Главная ислам Истоки греха и пути к искуплению: краткий анализ христианского искупления и «исламских учений»

Истоки греха и пути к искуплению: краткий анализ христианского искупления и «исламских учений»

через Исмаил
0 комментарий 11

Большинство человечества во всем мире исповедует две религии: христианство и ислам. Обе религии учат, что есть Один Бог и что человечество погрязло в грехе; единственный способ преодолеть его – это искренние отношения с Единым Богом. Однако христиане верят, что Божество состоит из трех личностей : Отца (самого Бога), Сына (Иисуса Христа) и Святого Духа. Последователей обоих учений учат молить своего Создателя о помощи в борьбе с этими грехами, и их учат, что будет Страшный суд, где грех будет полностью уничтожен и очищение от греха восторжествует после второго пришествия Обетованного Мессии.
Разница между ними заключается в том, как появился грех и как человек побеждает себя, подстрекая ко злу.
Христианское учение о первородном грехе и искуплении
В христианстве Библия учит, что грех произошел от Адама и Евы. Ева съела плод с запретного древа познания добра и зла и дала плод своему мужу. (Бытие 3:6; Римлянам 5:12).
В результате земля была поражена грехом и смертью, причем последняя распространялась на все живое. Поскольку зло было настолько распространено в мире, Бог разработал множество планов, чтобы избавить мир от греха. По мере того как человечество размножалось из поколения в поколение, Бог был недоволен своим творением до такой степени, что сожалел об этом. (Бытие 6:5-7; 6:13; 6:17)
За исключением народа Ноя (Бытие 6:8; 6:18), Бог намеревался полностью уничтожить человечество всемирным потопом, что Он и сделал. После этого Господь пообещал больше не затоплять землю. (Бытие 8:21)
После этого пророки были посланы потомкам Ноя. От Авраама до Моисея и от Моисея до Иакова существовало пророчество. После кончины Иакова институт пророчества продолжался в его роду, Доме Израиля, в то время как остальная часть человечества была оставлена.
Множество посланников было отправлено к 12 коленам Израиля, и каждый раз, когда они сбивались с пути, Бог посылал пророков, чтобы вернуть их к Торе. Однако с течением времени и это не сработало, поскольку Бог послал вавилонян против Израиля, сравняв их храм с землей и отправив евреев в изгнание. (2 Царств 25; 2 Паралипоменон 36)
Только коленам Левия, Вениамина и Иуды было разрешено вернуться к тому времени, когда Персидская империя захватила власть. (Ездра 1)
Возвращения этих трех «колен»-племен все еще было недостаточно, и 400 лет спустя Господь, согласно христианской точке зрения, послал Своего Сына Иисуса принести себя в жертву на кресте, чтобы спасти мир от греха. (Галатам 3:13; Филиппийцам 2:6-11; 1 Иоанна 2:2) После распятия Павел назвал его вторым Адамом, потому что первый Адам, не дай Бог, стал причиной греха, в то время как второй Адам снял грех.
Ожидается, что с вознесением Иисуса на небеса он вернется и полностью очистит мир от греха.
Христианский взгляд: Никакой грех не прощается иначе, как через принятие смерти Христа на кресте
Поскольку Христос умер на кресте, христиан учат, что единственный способ преодолеть грех и простить его – это признать, что Христос умер на кресте. Принимая то, что они называют «благодатью», все грехи прощаются. Смертное наказание для грешников было уплачено, когда умер Мессия.
Павел сказал:
«Ибо все, кто исполняет дела закона, находятся под проклятием, ибо написано: проклят всякий, кто не исполняет всего, что написано в книге закона». (Галатам 3:10)
«Христос искупил нас от проклятия закона, сделавшись за нас проклятием, ибо написано: проклят всякий, висящий на дереве» (Галатам 3:13)

