Главная христианство Неделя Григория Паламы: в чем суть его учения?

Неделя Григория Паламы: в чем суть его учения?

через Исмаил
0 комментарий 30

Знакомство

Во второе воскресенье Великого поста Православная Церковь празднует память святого отца нашего Григория Паламы, архиепископа Фессалоникийского, чудотворца. День памяти святителя Григория Паламы – 14 ноября, однако в это воскресенье его память отмечается как осуждение его врагов и оправдание его учения Церковью в XIV веке было воспринято как второе торжество Православия.

Житие святого

Наш святой отец Григорий родился в Константинополе в 1296 году от аристократических родителей, эмигрировавших из Малой Азии перед лицом турецкого нашествия, и был приставлен ко двору благочестивого императора Андроника II Палеолога (1282-1328). Несмотря на свои служебные обязанности, отец Григория вел жизнь в горячей молитве. Иногда, сидя в сенате, он был настолько погружен в молитву, что не замечал, что император обращается к нему. Когда Григорий был еще молод, его отец умер, облекшись в монашеский постриг; А его мать, со своей стороны, хотела принять постриг, но медлила с этим, чтобы позаботиться об образовании своих семерых детей. Григорий, старший, обучался у самых известных мастеров светской науки и через несколько лет был настолько искусен в философских рассуждениях, что, слушая его, его учитель мог поверить, что слышит самого Аристотеля. Несмотря на эти интеллектуальные успехи, истинный интерес молодого человека заключался только в делах Божьих. Он общался с известными в городе монахами и нашел духовного отца в лице Феолепта Филадельфийского, который наставлял его на пути святого трезвения и сердечной молитвы.

Около 1316 года Григорий решил отказаться от мирской суеты. Его мать, две сестры, два брата и многие из его слуг вступили в монашескую жизнь вместе с ним. Он и два его брата отправились пешком на святую гору Афон, где поселились близ монастыря Ватопед под руководством старца Никодима, пришедшего с горы Авксентий. Григорий быстро преуспел в святом молитвенном деле, ибо с детства претворял в жизнь такие основные добродетели, как послушание, смирение, кротость, пост, бдение и различные виды отречения, которые подчиняют тело духу. День и ночь он непрестанно молил Бога со слезами, говоря: «Освети тьму мою!» По прошествии некоторого времени Божия Матерь, на которую он уповал с юности, послала к нему святого Иоанна Богослова с обещанием Своего покровительства в этой жизни и в будущей.

Всего через три года ранняя смерть его брата Феодосия, а затем и старца Никодима побудила Григория и его второго брата Макария присоединиться к Великой Лавре. Григорий был назначен певчим. Его поведение в общежительной жизни было безупречно, и братия восхищалась его ревностью к претворению в жизнь всех святых евангельских добродетелей. Он жил с таким воздержанием, что, казалось, не был обременен плотью до такой степени, что мог прожить три месяца без сна. По прошествии трех лет совместной жизни, когда душа его жаждала сладких вод пустыни, он удалился в скит Глоссии под руководством выдающегося монаха по имени Григорий Византийский. Очистив страсти, он смог подняться в молитве к созерцанию тайн Творения. Уединение и внутренняя тишина позволяли ему постоянно удерживать свой ум в глубине своего сердца, где он с угрызениями совести взывал Господа Иисуса, так что он стал молитвой, и сладкие слезы постоянно текли из его глаз, как из двух источников.

 

Непрекращающиеся набеги турецких пиратов вскоре вынудили Григория и его спутников покинуть свою обитель. Вместе с двенадцатью монахами он хотел совершить паломничество к Святым местам и найти убежище на горе Синай; Но это оказалось неосуществимым. Вместо этого он провел некоторое время в Фессалониках, где присоединился к группе вокруг будущего патриарха Исидора, который стремился распространить практику Иисусовой молитвы среди верующих, чтобы они могли извлечь пользу из опыта монахов. В 1326 году Григорий был рукоположен в священники, поняв в видении, что такова воля Божия. Затем он удалился, чтобы основать скит в области Верии, где практиковал еще более строгую аскезу, чем раньше. Пять дней в неделю он оставался один, постился, бодрствовал и молился с обильными слезами. Он появлялся только по субботам и воскресеньям, чтобы отслужить Божественную литургию, разделить братскую трапезу и беседовать на какую-нибудь духовную тему со своими товарищами по подвижнической жизни. Таким образом, он продолжал подниматься в созерцании и вступать в более тесное единение с Богом в своем сердце.

