Главная Мир сегодня Аналитика. Турция и кипрский вопрос.

Аналитика. Турция и кипрский вопрос.

через Времея и Мир
0 комментарий 31

 

Кипр традиционно играет важную роль в политике Турецкой Республики и является предметом длительного конфликта между Республика Кипр и самопровозглашенной Турецкой Республикой Северного Кипра , который в последние годы усилился. Это связано с включением Анкарой винструментов воздействия как в ее региональной, так и во внутренней политике. В оптике нынешних турецких властей спор об использовании кипрских месторождений природного газа, в сочетании с глубоким времена регион Средиземного моря, что совпадает с их растущими амбициями в порядке пересмотра регионального пограничного расклада (это касается морских границ и в пределах исключительных экономических зон). Консолидация влияния в TРСК и активное использование Анкары этой карты являются частью этой стратегии. Параллельно вопрос о все большей роли Турции на Кипре становится важным элементом внутренней политики-она позволяет расширять и объединять политические предпосылки властей. В результате их действия в отношении Кипра (и региона) составляют в последние годы причиной растущих разногласий с Европейским Союзом (ЕС) и государствами региона (в том числе союзниками НАТО), отрицательно rzutując на политические отношения между сторонами, а также приводит к инцидентов с участием их военных куртках. Фундаментальный характер этого спора, радикализация отношения Анкары, а также  напряженные отношения региональных соперников Турции создают риск дальнейшего роста напряженности турецко-ес вокруг острова и в регионе Средиземноморья.

Происхождение и специфика так называемой Турецкой Республики Северного Кипра

Кипр уже почти 50 лет остается ареной нерегулируемого и замороженного конфликта между кипрской Республикой и непризнанной ТРКП под протекторатом Турции . С момента обретения островом независимости в 1960 году (от Великобритании) Республика Кипр (тогда она еще включала весь остров) была ареной внутренних потрясений и борьбы между населяющими ее общинами греков (80% населения) и турок (20%). Уже в шестидесятые годы резко поднимался вопрос об объединении острова с Грецией. Эти стремления подпитывала тамошняя националистическая хунта так называемых. «черных майоров» (по аналогии с афинской военной хунтой, называемой в обиходе «черными полковниками), что в конечном итоге вдохновило переворот на Кипре. В результате эскалация напряженности, проявляясь, в частности, в нападениях греческих ополчений на недвижимости турецкие, привело к вооруженной интервенции турецкой армии в 1974 году. в защиту меньшинства урок-киприотов. В результате миротворческой миссии ООН произошло прекращение огня, повлекшее разделение острова на две части-северную, контролируемую Турцией, и южную, греческую. До 1975 года продолжалось и массовое переселение коренных турок с юга на север (всего ок. 50 тыс. человек) и переселения греков с оккупированных Турцией территорий (ок. 150 тыс.). Это привело к этнической гомогенизации обществ обеих частей острова. Отсутствие результатов переговоров между лидерами разделенных кипрских общин и перспектив примирения жителей острова привело в 1983 году к созданию так называемой Турецкой Республики Северного Кипра со столицей в Лефкоши (занимаемая турками часть Никосии – столицы Республики Кипр). Турция-единственное государство в мире, признающее ТРСК.

В связи с конфликтом турецкой и греческой общин на острове уже с 1964 года дислоцируются силы ООН (это одна из их самых длительных миссий), задача которых заключается в предотвращении этнической напряженности. После вооруженных столкновений в 1974 году, в рамках миссии  по решению кипрской  проблемы с согласия государств-гарантов-то есть Великобритании, Греции и Турции – представители обеих общин (Южной и северной частей острова) предприняли переговоры о прекращении спора под эгидой ООН (в вышеупомянутом формате, т. е. 5+1[1]). По идее, процесс должен привести к созданию на острове “двухпартийной и двухпартийной Федерации” . Однако с 2021 года Анкара требует урегулирования ситуации, признав существование на Кипре двух независимых государств.

Возникла в результате конфликта самозваная TРCК это квази-государство, зависит в значительной степени от Турции – экономически (продукты питания, питьевая вода, промышленные продукты, услуги, банковское дело – валютой является турецкая лира), финансово (в 2021 году. Анкара вложила в ее экономику сумма ок. 380 млн долларов), в военном отношении (в северной части острова дислоцируется контингент турецких вооруженных сил численностью ок. 30-40 тыс. солдат) ], социально (неофициально подсчитано, что с 1974 года в ТРКП мигрировало от 50 до 100 тыс. граждан Турецкой Республики и в значительной степени политически . Политическая сцена TРСК, как и в Турции, делится на кемалистские фракции, выступающие против исламской политики президента Реджепа Тайипа Эрдогана, и те, которые выступают за его правительство. За десятилетия-несмотря на многочисленные связи с Турцией-в ТРСК сформировалась специфическая модель автономии в отношении Анкары, в частности. власть могли осуществлять силы, критически относящиеся к правящей Турции АКП, которые также сохраняли большую самостоятельность в переговорах по урегулированию конфликта. Такое положение дел начало меняться в последние годы с активизацией турецкой политики в регионе, в том числе в результате участия Анкары в президентских выборах  на Северном Кипре  в 2020 году.

