Главная История и География Время и мир народов: Эстонцы… Абхазии и абхазский националист эстонского происхождения

Время и мир народов: Эстонцы… Абхазии и абхазский националист эстонского происхождения

через Исмаил
0 комментарий 45

После окончания Кавказской войны (1864) и депортации большей части абхазского населения благодатные теплые земли Абхазии опустели. Это в свою очередь стимулировало переезд, в эти края греков, русских, молдаван, армяе, болгар, грузин(мегрел), немцев, а также эстонцев.

Эстонцы на протяжении веков были относительно оседлыми крестьянами. Вплоть до середины девятнадцатого века эстонская диаспора составляла всего три-четыре процента от всего населения, и из тех немногих поселенцев, которые у нее были, большинство жило в России. Одной из причин небольшого числа эстонцев, проживающих за пределами своей этнической среды обитания, было крепостное право. В результате иностранного завоевания, произошедшего в XIII веке, население Эстонии попало в рабство, а земля, которая была основным средством производства и источником работы в аграрном обществе, оказалась в руках высшего класса, имевшего иностранное (в первую очередь немецкое) этническое происхождение. После Великой Северной войны (1700-1721) Эстония перешла под власть российского царского государства. Хотя крепостное право в Эстонии было отменено в период с 1816 по 1819 год и крестьяне больше не жили в рабстве в самом узком смысле этого слова, земля оставалась собственностью владельцев поместий, и крестьяне по-прежнему были вынуждены работать на полях владельцев поместий, чтобы выжить. Кроме того, их передвижение было ограничено границами провинции. Эстонским крестьянам не разрешалось становиться землевладельцами до середины девятнадцатого века, когда новые законы о крестьянстве впервые стали разрешать владение собственностью. В то же время новые законы о крестьянстве также предоставляли крестьянам возможность эмигрировать.

Эмиграция из Эстонии происходила тремя волнами. Первая из них был в Крым и Самару, начавшийся в 1850-х годах и продолжавшаяся в последующие десятилетия. Вторая волна, в ходе которой люди переселились на Кавказ, в центральную часть России и в Сибирь, пришлась на 1880-е годы, а третья, на Северо-запад России и в Сибирь, продолжалась с 1907 по 1910-е годы.

Основным фактором притяжения, благоприятствовавшим миграции, была поселенческая политика российского государства во второй половине девятнадцатого и начале двадцатого веков. В первой половине девятнадцатого века территория империи расширилась почти на двадцать процентов.

За политикой колонизации стояло несколько мотивирующих факторов. С одной стороны, правители руководствовались чисто колониалистским стремлением закрепить свою власть на новых территориях, а с другой – переселение выступало в качестве клапана для ослабления демографического давления в густонаселенных районах других регионов государства. Массовая миграция из европейской части России могла начаться только после принятия в 1861 году закона, освобождавшего крестьян страны от крепостной зависимости.

Однако крестьяне Эстонской и Лифляндской губерний, которые к этому времени уже несколько десятилетий были свободны от крепостного права, получили возможность мигрировать еще раньше.

Первые эстонские поселения в Абхазии

В 1880-х годах в Абхазии было основано несколько эстонских деревень, которые в то время были разделены между двумя районами: Верхняя и Нижняя Линда и Эстония в Сухумском районе и Салме и Сулеви в Сочинском районе. Эстонцы также проживали в городах Сухум и Гагра. К концу 1886 года в Сухумском и Черноморском округах проживало 846 эстонцев. (в 1926 году на территории Абхазии проживало 1633 эстонца, в 1939 году – 2282).

Традиционно в Эстонии крестьяне выращивали рожь, ячмень, пшеницу и овес. Климатические условия и рыночная ситуация на Кавказе привели к изменениям в средствах к существованию. Традиционные сельскохозяйственные культуры были заменены кукурузой в конце 19 века. Когда в начале 20-го века цены на кукурузу на мировом рынке упали, основное внимание теперь было сосредоточено на выращивании фруктов. Основными продуктами в эстонских поселениях Сухумского района были персики, в Сочинском районе – черные сливы. Позже начали выращивать и табак.

В эстонских деревнях кипела культурная жизнь. В поселениях существовали хоры и духовые оркестры, даже в 1914 году в Сухуме был организован фестиваль эстонской песни, который также посетили исполнители из других эстонских поселений и с родины – Эстонии.

Большинство эстонцев в Абхазии были членами лютеранской церкви. Культурные связи с Эстонией были активными: газеты из Эстонии заказывались в эстонские населенные пункты, из Эстонии приезжали школьные учителя. Помимо преподавания, задачей школьных учителей было также популяризировать культурную жизнь в эстонских поселениях. Одним из активных школьных учителей, который организовывал культурную жизнь в обществе эстонских поселенцев, укрепляя их связи с родиной Эстонией и организовав сеть корреспондентов для сбора фольклора и записи воспоминаний в своих деревнях, но который также сыграл определенную роль в политической жизни Абхазии, был Август Мартин, школьный учитель в эстонское поселение Верхняя Линда.
Август Мартин (1893-1982) в Абхазии
Мартин прибыл в Абхазию в 1915 году, после того как ему было запрещено работать школьным учителем в Эстонии по политическим мотивам. Как активный человек, Мартин организовывал культурную и экономическую жизнь эстонцев в деревне Верхняя Линда и Сухуме. С 1916 года он был членом правления Эстонского экономического общества в Сухуме, а также председателем образовательного общества деревни Верхняя Линда. В 1917 году он был избран председателем совета эстонских поселений на Южном Кавказе.