Исламское учение о грехе и божественном свойстве Всемилостивого

В отличие от христианской доктрины, ислам учит, что за грех несет ответственность каждый человек в отдельности (сура ан-Наджм, .53: 39), и путь к преодолению греха лежит через искреннюю веру, поиск прощения [истигфар] и сопутствующие этому добрые дела.
Ислам учит, что именно влияние окружающей среды заставляет человека грешить. В хадисе говорится, что все люди рождаются чистыми:
«Ни один ребенок не рождается иначе, как в день аль-фитры (т.е. истинной природы), и тогда его родители делают его евреем, христианином или магом». (Сахих аль-Бухари, Китаб ат-Тафсир, хадис 4775)
Далее в хадисе говорится, что Пророк процитировал Священный Коран относительно аль-фитры:
«Так обрати же свое лицо к [служению] религии как человек, преданный [Богу. И следуй] природе, созданной Аллахом — природе, в которой Он сотворил человечество. Творение Аллаха невозможно изменить. Это правильная религия. Но большинство людей не знает». (Сура ар-Рум, 30: 31)
В другом хадисе сказано:
«Греховность была снята с трех: с ребенка, пока он не достигнет половой зрелости, со спящего, пока он не проснется, и с душевнобольного, пока он не восстановит свой рассудок». (Муснад Ахмад, хадис 940)
Этот стих и упомянутый выше хадис ясно дают понять, что грех передается не по наследству, а скорее под влиянием окружающей среды. Каждый человек рождается безгрешным, и ребенок не привлекается к ответственности, пока не повзрослеет, то есть не станет достаточно взрослым, чтобы сознательно принимать свои собственные решения.
Мусульман учат, что в преодолении греха душа проходит три стадии: «я», которое подстрекает ко злу (сура “Юсуф”, 12: 54), обличающее «я» (сура “Аль-Кияма”, 75: 3) и душа в покое (сура “аль-Фаджр”, .89: 28).

Нафс-и-Аммара: «Я», побуждающее ко злу

В своей книге “Философия учений ислама” Хазрат Мирза Гулам Ахмад, который утверждал, что является Обещанным Мессией, писал:
«Для человеческого “я” характерно то, что оно побуждает человека ко злу и противостоит его достижению совершенства и его нравственному состоянию, а также подталкивает его к нежелательным и злым путям. Таким образом, склонность ко злу и невоздержанность – это человеческое состояние, которое преобладает над разумом человека до того, как он вступит в нравственное состояние. Это естественное состояние человека, до тех пор, пока он не руководствуется разумом и пониманием, а следует своим естественным склонностям в еде, питье, сне, бодрствовании, гневе и провокациях, подобно животным. Когда человек руководствуется разумом и пониманием, берет свое естественное состояние под контроль и регулирует его надлежащим образом, тогда эти три состояния, как описано выше, перестают оставаться естественными состояниями, но называются моральными состояниями, о чем также будет рассказано позже.» (Философия исламских учени, стр. 4)

Нафс-и-Лаввама: Обличающее «Я»

Что касается этого духовного состояния, Хазрат Ахмадас утверждает:
Это осуждающее “я” является вторым источником человеческого состояния, из которого рождается моральное состояние. На этой стадии человек перестает походить на животных. Призывая его в свидетели, мы воздаем ему честь, как будто, выйдя из состояния “я”, склонного ко злу, и достигнув состояния обличающего “я”, оно стало достойным чести в божественной оценке. Она называется так потому, что упрекает человека в пороке и не мирится с тем, что человек подчиняется своим естественным желаниям и ведет необузданное существование, подобно животным. Оно желает, чтобы человек находился в хорошем состоянии и придерживался хорошей морали, и никакая невоздержанность не должна проявляться ни в одном аспекте человеческой жизни, а естественные эмоции и желания должны регулироваться разумом.
«Поскольку оно порицает каждое порочное движение, оно называется обличающим “я”. Хотя оно порицает себя в отношении пороков, все же оно не в полной мере эффективно в практике добродетели, и иногда им овладевают естественные эмоции, когда оно спотыкается и падает. Это подобно слабому ребенку, который не хочет спотыкаться и падать, но делает это по слабости, а затем раскаивается в своей немощи. Короче говоря, это моральное состояние человеческого ”я”, когда оно стремится постичь в себе высокие моральные качества и испытывает отвращение к непослушанию, но не может достичь полного успеха». (Философия исламских учений [английский], стр. 5-6)
Обетованный Мессия намекает на тот факт, что человек – порождение привычек и что привычки создаются путем постоянного повторения. Вот почему в Коране часто делается большой акцент на совершении добра, чтобы приблизиться к Аллаху, что является самим определением исламских традиций, сунны (привычек или образа жизни). Совершение добра устанавливает хорошую мораль. На этом этапе, из-за слабости человека, у него все еще случаются неудачи.

