Башируддин Махмуд Ахмад учредил институт Дар-уль-Казы (или Дар-уль-Када – арбитражный совет) в 1919 году.

 

С самого начала Хазрат Мирза Башируддин Махмуд Ахмад  издал подробные инструкции для Дар-уль-Каза, задачей которого было разрешение конфликтов, возникающих в связи с повседневными делами (гражданского характера) членов Общины. По уголовным делам он с самого начала дал указание сторонам обращаться в суды страны. Однако гражданские дела рассматриваются в Дар-уль-Каз ахмадийцами, которые подчиняются его решению.

Основатель Дар-уль-Каза в Ахмадийской общине Хазрат Мирза Башируддин Махмуд Ахмад так описал ее философию:

«Есть определенные области исламского права, которые вторгаются в правовую и политическую систему, но правительство не требует, чтобы их рассматривали как таковые. Например, в Кадиане есть офис казы, где правительство само дало разрешение на внутреннее урегулирование таких случаев и, как правило, не вмешивается в дела, которые по закону не требуют участия полиции.

Поэтому наш долг – установить в Сообществе процедуру разрешения конфликтов в соответствии с исламским правом в вопросах, в которые правительство не вмешивается и в отношении которых правительство предоставило нам свободу решать любым способом, который мы сочтем нужным. И если мы способны установить часть системы божественного закона, но воздерживаемся от этого, то это, по сути, будет означать, что мы оскверняем систему исламского права. Итак, теперь мы должны предпринять практические шаги для достижения этой очень важной и необходимой цели, которую Всемогущий Бог возложил на наше усмотрение, и не должны обращать внимания на слабость или спотыкание любого человека в Сообществе». (Инкилаб-и-Хакики, Анвар-уль-Улум, Том 15, стр. 106).

Процедуры Дар-уль-Каза

Доступ к этой арбитражной системе в Ахмадийском джамаате полностью бесплатный, и Дар-уль-Каза не получает никакого вознаграждения от сторон.

Для доступа к этой системе арбитража не требуется никакой специальной формы или заявления на каком-либо специальном типе бумаги. Заявка подается в письменном виде, и система начинает работать. Следует отметить, что эта правовая система выполняет функции арбитража и посредничества, которые осуществляются только в том случае, если обе стороны в письменной форме соглашаются обратиться за помощью к этой системе.

На первом этапе разбирательства стороны представляют свое дело арбитру (кази), назначенному Дар-уль-Казой. Это слушание может проходить в течение одного заседания, но может быть растянуто на несколько, в зависимости от характера и сложности дела.

Поскольку обе стороны с самого начала заключили письменное соглашение, решение Дар-уль-Казы в принципе приемлемо для обеих. Если обе или одна из сторон чувствуют необходимость обжаловать решение, они могут это сделать, и дело передается в апелляционный арбитражный суд (мурафа-а-ула). Если какая-либо из сторон по-прежнему считает необходимым обжаловать решение, принятое мурафа-и-улой, дело передается в высший арбитражный суд (мурафа-и-алия), то есть коллегию, в которой участвующие арбитры принимают решения на основе свидетельских показаний и доказательств по всему миру. снова.

(Обычно мурафа-и-ула предшествует мурафа-и-алии. Однако, чтобы ускорить разрешение супружеских конфликтов, мурафа-и-алия проводится непосредственно после первого арбитра [кази-и-аваль].)

Если несогласие одной из сторон или обеих сторон все еще сохраняется, они могут обратиться к Хазрату Халифатулу Масиху, главе всей ахмадийской общины. Если Хазрат Халифатул Масих заметит какие-либо недостатки в деле или в том, как оно было рассмотрено (собранные из доказательств и других подтверждающих материалов в деле), он может попросить Дар-уль-Каза пересмотреть все дело.

На этом этапе Хазрат Халифатул Масих, рассмотрев дело, может оставить решение в силе или поручить Дар-уль-Каза внести необходимые поправки.

Уголовные преступления и Дар-уль-Каза

По всем вопросам, связанным с уголовными преступлениями, необходимо в первую очередь обращаться в правоохранительные органы и требовать соблюдения юридической процедуры в соответствии с рекомендациями властей в соответствии с законодательством страны. В такие вопросы Дар-уль-Каза никоим образом не вмешивается ни на каком этапе, и все эти шаги определяются в соответствии с законами страны.

Например, если дом Ахмади будет ограблен, ожидается, что Ахмади не свяжется с Дар-уль-Каза. Они автоматически узнают, что должны немедленно обратиться в полицию, следовать их инструкциям, сотрудничать с законом страны, а затем подчиниться результату.