Турция против Кипра-главные проблемы

Кипрский вопрос является основным для политического лица Турецкой Республики – как в ее парадигме националистической ( это один из немногих вопросов, который  объединяет в  себе турецкую и северокипрскую  политическую сцены), так и в области общих предположений относительно места Турции в регионе и мире (систематический рост международных амбиций, происшедший  под властью ПСР). Защита турок и турецкого наследия вписывается в основополагающий миф Республики, который состоит в частности из  встроенного в историю убеждения в постоянной угрозе субъективности и целостности государства со стороны Запада, с особым акцентом на греческом «ревизионизме». Тема Кипра также постоянно возвращается в ключевые для Анкары (т. е. политики всех предыдущих правительств и почти всех партий) проблемах безопасности, таких как: международные споры о морских границах территориальных вод, оспариваемых  Анкарой милитаризация греческих островов через Афины, спор о delimitację континентального шельфа в Эгейском море, а также претензии до эксклюзивных морских экономических зон в Средиземном Море (WMSE). Таким образом, кипрский  вопрос в турецкой  политической  повестке дня является как фундаментальным вопросом идентичности, так и элементом государственной и национальной безопасности.

Спор о Кипре также является непреложным вызовом в отношениях Турции с ЕС. Республика Кипр принадлежит к государствам-членам Союза-формально и юридически представляет в содружестве весь остров, хотя механизмы членства в ЕС охватывают только южную его часть, подконтрольную грекам. Угроза вето Афин  на. расширение ЕС на 10 государств в 2004 году в случае отказа в вступлении республики Кипр и, как следствие, ее вступления в Союз привело к тому, что с тех пор на ее территории продолжается нерегулируемый конфликт. Ситуация вокруг этого вопроса уже почти два десятилетия является постоянной точкой спора между Брюсселем и Анкарой.

С началом в первом десятилетии XXI века добычи природного газа со значительных месторождений в Восточном Средиземноморье в политическое измерение кипрской проблемы пришла конкуренция за энергетические интересы. Перспектива возможности эксплуатации этих месторождений, радует Aнкару  с точки зрения повторной постановки  вопроса demarkację эксклюзивных морских экономических зон в Средиземном Море. Также обострился конфликт  о морским границам и территориальным водам между Анкарой  и Афинами в Эгейском море. Турецкое исследование размеров газовых ресурсов сопровождается милитаризацией этих действий (поддержка и защита со стороны ВМФ, отправка разведывательных кораблей под ее конвоем). Они встречают симметричный отклик со стороны морских судов Греции и Франции. В результате – как и напряженность вокруг Сирии, Ливии или турецкого сотрудничества с Россия-нынешняя ситуация способствовала значительному ухудшению отношений Турции со странами-членами ЕС / НАТО (т. е., прежде всего, Грецией и Францией), а также активизации военного сотрудничества Афин с Вашингтоном.

Внутреннее измерение кипрского вопроса.

С момента выборов в 2015 году. и вступление в коалицию с ПСР ultranacjonalistyczną Партия Национального Действия (MHP), а еще сильнее после приглушенным путча в 2016 году. в турецкой политике сильно возросло значение  cуверенностремительных и националистических тенденций на основе знаменитого тезиса «Эрдогана»: @одна нация, один флаг, одна родина, одно государство@. Эта фраза, называемая политикой новой Турции, позволяла АКП расширять политическую базу, укреплять националистов, а также поддерживать саму себя у власти. Таким образом, дело Кипра стало естественной и несущей нитью во внутренней игре – особенно с момента вступления в должность президента так называемой ТРСК проанкарского  политика Эрсина Татара в октябре 2020 г.

