Главная История и География Справедливость требует независимости арабских земель: речь Хазрата Второго Халифа-Обетованного реформатора по всеиндийскому радио на фоне беспорядков в Ираке в 1941 году

Справедливость требует независимости арабских земель: речь Хазрата Второго Халифа-Обетованного реформатора по всеиндийскому радио на фоне беспорядков в Ираке в 1941 году

через Исмаил
0 комментарий 53


В 1941 году, во время Второй мировой войны, Ираку пришлось столкнуться с серьезными потрясениями, когда Рашид Али аль-Гайлани – бывший премьер-министр Ирака (1892-1950), Мохаммед Амин аль-Хусейни – великий муфтий Иерусалима (1895-1974) и их единомышленники инициировали хаос и беспорядки в стране. Это было 1 апреля 1941 года, когда вспыхнуло восстание против пробританского правительства Ирака при поддержке держав пронацистской «Оси» во время Второй мировой войны. Это широко известно как «переворот Рашида Али аль-Гайлани» или «переворот на Золотой площади». Эта ситуация поставила под угрозу безопасность и покой священных мест мусульманского мира. (История еврейско-мусульманских отношений: от истоков до наших дней, [ред.] Абдельвахаб Меддеб и Бенджамин Стора, издательство Принстонского университета, 2013, стр. 349-356)

В свете этих событий Хазрат Обетованный Реформатор, Мирза Башир-уд-Дин Махмуд Ахмад, выступил с речью на Всеиндийской радиостанции, которая также транслировалась со станций в Дели и Лакхнау. Объявление о предстоящем выступлении было размещено в печатных изданиях

Прежде чем перейти к деталям выступления Хазрата Обетованного Реформатора, приведем выдержку из газеты Riasat (Дели), в которой высоко оценивалась речь Хузура и объяснялось, как это было лучшим решением данной проблемы:

«Самым слабым аспектом порабощенной страны или нации является то, что ее народу не хватает моральной правдивости и мужества, и такие черты, как лесть, ложь и трусливость, становятся среди них более очевидными. Иракца Рашида Али нельзя назвать предателем страны – независимо от того, неправ он с британской точки зрения или его борьба против британцев неуместна – он борется за политическую свободу своей страны. Но посмотрите на [моральный] облик руководства нашей порабощенной страны и глав ее государств: кто бы ни говорил о ситуации в Ираке, он называет Рашида Али предателем. Более того, любой лидер, который делает заявление о войне, начинает его с объявления Рашида Али предателем, а затем продолжает свое заявление. Из-за порабощенного мышления [моральный] облик этих лидеров и глав государств деградировал настолько, что они рассматривают неправомерную лесть [Запада] как хорошую услугу стране или правительству. Напротив, в присутствии такой невежественной лести со стороны руководства страны и глав государств моральное мужество, великий характер и честность религиозного лидера Ахмадийского джамаата Кадиана были бы восприняты с большим интересом и удовольствием, которые он выразил во время выступления по радио на прошлой неделе». (“Риасат” из Дели, 2 июня 1941 г., стр. 10)

Во время своего выступления Хазрат Обетованный Реформатор сказал:

«Нынешнее прискорбное восстание в Ираке, естественно, вызывает глубокую тревогу у мусульман всего мира, включая мусульман в Индии. Багдад, который является столицей этой страны, Басра – ее главный порт, и Мосул – центр ее нефтедобычи – это названия, с которыми мусульманин знакомится с раннего детства. Период Аббасидов с его великими научными и культурными достижениями, естественно, ценится мусульманами как гордое и приятное воспоминание; но “Алиф Лайла”, книга, которая является лучшим другом детей, интересующихся изучением арабской литературы, придала этим древним городам особый шарм. В тот момент, когда они закрывают глаза и дают немного поиграть своему воображению, перед ними встают магистрали Багдада, переулки Басры и караван-сараи Мосула, такие яркие и реалистичные, как будто всю свою жизнь они прожили среди этих сцен».