Когда умерла его мать, он отправился в Константинополь за своими сестрами, которых поселил в скиту неподалеку от своей. Но поскольку сербские набеги на регион становились все более и более частыми, он решил вернуться на Афон. Он поселился немного выше Лавры в скиту преподобного Савы, где жил в большем уединении, чем прежде, и мог беседовать наедине с Богом. Он бывал в монастыре нечасто и принимал своих редких посетителей по воскресеньям и праздникам. Отойдя от этого созерцания, которое все еще находится вовне, Григорий достиг видения Бога в свете Святого Духа и обожения, обещанного Христом Своим совершенным ученикам.

Однажды во сне он увидел, что полон молока с неба, которое, переполняясь, превращалось в вино и наполняло окружающий воздух чудесным ароматом. Для него это было знаком того, что настал момент научить своих братьев тайнам, которые Бог открыл ему. В это время он написал несколько аскетических трактатов, а в 1335 году был назначен настоятелем монастыря Эсфигмену. Но двести монахов, живших там, не поняли ни его усердия, ни его духовных ожиданий, и через год он вернулся в свою обитель.

В то время Варлаам, монах из Калабрии, завоевал себе известность как спекулятивный мыслитель в Константинополе. Особенно он любил излагать мистические писания святого Дионисия Ареопагита, которые он толковал вполне философски, делая познание Бога предметом холодного разума, а не опыта. Когда этот утонченный гуманист узнал о методах молитвы некоторых своих знакомых простых монахов, которые допускали место чувственному элементу в духовной жизни, он был возмущен. Тогда он воспользовался случаем, чтобы оклеветать их и обвинить в ереси. Монахи-исихасты обратились к Григорию, который написал несколько полемических трактатов, в которых ответил на обвинения Варлаама, поместив монашескую духовность в догматический синтез.

Он показал, что аскеза и молитва являются результатом всей тайны Искупления и являются путем для каждого человека, чтобы благодать, данная при Крещении, расцвела в нем самом. Он также отстаивал подлинность методов, которыми исихасты пользовались для фиксации интеллекта в сердце; ибо от Воплощения мы должны искать благодати Святого Духа в наших телах, которые освящаются Таинствами и прививаются Евхаристией к Телу Христову. Эта нетварная благодать есть та самая слава Божия, которая, происшедшая из тела Христова в день Преображения, поразила учеников (Мф. 17). Сияя ныне в сердце, очищенном от страстей, она воистину соединяет нас с Богом, просвещает нас, обобожает нас и дает нам залог той самой славы, которая воссияет на телах святых после всеобщего Воскресения. Утверждая таким образом полную реальность обожения, Григорий был далек от отрицания абсолютной трансцендентности и непознаваемости Бога в Его сущности. Следуя древним Отцам, но более точно, он проводил различие между беспристрастной сущностью Бога и вечными, творческими и провиденциальными энергиями, посредством которых Господь дает возможность тварным существам участвовать в Его бытии, Своей жизни и Своем свете, не внося, однако, никакого разделения в единство Божественной Природы. Бог для святителя Григория не является философским понятием: Он есть Любовь, Он есть Живая Личность и поядающий огонь, как учит Писание (Второзаконие 4:24), Который делает все, чтобы сделать нас богоподобными.

Блестящий ответ святителя Григория Варлааму был сначала принят властями Афона в Святогорском фолианте, а затем принят Церковью, которая осудила Варлаама (а вместе с ним и философский гуманизм, который вскоре вдохновит европейское Возрождение) в ходе двух Соборов в Свято-Софийском храме в 1341 году.

Осуждение Варлаама и его отъезд в Италию не положили конец спорам. Не успел Григорий вернуться в свой афонский скит из Фессалоники, где он писал свои трактаты в уединении, как Акиндин, его старый друг, переформулировал суть аргументов Варлаама и осудил различие Григория между сущностью и энергиями как новшество. Акиндин, который поначалу претендовал на роль арбитра между Варлаамом и Григорием, был из тех непреклонных консерваторов, которые лишь повторяют заезженные фразы, не стремясь проникнуться духом традиции. В это же время в результате соперничества между князем Алексеем Апокавком и другом святого Григория Иоанном Кантакузином (1341-1347) разразилась страшная гражданская война. Патриарх Иоанн Калека встал на сторону Апокавка и побудил Акиндина выдвинуть против Григория обвинение в ереси, что привело к отлучению и заключению святителя в тюрьму.

В течение четырех лет заключения Григория его деятельность не ослабевала. Он вел обширную переписку и написал важное сочинение против Акиндина. Когда в 1346 году Иоанн Кантакузин одержал верх, регент Анна Савойская встала на защиту святого и низложила патриарха накануне триумфального въезда Кантакузина в город. Он назначил Исидора патриархом (1347-1350) и созвал новый Собор для оправдания исихастов. Спор был окончательно разрешен только в 1351 году, на третьем Соборе, который осудил гуманиста Никифора Григора. В Синодальном томе учение святителя Григория о нетварных энергиях и о природе благодати было признано правилом веры Православной Церкви.

