Главная История и География Моджадид, но не только. Размышления о Мирзе Гуламе Ахмаде (1835-1908) – Мессия- Махди

Моджадид, но не только. Размышления о Мирзе Гуламе Ахмаде (1835-1908) – Мессия- Махди

через Исмаил
0 комментарий 56

Вплоть до 1889 г Мирза Гулам Ахмад не принимал обета верности (баия) от своих последователей и продолжал служение как «моджадид» не более того. В марте 1889 г он прибыл в город Лудиану и призвал верующих вступать в его джамаат. 23 марта состоялось принесение первых баиа. При этом все эти последние годы у Мирзы Гулама было острое душевное ощущение того, что он свыше предназначен к чему-то такому, что превосходит рамки призвания традиционного «моджадида». В 1885 г он так писал одному из своих ближайших сподвижников, одним из первых давших обет верности, врачу Нур-уд-Дину: « … я назначен Богом постараться в духе Пророка-Мессии из Назарета реформировать человечество посредством совершеннейшего смирения, кротости, мягкости и заботливости и указать прямой путь не ведающим о Нем, шагая которым они достигнут истинного спасения и –уже в этом мире- увидят знамения небесной жизни и светлые лучи приятия и любви».
Рубежным для призвания Мирзы Гулама Ахмада ( и не побоимся сказать всей истории ислама) стал в1890 г. Тогда Мирза Гулам Ахмад заявил в своих книгах «Фатх-и- ислам» (Победа ислама) и Таузих-и- марам (Объяснение целей), что Иисус-Иса не жив на небесах, откуда вернется в конце времен, у мер физической смертью. Он также объявил, что именно Он, Мирза Гулам Ахмад есть тот Божественный избранник, который должен прийти в мир «в духе Исы-Иисуса». «Мессия, сын Пророка мертв. Ты и есть тот, кто явился в его духе, в соответствии с обещанием. А обещание Бога исполняется непрестанно – так излагает сам Мирза Гулам это откровение в книге «Фатх-и-ислам».
Также основатель ахмадийята провозгласил, что он является таким образом «махди» для мусульман, «машиахом»- Мессией для христиан и иудеев, а также аватаром (воплощением) индуистского божества Кришны.
Как мы уже указывали, в нашу задачу не входит написание биографии Мирзы Гулама Ахмада, ибо она (точнее они) уже написаны и очень основательны. Наша задача в другом – размышления над его личностью и идеями в свете истории, идей других религий, и немного – собственных размышлений и выводов автора этих строк. Поэтому по размышляем над только что описанным и поистине ключевым моментом в жизни и призвании «Пророка из Кадиана».
Предание о вознесенном на небеса в теле и живым пророке Исе – внекораническое, а как известно, для любого мусульманина высшим авторитетом является все-таки Слово Божие зафиксированное в Священном Коране. Здесь многоа атов демонстрирующие необычные для простых людей особенности личности Иисуса-Исы. Но одновременно другие аяты да и весь контекст священного Корана предостерегает уверовавших от чрезмерности в почитании и «обожении» пророков и других персонажей духовной истории человечества.
Предание о вознесении Исы-Иисуса живым на небеса основывается на трех аятах Корана: «И за их неверие и высказывание их великой клеветы на Марьям. И за их высказывание: «Поистине, мы убили Мессию, Ису, сына Марьям, Посланника Аллаха!» Но они его не убили, и они его не распяли, но однако это лишь им показалось. Воистину, те, которые расходятся во мнениях по этому поводу, находятся в сомнении и не ведают ничего о том, а лишь следуют за догадками. Поистине, те, которые разногласят относительно этого, однозначно в сомнении об этом. Нет у них об этом никакого знания, кроме следования за предположением. И не убивали они его достоверно» (4:156-157). И еще один аят. « Вот сказал Аллах: О, Иса. Я упокою тебя и вознесу тебя к Себе. Я очищу тебя от тех, кто не уверовал, а тех, кто последовал за тобой возвышу до самого дня Воскресения над теми, которые не уверовали. Затем вы вернетесь ко Мне, и Я рассужу между вами в том, в чем вы разошлись во мнениях» (Коран 3:55).
С аятами о том, что Иса-Иисус чудесным образом и промыслом Всевышнего Аллаха избежал позорной смерти на кресте, полностью согласны все мусульмане. Однако непосредственное прочтение 55-го аята суры «семейство Имрана» подтверждает, что ее толкование, как обоснование для вознесения Исы живым на небо и последующем возвращении, как говорят юристы, слишком «расширительно» и потому не обосновано. Из текста прямо следует, что Иса пережил физическую смерть, а душа его вознеслась к Богу и находится там в самом тесном общении с Ним. Также Всевышний говорит Исе в этом аяте, что он таким же образом вознесет последователей этого пророка над теми, кто отвергал его. И только после Дня воскресенья (Судного дня или Дпя Предстояния (яум аль-кыяма), когда, согласно традициям монотеистических религий произойдет телесное воскречсение людей и воссоединение тел с душами., аллах Всевышний непосредственно Сам рассудит верующих и неверующих.
Провозглашение Мирзой Гуламом Ахмадом самого себя Махди, Мессией-Машиахом, и даже реинкарнацией Кришны, так же было и остается «аргументом» критики для противников и оппонентов ахмадийята. Но их ошибка в том. что они понимают это слишком буквально, утверждая, что «махди из Кадиана» считает себя новым физическим воплощением Исы, Кришны и даже Пророка Мухаммада. Но никогда ничего подобного Мирза Гулам не утверждал и не говорил. Он говорил о себе лишь как о «явителе в духе» прежних пророков и мессианских личностей, то есть как сохранивший во всей целости проповеданные ими идеи и мысли, но применяющий их уже в совершенно новую эпоху, время кардинально изменившегося мира.

