Главная Ислам и Современность Ахмад Куфтаро- муфтий единства и диалога

Ахмад Куфтаро- муфтий единства и диалога

через Времея и Мир
15

 

Удивительный народ курды с точки зрения религиозной или, точнее, духовной ментальности. Его представители или демонстрируют атеизм, секуляризм и либерализм в отношении религии такой, что западные либералы «отдыхают», или же дают миру по настоящему значимых религиозных  ученых и деятелей. Можно вспомнить только в новейшее время Саида Нурси( Курди), и несколько других имен, средикоторых – бывший верховный муфтий Сирии Ахмад Куфтаро.

Ахмад Куфтаро родился в 1915 году в Дамаске. Правда, точная дата его рождения не установлена и колеблется не только на уровне дней и месяцев, но также и лет. Возможно реальная дата его рождения лежит где-то между 1912 и 1915  гг.

Семья Куфтаро своими корнями уходит в район Омерли, турецкой  провинции  Мардин, откуда она в 1878 году переехала в Дамаск, где поселилась в квартале Абу ан-Нур (по названию квартальной мечети). Отец Ахмада, Амин получил образование в медресе, после чего служил в дамасской мечети Саид –паша. Позднее он стал мюридом -учеником курдского суфийского наставника тариката накшбандийя Исы аль-Курди, от которого получил «иджазу» (разрешение) на собственное духовное наставничество. Вскоре Амин Куфтаро  стал муршидом (главой) всех накшбандийя в Сирии.

Крупнейший в суннитском исламе суфийский тарикат «накшбандийя» сформировался в  XIV веке. Его основателем был Бахауддин Накшбанди из селения Каср-и- Арифан близ Бухары. Ядром практики суфиев-накшбанди является  молчаливый «тихий» зикр( мысленное поминание имени Аллаха по четкам из 99 бусин. Число 99 в мусульманской мистике считается сакральным, так как по ее учению у Аллаха есть 99 «хасма альусма»- прекрасных имен). Среди доктринальных принципов накшбандийцев также- строгое следование Корану и Сунне, соблюдение шариата, а также сотрудничество с властями с тем, чтобы влиять на их действия в отношении масс граждан. Основные принципы мистической практики –  «вукуф –и-замани (остановка времени), означающий, что необходимо дорожить временем и выверять каждый свой шаг, «вукуф и адади» (счет)- концентрация на самом зикре, а неколичестве того, сколько раз было произнесено имя Всевышнего и «вукуф-и-кальби (остановка сердца)- такая сконцентрированность на зикре, чтобы в душе и разуме не оставалось места ни для чего другого.

Мы так подробно остановились на учении тариката накшбандийя, потому что взгляды  героя нашего сегодняшнего повествования сформировались в духовной среде этого тариката. Кроме того, в конце 30-х годов прошлого века, Ахмад Куфтаро с благословения отца  занял его место наставника сирийских накшбанди.

Еще будучи совсем молодым человеком Ахмад Куфтаро развил активную деятельность по объединению сирийской уммы. В  1944 году по его инициативе была создана Ассоциация улемов (исламских ученых) . В 1948 году шейх уехал в Кунейтру, где работал учителем религии при местной мечети. В Дамаск  он вернулся в 1950 году. Здесь он стал членом Высшего Совета по фетвам при тогдашнем главе Сирии, полковнике Адибе аш-Шишакли, также курде по национальности ( его политическая биография ранее была опубликована на страницах RiaTaza). В 1952 году Куфтаро становится муфтием для сирийских мусульман шафиитского мазхаба ( каждая из четырех мусульманских богословско-правовых школ (мазхабов)-ханафи, шафии, малики и ханбали- должна иметь своего отдельного муфтия, поскольку муфтий, в буквальном переводе, это богослов, могущий издавать фетвы

С 1955 года Куфтаро окончательно связывает себя с партией Баас. Есть сведения, что он поддерживал баасистов  на выборах 1955 года. Это возможно и обеспечило его дальнейшую карьеру.

В 1964 году, 26 октября в министерстве вакфов и религиозных дел собралась комиссия из 36 мусульманских шейхов и улемов для выборов нового Верховного муфтия Сирии. Кандидатов было два: арабский мусульманский ученый, популярный в народе Хасан Хабаннака аль-Мидани. Куфтаро победил с преимуществом в один голос и с тех пор оставался Верховным муфтием страны, вплоть до своей кончины, пережив семерых президентов Сирии.

