Главная Политика и общество После Аввакума. Смогут ли старообрядцы повлиять на жизнь современной России?”

После Аввакума. Смогут ли старообрядцы повлиять на жизнь современной России?”

через Времея и Мир
0 комментарий 47

5 декабря – день рождения знаменитого протопопа Аввакума, празднование 400-летнего юбилея которого в этом году поддержано президентом. О значимости фигуры протопопа Аввакума в современной жизни – наш разговор с главой Всемирного союза староверов Леонидом Севастьяновым.

– Протопоп Аввакум – всем известное имя. Он канонизирован в старообрядческой церкви как исповедник веры, пострадавший за “древлее благочестие”. Кажется, он, как никто, понят русской культурой и со всей возможной мощью встроен в нее. Он классик древнерусской литературы, его изучают в университетах. Академик Александр Панченко – человек уровня Дмитрия Лихачева – посвятил ему изумительные статьи, одна из них называлась “Аввакум как новатор”. Его изучали западные слависты, такие, как Пьер Паскаль. Есть приношения его имени и от массовой культуры – Досталь снял о нем сериал “Раскол”, широко показанный по ТВ. Великолепно вписанный в культуру, он хоть как-то вписан в сегодняшнюю повестку – общественную, идейную? Не вспоминаем ли мы при имени Аввакум лишь два перста фанатичной боярыни Морозовой с картины Сурикова? И не испытываем ли тайной неловкости за упертость русской мысли в мертвый буквализм?

– “Древлее благочестие” протопопа Аввакума – это не два перста и не сугубая аллилуйя. Они – лишь символы того, что он проповедовал.

Для старообрядцев протопоп Аввакум, конечно, фигура не столько культурная, сколько идейная. Для нас он символ альтернативного видения устройства жизни тогдашней России – Московского царства. Неабсолютистская, докрепостническая, нерекрутская страна – избираемый царь, соборность, купец важнее военного. Так было в годуновской России, оставшейся для поколения Аввакума эталоном.

– Но вообще-то Годунов как идеал справедливости и благоденствия – это смело. А “мальчики кровавые в глазах”, и царство развалилось, и Смутное время в итоге.

– Староверы считают, что это специальная дискредитация времен Годунова, своего рода исторический антипиар.

Старообрядцы не сводят годуновское время к последним пяти кризисным годам его царствования, но смотрят на два десятилетия его присутствия рядом с властью.

Голод последних лет его правления у нас объясняется конфликтом с боярами, которые не слушались его распоряжений продавать зерно, боясь, что длившиеся несколько лет жестокие зимы продолжатся. Староверы обычно убеждены и в неучастии Годунова в убийстве младенца Димитрия, для них смерть последнего – случайность.

Для староверов время Годунова – “золотой век” в истории России. Причем в чем-то и буквально – золото лилось рекой, даже решетки на иных домах были золотыми. Купечество процветало, церковь, патриаршество установили. Расцвет гимнографии. Это не то, что романовская модель…

– То есть нелюбовь к Романовым у старообрядцев на века?

– У меня лично ее нет. Но очень многие староверы – это известная вещь – до самой революции не молились за царей Романовых. И эта нелюбовь была не столько эмоциональной, сколько идейной – им казалось, что романовское устройство России неоптимально и несправедливо. Ну а Петра I – не хочется акцентировать, но из песни слова не выкинешь – староверы и вовсе считали Антихристом. И это была не просто фигура речи.

– Боюсь, что с годуновскими идеалами мы так бы и остались в пределах Московского царства. А Петр I отвоевал России выходы к Балтийскому морю, потерянные в результате “счастливых” годуновских времен.

– Ну, конечно, это идеализация. Как после прихода к власти большевиков многие стали идеализировать “белое движение” и жизнь в царской России.

Посмотрите телеканал “Спас” – там очень заметна идеализация дореволюционной России. Точно так же староверы мифологизируют, идеализируют доромановскую страну.

Смена династий была сменой парадигм. Революционной, кстати. И староверы дали на нее реакцию: позиционировали модель Годунова как идеальную для России – соборность, выборность…

– Во-первых, первого царя Романова тоже выбрали. А во-вторых, смешно противопоставлять абсолютизм XVIII века “демократиям” XVI. Абсолютизм – историческая фаза, которую нельзя было пройти в жанре “демократичного” московского царства, если не относиться к истории в стиле колумнистов Яндекс.дзена.

– Да, но староверы до сих пор верны в своем управлении модели выборности. Священников выбирают. У каждого члена общины – голос. Женщина имеет равный голос с епископом. Старообрядцы кодифицировали и пронесли через века некую идеальную модель устройства жизни. Как “белая Россия”, Россия исхода пронесла через век свои идеалы и ценности: монархия, царь-батюшка…

– Часто очевидно не годящиеся для современной жизни.

– Однако что-то важное, передающееся от отца к сыну, в себе содержащие. Не забывайте, что люди уходили “за это” в леса и на горы. За нечто радикально другое… А что дало тому же протопопу Аввакуму возможность мобилизовать все силы так, чтобы 20 лет отсидеть в яме и не сломаться?

