Главная Ислам и Современность «Ислам с афганской спецификой», или что ждать от талибов?

«Ислам с афганской спецификой», или что ждать от талибов?

через Времея и Мир
18

 

Заявление представителя Талибов Захибуллы Муджахида в Кабуле об исполняющих обязанности министров кабинета министров в новом временном правительстве Исламского эмирата Афганистан уже произвело большой взрыв: оно привело в ярость как НАТОстан, так и «глубинное государство» ( определение для тайных структур, реально управляющих государством) США.

Это полностью мужской, в подавляющем большинстве пуштунский (есть один узбек и один таджик) кабинет министров, по сути,  представляющий «старую гвардию» талибов. Все 33 назначенца являются членами движения “Талибан”.

Исполняющим обязанности премьер – министра будет Мохаммад Хасан Ахунд – глава “Талибана Ребари Шура”, или руководящего совета, вот уже  20 лет. Для всех практических целей Ахунд объявлен террористом ООН и ЕС и находится под санкциями Совета Безопасности ООН.

Ни для кого не секрет, что Вашингтон клеймит некоторые группировки талибов как иностранные террористические организации и вводит санкции в отношении всего Талибана как «особо отмеченной назначенной глобальной террористической” организации.

Важно подчеркнуть, что Химатулла Ахундзада, верховный лидер талибов с 2016 года, является амиром аль-моминин («командующим правоверных»). Он не может быть премьер – министром; его роль-роль высшего духовного лидера, определяющего ориентиры для Исламского эмирата и посредника в спорах, включая политику.

Ахунзада опубликовал заявление, в котором говорится, что новое правительство “будет упорно работать над соблюдением исламских правил и законов шариата в стране «и обеспечит “прочный мир, процветание и развитие». Он добавил: “Люди не должны пытаться покинуть страну”.

Пресс-секретарь Муджахид постарался подчеркнуть, что этот новый кабинет министров является всего лишь «техническим» правительством. Это означает, что одним из следующих больших шагов будет разработка новой конституции. Талибы “попытаются забрать людей из других частей страны”, подразумевая, что должности для женщин и шиитов все еще могут быть открыты, но не на высшем уровне.

Соучредитель движения «Талибан» Абдул Гани Барадар, который до сих пор был дипломатически занят в качестве главы политического офиса в Дохе, станет заместителем премьер-министра. Он был соучредителем движения «Талибан» в 1994 году и близким другом муллы Омара, который в первую очередь называл его барадар (“брат”).

Предсказуемый поток истерии был встречен назначением Сираджуддина Хаккани исполняющим обязанности министра внутренних дел. В конце концов, сын основателя Хаккани Джалалуддина, одного из трех заместителей эмира и военного командира талибов с жестокой репутацией, получил награду ФБР США в размере 10 миллионов долларов за свою голову.

Это может быть главной задачей нового правительства: не допустить, чтобы Сираджуддин и его отвязные  парни вели себя средневеково в непуштунских районах Афганистана, и, прежде всего, убедиться, что Хаккани оборвали любые связи с отрядами джихада.

Это непременное условие, установленное китайско-российским стратегическим партнерством для поддержки политического, дипломатического и экономического развития.

Внешняя политика будет гораздо более сговорчивой. Амир Хан Муттаки, также сотрудник политического офиса в Дохе, будет исполняющим обязанности министра иностранных дел, а его заместителем станет Абас Станикзай, который выступает за теплые отношения с Вашингтоном и права афганских религиозных меньшинств.

Исполняющим обязанности министра обороны будет мулла Мохаммад Якуб, сын муллы Омара.

Пока единственными непуштунами являются Абдул Салам Ханафи, узбек, назначенный вторым заместителем премьер-министра, и Кари Мухаммад Ханиф, таджик, исполняющий обязанности министра экономики,  а это очень важный пост.

Дао терпения

Революция Талибов уже поразила стены Кабула, которые быстро окрашиваются в белый цвет с надписями из куфических букв ( куфический стиль- один из стилей написания  арабских букв- ВиМ). Одна из них гласит: «Для исламской системы и независимости вы должны пройти испытания и оставаться терпеливыми».

 

Это вполне даосское утверждение: стремление к равновесию в направлении реальной “исламской” системы. Это дает решающее представление о том, чего может хотеть руководство Талибов: поскольку исламская теория допускает эволюцию, новая система Афганистана обязательно будет уникальной, сильно отличающейся, например, от катарской или иранской.

В исламской правовой традиции, которой прямо или косвенно следовали правители тюрко-персидских государств на протяжении веков, восстание против мусульманского правителя является незаконным, поскольку оно создает фитну (подстрекательство к мятежу, конфликт). Это уже было основанием для подавления фальшивого “сопротивления” в Панджшере, возглавляемого бывшим вице-президентом и агентом ЦРУ Амруллой Салехом.

Талибы попытались провести серьезные переговоры, направив в Панджшер делегацию из 40 исламских ученых.

Но затем разведка Талибов установила, что Ахмад Масуд, чей отец, легендарный Лев Панджшера, был убит за два дня до 11 сентября, действовал по приказу французской и израильской разведки. И это решило его судьбу: он не только создавал фитну, он был иностранным агентом. Его партнер Салех, фактический лидер «сопротивления», бежал на вертолете в Таджикистан.

Интересно отметить параллель между исламской правовой традицией и «Левиафаном» Гоббса, который оправдывает абсолютистских  правителей. Гоббсовский талибан: это серьезная исследовательская тема для страны мозговых центров США.