Может возникнуть мысль о том, что наш сегодняшний герой несколько «специйфичен» и служил баасистской диктатуре. Но тогда надо вернуться на несколько абзацев выше, еще перечитав строки об отношении суфийской накшбандийской духовности к светской политической власти. А куфтаро удалось, избегая политизации сирийской суннитской уммы, привнести в нее новый поток именно духовного и образовательного плана.

Здесь уместно напомнить, что отношение баасистов в Сирии и других странах к исламу, отличается, например, от отношения к религии турецких кемалистов. Эти последние, как известно, провели радикальную деклерикализацию почти что по советской модели. Иное дело баасисты. Они сделали ставку на деполитизацию ислама, но отнюдь не на тотальное изгнание религии из общества. В Конституции Сирии, например, оговорено, что в ее основе лежат принципы шариата, что президентом страны может быть только представитель религиозного большинства страны – мусульманин-суннит ( поэтому и старший, и младший Асад де-юре вышли из алавизма, и практикуют ислам суннитского толка). Шариат, хоть и ограниченно применяется и в практическом правовом поле, регулируя богослужебную практику и семейно-брачные отношения.

И Ахмад Куфтаро очень органично вписался в эту ситуацию, посколько его жизненным призванием  стало исламское образовние и просвещение, а отнюдь не политический ислам или высокое мусульманское богословие. Делом его жизни стало превращение мечети Абу Нур в курдском квартале Дамаска в мусульманский образовательный центр сначала общенационального, а позднее и международного масштаба. В этой мечети будущий верховный муфтий с начала 60-х годов, вел по четвергам уроки религии, а по пятницам читал «хутбы» (проповеди), на которые собиралось до 2 тыс. верующих, мужчин и женщин.

С начала 70-х годов ранее глинобитная небольшая мечеть Абу Нур превратилась в современный семиэтажный учебно-молитвенный комплекс с двумя 65- метровыми минкаретами. Мечеть стала центром «официального» ислама Сирии, а так же пропаганды суфизма, ориентированного на нормы шариата ( помимо суфизма,последователи которого считают, что его практика возможна исключительно  в рамках религии ислама, есть также т.н. «персидский» или «хоросанский» суфизм, считающие, что суфийская традиция шире рамок любой религии).

Интересно, что когда в 1987 году  режим тогдашнего президента Хафеза Асада  прнял решение о закрытии религиозных школ, включая и институт Абу Нур, за день до предполагаемой даты закрытия, верховный муфтий переименовал его  в «Институт аль-Асада по изучению Корана». Тогда же был открыт отдельный «Институт арабского языка имени шейха Амина Куфтаро».  Таким образом удалось не только сохранить учебное заведение, но и развить его. Сегодня Абу Нур –  это уже международная сеть с четырьмя институтами за пределами Сирии. Здесь не препадают академическую теологию и другие науки, как, например, в каирском аль-Азхаре, но  арабский язык с упором на его религиозную составляющую, даже если не захочешь – выучишь. Правда, когда идешь на дамасский «сукк» (базар) и начинаешь говорить на «своем арабском», торговцы предпочитают отвечать на «своем английском». Две последние фразы – личные впечатления автора от двухмесячного пребывания в институте Абу Нур в 2006 году.

Ахмад Куфтаро был последовательным сторонником внутриисламского единства и межрелигиозного диалога. Незадолго до своей кончины в 2004 году  он подписал, инициированную королем Иордании Абдаллой II  «Аммнаскую декларацию», призывавшую к большему единению мировой уммы и содержащую исчерпывающий список течений и школ ислама, могущие в полной мере считаться «исламскими» и «мусульманскими». В 1985 году муфтий встретился с  Папой Римским  Иоанном Павлом  II. А лично автору запомнилось выступление Ахмада Куфтаро выступление в конце 90-х гг на межрелигиозной конференции в Сеуле. Тогда впервые из уст мусульманского священнослужителя, причем высокого ранга, я услышал фразу о том, что у христиан, мусульман и иудеев разные религии, но одна вера. И вплоть до нашего времени официальная сирийская религиозная администрация действует на основании этого принципа.

Скончался Ахмад   Куфтаро 1 сентября 2004 года в возрасте 89 лет.

Валерий Емельянов ИАЦ   «Время и мир»

СВЯЗАННЫЕ ПОСТЫ

Этот веб-сайт использует файлы cookie для улучшения вашего опыта. Мы будем считать, что вы согласны с этим, но вы можете отказаться, если хотите. Принимать