Август Мартин

Август Мартин

Время революций и гражданской войны в России имело большое значение в приграничных странах. Эстония завоевала свою независимость в 1918 году, в Абхазии национальная независимость , которая была утрачена в 1864 году, была восстановлена в том же году. Но грузинские меньшевики аннексировали территорию Абхазии в 1918 году. Выборы в третий состав Абхазского народного совета состоялись в начале 1919 года. Эстонские поселенцы, жившие в трех деревнях Сухумского района, выдвинули свой собственный список кандидатов. Августу Мартину удалось быть избранным в Народный совет Абхазии при поддержке не только эстонцев, но и других людей. Он сформировал отдельную фракцию колонистов из одного члена, которая сотрудничала со сторонниками независимости Абхазии в оппозиции в Народном совете Абхазии (весной 1919 года переименованном в Народный совет Абхазии). Из-за своих проабхазских мыслей и деятельности в Абхазии, которая с лета 1918 года была оккупирована грузинскими боевиками, Август Мартин нашел единомышленников среди абхазских патриотов, но яростных противников среди грузинских меньшевиков, которые сформировали парламентское большинство. Министр внутренних дел Грузии Ной Рамишвили оказал давление на Мартина, чтобы тот пересмотрел свои политические взгляды. Но ему не повезло. Август Мартин продолжал поддерживать стремление абхазского народа к суверенитету.

Депутатское удостоверение Августа Мартина

Народный совет Абхазии был распущен в марте 1921 года, когда большевистские войска вторглись в Абхазию и была провозглашена Советская власть. Август Мартин уехал из Абхазии в Эстонию в мае 1921 года и продолжал работать школьным учителем. В 1920-30-е годы отношения между Советским Союзом и большинством его приграничных государств были плохими по идеологическим причинам. Из-за закрытия границ контакты были практически прерваны. Следующий визит Августа Мартина в Абхазию состоялся в 1958 году. Только сейчас ему стало известно о том, что некоторые из его хороших коллег по Народному совету Абхазии были убиты в годы Большого террора 1930-х годов.

Эстонцы в Абхазии в годы Большого террора (1937-1938)

В 1930-е годы советские власти проводили массовые репрессии. Подавляющее большинство репрессий было осуществлено в ходе так называемых массовых операций, которые проводились вне поля зрения общественности. Массовые операции в первую очередь означают „национальные операции“ и «кулацкие операции». В ходе кулацких операций, где социальное происхождение людей было решающим фактором, НКВД Грузинской ССР арестовало и осудило 55 эстонцев, из них 37 человек были приговорены к смертной казни и 18 человек были отправлены в тюрьму. В ходе общенациональных операций 16 эстонцев были осуждены, 11 из них были расстреляны, а 5 отправлены в тюрьму. В дополнение к решениям “тройки” существовали так называемые сталинские списки, в которых фигурировали представители царской эпохи, а также советской элиты.

С мая 1937 по ноябрь 1938 года шесть эстонцев были внесены в сталинские списки в Грузинской ССР, и все они были приговорены к смертной казни. Эстонцев обвиняли в действиях против коллективизации сельского хозяйства, антисоветской пропаганде и связях с их родиной, Эстонией. НКВД сфабриковал обвинение эстонцев в Абхазии в создании контрреволюционных организаций в их селах. Согласно обвинениям НКВД, в войне, которая предположительно должна была начаться в ближайшем будущем, члены эстонских контрреволюционных организаций были готовы организовать восстание в эстонских населенных пунктах и поддержать интервенцию западных армий в Абхазию путем диверсионных актов и передачи информации западным вооруженным силам.

Людям, ставшим мишенями национальных операций, в основном предъявлялись обвинения в шпионаже в пользу стран их происхождения. „Раскрытие“ немецко-эстонской шпионской сети было инсценировано в Абхазии летом 1937 г. В ходе „операции по раскрытию“ НКВД были арестованы 63 человека. Арестованным были предъявлены обвинения в долгосрочном шпионаже в пользу Германии и/или Эстонии – местные немцы шпионили главным образом в пользу Германии, а эстонцы – в пользу Эстонии, но некоторые лица были объявлены шпионами обеих стран. Как было показано, большинство осужденных эстонцев были казнены.

Некоторые эстонцы были приговорены к тюремному заключению; однако во многих случаях тюремное заключение могло быть приравнено к смертной казни, поскольку лишь немногие эстонцы вернулись из лагерей для военнопленных в свои родные деревни. Элита эстонцев в Абхазии была уничтожена в ходе кулацких и национальных операций, которые проводились параллельно. Это были люди, которые уже в царскую эпоху способствовали местной эстонской экономической и культурной деятельности и поддерживали связи со своей эстонской родиной.

