Греческий по своему этническому происхождению художник Эль Греко (1 октября 1541 — 7 апреля 1614) — один из самых известных художников во всей истории западного искусства, а его уникальные, романтические и внушающие благоговение произведения оказали влияние на огромное количество художников за последние пять столетий.
Несмотря на то, что его византийский стиль был очень специфическим и личным, его работы оказали влияние на художников реализма, импрессионизма, кубизма и абстракционизма.
Пикассо, Ван Гог, Сезанн и даже Джексон Поллок искали вдохновение в шедеврах греческого художника, который был хорошо известен в свое время, но впал в относительную безвестность, пока коллекционеры и критики не «заново открыли» его в 18 веке.
Благодаря своему шокирующе современному и дальновидному стилю гениальный греческий художник также известен как «дедушка экспрессионизма».
Эль Греко начал свою карьеру с написания святых икон
Эль Греко («Грек»), как его окрестили итальянцы, родился под именем Доменикос Теотокопулос 1 октября 1541 года в Ираклионе, Крит. Однако большую часть своей жизни маслянист провел в Италии и в Испании, где создал свои самые известные работы.
Сначала Эль Греко обучался иконописи. Его ненатуралистический стиль, так сильно отличавшийся от визуально более мягкого, западноевропейского стиля, вскоре выделил его среди всех остальных, работавших в то время.
«Я рисую, потому что духи безумно шепчутся у меня в голове», — сказал он однажды. Теотокопулос переехал в Венецию в 1567 году, что было естественным шагом, поскольку Крит в то время был венецианской территорией.
Оказавшись там, 26-летний художник вскоре освоил современный стиль живописи эпохи Возрождения. Его произведения на самом деле были повествовательными, подавляющее большинство его тем были религиозными. В 1570 году переехал в Рим, где жил и работал до 1576 года.
Эль Греко «Очищение храма», начало 1570-х годов.
Это было время, когда влияние Микеланджело, Рафаэля и да Винчи имело первостепенное значение в мире искусства. Но Эль Греко остался верен своему собственному, уникальному художественному видению, не следуя стилю признанных мастеров.
Характерно, что тот факт, что он критиковал работы Микеланджело, фигуры, почитаемой в Риме, стоил ему признания его собственных работ и привел к его остракизму со стороны остального мира искусства.
«Ты должен учиться у Учителей, но хранить оригинальный стиль, который бьется в твоей душе, и предавать мечу тех, кто попытается его украсть», — сказал однажды Теотокопулос в своей обычной драматической манере.
Действительно, его стиль и палитра были совершенно уникальны и потрясли мир искусства того времени. Он рисовал вытянутые, искривленные формы, используя преувеличенные, нереальные цвета, создавая таким образом работы, которые безошибочно были его собственными.
По сути, он отвергал устоявшиеся представления о том, каким должно быть искусство, и ни один другой художник, живший в то время, не осмеливался этого делать.
Теотокопулос, как и многие другие художники, возможно обогнавшие свое время, заплатил цену за то, что придерживался своего собственного видения, в результате чего он был фактически изгнан из Рима.
Художник переезжает в Испанию, следует своему, неповторимому стилю
Поэтому в 1576 году Эль Греко решил совершить свой судьбоносный переезд в Испанию, где он попытался завоевать покровительство короля Филиппа II, но безрезультатно. Но когда он переехал в Толедо, он, наконец, обрел признание, которого заслуживал, и быстро сделал город своим домом.
В Толедо работа этого художественного гения, наконец, завоевала восхищение как его сверстников, так и любителей искусства. Именно в этом городе Эль Греко создал многие из своих лучших шедевров.
Он также нашел группу друзей и коллег, которые поняли его видение, и, наконец, смогли зарабатывать на жизнь в качестве художника.
Вскоре Эль Греко получил заказ на три алтарных образа от декана собора Толедо. Картины, которые должны были предназначаться для церкви Санто-Доминго-эль-Антигуо, оказались одними из самых больших шедевров, созданных художником.
«Раздевание Христа», Эль Греко, 1579. Расположен в ризнице Толедского собора.
За это время его духовная природа по-настоящему проявилась в его работе. «Я был создан всемогущим Богом, чтобы наполнить вселенную своими шедеврами», — сказал однажды греческий художник в один из своих менее скромных моментов.
Однако, когда Эль Греко писал эти работы, ему платили меньше, чем он надеялся, поэтому он обратился в суд, попросив только о том, чтобы ему платили справедливую плату за его работу.
Спор вызвал раскол в группе друзей, которые подружились с ним в Толедо, и последствия возбуждения этого судебного дела навсегда повредили его карьере. Из-за судебного иска он так и не получил ни одного достойного заказа от религиозных властей, и фактически никогда не был нанят для рисования в какой-либо церкви до конца своей жизни.
Тем не менее, греческий художник получал заказы от частных лиц и ассоциаций до конца своей карьеры.
Эль Греко «Погребение графа Оргаса», 1586 год. Источник: Общественное достояние
По мнению многих искусствоведов и художников, лучшей картиной Эль Греко стала «Погребение графа Оргаса», которая была заказана приходским священником Санто-Томе в Толедо в 1586 году.
Произведение, которое разделено на две части, сочетающие в себе небесное и земное, многие считают самой красивой религиозной картиной всех времен.
Картина повествует о церемонии погребения благочестивого филантропа графа Оргаса кардиналом и множеством других священнослужителей. Во время церемонии небеса разверзлись, и скорбящие увидели небо, заполненное черно-белыми изображениями Иисуса, Девы Марии, Святого Иоанна и других святых и ангелов.
Работы Эль Греко были оценены по достоинству после его времени
Обосновавшись в Толедо, Эль Греко выполнил множество заказов от различных покровителей и прожил там всю оставшуюся жизнь. Тем не менее, десятилетие с 1597 по 1607 год было самым плодотворным для греческого мастера, и в этот период он создал большую часть своих известных работ.
С 1585 года и до конца жизни Эль Греко жил в комплексе, состоящем из трех апартаментов с двадцатью четырьмя комнатами, который принадлежал маркизу де Вильена. Он скончался 7 апреля 1614 года в возрасте 73 лет.
Великого мастера пережил его сын Хорхе Мануэль, родившийся в 1578 году, также живописец, который работал под руководством отца и продолжал подражать его композициям в течение многих лет после того, как унаследовал мастерскую.
«Концерт ангелов» Эль Греко, 1610 год.
По мере того, как менялись вкусы и стили, искусство Эль Греко не было широко оценено поколением после его смерти. Однако в восемнадцатом веке его творчество было переоценено с приходом романтического движения.
Писатели, художники и критики увидели в Эль Греко одаренную, непонятую душу, создавшую великое искусство, опередившее свое время. Некоторые даже называли его предшественником самого романтического движения.
К девятнадцатому веку творчество Эль Греко было полностью признано всеми, включая художников, критиков и любителей искусства, навсегда закрепив его имя в мировом пантеоне поистине великих, влиятельных художников.
В 2014 году Греция отметила «Год Эль Греко» в память о своем блестящем, дальновидном мастере масляной живописи, спустя 400 лет после его смерти. Многие из его важных работ сегодня можно увидеть в мадридском музее Прадо.
Иллюстрация – «Портрет старика» Эль Греко, предположительно автопортрет, 1595 год.