Нафс-и-Мутма’инна: Душа в покое

«Это стадия, когда душа человека, избавляясь от всех слабостей, наполняется духовными силами и устанавливает отношения со Всемогущим Богом, без поддержки которого она не может существовать. Подобно тому, как вода, стекающая с высоты, благодаря своему объему и отсутствию каких-либо препятствий устремляется с огромной силой, точно так же душа в состоянии покоя устремляется к Богу. На это указывает божественное указание душе, нашедшей утешение в Боге, вернуться к своему Господу. Оно претерпевает великую трансформацию в этой самой жизни и даруется раем, еще находясь в этом мире. Поскольку этот стих указывает на то, что такая душа должна вернуться к своему Господу, Господь питает ее, и ее любовь к Богу становится ее пищей, и она пьет из этого источника жизни и, таким образом, избавляется от смерти. На это указано в другом месте Священного Корана, где Всевышний Аллах сказал:
قَدۡ اَفۡلَحَ مَنۡ زَکّٰٮہَا وَقَدۡ خَابَ مَنۡ دَسّٰٮہَا
“[(Сура аш-Шамс,91: 10-11)]
«То есть тот, кто очистит свою душу от земных страстей, будет спасен и не потерпит гибели, но тот, кто охвачен своими земными страстями, должен отчаяться в жизни». (Философия исламских учений [английский], стр. 7-8)
Это стадия, на которой человек полностью очистился от греха, но теперь полностью зависит от Воли Аллаха и действует в соответствии с Волей Аллаха. На эту стадию снова ссылаются Обетованный Мессия в «Барахин-и-Ахмадийя».
«Это состояние возникает, когда Бог любит их, и горящее пламя Его любви, которое можно назвать духом для их духовного существа, нисходит на их сердца и дает им вторую жизнь. Этот дух приносит свет и жизнь всему их духовному существу. В этом состоянии их преданность поминанию Бога проистекает не из искусственности или притворства; скорее, Бог, который поставил физическое существо человека в зависимость от пищи и воды, связывает их духовную жизнь, которая так дорога им, с пищей Его поминовения. Следовательно, они любят эту пищу больше, чем физическую пищу и воду, и боятся потерять ее. Все это является результатом духа, который вложен в них подобно пламени, которое опьяняет их любовью Божьей. Поэтому они не желают разлучаться с Его памятью ни на одно мгновение». (Барахин-и-Ахмадийя [английский], часть V, стр. 293-294)

Вывод

В то время как христианство утверждает, что грех – это проклятие поколений, вызванное тем, что Адам и Ева вкусили от запретного дерева, и единственный способ преодолеть это проклятие – принять предполагаемую жертву Мессии на кресте в качестве платы за эти грехи, ислам утверждает, что грех исходит из окружающей среды, поскольку каждый человек рождается чистым и представляет собой три стадии преодоления человеком греха: самость, побуждающая ко злу, обличающая самость и душа, обретающая покой благодаря постепенному приобретению хороших привычек с помощью Аллаха.
Поэтому я утверждаю, что ислам представляет собой гораздо более реалистичный способ преодоления греха, поскольку он соответствует природе человеческой психологии и позволяет развивать человеческое “я”. С христианством наш потенциал ограничен, потому что доктрина первородного греха гласит, что никто не достаточно хорош, чтобы победить грех, и, следовательно, только Мессия расплачивается за эти грехи своим предполагаемым наказанием на кресте.
Ислам утверждает, что это ложное учение христианства снимает с человека ответственность за свои собственные грехи.
В заключение я закончу эту статью двумя стихами, сравнивающими две теологии христианства и ислама, которые наилучшим образом обобщают эту тему:
1. «Христос искупил нас от проклятия закона, сделавшись за нас проклятием, ибо написано: проклят всякий, висящий на дереве» (Галатам 3:13)
2. 2Ни один носитель бремени не должен нести бремя другого; и у этого человека не будет ничего, кроме того, к чему он стремится». (Коран, сура ан-Наджм, 53:39-40)
Дэймон Стенгел, Балтимор, США
Al-Hakam

СВЯЗАННЫЕ ПОСТЫ

Оставить комментарий

Этот веб-сайт использует файлы cookie для улучшения вашего опыта. Мы будем считать, что вы согласны с этим, но вы можете отказаться, если хотите. Принимать