В конце Второй мировой войны, в 1944 году, Советский Союз аннексировал Эстонию. Как и в царские времена, Эстония и населенные пункты ее восточной диаспоры вновь стали частью одного государства. В последующие десятилетия многие эстонцы репатриировались из Абхазии в Эстонию.

Контакты между Эстонией и Абхазией были тесными – несколько эстонских учреждений и предприятий имели базы отдыха в Абхазии, некоторые даже в тамошних эстонских деревнях. Многие абхазо-эстонцы жили попеременно в Абхазии и Эстонии, многие из тех, кто жил в Абхазии, нашли рынок сбыта своей сельскохозяйственной продукции и цветов в Эстонии.

Грузино-абхазская война (1992-93) и эстонцы в Абхазии

Согласно записям опросов, которые эстонские исследователи из Тартусского университета, во время войны Грузия воспринималась как агрессивный и опасный сосед, и это отношение не изменилось и сегодня. Ключевое слово воспоминаний о войне – страх, то, что постоянно ощущалось во время перестрелок, ракетных обстрелов и бомбежек во время войны. Грузин обвиняют в агрессии, а абхазы и другие жители Абхазии, защищавшие свою родину, оправдываются в интервью. Повествование о борьбе за свободу, которое явно антигрузинское, отражено в рассказах тех, кто пережил войну.

Помимо прививаемого Абхазии исторического образа, который также пропагандируется средствами массовой информации, за относительно схожий тон воспоминаний отвечает и психологический фактор: когда говорят о прошлом, человек стремится примириться с ним. Личный выбор человека должен занимать логичное место в его биографии. Четверть века назад, когда люди делали свой выбор, они не знали, чем закончится война.

Во время войны эстонцам был предоставлен выбор между тем, чтобы остаться в Абхазии или уехать. Многие эстонские мужчины сражались с грузинскими захватчиками в составе батальона местных армян.

Как это обычно бывает в случае вооруженных конфликтов, война, разразившаяся между Грузией и Абхазией осенью 1992 года, также подняла тему беженцев. Точно так же, как Израиль эвакуировал евреев из Абхазии в Израиль, а Греция эвакуировала этнических греков в Грецию, Эстонская Республика решила эвакуировать эстонцев из зон военных действий в Абхазии. Это была первая гуманитарная миссия вновь независимой (1991) Эстонской Республики. 170 эстонцев и членов их семей, большинство из которых из Сухумского района Абхазии, были доставлены в Эстонию тремя рейсами (23-24 октября, 29-31 октября и 21-23 ноября). Общая координация спасательной операции была возложена на Эстонский миграционный совет, в то же время команда Спасательного совета выполняла большую часть фактической работы. Оба этих агентства только что были созданы и постарались показать себя в наилучшем свете в ходе операции. Сорок два из 170 эвакуированных, прибывших в Эстонию, были детьми, 20 – пенсионного возраста, остальные – трудоспособного. Это означает, что уезжали в основном молодые люди, в то время как пожилые люди в основном оставались дома.

Абхазские эстонцы в аэропорту в ожидании эвакуации-репатриации 90-е гг.

Таким образом, неожиданно возникла необходимость быстро разработать политику репатриации Эстонии. Операция привлекла большое внимание эстонских СМИ. Репатриация привела к необходимости создания условий проживания для эвакуированных лиц и потребовала наличия политики интеграции .

 

Общее число людей, прибывших в Эстонию из этого кризисного района, не ограничивалось теми, кто был эвакуирован в 1992 году. С начала кризиса в 1992 году по 2001 год общее число беженцев из Абхазии составило 570 человек, включая членов семей эстонцев. Это означает, что многие из этих лиц прибыли в Эстонию независимо от операции по эвакуации эстонского государства. Интервью, проведенные несколько лет спустя с эстонцами, переехавшими из Абхазии в Эстонию, показывают тот факт, что для них понятие дома больше ассоциируется с их родной деревней в Абхазии. Многие из них испытывали трудности с адаптацией и интеграцией в Эстонии. Некоторые из них позже вернулись в Абхазию, в свои родные села.
Сегодня большинство эстонцев в Абхазии проживают в двух деревнях Псоу [Псоу, эстонское название Салме] и Пшоухуа [Пшоухуа, эстонское название Сулеви] – в 2015 году официально насчитывалось 114 жителей. Бывшие эстонские деревни Верхняя и Нижняя Линда к настоящему времени исчезли. Последним ударом по деревням стала война 199
2-1993 годов. Эстонцы живут также в следующих городах: Сухум, Гагра и Агудзера. В деревне Допукет живет несколько эстонцев [Допукыт, эстонское название Эстонии].
Подготовил Иван Нелюбов

Фото:  Абхазские эстонцы в 40-е гг прошлого века

СВЯЗАННЫЕ ПОСТЫ

Оставить комментарий

Этот веб-сайт использует файлы cookie для улучшения вашего опыта. Мы будем считать, что вы согласны с этим, но вы можете отказаться, если хотите. Принимать