«Говоря о себе лично, я могу сказать, что во времена моего детства Багдад и Басра привлекали меня гораздо больше, чем Лондон и Париж; ибо, хотя последние два в то время были для меня едва ли чем-то большим, чем пара географических названий, заключенных в клетках моего мозга, бывший на крыльях моего воображения, казалось, облетел весь мир. Связь, возникшая из восторга, который вызывали у нас рассказы об этих городах, когда мы были детьми, укрепилась, когда, повзрослев, мы узнали о великих имамах в области хадисов и фикха – Ахмаде ибн Ханбаларе, Абу Ханифаре и Абу Юсуфе, о великих суфиях – Джунейде Багдади и других. Шибли и Сайеда Абдул Кадира Гилани, а также множества великих ученых, историков, литераторов, государственных деятелей и великих королей – таких, как Абдур Рахман Ибн Кайим, Низам-уд-Дин Туси, Аль-Мубарраз Себуа, Джарир и Аль-Фараздак в области литературы, великий Гарун ар-Рашид и его столь же выдающийся сын, Мамун. Это драгоценные камни, добытые Ираком, которые до сих пор вдохновляют наши умы и разжигают воображение».

«Когда сцены и места, связанные с такими ценными воспоминаниями о славном прошлом, стали ареной самых опрометчивых политических беспорядков, как мусульмане могли не почувствовать глубокую боль из-за этого? Когда священные мавзолеи над останками этих героев, вдвойне священные для нас, потому что мы также связаны с ними духовными узами, подверглись ужасному разрушению в результате современной тотальной войны, как мы могли оставаться равнодушными»

«В Ираке находятся священные места как для мусульман-суннитов, так и для мусульман-шиитов; более того, эта страна расположена в самом сердце мусульманского мира, поэтому ее процветание и мир являются заветным желанием каждого мусульманина. Но эта дорогая земля теперь подвержена ужасам войны, опустошение которой в других странах разрывало наши сердца, даже когда между нами и ее жертвами не было особой связи. Перед лицом этой опасности мусульмане не могут молчать, и, действительно, они не молчат по этому поводу. Во всем мире они выражают глубокую тревогу, гложущую их сердца, и их опасения по поводу этой прискорбной ситуации полностью оправданы. Ибо война, в которой до сих пор ожидалось решение в африканской Сахаре и в водах Средиземного моря, должна теперь вестись на полях, где приливы и отливы сражений будут протекать на ничейной земле над мусульманскими домами. Наши мечети и внутренние дворы наших жилых домов теперь стали бы редутами, на которые война изольет всю свою ярость».

«Больно осознавать это, но из-за прискорбного отсутствия дальновидности со стороны нескольких иракских лидеров в этом не было необходимости. Прискорбно, что эти лидеры, прежде чем они решили поднять это восстание, не остановились, чтобы принять к сведению тот факт, что в случае со всеми теми странами, которые Германия до сих пор захватывала, она не дала свободы ни одной; что она только заковала их в свои собственные кандалы и была удерживая их на месте. Если бы шейх Рашид Али аль-Гайлани и его друзья не объединились с Германией, опасность для мусульманского мира не возникла бы».

«В результате этого восстания Турция оказалась в окружении; война подступила к самым порогам Ирана; а что касается Сирии, то эта страна сейчас находится на прямой линии конфликта; Ирак стал эпицентром войны; в то время как со скоростью, с которой надвигается буря, Афганистан не так уж далек от его досягаемости. Таким образом, величайшая опасность заключается в том факте, что фурии войны сейчас витают на самых границах мест, которые для нас гораздо дороже, чем наши собственные родные земли, наши жизни и наша честь. Наши священные места, которые не охраняются никакими крепостными валами и которые, с точки зрения материальных средств, вообще не имеют защиты, теперь полностью подвержены опасности. Эти тонкие стены, к которым с невыразимой любовью прильнули наши сердца, где бы мы ни находились, теперь находятся в зоне досягаемости пикирующих бомбардировщиков и фугасных ракет, одно попадание которых может разрушить до основания каменные укрепления».

«Все это произошло из-за ошибки нескольких наших собственных братьев, потому что до того, как в Ираке начались беспорядки, фронт войны находился за сотни миль от этих мест. В этих обстоятельствах долг каждого мусульманина – попытаться пресечь зло, пока оно еще находится в зародыше. У нас все еще есть шанс отодвинуть театр военных действий до того, как он успеет полностью развернуться, поскольку немецкие и итальянские войска до сих пор не проникли в Ирак сколь-нибудь значительными силами. Если бы врагу удалось закрепиться более надежно, наша задача была бы не так проста, и пламя войны одним большим скачком распространилось бы по всей аравийской пустыне».