Талибы также следуют правилу, согласно которому победа в войне – а нет ничего более впечатляющего, чем победа над объединенной мощью НАТО, – обеспечивает бесспорную политическую власть, хотя это не отменяет стратегических альянсов. Мы уже видели это с точки зрения того, как умеренный политический талибан, базирующийся в Дохе, приспосабливается к Хаккани-чрезвычайно  радикальному клану.

Абдул Хаккани будет исполняющим обязанности министра высшего образования; Наджибулла Хаккани будет министром связи; и Халил Хаккани, до сих пор крайне активный в качестве временного главы службы безопасности в Кабуле, будет министром по делам беженцев.

Следующий шаг будет намного сложнее: убедить городское образованное население в крупных городах – Кабуле, Герате, Мазари-Шарифе-не только в их легитимности, приобретенной на передовой, но и в том, что они сокрушат коррумпированную городскую элиту, которая грабила страну в течение последних 20 лет.

 

Полный список из 33 назначенцев.

И все это при участии в заслуживающем доверия, отвечающем национальным интересам процессе улучшения жизни обычных афганцев в условиях новой исламской системы. Крайне важно будет посмотреть, какую практическую и финансовую помощь предложит эмир Катара.

В новом кабинете министров есть элементы пуштунской джирги (собрания племен). Я был в нескольких из них , и мне интересно посмотреть, как это работает. Все садятся в круг, чтобы избежать иерархии – пусть даже символической. Каждый имеет право высказать свое мнение. Это неизбежно приводит к созданию союзов.

Переговоры о формировании правительства вели в Кабуле бывший президент Хамид Карзай – что особенно важно, пуштун из небольшого клана Дуррани, Попалзай – и Абдулла Абдулла, таджик и бывший глава Совета по национальному примирению.

Талибы действительно прислушались к ним, но, в конце концов, они де-факто выбрали то, что решила их собственная джирга.

Пуштуны чрезвычайно свирепы, когда дело доходит до защиты своих исламских убеждений. Они верят, что их легендарный предок-основатель, Кайс Абдул Рашид, принял ислам при жизни пророка Мухаммеда, а затем пуштуны стали сильнейшими защитниками веры во всем мире.

 

Тем не менее, это не совсем так, как это происходило в истории. Начиная с 7 века и далее, ислам преобладал только от Герата на западе до легендарного Балха на севере вплоть до Центральной Азии и на юге между Систаном и Кандагаром.

Горы Гиндукуша и коридор из Кабула в Пешавар веками сопротивлялись исламу. Кабул, по сути, был индуистским королевством еще в 11 веке. Потребовалось целых пять столетий, чтобы основные пуштунские земли приняли ислам.

Ислам с афганскими особенностями

Короче говоря, чрезвычайно сложная история: талибы родились в 1994 году через искусственную границу между Афганистаном и пакистанским Белуджистаном как движение пуштунов, которые учились в медресе «Деобанди» в Пакистане.

Все лидеры афганских талибов имели очень тесные связи с пакистанскими религиозными партиями. Во время антисоветского джихада 1980-х годов многие из этих талибов («студентов») в нескольких медресе работали бок о бок с моджахедами, защищая ислам в Афганистане от неверных.

Весь процесс проходил через политический истеблишмент Пешавара – под наблюдением пакистанской ISI, при огромном участии ЦРУ и цунами наличных денег и потенциальных джихадистов, поступающих из Саудовской Аравии и всего арабского мира.

Когда они, наконец, захватили власть в 1994 году в Кандагаре и в 1996 году в Кабуле, талибы проявили себя

как пестрая команда мелких священнослужителей и беженцев, вложивших средства в своего рода дурацкую реформацию Афганистана – религиозную и культурную – когда они создали то, что они считали чистым салафитским исламским эмиратом.

Я видел, как это работает на месте. Каким бы безумным это ни было, это привело к появлению новой политической силы в Афганистане. Талибы были очень популярны на юге, потому что они обещали безопасность после кровавой гражданской войны 1992-1995 годов.

Полностью радикальная исламистская идеология пришла позже – с катастрофическими результатами, особенно в больших городах. Но не в сельской местности, где ведется натуральное сельское хозяйство, потому что социальные взгляды талибов просто отражали сельскую афганскую практику.

 

Талибы установили салафитский ислам в стиле 7-го века, пересекающийся с кодексом пуштунвали. Огромной ошибкой было их отвращение к суфизму и его почитанию святынь – чему-то чрезвычайно популярному в исламском Афганистане на протяжении веков.

Еще слишком рано говорить о том, как Талибан 2.0 будет играть на головокружительно сложной, формирующейся шахматной доске евразийской интеграции. Но внутренне более мудрый, более искушенный в социальных сетях талибан, похоже, осознает, что он не может позволить себе повторить ужасные ошибки 1996-2001 годов.

Дэн Сяопин заложил основы социализма с китайскими особенностями. Одна из величайших геополитических проблем в будущем будет заключаться в том, смогут ли талибы 2.0 сформировать ислам устойчивого развития с афганскими особенностями/

Автор- Пепе Эскобар    Asia Times

СВЯЗАННЫЕ ПОСТЫ

Этот веб-сайт использует файлы cookie для улучшения вашего опыта. Мы будем считать, что вы согласны с этим, но вы можете отказаться, если хотите. Принимать