Главная Политика и общество Проблема устойчивости социальной защиты в “социалистическом” Вьетнаме 

Проблема устойчивости социальной защиты в “социалистическом” Вьетнаме 

через Исмаил
0 комментарий 97

 

По мере развития экономики экономическая политика и социальная политика, как правило, пересекаются. Примером могут служить сообщения о длинных очередях людей в Хошимине, которые забирают свои взносы на социальное страхование после потери работы во время пандемии COVID-19.

Работники формального сектора рассматривали свои взносы в систему страхования пенсионных доходов, известную в целом как “социальное страхование”, как свои сбережения, которые можно использовать в трудные времена. Это помогло повысить спрос и улучшить краткосрочное макроэкономическое управление. Тем не менее, преждевременный вывод средств делает пенсионные накопления и страховые схемы финансово неустойчивыми в долгосрочной перспективе. Это задача, стоящая перед правительством Вьетнама в разработке согласованной системы социальной защиты, соответствующей стремлению стать страной со средним или даже выше среднего уровнем дохода.

Система социальной защиты Вьетнама состоит из трех в значительной степени несогласованных направлений — социальной помощи, социального страхования и борьбы с бедностью. Налоговые поступления финансируют социальную помощь и борьбу с бедностью, в то время как обязательные взносы работников и работодателей в формальном секторе финансируют социальное страхование.

Как охват, так и финансирование социальной помощи значительно ниже показателей региональных и глобальных сопоставлений. Вьетнам тратит около 0,66% ВВП на социальную помощь, исключая субсидии на медицинское страхование, по сравнению с примерно 1% для стран Восточной Азии и Тихого океана и 0,8% для региона Южной Азии.

Социальная помощь охватывает менее 20 процентов вьетнамской рабочей силы по сравнению с более чем 40 процентами в развивающемся азиатском регионе. Ее пособия составляют лишь около 5% от среднемесячных потребительских расходов домохозяйств в беднейшем квинтиле по сравнению с 19-20% в среднем в странах с доходом ниже среднего. Индексации также нет — пособия по социальной помощи со временем уменьшаются как в относительном, так и в реальном выражении.

Что касается борьбы с бедностью, то, несмотря на успехи Вьетнама в избавлении людей от абсолютной бедности за счет экономического роста и создания рабочих мест, остаются очаги крайней нищеты. В основном они сосредоточены среди этнических меньшинств, проживающих в труднодоступных районах, которые нуждаются в специальном внимании и ресурсах.

Система социального страхования в настоящее время почти полностью состоит из обязательных взносов работодателей и работников. При удвоении в качестве страхования по безработице схемы социального страхования становятся непригодными для долгосрочной защиты пенсионного дохода.

Вызывает тревогу тот факт, что система социального страхования охватывает только работников формального сектора. В 2018 году около 76% всех работников — или от 55 до 60% всех работников несельскохозяйственного сектора – были заняты в неформальном секторе без трудовых договоров и, в основном, без социального страхования. Оценка Главного статистического управления Вьетнама показывает, что уровень неформальности в 2021 году будет таким же высоким и составит 68,5 процента.

Учитывая трудности с измерением неформальности, разница между 2018 и 2021 годами не свидетельствует о тенденции к снижению. Действительно, неформальность возросла в сельских районах из-за пандемии COVID-19. Урбанизация, по—видимому, не привела к сокращению неформальной занятости – развитие экономики занятости в городах может даже усилить эту тенденцию. По оценкам, к 2040 году чуть менее половины (около 43%) рабочей силы Вьетнама будет работать по официальному контракту. Распространение схем социального страхования, финансируемых за счет обязательных взносов как работодателей, так и наемных работников, на крупный неформальный сектор было бы сложной задачей.

В 2006 году правительство ввело систему добровольных взносов в попытке охватить часть неформальной рабочей силы. Тем не менее, уровень принятия был низким. К 2018 году эта схема охватывала только около 300 000 работников. Для такой схемы необходимы более эффективные стимулы — возможно, в виде соответствующих взносов, финансируемых за счет налогов.

Тем не менее, некоторые взносы работников для защиты их пенсионных доходов необходимы для финансовой устойчивости системы в долгосрочной перспективе, поскольку население Вьетнама стареет. Система, основанная на взносах, также позволила бы создать пул внутреннего капитала для внутренних инвестиций в долгосрочной перспективе.

Социальная помощь и социальное страхование требуют значительно более высоких налоговых обязательств в среднесрочной перспективе и более глубоких реформ пенсионной системы в долгосрочной перспективе. Учитывая совпадение экономической и социальной политики и относительно низкие уровни налоговых расходов Вьетнама на социальную защиту по сравнению с аналогичными регионами, для такого обязательства есть веские основания.

Вьетнам недавно снизил уровень налога на добавленную стоимость (НДС) с 10% до 8%, за исключением некоторых услуг. В среднесрочной перспективе Вьетнам может обратить вспять это снижение и, возможно, даже повысить уровень НДС до 11-12%, сравнявшись с Индонезией и Филиппинами. Но возможности для повышения подоходного налога с физических лиц ограничены. Предельная ставка подоходного налога с физических лиц во Вьетнаме в размере 35% уже высока по региональным стандартам, и сбор подоходного налога с физических лиц с работников крупного неформального сектора может оказаться сложной задачей.

Несмотря на большой неформальный сектор, Вьетнам имеет высокий уровень цифрового доступа по сравнению со странами АСЕАН. Поскольку подключение играет важную роль в разработке и предоставлении социальных услуг, высокий уровень цифрового доступа потенциально может сделать охват и реализацию программ социальной защиты гораздо более целенаправленными и эффективными.

Разработка программы социальной защиты, которая развивается по мере экономического развития страны и усиливает ее экономическую политику, является долгосрочной целью. Вьетнам сделал многообещающий старт, но предстоит сделать гораздо больше.

Об авторе: Суйва Люнг – почетный доцент Кроуфордской школы государственной политики Австралийского национального университета.
Источник: Эта статья была опубликована Восточноазиатским форумом

СВЯЗАННЫЕ ПОСТЫ

Оставить комментарий

Этот веб-сайт использует файлы cookie для улучшения вашего опыта. Мы будем считать, что вы согласны с этим, но вы можете отказаться, если хотите. Принимать