– Cобственная личность максималиста и правдоруба, христианские ценности и буква веры.

– А я считаю, что время породило его. И он лишь самый пассионарный выразитель некоей альтернативной идеологии русской жизни. Россия “древлего благочестия” и реальная Россия – романовская и сменившая ее Советская – это как “белые” и “красные”. Нет ведь согласия между ними до сих пор. Как нет полного примирения между сторонами Гражданской войны в Америке. Альтернативная Россия Аввакума – это, может быть, какой-то “третий путь”.

– К некоторому согласию с вами меня склоняют слова академика Пиотровского, отозвавшегося на первую, вызвавшую общий фурор выставку “История России, Романовы”: замечательно, но на альтернативные, несостоявшиеся пути лучше смотреть не как на глупость, а как на шанс чего-то другого.

– Доказательством того, что староверская модель жизни – это “что-то другое”, может быть успех купцов-старообрядцев, которым принадлежало 70 процентов капитала.

– Это не подтверждено серьезной статистикой.

– А имена? Рябушинские, Кузнецовы, Пуговкины, Солдатенковы, Алексеевы, Мамонтовы.

– Да, имена яркие.

– Именно старообрядцы, становясь зажиточными, вписали идею капитализма в русские ценности. Думаю, что они становились, говоря современным языком, “успешными людьми”, потому что их старообрядческие представления о жизни задавали им свободу, чувство собственной значимости, без особого ража к подчинению и заглядыванию в рот начальнику. Когда индивидуальный поиск авторитетнее приказа, это конкурентное преимущество.

– Протопоп Аввакум стоял на позиции, что на Руси есть все достаточные основания – дух, культура, опыт, чтобы держаться своего.

– И не искать одобрения у греков и латинян.

– Ну это, конечно, было чревато и опасной изолированностью страны. Тема самодостаточности русского опыта в старообрядческом изводе интересна, но не в моде. Писатель Александр Архангельский, например, считает, что о поклонниках русского современная интеллигенция чаще всего думает, как о дураках.

– Это демонизация русского, над этим постарались еще большевики, собственно, начав ее. В ответ я скажу, что без этого мы обречены быть обезьянами Запада.

Желание подражать другой культуре в ущерб своей не может принести большие результаты. Подражатель неконкурентоспособен.

Я связан с культурными проектами на Западе и знаю, как там нужна твоя аутентичность, добавочное знание, свежий, непохожий голос. А подражание и высмеивание русского превращает нас в производителей всего вторичного.

– Последний царь из рода Романовых начал политику послабления по отношению к староверам, и они, выйдя на сцену, оказали огромное влияние на культуру – на весь Серебряный век. Богатые вчерашние старообрядцы меценатствовали всему – от оперы до живописи.

– …и литературы. Максим Горький жил на иждивении Саввы Морозова. Да что Максим Горький, Морозов спонсировал “Искру”. Мамонтов поддерживал Врубеля. У покупавшего Матисса Щукина – старообрядческие корни. По-моему, это все случилось потому, что у купцов старой веры нажива не была главной мотивацией. Их дело было аскетическим.

– Сразу вспоминаешь, что писал об аскезе первых капиталистов Макс Вебер в своей знаменитой работе “Протестантская этика и дух капитализма”.

– Староверам трудно согласиться с тем, что капитализм – изобретение протестантов. Старообрядческая идеология являет нам капитализм как исконно русское явление. Константин Станиславский (Алексеев), например, из староверов. Можно пойти на улицу Солженицына и увидеть, что жилой дом Алексеевых стоит рядом с фабрикой как ее неотделимая часть. Не было вот этого: тут рабочие – быдло, а я живу на Рублевке.

– Какие толчки энергии, влияющие на культуру или бизнес-развитие, идут от старообрядцев сейчас?

– Я стараюсь помогать интересным, развивающим Россию инициативам. Как меценат занимаюсь русской оперой, классической музыкой, балетом, кино, документальным кино, выставками. Это работа не дореволюционного масштаба (ресурсы ограничены), но я надеюсь, что и другие современные бизнесмены вспомнят о своих старообрядческих корнях и начнут вести себя более нравственно. То есть смотреть на деньги как на механизм благоустройства мира.

Конечно, наше влияние сегодня не очень заметно, но, по-моему, даже при одном проценте влияния надо сеять лучшее и надеяться на цветущие поля благородных культур в будущем.

Елена ЯКОВЛЕВА
2 декабря 2020 г.

 Cтарообрядцы- течение, возникшее внутри Русской православной церкви в середине XVII века, после того, как тогдашний патриарх Никон провел исправление богослужебных книг и обрядов. Старообрядцы отделились от официальной церкви и продолжали придерживаться старых традиций в богослужении, жизннном укладе и быте. Яляются непрямым аналогом мусульман-саляфитов.

СВЯЗАННЫЕ ПОСТЫ

Оставить комментарий

Этот веб-сайт использует файлы cookie для улучшения вашего опыта. Мы будем считать, что вы согласны с этим, но вы можете отказаться, если хотите. Принимать