Главная Наука.Культура.Человек «”Возвращение к себе”. Заметки о выставке в Московском доме национальностей

«”Возвращение к себе”. Заметки о выставке в Московском доме национальностей

через Времея и Мир
0 комментарий 68

 

В Московском доме национальностей ( что это за учреждение, нам красноречиво говорит само его название) проходит выставка  современных испанских и латиноамериканских художников под названием «Путешествие без конечного пункта назначения». Организаторами выставки стали Испанский культурный центр в России ( что понятно) и Региональная общественная организация « Македонский культурный центр (об этом чуть позже).

Что ж – выставка живописи, представляющей определенную национальную культуру и ментальность – хороший повод напомнить о том, что существует  не только некая Испания, страна НАТО и ЕС и, одновременно излюбленное место обитания российских нуворишей, но также испанская история, древняя и новая, испанская культура я тесно связаны с  историей и культурой Россией, и  даже, можно сказать, являются органической ее частью, поскольку с середины 30-х годов прошлого века в нашей стране сформировалась своя испанская диаспора на основе политэмигрантов, покинувших страну, после гражданской войны с франкистами и их детей.

Но нас в данном случае интересует не столько национально-культурная, сколько живописно-эстетическая составляющая этого события культурной жизни столицы.

Главным инициатором проекта является Itaca (Международная ассоциация туров по искусству и культуре). Это международный выставочный проект, куратором которого является испанский художник и галерист Горгонио Санхуан . Он основан на объединении художников и арт-менеджеров из более чем 25 стран с целью проведения обменов художественными произведениями, где общим и универсальным языком является ИСКУССТВО.

Каждая делегация координирует работу своих художников и представляет одну из стран-участниц глобального проекта, а также способствует организации выставок, встреч и демонстраций искусства в своей стране или зоне влияния.

Хотя название проекта  Itaca  означает не более чем аббревиатуру испаноязычного названия организации ( Международная ассоциация туров по искусству и культуре), в контексте данного события, оно приобрело несколько другие смысловые ассоциации. Итака, кто забыл, – это родной остров древнегреческого эпического героя Одиссея, откуда он отправился на Троянскую войну и куда нескоро и через многочисленные приключения вернулся. Также  тема и идея выставки были навеяны духом поэмы ведущего греческого поэта первой половины прошлого века ( его, кстати, считают ведущим поэтом, творившим на новогреческом языке)  Константиноса Кавафиса « Путешествие до Итаки». Итака, как символ возвращения домой после долгих и многотрудных странствий, в контексте описываемого события стало символом возвращения художника к… самому себе и ценности изобразительного искусства, прежде всего, как способу самовыражения собственной личности и глубин ее души и интеллекта. И, кстати, этим во многом  обусловлено участие в выставке Македонского культурного центра. Хотя его деятельность связана преимущественно с македонцами-славянами, в ней присутствует понимание “Македонии” как цивилизационно и культурно связующего звена между славянами и эллинами.

Ну, а нам, профессионально имеющим отношение к изобразительному искусству, как относиться к такому подходу. Посмотрим несколько «картинок с выставки».

На этой работе художника из Гондураса изображены ( никогда не догадаетесь) царь Соломон и царица Савская.

 

Мексиканский автор этой картины назвал ее «Баланс эмоций»

 

А это не просто радуга. «Жизнь. Сколько кругов ты сделаешь?» спрашивает испанский художник, сделав вопрос названием картины.

В этих двух работах явно видны черты мексиканской монументальной живописи. Идущей от Диего Риверы и Давида Сикейроса.

 

А это картина, судя по имени, русской художницы из Великобритании называется « Тайные знаки. Гала и Дали», посвящена великому каталонцу, колоссу мирового сюрреализма. Сюжет сюрреалистический, но вот цветовая гамма явно не напоминает острую колористику Дали. Это-  черно-бело-коричневая доминанта классической испанской живописи, близкая в этом смысле живописи нидерландской ( это тоже было отражено в одной из картин, представленных на выставке). Что не удивительно – некоторое время, отдаленные друг от друга географически Испания и Нидерланды были… единым государством.

Совершенно очевидно, что современные испанские и иберо-американские художники работают в двух  эстетических направлениях. Одно- традиционный стиль испанской и испаноамериканской живописи (современные художники, прежде всего, ориентируются на ее цветовую палитру) и эксперименты с абстрактными формами и образами. И это тоже очень-очень испанское, поскольку восходит это к бессмертному Пабло Пикассо-и Руис.

Что же касается смыслов, которые вкладывают в свои картины представленные художники. Наверное, многие зрители могли  посмотреть на них тем же взглядом, которым посмотрел в начале 60-х на выставку московских абстракционистов всенезабвеннейший Никита Сергеич Хрущев ( с вытекающими из этого оргвыводами, конечно). Но мы решили пойти другим путем – проявить некую эмпатию, попытаться взглянуть на картину глазами и разумом художника. И тогда открывается много различных смыслов, о которых просто взирая на картину даже не подозреваешь.

И еще один момент. Проект Itaca  относится к сфере того, что называется последние два десятилетия «диалогом цивилизаций и культур», в данном случае это диалог через современное изобразительное искусство.  Для нашего Портала и одноименной ассоциации международного сотрудничества и гражданской дипломатии – это один из фундаментальных принципов и деятельности. К сожалению в отличие от ситуации два и даже один десяток лет назад, сегодня ситуация складывается явно не в пользу таких диалогов. Экономический кризис, новый изоляционизм, ведущий к росту ксенофобии и национализма во многих краях, наконец, короновирус еще на наши бедные головы – все это явно не способствует положительной динамике такого диалога. Но мы оптимисты и считаем, что он продолжится, просто на новом уровне. Если раньше «диалог цивилизаций и культур» был глобальным знакомством друг с другом различных людей, идей и стран, то теперь настало время выработки более конкретных , практичных целей такого диалога с учетом требований времени. И именно этого хочется пожелать также и диалогу через визуальные искусства, который, как представляется воплощает проект Itaca. Думается, что это очень положительно скажется на его развития.

Потому что время и мир сейчас такие. Не абстрактно-глобальные, а национально-конкретные .

СС ( Странствующий Собкор) ВиМ.

СВЯЗАННЫЕ ПОСТЫ

Оставить комментарий

Этот веб-сайт использует файлы cookie для улучшения вашего опыта. Мы будем считать, что вы согласны с этим, но вы можете отказаться, если хотите. Принимать