«С этим злом невозможно адекватно бороться, просто осыпая оскорблениями шейха Рашида Али и муфтия Иерусалима: мы не можем потушить этот пожар, просто назвав их предателями. Я не знаком с шейхом Рашидом, но я знаю муфтия лично». [Муфтий пригласил Хузурру на чаепитие в свой дом 2 августа 1924 года, в то время как Хузурра посетил Палестину в 1924 году. (Аль Фазл, 4 сентября 1924 г., стр. 3)] […]

Амин аль-Хусейни | встречается с Гитлером
«Объяснение его враждебности по отношению к Британии не следует искать в предположении, что он был подкуплен Германией. Его несогласие проистекает из того факта, что он считает, что обязательства, данные арабам союзниками в ходе войны 1914-1918 годов, не были должным образом выполнены. Если мы будем упорствовать в том, чтобы просто выплескивать свой гнев, обзывая этих людей по именам, то те, кто их уважает, этим только разозлятся. […] Поэтому, чтобы уберечь от этой возможной, но опасной реакции тысячи и тысячи мусульман во всем мире, которые хорошо думают о шейхе Рашиде Али и муфтии Иерусалима и относятся к ним с уважением, мы должны позаботиться о том, чтобы держать свои чувства под контролем. Что бы мы ни говорили, нами должно руководить только желание исправить ситуацию: мы не должны позволять нашим чувствам по поводу масштабности проблем, стоящих на кону, выдавать нас простым выражением гнева в виде оскорблений».

«Мы должны помнить, что все, что нам необходимо осознать в связи с этим восстанием, – это то, что этот шаг со стороны шейха Рашида Али и его друзей поставил под серьезную угрозу спокойствие и умиротворенность священных мест ислама. У нас нет необходимости приписывать низкие и недостойные мотивы лидерам этого восстания. Мы не имеем на это права, и от этого нельзя ожидать ничего хорошего. В условиях этого кризиса мусульмане всего мира должны объединиться в борьбе за скорейшее восстановление мира в Ираке», и «это единственный способ удержать пламя войны на расстоянии от Мекки и Медины, от Турции, Сирии, Ирака и Афганистана».

«Сейчас не время для того, чтобы предаваться спорам или взаимным обвинениям: пришло время для быстрых действий. Каждый мусульманин должен, не теряя времени, предупредить своих соседей об опасности, нависшей над мусульманскими землями, чтобы все были готовы выполнить свой долг и принести все возможные жертвы ради общего дела”. Те, кто не в состоянии что-либо сделать, чтобы облегчить этот хаос“, должны склониться в молитве, чтобы Богу было угодно сохранить мир и благополучие мусульманских земель и открыть глаза нашим заблудшим братьям, чтобы они сами могли попытаться исправить вред, который, к сожалению, они причинили. были бы причиной».

“На мой взгляд, неприятности в Ираке произошли не только как резкий удар кнута, призванный пробудить у одних только мусульман адекватное осознание опасности, но и являются причиной серьезной тревоги для всех индийцев в целом, независимо от касты или вероисповедания, поскольку эти неприятности привели к войне недалеко от Индии. Эта страна сейчас уже не так безопасна, как раньше. Армия, удерживающая Ирак в своих руках, может легко двинуться прямиком в Индию либо через Аравию, либо через Иран. Следовательно, перед лицом этой опасности народ Индии должен преодолеть враждебность своих внутренних раздоров и объединиться, чтобы помочь Британии защитить страну, поскольку, поступая так, они помогли бы только себе.

«Возможно, шейх Рашид Али и его сторонники думают, что во время войны 1914-1918 годов арабов заверили, что по окончании войны им помогут в создании независимого арабского государства, но на самом деле произошло то, что арабские земли были разделены на четыре или пять частей; что Британия, без сомнения, предоставила Ираку определенную степень независимости, но остальные арабы тоже никоим образом не отставали в плане жертв во имя дела союзников. Если Британия в будущем возьмет на себя обязательство предоставить независимость и другим арабским странам, тогда, я уверен, мусульманский мир, как один человек, будет стремиться уберечь свои земли от войны. Рискну предположить, что косвенная выгода от этого для Британской империи была бы немалой».

«В конце этой войны должен быть решен вопрос не только о независимости Чехословакии и Польши, но и арабских земель. Этого требует справедливость: и я уверен, что, выполнив это требование справедливости, Британия стала бы намного могущественнее, чем раньше». (“Обзор религий”, том 40, июнь 1941 г., стр. 218-223 [Под редакцией Аль Хакама])

Фото Вид Багдада 40-е гг.
http://Al-Hakam

СВЯЗАННЫЕ ПОСТЫ

Оставить комментарий

Этот веб-сайт использует файлы cookie для улучшения вашего опыта. Мы будем считать, что вы согласны с этим, но вы можете отказаться, если хотите. Принимать