Главная История и География Кашира-городок, его городские и окрестные святыни. Заметки начинающего паломника

Кашира-городок, его городские и окрестные святыни. Заметки начинающего паломника

через Исмаил
0 комментарий 79

Кашира- город с древней истории, но на памятники и святыни, сохранившиеся до наших дней ему не так повезло, как скажем, находящимся практически в том же южном направлении от Москвы Серпухову и Коломне. И тем не менее, даже в дороге к этому , ныне неприметному городу, любопытствующую душу ждут даже по своему интересные открытия. В этом смог в минувшую субботу убедиться и автор этих строк, ездящий в паломничества вот уже второй год, но все еще остающийся в разряде начинающих.

Наша первая остановка по пути в Каширу- сельцо Вельяминово, ныне в Домодедовском районе. Когда-то оно принадлежало родовитой боярской фамилии Вельяминовых, потомки которых в советское время получили известность как актеры театра и кино. Но нас интересует не кинематограф, а небольшая сельская церковь, именуемая Спасо-Преображенская. Построена она в пореформенные 60-е гг. прошлого столетия на средства окрестных крестьян, в архитектурном отношении ничего выдающегося из себя не представляет. Как и многие другие храмы России в советские годы подверглась мерзости запустения и религиозная жизнь в ней возобновилась лишь в начале 90-х.

Спасо Преображенский храм в Вельяминово

Долгое время ее настоятелем был свящ .Леонид Григорьев, выходец из среды советских “духовных искателей». Может быть поэтому церковная жизнь при о. Леониде, была динамичной, деятельной и одновременно теплой и радушной, а, главное- искренней, как об этом вспоминают прихожане храма.

 

 

 

Могила о.Леонида в ограде храма

Но главные святыни храма- иконы Пресвятой девы Марии- Казанской и «Млекопитательнице».  Первая икона, современного письма, автором которой является бывший регент храма, неожиданно в Страстную пятницу 2000 г. оставила отпечаток изображений Богоматери и Младенца на стекле киота, после того, как до происшедшего он вдруг неожиданно потемнело и это потемнение нельзя было никак зачистить. Все это было зафиксировано. И сегодня, если подойти близко под острым углом к этому образу, который вместе с киотом заключен под еще одно стекло видны хотя и с трудом реальные контуры святого образа (автор готов это подтвердить). Тем не менее никакая фотография этого сейчас не передает, так как слищком темное второе стекло зеркально отображает то, что происходит в помещении храма, но никак не лик Богородицы.

Чудотворная Икона Казанская и темное стекло с отпечатком образа

Едем дальше. Нужно сказать, что стародавняя Кашира находилась на левом берегу Оки, однако позднее захирела, и в XVII веке было решено «перенести» город на правый берег , отстроив новую крепость и город, как часть пояса городов крепостей, защищавших Москву с Юга от набегов из так называемого «дикого поля». О прежнем городе сегодня напоминает разве что название существующего доныне села Старая Кашира.
Но там же на левом берегу, находится главная святыня каширской земли – Свято- Троицкий Белопесоцкий монастырь. Его история, как утверждают восходит к очень давним временам. Есть сведения, что в этих местах обретался и св. Сергий, игумен Радонежский, вынашивая, возможно, планы создания здесь общежитийной общины. Есть предание о том, что Сергий, проходя через эти места, тогда называвшиеся «белые пески» благословил окресности, сказав: здесь будет монастырь! Хотя есть некоторые предания и о том, что преподобному по каким-то причинам не удалось найти тогда общего языка с каширянами. Тем не менее, вплоть до наших дней, близ железнодорожной станции Акри ( что ныне в черте, составляющего единую агломерацию с Каширой города Ступино) сохранился источник св. Сергия, который, также как и в Радонеже забил после удара о землю посоха преподобного.

Вид Белопесоцкого мнастыря

В 1380 г. на ратное поле Куликово через эти места двигалось на битву с ордынцами хана Мамая, войско московского князя Дмитрия Иоанновича (пока еще не Донского). Святой Сергий тогда благословил князя на битву, предсказав ему милось Божия и помощь воинства небесных сил бесплотных. Летопись гласит, что 22 августа московское войско миновало старую Каширу и остановилась на отдых в «Белых Песках». Позже князем на этом месте будет построен «обетный» храм в честь победы на Куликовом поле.

Более-менее верифицированная история святой обители восходит к концу XV века и связана с игуменом Владимиром, пришедшим в эти места из Хутынского монастыря в Новгороде. Придя в Белые Пески, игумен возвел здесь небольшую деревянную церковь. Со временем сюда стали приходить и другие искатели без молвия и уединения в духе традиции, восходящей к преподобному Сергию. Владимир происходил родом из»меньших» бояр города Ржева. По некоторым данным родился в 1450 г и в миру носил имя Василий, в чин же монашеский был пострижен в Варлаамо-хутынской обители в Новгороде.