Во всех делах криминального характера ни один ахмади не пошел бы и не пожаловался непосредственно Халифатулу Масих. Однако они могут просить о молитвах на аудиенции или в письме, или просить совета и следовать ему.

Те, кто присылает Хазрату Халифатул Масиху подробности своих текущих дел в письменном виде или представляет их во время аудиенции, все являются свидетелями того факта, что Хазрат Халифатул Масих никогда не выносит суждения по делу и всегда советует сотрудничать с законом страны.

Некоторые указания от Хазрата Мирзы Масрура Ахмада, Халифатула Масиха Ваа относительно Дар-уль-Каза

С самого начала Дар-уль-Казы и по сей день все хулафа (множественное число от Халифа) призывали Дар-уль-Каза разрешать конфликты в свете исламских учений. Они внимательно следили за кодексом Дар-уль-Казы, чтобы не было сформулировано ни одного принципа, противоречащего исламской системе божественного закона.

Хазрат Халифатул Масих стремится к тому, чтобы ни одно слово Дар-уль-Казы не было таким, которое могло бы задеть самолюбие сторон. Однажды Хазрат Мирза Масрур Ахмад, Халифатул Масих , дал указание назиму (ответственному должностному лицу) Дар-уль-Каза:

“Проинструктируйте арбитров использовать в своих суждениях слова, которые, как правило, никого не оскорбляют”. (Наставление Хазрата Халифатула Масиха Ваа назиму Дар-уль-Каза)

 

В самые первые дни своего халифата, в 2003 году, Хазрат Мирза Масрур Ахмад обратился к сотрудникам  Дар-уль-Казы и сказал:

«У нас есть  «каза»  в джамаате, как на местном, так и на центральном уровне. Дела Дар-уль-Каза также таковы, что каждый арбитр должен отправляться в на свое дело беспристрастно и с молитвами. Ни у одной из сторон никогда не должно создаться впечатление, что арбитр более внимательно слушал другую, или что их позиция не была полностью учтена в решении, или что другой стороне были оказаны какие-либо услуги. Даже при том, что лицо, в отношении которого выносится решение, обычно подает жалобу, дело самого арбитра должно быть абсолютно безупречным. Святой Пророк сказал, что судья, который принял решение после тщательного расследования и чье решение оказалось правильным, получит две награды, а если он вынесет неправильное решение, несмотря на все свои усилия, он получит одну награду за свои усилия и добрые намерения.” (Сахих аль-Бухари, Китаб аль-Итисам, Баб Аджр аль-хаким ид иджтахада фа-асаба ау ахтаа) (Пятничная проповедь, прочитанная Хазратом Халифатулом Масихом Ваа, 5 декабря 2003 года)

Последние два десятилетия показали, что Хазрат Мирза Масрур Ахмад, Халифатул Масих Ваа, считал установление справедливости на всех уровнях общества предвестником мира и решительно донес это послание не только до членов Джамаата, но и до мировых лидеров. Например, он сказал:

«Аллах Всемогущий повелел правосудие, а правосудие – это то, что необходимо установить во всем; от основной ячейки общества, то есть дома, до международных дел. Это именно то, что может принести мир во всем мире на всех уровнях». (Пятничная проповедь, 25 октября 2013 года, Хутбат-и-Масрур, Том 11, стр. 586)

В свете того же исламского учения он сказал в директиве Дар-уль-Каза:

«Задача Каза заключается только в защите прав. Так что просто убедитесь, что права защищены». (Хазрат Халифатул Масих В ке Казай Фейслай ва Иршадат, Том 1, стр. 400)

За последние два десятилетия сотни конфликтов были переданы Хазрату Мирзе Масруру Ахмаду, Халифатулу Масиху , в порядке апелляции, и он гарантировал, что права невиновных не нарушаются. Если, в соответствии с сунной (практикой) Святого Пророка, прощение может привести к исправлению, он напомнил заявителю об этом варианте. В тех случаях, когда было установлено, что преступник проявил жестокость, он поручил Дар-уль-Казе обеспечить, чтобы невиновный получил компенсацию и правосудие восторжествовало как над невиновным, так и над преступником. Мы должны напомнить всем, что Хазрат Халифатул Масих не принимает решения по каким-либо вопросам уголовного характера, а только по гражданским делам, которые проходят через его рассмотрение.