Для Турции основным вопросом является „восстановление ” эффективного контроля над политикой и процессами, связанными с  TРСК. Этому способствовали победа кипрской консервативно-националистической Партии национального единства (NPJ) на выборах 2018 года, которую возглавляет сам Эрсин Татар, и последующий его триумф на президентских выборах. Избирательную кампанию  этого деятеля  с самого начала медиально и финансово поддерживала Анкара, что в решающей степени способствовало его победе и тем самым гарантировало консолидацию политического влияния Турции на Северном Кипре. Лозунгом   этой кампании стал постулат признания ТРСК независимым государством  при одновременном усилении  сотрудничества с Турцией в сфере политики и экономики. После нескольких лет снижения интереса Анкары к Кипру победа Татара совпала с ужесточением ее позиции по кипрской проблеме, кризису в отношениях с ЕС и спору о морских границах и WMSE.

Предыдущий президент ТРСК выступал за  возобновление переговоров о создании греко-турецкого федеративного  Кипра.. В этом контексте открытая поддержка Анкарой антифедеративного кандидата, а затем его избрание на пост главы государства создали Турции еще один инструмент в ее внутренней и региональной политике. Прежде всего, TРСК под  управлением Татара дала гарантии подчинения турецкой стратегии по отношению к острову и, следовательно, того, что без учета интересов Анкары не будет урегулирования конфликта (он не может быть урегулирован без согласия президента TРСК и турецких киприотов ). Таким образом, победа Татара существенно усилила влияние правительства Эрдогана на  формирование политики ТРСК в соответствии с его собственными  целями.

Это новое сближение Турции с TРСК от, по крайней мере до 2020 года. пользуется неизмеримой популярностью среди избирателей и коалиции AKP–MHP, это тоже дело выходящая за пределы ежедневных политических разделений (оно поддерживается также электоратом кемалистских оппозиционных партий). Символическим венцом сближения Анкары и TРСК был многодневный и исключительно медиа-визит Эрдогана (ACP) вместе с лидером MHP Девлетом Бахчелим на север Кипра, связанный с празднованием 47. годовщина “мирного вмешательства” турецкой армии (20 июля 2021 года)[10]. В ее ходе, : подчеркивалась необходимость решения  кипрской проблемы по принципу «один остров- два государства) и признания независимости TРСК  другими странами (чего не произошло), а также анонсировали финансирование строительства президентского дворца и парламента самопровозглашенной республики. Кроме того, сообщалось о планах активизации нелегально-то есть вопреки директивам ООН (резолюции 550 от 1984 года и 798 от 1992 года РБ ООН[11]) – открытого турками и демилитаризованного города Мараш. Этот символический жест-серьезный сигнал со стороны Анкары о том, что она отвергает предыдущие попытки выработать компромисс на основе позиции ООН.

Июльский правительственный визит на Кипр, как и вся политика в отношении TРСК, укрепил широкую сверхполитическую социальную поддержку стратегии AКР в отношени.острова. В консервативно-националистических кругах ее восприняли как благоприятный жест. С точки зрения предстоящих выборов 2023 года, а также рассматриваемого референдума по изменению Конституции 2022 года нынешнее отношение Эрдогана к кипрскому конфликту позволило предотвратить потенциальную критику со стороны его оппонентов. В зависимости от настроений на выборах (в настоящее время наблюдается снижение поддержки правительства) обращение АКП к кипрскому конфликту и возможные «новые инициативы» по этому вопросу будут сформулированы в пользу сохранения прежнего уровня  поддержки правящей партии.

Кипр как ось спора между Турцией и ЕС

Независимо от стратегической важности взаимных отношений и эффективного во многих аспектах сотрудничества политические отношения между Турцией и ЕС в последние годы остаются очень напряженными. Ожидания Анкары, например, о союзной помощи сирийским беженцам, безвизового режима, расширения Европейского Союза и в более широком смысле – субъективный обработки Турции, сталкиваются с критической оценкой через Брюссель состояния демократии в Турции и ее участия в Ливии, а также из-за обвинений в эксалацию напряженности на Средиземном море. Это приводит к тому, что Анкара укрепляет позицию или наоборот предъявляет ей новые требования, обусловливающие взаимоотношения друг с другом. В свою очередь, ЕС расценивает реакцию Турции как ее нежелание искать компромиссные решения. Тестирование обеими сторонами в первые месяцы 2021 года возможности положительного пересмотра отношений не привело к прорыву. Следовательно, среди постоянных  элементов  напряженности регулярно возникает вопрос о Кипре, и именно он в значительной степени способствовал повторному обострению ситуации на линии Брюссель–Анкара в последние месяцы.