Среди новых епископских назначений Исидора Григорий был назначен архиепископом Фессалоникийским в 1347 году; но он не смог овладеть своей кафедрой, так как город находился в руках зелотов, партии, выступавшей против Кантакузина. Найдя некоторое время приют на Лемносе, где он проявил героическую преданность во время эпидемии, Григорий в конце концов смог войти в город, прославленный как если бы Сам Христос шел с триумфом, с пением пасхальных гимнов.

Во время путешествия в Константинополь он попал в руки турок, которые держали его в течение года в Малой Азии (1354-1355), но дали ему некоторую свободу. Это, а также его открытость духа позволили ему вступить в дружеские богословские дискуссии с мусульманскими религиозными докторами и с сыном эмира Орхана. Когда он был освобожден благодаря выкупу из Сербии, он вернулся в Фессалоники, чтобы снова заняться своей деятельностью в качестве пастыря и чудотворца. Он страдал продолжительной болезнью, и незадолго до кончины святитель Иоанн Златоуст явился ему с приглашением присоединиться к хору святителей сразу после его собственного праздника. И действительно, 14 ноября 1359 года святитель предал свою душу Богу. Когда он умер, лицо его сияло светом, подобным тому, который светил святому Стефану (Деян. 6:15). Таким образом, Бог показал через Своего слугу истинность Своего учения о реальности обожения нетварным светом Святого Духа. Почитание святителя Григория было утверждено церковью в 1368 году. Святой творит много чудес и по сей день и после святого Димитрия считается покровителем Фессалоникий.

Православное празднование Недели святого Григория Паламы

День памяти святителя Григория Паламы – 14 ноября, день его преставления, однако Православная Церковь поминает святого во второе воскресенье Великого поста. Как неделя Великого поста, память совершается Божественной литургией святителя Василия Великого, которой предшествует утреня. Великая вечерня совершается в субботу вечером.

Песнопения праздника

Аполитион (плагал четвертого тона)

О Григорий Чудотворец, свет Православия, опора и учитель Церкви, благородство монашествующих, непобедимый защитник богословов, гордость Фессалоники и проповедник благодати, заступись во веки о спасении душ наших.

Кондак (плагал четвертого гласа)

Единодушно восхваляем Тебя, как священный и божественный сосуд мудрости и ясную трубу богословия, о праведный отец наш Григорий божественного слова. Как ум, стоящий сейчас перед Изначальным Разумом, ты всегда направляешь наш ум к Нему, чтобы все мы могли воскликнуть: Радуйся, о вестник божественной благодати.

Сезонный кондак (плагал четвертого гласа) – поется во время Божественной литургии

О военачальник, мы, верные твои, начертаем тебе награду победы в благодарность за спасение от бедствия, Богородица. Но так как Ты обладаешь непобедимой силой, освободи нас от всякого рода опасностей, чтобы мы могли воззвать к Тебе: радуйся, Невеста небрачная! (Перевод отца Георгия Пападеаса)

Святитель Григорий Палама — ориентир для всех нас

Епископ Константин, митрополит Зарайский, Патриарший экзарх Африки о святителе Григории Паламе


Личность святителя Григория Паламы, жившего в далеком XIV веке, поставлена святой Церковью ориентиром всем нам для того, чтобы мы научились чему-то очень важному в его подвиге и в его учении. Чем же важен для Церкви опыт и свидетельство великого Фессалоникийца?

Византийский аристократ, в молодости ушедший в монахи, замечательный богослов, миротворец, аскет, посвятивший свою жизнь защите и философской концептуализации мистического опыта православного монашества — святитель Григорий является одним из тех вселенских учителей Церкви, который и сам достиг вершин богопознания и смог изложить и передать нам великий опыт православного подвижничества.

Великий делатель Иисусовой молитвы, он утверждал истины о Божественном Фаворском Свете не на основе книжной учености и логических умозаключений, но на основе реального духовного опыта, опыта, укорененного в Священном Предании Церкви.

Его жизнь и богословие — это ориентир всем нам. Его пример показывает, что на пути духовного возрастания, пути покаяния, поста и молитвы, возможна реальная встреча с самим Богом и благодатное, райское пребывание с Ним.

Для всякого человека важно, чтобы в своей жизни он выбирал как ориентир и пример таких людей, которые являлись лучшими в своем деле. Для православного христианина, призванного к деятельной духовной жизни, одним из таких примеров, безусловно, является святитель Григорий Палама, искатель Бога, обретший Его и возвестивший нам о возможном для каждого из нас Рае.

ВиМ по материалам Orthоdox Times  и Фома.ру

СВЯЗАННЫЕ ПОСТЫ

Оставить комментарий

Этот веб-сайт использует файлы cookie для улучшения вашего опыта. Мы будем считать, что вы согласны с этим, но вы можете отказаться, если хотите. Принимать