Однако для того, чтобы реальная арбитражная система была успешной, также необходимо, чтобы она основывалась на четко определенной юрисдикции. Это, в случае Дар-уль-Казы, установлено в соответствии с исламским правом и контролируется Хазратом Халифатулом Масихом. Это гарантирует, что “Дар-уль-Каза” будет функционировать независимо в рамках своих полномочий.

Один член общины написал об их случае Хазрату Мирзе Масруру Ахмадаа, прося его совета. Ответ Хузоораа приведен ниже:

“Я получил ваше письмо. Ваше дело все еще находится на рассмотрении в «Каза», и я не вмешиваюсь в дела «каза». Да поможет вам Аллах праведно сотрудничать с Каза в этом вопросе. Амин.” (Там же, стр. 404)

Это означает, что до тех пор, пока дело не пройдет все стадии и не достигнет стадии, когда стороны могут обратиться к Хазрату Халифатулу Масиху, Хузур разрешил правовой системе свободно продолжать действовать в рамках своей юрисдикции.

Здесь важно повторить, что дела, представленные Дар-уль-Казе, не относятся к уголовным преступлениям, решение по которым всегда принимает закон страны; это общеизвестно для каждого ахмади. Приведенный выше пример ограбления достаточен, чтобы доказать это.

Дар-уль-Каза: Первая точка отсчета

Среди членов ахмадийской общины широко известно, что в случае возникновения конфликта они могут связаться с Дар-уль-Каза и передать свое дело на рассмотрение в соответствии с шагами, описанными выше.

Поскольку сама цель этого учреждения заключается в обеспечении справедливости и беспристрастности, каждое дело, представленное на его рассмотрение, тщательно рассматривается.

Даже если человек представит свое дело Хазрату Халифатулу Масиху, Хузораа поручит ему сначала связаться с Дар-уль-Казой, чтобы обеспечить защиту прав как истца, так и ответчика.

Давайте возьмем пример женщины, которая жалуется непосредственно Хазрату Халифатулу Масиху на то, что ее муж не заботится о ней и их детях и тратит их богатство только на себя. Хазрат Халифатул Масих, любезно давая советы ей и ее мужу, также направит ее передать свое дело в Дар-уль-Каза, чтобы все детали дела могли быть представлены арбитру и было обеспечено беспристрастное решение.

Когда дело передается Хазрату Халифатулу Масиху, которое не является гражданским конфликтом, но подпадает под уголовное законодательство, существует постоянная инструкция о том, что оно должно быть направлено в правоохранительные органы страны. Мы уже говорили выше, что это постоянная инструкция, которую не нужно повторять каждый раз. Однако никогда не следует пренебрегать следующей заповедью Священного Корана:

وَ لَا تَقۡرَبُوا الۡفَوَاحِشَ مَا ظَہَرَ مِنۡہَا وَ مَا بَطَنَ

«[…] и чтобы вы не совершали грязных дел, открытых или тайных». (Сура аль-Анам, глава 6: Стих152)

Хадис  Сунана Аби Дауда говорит нам, что Благословенный  Пророк сказал:

إِنَّ اللّٰهَ لاَ يُحِبُّ الْفَاحِشَ الْمُتَفَحِّشَ

«Аллах не любит тех, кто непристойен и вульгарен».

Таким образом, если обвинения носят уголовный характер и представлены в соответствии с законом страны, но распространяют непристойности, если обсуждаются публично, то Хазрат Халифатул Масих, как ведущий сторонник исламского учения, может посоветовать, чтобы непристойности не были обнародованы, поскольку это никому не приносит пользы, но вредит обществу в целом. Это, однако, не означает, что этот вопрос не должен регулироваться законодательством государства.

Аналогичным образом, если Хазрат Халифатул Масих советует кому-либо не подавать или не рассматривать дело на базе джамаата (из-за его криминального характера), было бы неправильно подразумевать, что его совет означает полное прекращение дела. Выбор истца по-прежнему останется один  – следовать закону страны.

Следовательно, система правосудия Ахмадии направлена на то, чтобы гарантировать отправление правосудия под надзором Хазрата Халифатула Масихаа. Тысячи людей извлекают выгоду из этой системы правосудия. Однако в случаях уголовного характера ахмадийцам рекомендуется добиваться правосудия в соответствии с законом страны.

Примечание: Это общее введение в систему в целом. Ахмадийцы должны напрямую обращаться за советом по отдельным вопросам и исключениям к Дар-уль-Казе.

Al-Hakam

СВЯЗАННЫЕ ПОСТЫ

Оставить комментарий

Этот веб-сайт использует файлы cookie для улучшения вашего опыта. Мы будем считать, что вы согласны с этим, но вы можете отказаться, если хотите. Принимать