28 апреля 2021 года на переговорах по урегулированию кипрского вопроса под эгидой ООН состоялся последний выпуск продолжающегося тупика. Турецкие власти решительно и недвусмысленно заявили тогда, что больше не видят возможности продолжать добиваться ее решения на основе резолюций СБ ООН (то есть Федерации двух кипрских общин в рамках одного государства). В результате  вопрос  Кипра  был поднят на заседании Европейского Совета (24-25 июня 2021 г.[15]), где была подтверждена необходимость возобновления конструктивных дебатов по этому вопросу и прекращения конфликта в соответствии с вышеизложенным подходом Объединенных Наций. Руководство ООН расценило это как условие развития стратегического партнерства с Турцией.  Но Турция   однозначно отвергла подход ес – министр иностранных дел заявил, что Брюссель односторонне  представляет  интересы Никосии (т. е. Республики Кипр и Греции), использующим выгодное предложение перезагрузки отношений (новое таможенное соглашение) в качестве инструмента, направленные на то, чтобы   принудить  Анкару  к компромиссу  В результате этого поворота произошло углубление политического кризиса на линии Турция-ЕС и увековечивание негативного отношения обеих сторон. Послание Анкары усилило впечатляющий правительственный визит в TРСК в июле этого года ( что лишь укрепило плохую атмосферу в отношениях с Брюсселем, закрывая при этом перспективы объединения острова.

Вышеупомянутые действия Эрдогана также привели к активизации лидера турок-киприотов. Примером этого послужила недавняя реакция МИД TРСК на заявление председателя Европейской комиссии Урсулы фон дер Лейена о несогласии ЕС с двухгосударственным решением для Кипра]. В своем сообщении он обвинил сообщество в совершении исторической ошибки в виде включения Республики Кипр в Союз и указал на неослабевающую поддержку турецкой общины на острове Анкаре в качестве гаранта ее прав и интересов . Высказывание ТРСК на стороне Турции будет нести с собой дальнейшее укрепление позиций сторон конфликта и способствовать усилению напористости Анкары в отношении ЕС.

На фоне провала попытки сбросить отношения сценарий полного срыва переговоров с Брюсселем и дальнейшей эскалации напряженности представляется весьма вероятным. Это может грозить в крайнем случае полной заморозкой диалога. Учитывая важность кипрской проблематики во внутренней политике АКP-MHP, следует считаться с тем, что такое развитие событий может быть использовано Эрдоганом для дальнейшей легитимации его положения в стране.

Кипр в региональной политике Турции

Столкнувшись с дестабилизирующими последствиями арабской весны, войны в Сирии, энергетического соперничества, влияния основных глобальных игроков в Средиземноморье, кипрский спор также имеет важное измерение для Анкары в ее региональной политике. Это приводит к обострению напряженности в Средиземном море (особенно с Грецией и Кипрской Республикой, m.in. в связи с открытием значительных месторождений газа), став тем самым плацдармом для раскрытия турецких амбиций. Турция открыто kontestuje существующий правовой порядок, в ближайшем соседстве: подчеркивает свое отсутствие признания для подразделений границы в Средиземном Море, оспаривает фактические морские границы с Грецией и Республика Кипра, пытается навязывать свое понимание разделения WMSE . Эта позиция в последние годы приводит к дальнейшей милитаризации конфликта в Средиземноморье-турецкие исследовательские работы (разведка газа) в спорных экономических водах сопровождаются кораблями турецкого флота, а в ответ – и греческим.

Такой  образ  действий Анкары в региональных соревнованиях заставляет ее изолировать все литоральные государства (кроме Ливии, в отношении которых можно говорить о спорном сотрудничестве). Эта ситуация создает угрозу для турецких энергетических интересов (соперничество за зоны добычи газа в спорных водах вокруг Кипра, в том числе противодействие созданию инфраструктуры для его передачи Турции) и для безопасности в Средиземноморском регионе. Введение в игру “кипрской карты” наряду со стремлением к юридически-международному признанию TРСК  является элементом стратегии Анкары, являющейся ответом на эти угрозы.