В те времена, хотя «великим стоянием» на Угре закончилось для Московской Руси татаро-монгольское иго, но спокойнее на южных рубежах не стало- начал «хулиганить» вассал турецкого султана крымский хан. И тогда великий князь Иван III , дальновидный политик и стратег решил построить цепь городов и монастырей-крепостей по южному рубежу Московского княжества, в те времена как разпроходившему по реке Оке. Одним из звеньев этой цепи и стал Свято-Троицкий Белопесоцкий монастырь До сих пор его окружает стена, имевшая явное военное значение. Предполагается, что и выбор Владимира как игумена был обусловлен тем, что он имел практическую военную подготовку и опыт, что было характерно для боярских родов тех времен, тем более, новгородского происхождения. Видимо при проектировании и строительства монастыря-крепости был учтен опыт рыцарских замков Ливонии с которыми новгородцы были знакомы.

Именно при Владимире был построен первый надвратный храм Николая Чудотворца, фрагменты которого сохранились среди более поздней части монастырской колокольни.
Почил игумен Владимир в 1522 г. Считается, что он погребен по алтарем самого древнего на территории обители храма св. Троицы под алтарем. Однако его мощи по-видимому до сих пор содержатся «под спудом» и пока что не определены. И сегодня справа от троицкого храма сооружена чесовня-кенотаф, где верующие и паломники совершают память преп. Владимира. «Неформально» он был признан святым еще в XVII веке. В 1998 г его канонизация была подтверждена благословением митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия. Помимо Троицкого храма в обители построены также уже вXIX веке храмы Сергия Радонежского и Усекновения главы св. Иоанна Предтечи. Главная святыня обители- икона «Утоли моя печали»

Белопесоцкий монастырь изнутри справа храм Усекновения главы Иоанна Предтечи
К XVIII веку обитель захирела и после «монастырской» реформы 1764 г, проведенной Екатериной II лишился всех своих угодий. Возрождение монастыря произошло уже в XIX столетии стараниями энергичного московского митрополита Платона (Левшина). Обитель была отстроена заново, появилось также два новых, упомянутых выше храма. В обители возобновилась традиция старчества, известны имена таких старцев как иероионах Виссарион, который окормлял возникший также в позапрошлом столетии Никитский женский монастырь в г. Кашире. Известны такие имена белопесоцких старцев как Феодосий, Тихон, Зосима (Рожаев), бывший в XVII веке игуменом монастыря.

Троицкий собор. Нынешний вид обрел в XVII веке изумительное сочетание московского церковного зодчества и своего рода “предбарокко”

 

В 1918 г вскоре после революции монастырь закрыли, а в 1922 г передали историческому музею. Службы в монастырских церквах продолжались вплоть до 1933 г.

В советское время здесь были стекольная фабрика, а Троицкий собор стал клубом. Позднее здесь была тюрьма предварительного заключения, потом пионерский лагерь. После войны монастырские помещения отдали под склад, а позднее разместили автоколонну.

Во второй половине 80-х годов в пришедшем в окончательное запустение монастыре начались реставрационные работы. Однако для того, чтобы создать на его территории…. центр отдыха сугубо секулярного характера. Понятно, что учитывая особенности культуры отдыха советских дюдей врядли бы после роеставрации его ждала более завидная сульба чем тогда, когда он был стеклозаводом или тюрьмой. Лишь позднее было принято решение о передаче монастыря церкви и 19 июля 1992 г, в день обретения мощей преподобного Сергия Радонежского в монастырском храме состоялось первое богослужение. В мае 1993 г обитель была возрождена как женская. Сюда были переведены сестры из Новоголутвинского монастыря. Игуменьей стала инокиня Мария (Баранова)
Но как-то так получилось, что женский клир монастыря оказался не очень чутким к «миру». Прихожан и паломников здесь часто встречали по принципу: « Че пришел? Ходют тут всякие», а врата обители большую часть времени украшал неснимаемый замок. В январе 2004 г. инокиня Мария и еще 12 монахинь перешли в старообрядчество и основали обитель в Боровске. В 2009 г митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием игуменьей монастыря была назначена Агния (Сударикова) ранее бывшая насельницей серпуховского владычного монастыря. Монастырь стал вновь активно открытым, что называется граду и миру.

Игуменья-матушка Агния
После посещения обители, мы направились в Каширу, вид на которую открывался уже из Белопесоцкого монастыря. Кашира действительно оказалась заурядным «уездным « городком», в котором нас, однако, ожидали отнюдь не заурядные встречи с церковной и не только историей и традиции. Поэтому, чтобы не смешивать очень разноплановые впечатления о Кашире- в окончании наших заметок.
(окончание следует)
Иван Нелюбов, начинающий паломник.

 

СВЯЗАННЫЕ ПОСТЫ

Оставить комментарий

Этот веб-сайт использует файлы cookie для улучшения вашего опыта. Мы будем считать, что вы согласны с этим, но вы можете отказаться, если хотите. Принимать