Не касаясь подтверждений мистических и вполне материальных мессианско-махдистского призвания Мирзы Гулама Ахмада отметим только следующее. Всю духовную историю в религии Единобожия Мессия-Машиах представлялся как некий монарх-освободитель во главе огромного войска своих последователей, либо как некая персона наделенная почти. Кроме того, во времена Мирзы Гулама Ахмада у всех на слуху было махдистское восстание в Судане (кстати. в момент объявления Мирзой Гуламом о своем предназначении еще продолжавшемся) со всей его жесткой спецификой. Между тем изначально это не царь-освободитель от гнета, а учитель -наставник, наставляющий верных от имени и по вдохновению Бога. Само слово махди, происходит от слова «хада» наставлять и означает человека, наставляемого самим Богом, который в свою очередь наставляет своих последователей. Только в отличие от «моджадида», Всевышний посылает «Махди» тогда, когда необходимо было решить задачу , что называется, жизни и смерти, причем мирового в рамках определенного исторического периода, масштаба. Так было во времена Исы-Иисуса, когда языческий Рим, сделавший себе богами идолов и своих смертных монархов, им подмял под себя иудеев, следующих и поклонявшихся Единому Всемогущему Богу. Так было во времена Пророка Мухаммада, когда изначальное чистое Единобожие было искажено языческим синкретизмом тогдашних мекканцев, что привело к «загрязению» не только подлинного послания веры, но и нравов и обычаев тогдашнего аравийского народа. Так было и в эпоху Мирзы Гулама Ахмада, когда, как мы уже отметили выше, от ислама как веры осталось, что называется, одно название и эта религия стояла у последней черты для своего живого существования.
Всю дальнейшую свою жизнь, вплоть до кончины в 1908 г Мирза-Гулам Ахмад посветил проповеди ислама и отстаивании его принципов в полемике с воинствующими и изначально враждебными исламу последователями христианства и индуизма. Эта работа зафиксирована в многочисленных трудах «махди». При этом нужно заметить, нигде нет ни одного отклонения от духа и буквы Священного Корана и Сунны Пророка, что отмечали и отмечают даже противники ахмадийята. И второй момент – Мирза Гулам Ахмад заложил основы халифата, как наднационального, надгосударственного объединения мусульман, воглавляемого жалифом – не монархом, а напреемником Пророка, осуществляющим исключительно духовное руководство мусульманами на основе аутентичных и изначальных принципов религии ислама. Таким образом, «халифат» перестал быть, тем, чем он был большую часть своей истории в противовес изначальной идее устройства уммы, а именно – «малякятом», наследственной монархией, связанной с определенным народом и страной. И Мирза Гулам Ахмад не только провозгласил халифат новых времен, но и сам, своей личностью и трудами, стал как бы «краеугольным камнем» продолжающегося строится вплоть до наших дней халифата. А ведь это все задачи, требующие воистину «мессианских» сил и возможностей.
Поэтому провозглашение самого себя «Мессией-Махди» Мирзой Гуламом Ахмадом оправдано и исторически, и духовно.
(Окончание следует)
Валерий Емельянов ИАЦ «Время и мир»

 

СВЯЗАННЫЕ ПОСТЫ

Оставить комментарий

Этот веб-сайт использует файлы cookie для улучшения вашего опыта. Мы будем считать, что вы согласны с этим, но вы можете отказаться, если хотите. Принимать