Часть этой стратегии также является подписанным 27 ноября 2019 года соглашением с Ливией (ее законным правительством, признанным ООН; оппозиционные силы в этой стране поддерживаются Францией, Россией и государствами Персидского залива). Цель соглашения состояла в том, чтобы заблокировать свободу действий Греции на ее WMSE, а затем – уже без необходимости получения дополнительного  одобрения Турцией   – помешать строительству инфраструктуры для передачи газа (частично из Республики Кипр) на территории, охваченной соглашением. До сих пор турецкие действия по пересмотру регионального порядка не приносят длительных результатов, а приводят к дальнейшей эскалации напряженности. Во-первых, конфронтационная политика Анкары (соглашение с Ливией, поисково-разведочные работы в спорных водах) способствовала консолидации сотрудничества Греции и Республики Кипр с Израилем и Египтом против Турции. Во-вторых, ни одно из литоральных  ( выходящих на средиземноморское побережье)государств не признало ее соглашения с Ливией. Это означает, что оно носит двусторонний характер и не подрывает  действительности и дееспособности договоренности других стран , а лишь создает политическую путаницу. В-третьих, несмотря на то, что соглашение было подписано с признанным ООН ливийским правительством национального единства, уже несколько месяцев его оспаривает и сама Ливия. Будущее этого акта во многом зависит от результатов запланированных там на следующий год выборов и возможной смены правительства-с большой вероятностью в ущерб Анкаре. Можно ожидать, что в такой ситуации последует дальнейшая милитаризация региона Турцией, призванная компенсировать ее возможную отмену соглашения. Это, в свою очередь, приведет к еще большей изоляции Турции в Средиземном море литоральными государствами.

Второе рядом с энергетическим соперничеством измерение турецкой политики по соседству-регулярное использование военного давления для подтверждения своих претензий в спорных водах вокруг Кипра и в Эгейском море (против Греции и Республики Кипр). Например, и Афины, и Никосия обвиняют Анкару в том, что турецкий флот на рубеже 2020 и 2021 годов проводил в окрестностях Кипра провокационные маневры. Серия аналогичных спорных учений в Средиземном море (в последнее время, например. “Mavi Vatan-2021 Tatbikatı]) и в Эгейском море – еще одно проявление турецкого потенциала и способности к эскалации напряженности и дестабилизации ситуации в регионе. Такое развитие ситуации кажется,  неизбежно, тем более, что одновременно усиливается  милитаризация действий против Турции, растет поддержка Франции для антиосманской активности Греции и проявляет себя военное сотрудничество между Парижем Кипром, Греция, Египтом, Израилем и  государствами Персидского залива..

В такой сложной ситуации актуальным вопросом становится курс глобальной политики Турции, а также ее восприятие со стороны союзников по НАТО и других партнеров. Нынешние действия Анкары в Средиземном море лишь ускоряют смещение американских интересов безопасности в сторону усиления стратегически-военной роли Афин за счет Турции. Это подтверждается хотя бы заявлением, сделанным Госдепартаментом 21 июля этого года, в котором США явно выступают на стороне Республики Кипр в связи с подрывом Анкарой резолюции СБ ООН о принципах урегулирования конфликта. В эту тенденцию вписывается и конфликт Турции с Францией, которая в 2020 году поддержала греческий флот в споре о газовых месторождениях своими военными кораблями. С тех пор, несмотря на визит министра иностранных дел Турции в Париж 7 июня 2021 г. а переговоры Эрдогана с президентом Франции Эммануэлем Макроном 14 июня 2021 года не смогли воскресить конструктивный диалог между сторонами. Учитывая эти обстоятельства, можно ожидать, что позиция Турции в Средиземном море, в том числе вокруг Кипра, приведет к дальнейшей напряженности с членами НАТО.

Эскалация на горизонте?

Многомерность кипрского вопроса в политике Турции делает спор вокруг острова и будет неотъемлемой частью стратегии Анкары в отношении Средиземного моря и ЕС, а также основой внутренней политики АКП–МХП. Для Эрдогана нынешняя развязка конфликта-идеальный инструмент для мобилизации своего электората, склонного ссылаться на турецкую правоту государства и националистические настроения. Неспособность урегулировать спор о Кипре также является важной хартией Турции в дальнейших переговорах с Евросоюзом (охватывающих и многие другие темы). Следовательно, он становится фундаментальной составляющей политики Анкары в этом регионе, позволяя ей вести игру как о WMSE и морских границах, так и об энергетических ресурсах. Однако это приводит к эскалации напряженности, что подтверждается в последние годы.

В этих условиях поле для компромисса и пространство для снижения температуры спора в отношениях Турции с ЕС сведены к минимуму. Следует считаться с продолжением прежней политики Анкары, ставящей на сохранение разделения острова на два государства в контратаке на позиции Союза и ООН. Это грозит обострением ситуации в Средиземноморье и последующими конфликтами интересов между Брюсселем и Анкарой. На всю динамику спора вокруг Кипра будут влиять как весьма вероятная смена правительства в Ливии, так и ухудшение отношений между Турцией и остальными членами НАТО.

Подготовлено ИАЦ «Время и мир».

СВЯЗАННЫЕ ПОСТЫ

Оставить комментарий

Этот веб-сайт использует файлы cookie для улучшения вашего опыта. Мы будем считать, что вы согласны с этим, но вы можете отказаться, если хотите. Принимать