Главная Мир сегодня Кризис идентичности Бангладеш: Быть или не быть секулярным государством?

Кризис идентичности Бангладеш: Быть или не быть секулярным государством?

через Времея и Мир
0 комментарий 35

 

Через пару недель Бангладеш будет отмечать золотой юбилей своей победы в освободительной войне против Пакистана. Пятьдесят лет прошло с тех пор, как она стала независимой, и светские националистические силы одержали верх над религиозными в войне. Однако Бангладеш не смогла обеспечить свой секуляризм.

Споры о светской национальной идентичности страны, основополагающем принципе государства, продолжаются до сих пор. Некоторые утверждают, что секуляризм был навязан стране сверху. Согласно этому аргументу, политическое давление, особенно со стороны Индии из-за ее поддержки Бангладеш во время освободительной войны, сыграло важную роль в определении светской идентичности Бангладеш. Но также, как утверждают некоторые ученые, светскость стала основополагающим принципом страны благодаря светскоязычному бенгальскому националистическому движению в период 1947-71 годов.

В отличие от западной концепции секуляризма, где государство отделено или дистанцируется от церкви/религии, бангладешский секуляризм переводится в Дхарманирапеккхату (религиозный нейтралитет). Бангладешское государство не отмежевывается от религии; скорее, оно признает роль религии в общественных сферах. Но при этом   в глазах государства все религии равны.

Вот почему шейх Муджибур Рахман «Бангабандху», отец нации и первый президент независимого Бангладеш, разрешил транслировать стихи из священных текстов четырех основных религий страны по национальному телевидению и радио.

Воплотила ли Бангладеш на практике свою идею светскости как религиозного нейтралитета? Поддерживали ли сменявшие друг друга режимы религиозный нейтралитет или Дхарманирапекхату? Мой ответ – нет.

Сама идея религиозного нейтралитета была разрушена мажоритарной оппортунистической политической культурой в Бангладеш. Военные режимы после 1975 года использовали религиозные чувства, установив ислам в качестве руководящего принципа, чтобы заручиться поддержкой населения и преодолеть кризис легитимности.

Даже демократические режимы прибегали к таким уловкам; использование исламских фраз в Конституции продолжается.

Две основные политические партии Бангладеш, Народная лига и Националистическая партия Бангладеш, разыграли «исламскую карту», чтобы прийти к власти. В дополнение к объединению с исламистскими организациями и партиями, они уступили им роль «создателя королей». Исламисты даже были назначены министрами кабинета министров.

 

 

На всеобщих выборах 2008 года Лига Авами пришла к власти с абсолютным большинством голосов. Он оспорил выборы, пообещав, что они вернут секуляризм, как это было в первоначальной конституции Бангладеш. В первоначальной конституции светскость была основополагающим принципом. Впоследствии с этим было покончено, и такие фразы, как «Абсолютная вера и доверие Всемогущему Аллаху», вошли в конституцию страны.

В соответствии со своим предвыборным обещанием правительство Народной лиги восстановило светскость, но сохранило ислам в качестве государственной религии в 2011 году.

Двусмысленность Авами-лиги в отношении секуляризма и ислама свидетельствует о поляризованном характере бангладешского общества. Это стало очевидным во время Гоноджагаран Манчо (Этап пробуждения народа) или движения Шахбаг, которое призывало выносить смертный приговор военным преступникам.

По мере того как движение набирало обороты в 2013 году, была проведена контрмобилизация, возглавляемая Хефазат-и-Ислам. Хефазат возник из исламистской реакции на движение Шахбаг и назвал своих сторонников атеистами и антиисламистами. Хефазат также нацелился на светских свободомыслящих писателей и блоггеров за пренебрежительные комментарии об исламе и Пророке и оказал давление на правительство Народной лиги, чтобы привлечь к ответственности тех, кто оскорбляет религиозные чувства.

Хефазат смог мобилизовать большое число сторонников для участия в своих маршах и сидячих забастовках в Дакке. Его уличная власть, парализовавшая жизнь в Дакке, потрясла правительство Народной лиги. Хотя она и применила силу для разгона исламистских активистов, Лига Авами также успокоила Хефазат и уступила некоторым из его требований.

Например, правительство признало степень исламского университета  «Кавми Даур» эквивалентной степени магистра. Он разбавил светское содержание школьных учебников и ввел законы о богохульстве. Он также переместил статую Леди Справедливости с фасада Верховного суда, поскольку Хефазат счел статую неисламской.

Правительство Народной лиги не только умиротворяет исламистов, но и мало что делает для защиты прав меньшинств. С 2013 года было совершено более 3600 нападений на индуистское меньшинство Бангладеш. Совсем недавно, в октябре 2021 года, по всей Бангладеш произошли нападения на индусов, их предприятия и храмы.

Правозащитники заявили, что в некоторых случаях правительство проигрывает судебные иски, поданные после нападений на меньшинства.

По иронии судьбы, именно Лига Авами, в то время возглавляемая шейхом Муджибуром Рахманом, привела Бангладеш к независимости 50 лет назад. К сожалению, по прошествии полувека Лига Авами, похоже, не справляется с защитой секуляризма Бангладеш.

Автор- Доктор  Мохаммад  Шафи Мостофа является доцентом кафедры мировых религий и культуры в Университете Дакки и адъюнкт-лектором в Университете Новой Англии, Австралия.

The Diplomat

Фото- намаз в священный месяц рамадан в центральной мечети столицы Бангладеш-Дакки

https://thediplomat.com/2021/12/bangladeshs-identity-crisis-to-be-or-not-to-be-secular/

СВЯЗАННЫЕ ПОСТЫ

Оставить комментарий

Этот веб-сайт использует файлы cookie для улучшения вашего опыта. Мы будем считать, что вы согласны с этим, но вы можете отказаться, если хотите. Принимать