Главная История и География Что такое «статус кво» на основании которого осуществляется управление христианскими святынями Иерусалима

Что такое «статус кво» на основании которого осуществляется управление христианскими святынями Иерусалима

через Исмаил
0 комментарий 29

В 1852 году османский султан Абдул Маджид II издал фирман (указ), предписывающий амиру (губернатору) Иерусалима и его совету, а также всем церквям не вносить никаких изменений в юридическое положение святых мест города. Этот указ стал известен как Статус-кво.

После этого указа члены христианских общин, имеющих права на базилику Гроба Господня, живут, празднуют, убирают, входят и выходят в соответствии с древними ритмами. Даже смена времени — с солнечного на летнее — не наступает в силу внутри базилики, оставляя промежуток времени на несколько месяцев внутри и снаружи знаменитой церкви.

Великий пост и Пасха, как правило, являются временами, когда точность определения времени проведения торжеств и различных литургий в святых местах, таких как Храм Гроба Господня, необходима, чтобы избежать нежелательных совпадений и сохранить приоритет над отведенными местами.

«То, что мы делаем сегодня, наблюдается, по крайней мере, с 1880-х годов, – сказал отец Афанасий Макора, американский монах-францисканец, который более 25 лет был секретарем Комиссии по сохранению статус-кво Святой Земли. – Обычно трудности возникают [с] паломниками, потому что вам трудно переходить из одного места в другое и при этом не опаздывать. Без паломников, как в этом году, должно быть легко, даже если очень грустно2.

Следующий год, по его словам, будет другим: «Нам предстоит тяжелая работа, потому что Пасха – будет водин и тот же день для католической и православной церквей. Это означает, что тысячи паломников соберутся вместе».

Что дает статус-кво?
Статус-кво касается владения и прав католической и православной христианских общин на важные святыни, включая базилику Гроба Господня, базилику Рождества Христова в Вифлееме, часовню Вознесения (которая принадлежит мусульманам) и гробницу Девы Марии в Иерусалиме. Нехристианские (иудейские) святые места, регулируемые статус-кво, включают гробницу Рахили в Вифлееме и Западную стену (Котель, или Стена Плача) в Иерусалиме.

«У каждой церкви есть своя комиссия и члены, которые всегда уполномочены собираться вместе, – объяснил Макора. В любом случае, главы церквей являются теми, кто отвечает за статус-кво».

В своей роли Макора принимает участие в соглашениях и переговорах между тремя христианскими церквями, ответственными за базилику Гроба Господня: Католической церковью (представленной Попечительством Святой Земли), Греческой православной церковью и Армянской Апостольской церковью.

На самом деле, есть пять общин, которые могут использовать помещения в базилике Гроба Господня, включая коптов и сирийцев, а также эфиопов, которые имеют права владения крышей и часовней, выходящей во внутренний двор. Но только католики, греческие православные и армяне имеют право принимать решения относительно ремонта и изменений в базилике.

«Османский мандат – это не кодекс, не свод правил, как многие считают, а указ, налагающий на нас запрет вносить какие-либо изменения, – сказал Макора CNA. Мы могли бы сравнить это с соглашением о прекращении огня между церквями».

Текст объемом около 1000 слов переведен на английский. «В нем нет подробностей, поэтому он не говорит о многих вещах, которыми мы живем сегодня», – сказал он.

Много лет назад, вспоминает Макора, «возник вопрос о том, какая община была ответственна за снятие обетных свечей с железных подставок, установленных вокруг гробницы Иисуса в конце дня. В [указе] об этом нет упоминания».

Вопрос был окончательно решен, когда железные опоры были сняты для проведения реставрационных работ в эдикуле в 2016-2017 годах.

Культовая лестница снаружи главного фасада также остается символом далекого времени.

«Лестница принадлежит армянам и показывает, что эта часть фасада является их собственностью, даже если причина, по которой она там находится, как бы затеряна в истории” – сказал Макора. “Я не думаю, что люди знают, почему она там сегодня … Я не думаю, что есть какая-либо причина оставаться там больше, поскольку это отвлекает от центрального повествования Церкви, то есть от смерти и воскресения Господа. Чтобы перенести это, армяне должны были бы согласиться. Вы можете внести изменения, если между тремя церковными общинами будет достигнуто соглашение2.

При каждом незначительном изменении или неожиданном событии три общины должны не только обращаться к прошлому (указу и более старым традициям), но и “обязаны” вступать в диалог, чтобы найти решения и соглашения для продвижения вперед. Примером могут служить различные структурные реставрационные работы, которые затронули базилику Гроба Господня в последние десятилетия, включая те, которые ведутся в настоящее время и затрагивают весь этаж базилики.

храм Гроба Господня-внутренний вид

Ремонтные работы оказали влияние на повседневную деятельность, такую как процессии.

Что касается передвижения францисканцев в базилике, Макора поделился: «Нам пришлось внести некоторые временные изменения, например, входить или выходить способом, которого обычно мы не делаем, или использовать другую лестницу. Все это необходимо обсудить. При обычных обстоятельствах изменения в маршруте были бы недопустимы. Я говорил об этом с другими руководителями, но это не проблема. Они поняли… Мы все вместе — вам просто нужно быть внимательными, быть осторожными, чтобы не сделать что-то, когда пришло время для другого сообщества; мы должны уважать друг друга, это основной принцип».

За 25 лет своей службы Макора видел взлеты и падения в отношениях между тремя общинами, ответственными за базилику Гроба Господня, а также с другими православными общинами, у которых есть свои собственные пространства и литургические моменты.

«Как правило, каждая община настаивает на своих правах, поэтому иногда отношения могут быть сложными, и со временем возникают некоторые вопросы. Но в целом наши отношения позитивны”. Многое “зависит от личностей глав церквей и их руководства», – добавил он.

Макора пережила очень трудные моменты, такие как «осада базилики Рождества Христова» и другие странные происшествия.

«Самой странной ситуацией была попытка восстановить туалеты в базилике Гроба Господня, потому что одна из общин пыталась использовать это как рычаг для чего-то другого, чего они хотели, своего рода шантаж».

Одно из самых ярких воспоминаний Макоры – визит папы Иоанна Павла II.

«Нам пришлось предпринять некоторые особые меры — например, полностью закрыть церковь, разрешить вход людям только по специальным разрешениям или билетам — и меры безопасности были усилены. Кроме того, это было в воскресенье, когда в других общинах тоже проводятся свои литургии. Это было нелегко, но сообщества проявили большое сотрудничество»

фото- Храм Гроба Господня в Иерусалиме
Сatholic News Agency

СВЯЗАННЫЕ ПОСТЫ

Оставить комментарий

Этот веб-сайт использует файлы cookie для улучшения вашего опыта. Мы будем считать, что вы согласны с этим, но вы можете отказаться, если хотите. Принимать